Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Турция Июль 2007

Вот и подходит к концу очередное лето. И на целый сезон дождей и метелей останутся только светлые воспоминания о жарком лете, палящем солнце и ласковом море… Поэтому озвучивание воспоминаний об этом приятном периоде жизни становятся просто-таки жизненной необходимостью! Чтобы было над чем поностальгировать зимой…

«Это присказка, поди, сказка будет впереди…»

На этот раз наша «сказка» происходит в Турции, г. Сиде, отель «Верано Клаб», HV-2.

Время отдыха — начало июля, оператор — Капитал-тур, кампания-перевозчик- Трансаэро.

Отдыхающие — дочь с 4-х летним сыном и я, бабушка, так сказать.

К Капитал-Туру, как отправляющей стороне, никаких претензий! Все было организовано предельно четко, выдача путевок, без ошибок заполненные билеты и карточки туриста, в качестве бонуса- сим-карта ExTell с 10 долларами на счету, что позволило нам несколько раз позвонить из Турции домой так сказать «на халяву». Мелочь, а приятно! Принимающая сторона-Альба-тур (как мне показалось — дочернее предприятие того же Капитал-тура, только в Турции) тоже сработала четко и грамотно! Т. е., можно сказать, с туроператором нам повезло!

Хорошо отдыхать! А отдыхать хорошо-еще лучше!

Трансавиа… Ну Трансавиа есть Трансавиа. Не знаю, летал ли кто-нибудь когда-нибудь самолетами этой фирмы без задержек. Если да — им просто повезло. Полет туда — задержка 2 часа, обратно — почти 3… Правда, если быть объективным, обратная задержка была вызвана вовсе не плохой работой кампании, а погодными условиями Москвы- была страшна гроза и самолеты просто не вылетали. Телевизоры в спинках Боинга не работали… Вместо обещанного горячего обеда- обыкновенный сухой паек с присказкой- «горячий обед положен, если летим больше 3 часов, а мы вас за 2,5 доставим»… Летели, кстати, 3,5 часа…. Воды, правда, давали вдоволь… Туда с нами летела целая группа школьников, причем из нашего же родного города, отдыхать в подростковый лагерь. Ну лететь с кучей детей- это отдельное удовольствие. :-) При заходе на посадку попали в неслабую такую болтанку- американские горки отдыхают!!! Визг стоял такой, что не ясно было, то ли они визжат, потому что самолет падает, то ли самолет уже падает от такого визга!

Впрочем, уже по характеру облачности было видно, что предстоит болтанка, поэтому я своих сразу успокоила и они не очень нервничали, хотя кидало изрядно.

Обратный полет проходил без особых катаклизмов, сопровождаемый комментариями пилота насчет возможных опасностей, отклонений и т. п. Право же, было приятнее лететь, зная, что творится за бортом, чем как при полете «туда» просто падать вниз, не зная, что происходит.

Отель… Отель мы выбирали по интернету сами и, в принципе, знали, куда едем. Знали, что это 3*, никак не 4, знали про хороший пляж и грустную столовую… Но вид крошечных номеров с мебелью времен основания Турции несколько навевал уныние. К тому же прилетели мы ночью, ребенок у нас уснул в автобусе и все перемещения по отелю пришлось совершать со спящим 4-х летним чадом на руках, а это не так уж и легко…

Первый номер, который нам предоставили, был совсем грустный. На первом этаже, у детского бассейна, с запахом плесени по углам и вываливающейся из стены розеткой… Заменили нам его без особых проблем, за 10 баксов. Второй номер был явно получше, на 3 этаже, с хорошим большим балконом и работающей электрикой и сантехникой. Некоторые проблемы вызвал кондиционер, конденсат из которого не сливался в систему стоков, а выливался в пластиковую бутылку на балконе, так что 3–4 раза в сутки приходилось ее опоражнивать- если не успеешь- полный балкон воды… Но мы как-то потом приспособились… Мы боялись, что будет доставлять неудобства дискотека, расположенная довольно близко, но добротные стеклопакеты в окнах и усталость к вечеру начисто сгладили это неудобство.

Хорошо отдыхать! А отдыхать хорошо-еще лучше!

Плохо, что кондиционер только в одной комнате и другая никак не вентилируется. Включать его на полную мощность ночью было страшно — можно простудить ребенка, а при достижении нормальной температуры в одной комнате в другой спать было очень жарко!!! Сами комнатки -крохотные! Мы прикинули — площадь всего номера, с 2 комнатами, санузлом и коридором вряд ли превышала 15 кв.м! В «большой»- большая двуспальная кровать (с одним продавленным краем, так что садиться на нее категорически не рекомендовалось), мини-бар и столик с телевизором, все, к балкону пройти можно было только втянув живот и повернувшись боком… Над кроватью- кондиционер. В «маленькой»- узенькая односпальная кровать, тумбочка и шкаф для одежды. И все бы ничего, если бы не духота и полное отсутствие вентиляции! Санузел более- менее приличный, душ (без ванны), отделяющийся занавеской, раковина и сам унитаз. Довольно просторно. Горячая вода была не всегда, часто по утрам принять душ было проблематично.

Теперь про сам отель. Полностью правда в и-нете все про большую территорию, большое количество зелени и кучу бассейнов, два из них — с горками. Удобный проход к морю, бар на берегу, где также можно попить и днем съесть готовящиеся прямо там лепешки. Сама территория выполнена в псевдо — греческом стиле, что выражалось в, а-ля греческих статуях на каждом шагу. В принципе, довольно забавно.

Одно «но» — все-таки инфраструктура отеля не рассчитана на то количество народа, которое туда селят! Там порядка 500 номеров, по 2-3-4 человека… Вот и считайте, что там творится в сезон! Лежаков у бассейна- около сотни… На пляже, правда, места много, удобные шезлонги под навесами, матрасы на них бесплатно. В столовой тоже- нужно приходить или к открытию, или уже часа через полтора после начала приема пищи! Иначе рискуешь эти полтора часа как раз и провести в очереди! А потом еще и долго ходить по столовой, выискивая, а где бы приткнуться принять пищу! Ну мы ходили рано, так что нас эти проблемы обошли стороной. Только за «порционными» блюдами- оладьями, лепешками, яичницей по утрам — приходилось стоять в очереди даже рано утром.

Питание. Про питание разговор особый. В принципе, обед был совсем не плох и выбор блюд достаточный, чтобы удовлетворить самого взыскательного гостя… Только не стОит увлекаться салатами, в которых намешивают все, что не съели в предыдущий день…. К овощным салатам это не относится, они всегда свежие и вкусные и замечательные сметанные соусы к ним! Ужин тоже поистине был великолепен, особенно когда его стали готовить на улице, перед столовой и накладывать прямо из мангалов и казанов. Хорошее пиво и очень не плохое вино. Более крепкие напитки мы не пили, так что комментировать не берусь. Хотя в баре я видела коньяк, брэнди, джин, водку и ракию. Прохладительные напитки- разводимые сухие соки, впрочем, вполне приятные на вкус и не вызывающие аллергии даже у ребенка. По утрам- кофе и несколько сортов чая, а также на выбор молоко, кефир или йогурт. Каждый день на обед и ужин лежали огромные подносы с арбузами, очень вкусными! Так что вот арбузов мы наелись о т души! Правда, с остальными фруктами было хуже- один раз давали дыню и один раз зеленую алычу и все.

А вот завтрак…. На завтрак у нас с ребенком были проблемы… Причем у «западных» детей, как я заметила, проблем не было- они все приучены на завтрак есть сухие завтраки с молоком или йогуртом- вот этого было достаточно! Я тоже люблю так завтракать, так что и для меня не было проблем. Дочь любит сливки с кофе… А ребенок у нас утром любит кашку. или оладышки… Или на крайний случай яичко и булочку с маслом. Оладышки делали 2 раза за 2 недели, кашу- один раз (ребенок ее есть отказался, она совсем безвкусная была). Приходилось добирать яйцами и булочками с маслом. Думали, дите через 2 недели кукарекать начнет!!! Столько он съел яиц в разных видах! Слава Богу, диатеза нет! И спасали булочки, которые пекут там же- очень вкусные и с маслом вполне заменяли часть завтрака. Колбасу там решительно есть невозможно! Я не знаю, из чего они ее там делают, но по вкусу нашу колбасу ЭТО никак не напоминало! Сыры вот ничего, съедобные. И для любителей каждое утро было огромное блюдо со взбитыми сливками! Ну, т. е. взрослому позавтракать — проблем нет. А вот если вы едете с ребенком и у него есть какие-то проблемы с питанием — нужно продумать все заранее…

Каждый день в 4 часа выстраивалась очередь за мороженым. Давали всем, с 2-х лотков, кто сколько унесет. Очередь, конечно, приличная, но шла быстро. Все было бы еще лучше, если бы не некоторые «особи» одной с нами гражданской принадлежности…. Право, иногда очень хочется говорить на другом языке так, чтобы никто даже не подумал, что ты русский. L (Печально, господа! Не знаю, для чего эта кампания девиц приехала в Турцию и почему они выбрали для отдыха семейный отель, но когда они уехали, на территории стало сразу как-то спокойнее…

Впрочем, это так. .отступление…

Хорошо отдыхать! А отдыхать хорошо-еще лучше!

Однако, мы же все-таки приехали не в отеле сидеть! Поэтому старались как-то абстрагироваться от проблем и получать удовольствие от отдыха! У бассейна лежали мало, хотя ребенку безумно нравилось плескаться в обоих бассейнах и кататься с детской горки в другом бассейне, поменьше. Но… Места там нужно было тоже занимать не позже 6 утра. В принципе, я бегала каждое утро по пляжу, так что иногда и занимала места. Но все-таки у бассейна было очень жарко! Чаще мы также утром занимали места на пляже, у моря. Система навесов там такова, что можно провести весь день у моря, в тени, причем тень не сплошная, а как бы «в сеточку»- такой материал тентов- и под тентами все равно загораешь, только уже более безопасно. Пляж хороший! Сам пляж- песочек, на котором хорошо и лежать (если вдруг захочется полежать прямо у воды) , и детям играть. Правда, заход в море несколько подкачал- с метр от берега песок смешан с мелкой галькой и заходить нужно осторожно. Потом уже идет песок. Потом, уже подальше, метров в 10 от берега, нужно снова внимательно смотреть в воду- попадаются огромные валуны, об которые можно зашибить ноги! Море в районе отеля не глубокое, идешь-идешь- а все по грудь… Но для отдыха с детьми- идеально! И прогревается хорошо и быстро, и дети на глубину не залезут — ее просто нет! Один минус- водоросли! Их выбрасывало на берег в огромных количествах (в воде они как-то не попадались) и не всегда эти гниющие кучи убирались во-время…

На берегу через каждые 100 м- волейбольные сетки и с утра до вечера почти на всех идет азартная игра! Заходи, становись- никто слова не скажет, независимо от того, как ты играешь. Команды интернациональные, но все понимают друг друга без слов!

А еще совершенно замечательно было гулять по берегу вечером!

Замечательно работали аниматоры, но в основном- у бассейна, на пляже — только волейбол. А у бассейна- 2 раза в день водная аэробика, восточные танцы, водное поло. На спортивной площадке- футбол и баскетбол. К сожалению, детской анимации особенно замечено не было. При великолепном детском клубе ни разу не видели людей, за этот клуб отвечающих — дети играли сами по себе, качались на качелях, катались с горок и т. п. Пару раз с детьми постарше устраивались какие — «индейско-скаутские» поисковые игры и все. Ну еще детская дискотека под одни и те же песни полчаса вечером.

Каждый вечер были какие-то развлекательные программы для взрослых, но они начинались после 10 часов, а мы в это время уходили укладывать нашего «маленького зайчика», т. к. к 10 у него уже глазенки просто слипались, да так сами там и оставались тоже.:-) Помню только одну «турецкую ночь» и одно «шоу огня»- ну неплохо, неплохо. Про остальное сказать не могу, не видела.

Два раза прямо на территории отеля разворачивали «восточный базар» — все товары, которые и так-то можно было купить, выйдя за порог отеля и пройдя 100 м, привозились и раскладывались на прилавках прямо у бассейна. Цены были примерно те же, что и в поселке.

Помня свое недавнее путешествие по Криту, пыталась выяснить, а что же с машиной в прокат. Нет, это не та страна, где это можно делать с удовольствием! Цены выше критских как минимум в 2 раза, берут неслабый залог и бензин стОит порядка 2 долларов литр! Решили, что оно нам не надо…Будем отдыхать с обществом!

Два раза ездили кататься на яхте- один раз брали тур у нашего гида, это было морская прогулка до Аланьи и назад с заходом во всякие симпатичные бухточки для купания и развлечений для любителей острых ощущений, типа прыгнуть со скалы в море. СтОила эта радость 30 долларов, однако там действовала система «все включено»- обед, всяческие напитки, включая спиртное и даже самодеятельное выступление членов команды.

Хорошо отдыхать! А отдыхать хорошо-еще лучше!

Второй раз брали тур море-река Манавгат в конторке «за углом» , вот не записала название, а зря. Эта сеть довольно распространена по Сиде, их пункты встречались буквально на каждом шагу и по организации оказалось довольно неплохо. Мы с ними ездили в турецкую баню- 20 долларов, ребенок бесплатно (у гида- 30 долларов и с ребенка 5, в отеле- 35 евро…) и вот в яхт-тур. Это нам стоило по 15 долларов с носа, ребенок тоже бесплатно, причем сюда входил и обед, только мелкого мы кормили с двух наших тарелок, отдельно за него не платили. Вполне хватило, т. к. порции просто огромные… Однако тут уже напитки в стоимость не входили, спасибо, хоть разрешали вход со своими. Однако полтора литра воды на троих нам на день не хватило и пришлось докупать уже в баре яхты, а это было уже не дешево… Так что, скорее всего, как говорится, «то на то и вышло». Этот тур запомнился купанием на косе, которая отделяет реку Манавгат от моря. Представьте себе — температура моря- выше 30 гр! Тут же пробегаешь 10 м по раскаленному песку и ныряешь в реку с температурой никак не выше +16! Экстрим тот еще! Ощущения непередаваемые!

И в этом же туре нас завозили в магазинчик местной мануфактурной фабрики (а как же без этого), где любую вещь, сделанную как подделку под все известные брэнды (впрочем, надо отдать должное- очень аккуратно сделанную!) можно купить за 5–10 евро! Чуть позже на рынках мы эти же юбочки — футболочки видели по 30–35 евро! Так что можно сказать, скатались и с удовольствием, и с пользой.

На обратном пути яхта остановилась в открытом море, действительно в открытом! Берег просматривался темной полоской на горизонте! И все желающим предложено было искупаться! Полезли все! Мы даже мелкого не побоялись спустить в надувном жилетике! Правда, он все время спрашивал, а нет ли тут акул. Осторожный зайчик…

Ощущения от купания в открытом море- непередаваемые! Во-первых, вода значительно холоднее, чем у берега- ну да в 40-градусную жару это только прибавляло удовольствия! Во-вторых, что естественно, намного чище. Ну и в третьих — долго там не поплаваешь, плавать реально намного труднее! Тебя либо тащит прочь от яхты так, что еле выгребаешь назад, либо, уже под бортом яхты- затаскивает под нее! Спасибо команде, кроме 2 трапов побросали в воду кучу канатов, чтобы за них можно было держаться. Но все равно, впечатлений масса!

И еще около берега мы видели огромных морских черепах! Они там просто живут и плавают, где хотят! Размерами таковы, что на панцире спокойно разместится взрослый мужчина! Но плавают очень быстро и попытки некоторых мужчин их догнать и проверить не увенчались успехом…

А на берегу довольно часто встречаются небольшие огороженные места с надписями на всех языках «Осторожно! Кладка яиц черепахи!». Тоже экзотика….

Сиде расположены в месте, облюбованном в древности греками, а потом и римлянами, под свои колонии. Следы их пребывания встречаются буквально на каждом шагу! На развалины древнего Сиде, с посещением знаменитого амфитеатра, где до сих пор идут концерты и развалин храма Апполона мы ездили самостоятельно, просто заплатив 3 доллара за маршрутное такси, которые отправлялись почти от отеля и шли прямо до места. Минут 15 езды всего…

Развалины величественны. Чувствуется веяние веков. Хотя особого почтения к ним как-то не заметно- улицы проходят прямо под и среди развалин… Но сохранность их (развалин) намного лучше, чем, допустим, у нас некоторых гораздо более поздно построенных памятников…

Я без дочери и внука ездила также на обзорную экскурсию по Анталии. Можно было не ездить… По самому городу прокатили минут за 40, да на 10 минут завезли к знаменитому водопаду, низвергающемуся с обрыва прямо в море и хорошо видного при подлете к Анталии днем с самолета. Остальное время просто тупо возили по магазинам…. Накормили в каком-то ресторанчике — ну накормили неплохо, однако все напитки, даже простая вода, были за отдельные деньги. Хорошо у меня " с собой было»….

Хорошо отдыхать! А отдыхать хорошо-еще лучше!

Немного подпортил настроение день отъезда. Поскольку самолет обещался вечером, из отеля забирали в 17 часов, а расчетное время-12, мы, памятуя прошлый год и отель «Голд-Сафран», решили попросить оставить нас в номере до вечера, за отдельные деньги… Не тут-то было!!! На ресепшине дежурила местная мегера, которая кроме как по -турецки и немецки ничего не понимала. Призвали на помощь своего гида, Шамиля…тот еще гид…. Со стороны было наблюдать даже забавно, если бы не решался вопрос об отдыхе ребенка… Шамиль что-то бормотал, больше себе под нос, чем этой даме. Она же на него реально ОРАЛА! После чего он нам сказал, что ничем не может помочь, т. к. ожидается заезд и номера надо готовить. Заезды там после 20 обычно… Так… нужно было что-то делать. За стойкой появился молодой человек, как я поняла- несколько знающий английский. Пришлось браться за дело самой. И через двойной перевод и 20 баксов проблема была решена, правда, с переводом нас на оставшееся время в другой номер, с неработающим санузлом и хреново работающим кондиционером…. Так и вспомнился прошлый год, «Голд Сафран» и решение такой же проблемы, занявшее 5 минут и 10 баксов…. и все это с милыми улыбками… Но хоть ребенок днем поспал, что сняло потом массу проблем в аэропорту… и то хорошо…

Вообще про гида стОит сказать особо. У меня лично создалось впечатление, что он был бы безмерно рад, если бы от туристов остались только их деньги, а самих их куда-то бы волной смыло. Он даже когда предлагал туры, что является его вторым хлебом, делал это с такой скучающей физиономией, что право же, просто не хотелось никуда ехать. А решить через него какую-то проблему представлялось вообще делом нереальным… Хотя он честно отсиживал в отеле по 3–4 часа ежедневно! Впрочем, это бывает. Просто зря человек выбрал эту профессию…

Ну так или иначе, а отдых закончился! Впечатления от него остались двойственные, но ребенок был доволен и это главное! Хорошо, что он у нас неприхотлив в еде и умеет радоваться всем маленьким радостям жизни!

Для себя я просто сделала несколько выводов:

• никогда не ездить в Турцию в июле—августе! Это не то время, когда туда надо ехать, да еще и с маленьким ребенком! Май и сентябрь- вот время отдыха в этом благодатном крае!
  • никогда не брать отели меньше 4* ! Причем если выполнять условия пункта 1, то по цене это будет, может быть, даже и дешевле!

А так — каждый делает выбор сам и получает от отдыха то, что он хочет от него получить! Мы загорели, накупались, наелись арбузов, увидели много нового и интересного. А все остальное — право же, мелочи, не стОящие наших нервов!

© Ирина Izhig. Материал размещен с разрешения автора.