Турист ol5ga18
был 9 июля 2016 17:05

Вот это — да!

Льорет-де-Мар — Испания Сентябрь 1997

В 1997 года мы с мужем отдыхали две недели в испанском городе Льорете. Это было наше первое заграничное путешествие. Прилетели мы в Барселону ночью 1 сентября 1997 года.

Барселона — второй по величине (после Мадрида) город Испании. Он существует уже три тысячелетия и сейчас — это очень красивый город с оригинальной архитектурой и чудесными парками. Барселона является столицей провинции Каталония. Население испанской Каталонии 6 млн. человек. Есть еще французская часть Каталонии с населением 2 млн. человек, которая в начале XVII века перешла от Испании к Франции.

Каталонцы имеют свой язык, отличный и от французского, и от испанского. Внешне каталонцы больше похожи на французов, чем на испанцев. Они русые, белокожие, а испанцы смуглые, темноволосые, с круглыми черными глазами. Испанцы похожи на цыган, в том числе и по темпераменту, а каталонцы спокойные, деликатные люди.

Но все это мы узнали позже, а ночью 1 сентября нас развезли по городам Коста Бравы и отелям. Первым чувством, которое мы испытали от Льорета, было удивление: ночь, а город ярко празднично освещен, на улицах толпы людей, работают кафе и другие увеселительные заведения. Дверь в наш отель была открыта. Нас встретил портье, взяв наши паспорта, сразу дал нам ключ от номера и предложил пообедать. Поскольку обедать в три часа ночи мы не привыкли, то через 5 минут после автобуса мы уже были в нашем номере.

Льорет де Мар — один из городков северовосточного побережья Испании, называемого Коста Брава, что означает Дикий Берег. Льорет находится между Барселоной (70 км) и французской границей (100 км). Он расположен в долине речек и по склонам гор, с которых эти речки стекают в Средиземное море.

Льорет впервые упоминается в письменном документе 966 года, т. е. более тысячи лет назад. В его истории были и взлеты, и падения. Одним из лучших времен города было столетие, начиная с 1778 года, когда король Карл III провозгласил режим свободной торговли с Америкой.

Старинные судоверфи города тогда перешли к строительству больших океанских парусных судов. Город расцвел и стал называться Льорет деМар (Мар — море). В связи с падением значения парусного флота во второй половине XIX века Льорет испытал кризис. Многие жители города уехали тогда в Америку на поиски счастья. Некоторые из них в самом деле разбогатели и вернулись с богатствами, чтобы помочь родному городу. Но другие так и умерли на чужбине, ничего не достигнув. В память о них на набережной посажен кипарис (дерево скорби) и установлена гранитная плита, так как «Льорет почитает и помнит не только героев, но всех своих сыновей».

Из кризиса Льорет вышел с честью, занявшись в середине XX века международным туристическим бизнесом. Все старые дома были превращены в магазинчики, кафе, пансионаты. На месте огородов и виноградников построено более 200 современных отелей. На том месте, где строились суда, стоит памятник парусному флоту. Вся долина, где располагался старый город, превращена в арену круглосуточного праздника. А как же местные жители? Они живут в новом городе, раскинувшемся по окружающим долину лесистым холмам, и приезжают на работу в туристический центр на своих машинах. Их дети не видят толп праздно шатающейся публики. Все жилые современные дома двухэтажные, рассчитанные на одну семью, как правило, с двумя гаражами. Во всех дворах есть бассейны. Богатый дом отличается от небогатого только площадью зеленого газона во дворе. Иногда он бывает примерно 1 кв.метр, а иногда много больше.

Жители Каталонии хорошо живут, но и много и добросвестно работают. Сплошной праздник для туристов создан их нелегким трудом. Утро в городе начинается с мытья улиц. Раньше я считала, что разговоры о мытье улиц шампунем — преувеличение. Но в Льорете я каждое утро наблюдала, как хозяева (они же продавцы, уборщики и т. д.) магазинчиков, кафе моют улицу около своих домов пенным раствором. Если при этом обратишься с каким-нибудь вопросом, вам не скажут, что еще не начался рабочий день, а тут же отставят швабру и станут вас обслуживать, причем от продавца-испанца трудно уйти без покупки, потому что он будет уговаривать вас купить что то, снижая цену до символической, лишь бы вы не ушли с пустыми руками. Все магазинчики открыты с 9 часов утра и до 10–12 ночи, а кафе и увеселительные заведения закрываются лишь к утру, и работают все без выходных. Даже в праздничный день (День независимости Каталонии) только некоторые магазины закрылись и то лишь после обеда.

В отеле у регистрационной стойки работают всего три человека: одна девушка с утра, днем ее сменяет другая, ночью — мужчина. За две недели каждый из них имел лишь один выходной. Причем я ни разу не видела, чтоб их не было на месте. То же самое относится и к официантам в гостиничном ресторане. Девушки-портье обе знают по несколько европейских языков. Весь обслуживающий персонал исключительно приветлив. Я не знала, где находится почтовый ящик, хотя он был здесь же в холле гостиницы. Обратилась к дежурной. Она с улыбкой взяла у меня письмо, прошла несколько метров и опустила письмо в ящик.

Характерным мне показался один эпизод, который я наблюдала на пляже. Пляж ежедневно чистят несколько человек: один обрабатывает дезораствором душевые колонки, двое ходят с большими пластиковыми мешками и собирают бутылки, банки и другой крупный мусор, а затем оставляют эти мешки около урн, а еще один ездит на машинке и собирает мешки из урн и оставленные около урн, и последний ездит на специальной машинке, которая просеивает песок. Тот, что собирает мешки, увидел банку от пива, не замеченную двумя предыдущими. Он слез со своей машинки, дошел до банки, поднял ее и бросил в урну, а затем вернулся к своей работе с мешками. Да, это не наше «Прокукарекал, а там хоть не рассветай!».

Вообще чистота повсюду — это один из поразивших меня фактов. Балкон наш выходил во двор, центр которого занят большим бассейном с проточной водой. Воду выключают только один раз в сутки утром на время чистки бассейна. Чистят его так: сначала сачком собирают с поверхности воды мусор, если он есть. Затем специальным «грязесосом» чистят дно и стенки. «Грязесос» имеет на конце длинного стержня щетку. Шланг, идущий от щетки, подключается к отверстию в стенке бассейна. После чистки в бассейн выливается канистра хлорки. Затем вновь включается система проточной воды. В другое время я бы очень радовалась возможности в любое время нырнуть в бассейн, но когда в 700 м от дома море… Лишь в те дни, когда экскурсия занимала практически весь световой день, мы купались в бассейне, а не в море.

Асфальт на улицах идеально чистый. Его ежедневно моют, но он и не пачкается так, как у нас. Все газоны устроены чуть ниже мостовых. Так что во время дождя асфальт моется, а газоры поливаются. Дороги к полям за городом и вокруг полей асфальтированные.

Что еще показалось мне интересным, что поля строго выровнены по уровню. Если местность не горизонтальная, то поле разбито на части, каждая из которых строго горизонтальна, а между ними ступенька высотой примерно в метр. Снисходительную улыбку вызвало у нас горделивое заявление нашего гида: «У нас прекрасные тополевые леса!» При этом он показал на рядочки высаженных тополей. По нашим меркам это и лесом не назовешь.

Я никогда не видела у нас столько инвалидов, сколько там. И это понятно: наши инвалиды заточены, как правило, в четырех стенах. А там инвалиды совершенно свободно перемещаются по городу, используя различные приспособления: от самых примитивных ходунков до сложнейших колясок с электронным управлением. В городах все приспособлено для того, чтобы человек в коляске мог посетить любой дом, воспользоваться городским транспортом и т. д.

Одна из предусмотренных путевкой экскурсий включала осмотр городов Жирона, Безалу, Фигерас с посещением музея Сальвадора Дали в Фигерасе. При этом в Жироне мы были всего 2 часа. Город этот — центр округа Жирона, входящего в провинцию Каталония, если по-нашему, то райцентр. Но этому городу две тысячи лет, это не курортный город, там есть разные предприятия, консерватория, университет. Кстати, университет располагается как в красивейших новых зданиях, так и в уцелевших зданиях крепости XIII века. Мы с мужем решили, что Жирону следует осмотреть более основательно, съездив туда самостоятельно.

Началась наша поездка с того, что я пришла на автовокзал, нашла окошечко, около которого в списке была Жирона и стала переписывать расписание автобусов Льорет-Жирона. Но тут из кассового окошечка высунулась рука и подала мне листочек с отпечатанным расписанием автобусов Льорет-Жирона-Льорет и с отмеченным ручкой столбиком автобусов из Льорета. В Жироне, в «information», т. е. в горсправке, мне охотно дали (не продали) туристическую карту центра города, пометив то место «i», где я находилась в данный момент, и мост, который построен после выпуска этой карты. Я попросила пометить автовокзал. Мне тут же дали карту всего города, пометив в ней «i», автовокзал и прорисовав рекомендуемый путь до автовокзала. Кроме исторических достопримечательностей, которые хорошо отражены на туристической карте, мне хотелось увидеть одиннадцатиэтажный (2 этажа под землей и 9 сверху) универмаг и некоторые другие места современного города, о которых нам экскурсовод только говорила. Поэтому в этот день я неоднократно обращалась и к хозяевам кафе, и в другую «i», и просто к людям на улице. Просто удивительно, что несмотря на то, что я не знаю их языка, люди мне все понятно объясняли, причем делали это очень доброжелательно. Кстати, в кафе и гостиницах тоже есть карты городов и их охотно дают.

Кроме этих поездок, были еще запланированные поездки в Барселону и водный парк Мариеланд, а также дополнительные экскурсии на туристическом автопоезде по окрестностям Льорета, автобусная экскурсия во Францию (цена 30 долларов на персону) и самостоятельная поездка на катере в Тоссу де Мар.

В те дни, когда мы не были заняты на экскурсиях, обычно мы шли на пляж сразу после завтрака и были там часов до 12. Потом шли в гостиницу на обед. Эта дорога у нас занимала не менее часа, хотя утром мы доходили до моря за 9 минут. Дело в том, что там нет дверей в магазинчиках и кафе, а просто убирается фасадная стена. Улицы очень узкие (на них всегда тень). Идя по такой улице, ты со всех сторон окружен товарами, которые привлекают внимание даже в том случае, если нет намерения что-либо купить. После обеда часов до 4 мы оставались в номере.

Шторы, серебристые с наружной стороны, отражают лучи Солнца, которое в Испании и в сентябре стоит выше, чем в Томске в июне. Из-за этих штор в номере не жарко и днем. Потом мы снова шли на пляж до ужина, а после ужина с удовольствием гуляли пешком. Когда ноги уже не выдерживали, мы заходили в какое-нибудь кафе, заказывали мне чашечку кофе, а мужу — стаканчик вина и сидели, наслаждаясь шумом моря, гуляющей толпы, и чувствуя себя частью этой счастливой толпы. Пожалуй, эти моменты навсегда останутся среди наиболее ярких воспоминаний моей жизни.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм