Турист ioan109
был 21 декабря 2012 1:35

Труднодоступная Европа

Польша Май 2011

Так уж исторически сложилось, что добрая половина населения приграничных с Польшей белорусских земель живет за счет того, что возит братьям полякам спирт, сигареты, солярку. Некоторые зарабатывают только этим, умудряясь, порой даже сколотить состояние. Долгое время я думал, что участь подобная минует меня, но все же «зацепило», и пришлось стать невольным соучастником подобного бизнеса.

Выезжать в Россию и Украину из Беларуси мне приходилось и ранее. Но эти страны у нас, как правило, не считаются зарубежом, так как визового режима с ними нет, а с Россией и границы то, собственно, нет. К тому же в подсознании народа до сих пор сидит определение «наши» — понятие, распространяющееся на все постсоветские республики. Таким образом на 28-м году жизни мне впервые пришлось столкнуться с процедурой получения Шенгенской визы и выездом в старушку Европу в лице Польского государства.

Процедура получения Шенгенской визы через польское консульство для белорусов почему-то долгое время оставалась трудной, то ли по причине огромного количества «соляровозов», то ли просто в силу бюрократии. Так или иначе, самому добиться чего-то в борьбе с консульством было безнадежно, так же как одному бороться против системы. Поэтому мной был избран традиционный путь — переплатить деньги, обратившись в туристическое агентство, которые всегда имеют особые каналы доступа к визовой кормушке.

В итоге месяц ожидания, потраченные 85 евро и виза у меня была на руках. Вот тут-то и начали открываться подводные камни. Виза «за покупками» которую делает большинство, была труднодоступна, поэтому я делал визу с целью пребывания «туризм». Про подтверждение моего пребывания из гостиницы меня предупредили в турагентстве и обещали помочь с бумагой за дополнительные несколько евро, дабы избавить меня от необходимости покупать тур. Но вот о том, что дата въезда и дата выезда должны быть разными, (в противном случае многократную визу могут и не дать) я узнал, только получив визу. И вот куда мне ехать, когда выехать нужно уже через несколько дней, где ночевать и что делать в соседнем государстве как минимум двое суток.

На помощь пришел друг, активно промышляющий вывозом сигарет в Польшу. Договорились, что я поеду на поезде, а он приедет за мной, переночуем в машине, а на следующий день продолжим путешествие. В итоге цель должна быть достигнута — въезд и выезд будут произведены в разные даты. Но по ходу возникла еще одна трудность. Выезд из Беларуси в Польшу на машине возможен не чаще, чем один раз в 8 дней — чтобы не возили так активно топливо. А у моего товарища восьмые сутки наступят только ночью, которую мне нужно провести уже в Польше.

В итоге вечером одного дня я отправляюсь на территорию соседнего государства в городишко под названием Тересполь, с населением около 6 000 человек. Поездка за границу, как и сама граница, если здраво рассуждать, выглядит комично. Мой дом находится с одной стороны границы в 10 минутах езды от нее, а Тересполь с другой стороны, также в 10 минутах езды.

Таможня на поезде проходится, как оказалось быстро. На польской стороне пограничники попросили открыть рюкзак, в котором лежали только запасные трусы, полотенце и ежедневник. Их удивление было сопровождено вопросом: «Сигареты, алкоголь?» Услышав отрицательный ответ, вроде хотят пропустить. Но снова спрашивают «куда пан едет?» Я заученно отвечаю, что в Закопане — горнолыжный курорт. Ответом мне следует продолжительное мычание, а потом снова вопрос: «А почему так мало вещей». Я снова без запинки отвечаю, что отстал от друзей, а те якобы меня ждут на польской стороне. Снова недоверие в пограничнике борется с желанием меня пропустить, и уже отходя в сторону и пропуская меня, он бросает коронный вопрос, к которому я тоже подготовился. «А зачем в Закопане? Снега же нет». На дворе стоит май месяц, а я еду якобы на горнолыжный курорт. Но и тут я быстро отвечаю: «Отдохнуть, подышать воздухом чистым». Все нападки сотрудника таможни разбиты в прах, граница пройдена.

Выйдя на польскую территорию я не увидел ничего сверхъестественного — ворота Европейского союза оказались обычным городом, мало чем отличающимся от моего родного. Ждать моего товарища, который приедет за мной после полуночи придется как минимум часов 5. Весь Тересполь за это время я обошел раза 3, несколько раз попадаясь на глаза местной полиции, которая на четвертый раз моего прохода по одним и тем же пустынным улицам меня бы точно приняла за иностранного шпиона. Поэтом продолжать ожидания я решил на вокзале. Зал ожидания оказался по европейски чистым и аккуратным. Но сидел в нем только я один. Пару раз приходили и уходили люди, а я все сидел и сидел. Сотрудники вокзала иногда недоверчиво выходили из-за угла и поглядывали на меня, потом скрывались за дверями служебных помещений.

Интересное чувство, сидишь вроде бы в другой стране, а на горизонте видны здания твоего родного города — другой страны, если хорошо крикнуть, то можно докричаться до своего дома. Тянет мобильный оператор твоей страны, без роуминга. Но при всем при этом ты как бы за границе, и чтобы вернуться назад нужно проходить ряд пограничных процедур. Чисто географически, если убрать границу до дома отсюда километра полтора не больше. От того, что люди зачем-то придумали границы становится грустно и в ночном ожидании в голову лезут всякие философские мысли.

В полночь мой товарищ стоял уже на границе, прохождение которой на автомобиле несколько дольше, чем на поезде. В итоге на вокзале в ожидании его я сидел до начала третьего ночи. Никогда еще я не был так рад видеть своего друга — частицу родины на такой близкой чужбине. Хорошо прогрев машину и перекусив, мы завалились спать на какой-то стоянке.

Утром я узнал еще одну новость. Оказывается он ехал не только за мной, а еще и вез с собой запрятанные в закромах машины сигареты. Поначалу я не придал этому значения. Напрягаться я стал позже, когда утром не удалось сдать товар. Агент, всегда принимавший сигареты отказался от именно такой марки, хотя по предварительному звонку накануне давал согласие. Бытует мнение, что в Тересполе все кому ни лень принимают сигареты, а потом белорусский табак гуляет по всей Европе. На практике найти таковых оказалось трудно, да и не пойдешь же в первый попавшийся дом предлагать купить сигареты. В такую же ситуацию попала еще одна машину, которая следовала вместе с моим другом — тоже начиненная сигаретами. В срочном порядке начался обзвон возможных людей, которые брали товар раньше, или могли бы взять.

Часа три-четыре было потрачено на безуспешные поиски. В последней надежде мы вернулись к самой границе. В ста метрах от таможенного терминала располагается средних размеров стоянка заполненная то-ли конфискованными, то ли битыми автомобилями, а на ней небольшой автосервис с двумя-тремя работниками. То, что они должны принять у нас товар, казалось очевидным. И действительно поляк Петер с радостью согласился принять у нас сигареты, узнав, что мы привезли целых 280 пачек, что стало для меня очередным шоком. В итоге мне еще пришлось стать участником процедуры разбирания машины и извлечения из тайников всех этих пачек. Первая поездка в Европу уже удалась на славу. Я разбираю машину с контрабандными сигаретами в ста метрах от таможни, почти на виду, будучи прикрыт несколькими машинами на стоянке. На счастье все прошло успешно.

Далее была поездка в еще один город, покупка дешевых продуктов и 8 часов стояния на границе в очереди по пути домой, куда без границы надо было бы ехать минут 15. Вот такая она труднодоступная Европа.