Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 3:10

Рывок за "железный занавес" ЧССР-87

Братислава — Словакия, Брно, Прага — Чехия, Берлин — Германия Январь 1987

У многих есть мечта с большой буквы, и у меня она имелась с детских лет - страстно хотелось путешествовать по миру. Еще не научившись читать, я разглядывал в Энциклопедии удивительные картинки сказочных стран, именно тогда бацилла жажды путешествий заразила меня. Молодежь нынче усмехнется — разве это Мечта?, взял денег и поехал. Но я то мечтал 45 лет назад, в те далекие времена, когда только за мысль «свалить из СССР» можно было заработать большие неприятности. Советский человек, живя в самой лучшей стране мира, не имел права даже думать о загнивающей загранице. Минуло детство, промчалась юность, настала зрелость, а мечта оставалась мечтой…, ведь по глупости я поступил в МВТУ им. Баумана, и стал невыездным — дорогу за рубеж перекрыли навечно. Поняв, что желание путешествовать выше меня, бросил диссертацию в институте, и ушел на завод.

В те годы наши границы были обнесены рядами колючей проволоки, их поэтично назвали «железный занавес». Попасть за границу могли только истинные патриоты, преданные делу социализма, для их отбора существовало строгое сито: комсомол, профком, партком, начальство, райком, парткомиссия и, конечно, КГБ. Мое счастье было все ближе — пройдя через все тернии, готовился к поездке в Чехословакию. В 87г эту чушь отменили, но перед вылетом люди в штатском мозги нам промыли: если будут приставать падшие женщины, знайте — это провокация ЦРУ, попадетесь — конец! Правила поведения просты: больше трех не собираться (если русские испуганно бродят большими группами, чехи считают их дураками); меньше двух не появляться — каждый должен следить за соседом; с аборигенами знакомства не заводить, обо всем подозрительном докладывать.

Настало холодное январское утро: пасмурное небо, заказной Икарус, пустынное Шереметьево-2, о котором мечтал столько лет, первый загранпаспорт в руках, суровые погранцы, с каменными лицами сторожащие границу на замке. Немигающий взгляд рентгеном резанул душу — не враг ли ты?, ладно проходи, но помни, у нас длинные руки. Душа, еще секунду назад ушедшая в пятки, вернулась на место и воспарила от радости — я лечу за границу!

По времени 134я Тушка уже подлетела к Братиславе, а посадки все нет. Больше всего я боялся, что рейс по непогоде вернут в Союз, такое часто бывало, но нас посадили в Праге — шел густой снег и все самолеты стояли на приколе. Первый день путешествия прошел в суетных транзитных залах а/п, удивило, что кормили в ресторане бесплатно и вкусно. Поздним вечером второй полет в Братиславу — началась сильная болтанка. Все стало похожим на кадры из фильма «Экипаж» перед катастрофой: турбулентность, людям плохо, стюардессы и бортинженер мечутся по салону, спрашиваю: «где и когда сядем?» — в ответ «…не важно, главное сесть!», а земли все нет. Полоумная стюардесса пытается дать человеку кислород, а газ не идет; перепутав газовый баллон с огнетушителем, девка-дура отчаянно бьет вентилем по полу самолета, и как баллон не взорвался? Через пару часов сквозь рваные облака видим ночную землю — тьфу!, опять Прага, полуспящих туристов заселяют в отель.

Рывок за железный занавес ЧССР-87

Рано утром бегу по пражским улицам, чтобы наконец увидеть этот удивительный и желанный заграничный мир. Глаза широко распахнуты, как губка, впитываю новые впечатления: необычайно чистая брусчатка под ногами, готические здания вокруг, тихие трамваи, люди, ждущие зеленого сигнала на пустом перекрестке — удивляет все. Русские рванули на «красный», вслед слышится ругань — не надо нарушать порядок. Покупаю любимые вафли, продавщица недовольно шипит — слишком крупную купюру подал. Не забыли чехи Пражской весны 68г, когда мятеж раздавили танками, причем, восточные немцы, по старой памяти, лютовали здесь сильнее русских, а ненавидят нас…

Рывок за железный занавес ЧССР-87

И вновь а/п Ружаны, вылета опять нет, вечером на поезде едем в столицу Словакии — Братиславу (в те годы было единое государство — ЧССР), откуда мы двинемся в Прагу. Потеряв в дороге два полных дня, наконец, добрались до термального курорта Пиештяны. Несмотря на позднюю ночь, бесконечно усталых туристов встретили бутербродами и чаем — такой заботы мы еще не видели.

Программа скомкана, поэтому недавно восстановленный новодел Братиславского града, да городскую Ратушу видим мельком, кроме них, особо интересного в городе вроде и нет. А наш путь лежит в г. Готвальдов (Злин) — центр обувной промышленности, делать в котором нечего, кроме как посмотреть замок Маленовице и обязательно узнать, как живет пролетариат братской страны. На словах мы только «за», но на деле ждем совсем другого — магазины, ведь в них можно купить прекрасные шмотки, недоступные в Союзе. После всех послаблений в СССР нам поменяли огромную сумму в 500 рублей, это 4х месячная зарплата инженера — деньги ляжку жгут. Но говорить о своих тайных желаниях не моги, ведь точно знаем, что в группе едет тайный стукач КГБ, права на политическую ошибку нет, расплата будет жесткой: либо запрет выезда за границу, либо чего похуже.

Каждый день новая экскурсия, в основном, это замки — Кромериц, Визовице, симпатично, но не так, чтобы Ах! Завезли на очередной термальный курорт — Лугачевице, пей водичку, отпаривай кости и будь здоров, но для этого нужно время, а мы заехали на час. Город — наследие Юнеско, между прочим.

Рывок за железный занавес ЧССР-87

Удивляет все — улицы исключительной чистоты, необычная архитектура, огромный выбор продуктов, колбасные развалы, от одного запаха которых можно упасть в обморок. Есть все, и дешево, полки промтоварных ломятся от красивых и качественных товаров, а очередей совсем нет — чудеса! Но заметно много знакомого: примитивные серые хрущебы повсюду, не всегда любезные продавцы, привычная настороженность во взглядах.

Маленькие детки, одетые в цветные комбинезоны, как куколки ходят парами и нестройно кричат даже незнакомым: «Добрий дэнь!». Радуюсь — у меня дома крошечная дочка, а здесь столько поразительно красивых детских вещей, вот жена будет довольна. Начались массовые закупки — народ хватает дефицит пачками, несмотря на косые взгляды аборигенов. Стараясь соблюдать достоинство, тоже прикупил невероятно красивую хрустальную люстру за бешенные деньги — 170 руб. Качество оказалось супер, до сих пор висит, как новенькая.

В один из вечеров пообещали сюрприз, и гид повел нас по пустынным и заснеженным аллеям парка, едва освещенным лунным светом, по случаю зимы место кажется совсем заброшенным. Вдали мелькает свет — это охотничий ресторанчик: лавки укрыты шкурами, на стенах чучела и рога, в камине потрескивают бревна, наполняя зал уютным теплом. Будет вечер интернациональной дружбы, редкий случай, когда дозволено говорить с иностранцами — восточными немцами, венграми, поляками. Вкусные блюда сменяют друг друга, живая музыка, немного алкоголя расслабляют народ, он потихоньку теряет бдительность, но я начеку — все жду провокаций. Интуристы сразу разбирают наших женщин на танцы. В полутьме зала, едва освещенного сполохами камина и неверным светом свечей, под чарующие звуки скрипки кружатся пары. Радостные девушки возвращаются к столам, лишь одна Таня почти в истерике — партнер-немец попросил ее адрес для переписки, а это категорически запрещено. Моя идея соврать повергла ее в ужас — а вдруг проверят?!, едва удалось успокоить беднягу.

Десерт удивил — ананасы, политые горящим ликером, на родине мы о таком даже не слышали. Скрипач тоже решил порадовать и сбацал заводной Чардаш, как он играл! — все заворожено следили за смычком, летающим по струнам, аплодисменты стали наградой виртуозу. Скрипку положили на стол, и тут один из наших несмело взял ее в руки, приложил к подбородку и коснулся струн, да так, что зрители ахнули. Это был триумф, и не только Игоря, но и всей группы, как же мы гордились им и Родиной! Очень скоро Таня взасос целовалась с женатым триумфатором, забыв о слежке КГБ, а еще говорят, что секса в СССР не было. А может ее уже завербовали? — заподозрил Штирлиц.

Рывок за железный занавес ЧССР-87

Утром автобус вез группу в центр Моравии — Брно. За окном мелькали засыпанные снегом села, у симпатичного домика притормозили, в нем жил водитель. От щедрот он вынес пузатую бутыль с ядреной сливовицей, ох и крепка оказалась лихоманка, зато сразу стало тепло и весело. В Брно полюбовались замком Шпильберк, заглянули в Кирпичный костел, рядом с ним творил свои темные делишки основатель генетики — Мендель. На другой день повезли во поля, продуваемые студеными ветрами, под Славков у Брна — на то место, где происходила битва трех императоров, которую называют сражение под Аустерлицем. Именно здесь Наполеон I наподдал австриякам и русским, а в замке Аустерлиц подписали перемирие. Потом решили побродить по городу, но я дал слабину — завалился спать, поступок недостойный настоящего путешественника, но силы иссякли.

Однако, главный хит этих мест — знаменитые Пункевни, карстовые пещеры с пропастью Мацоха. В подземельях неимоверная красота — причудливые сталактиты и сталагмиты торчат со всех сторон, на полу застыли лужицы с неимоверно ультрамариновой водой. Часть пещер затоплены полностью, на лодке отправляемся в фантастическое подземное плавание. Пещера извивается, раздваивается, в темноту уходят загадочные ходы, темнота мгновенно смыкается за кормой лодки, скользящей по воде фантастического цвета — нереальный восторг.

Рывок за железный занавес ЧССР-87

Все ждут Прагу, жаль только, что погода не радует: низкое серое небо, сыплющее снежком, морозы, пробирающие до костей, лед под ногами. Зима не лучшее время для знакомства с Чехией. Программа стандартная — Страгов монастырь, Лоретта, Чумная колонна, Пражский град, собор Св. Витта — возвышенная готика впечатляет и очень. Удивили знаменитые часы на Ратуше со множеством циферблатов, где скелет с косой отмеряет часы жизни живым. В кривых улочках Старо място притаились десятки знаменитых пивных, жаль только, я пиво в те годы еще пил.

Жемчужина города — Карлов мост

Рывок за железный занавес ЧССР-87

Поселили нас в самом центре на Вацлавской площади, в самом старом отеле Амбассадор. Огромные номера с душем и туалетом, да еще телевизор — невиданная для Союза роскошь.

Рывок за железный занавес ЧССР-87

Вечером собрали группу у нас в номере TV посмотреть, тут без стука влетает халдей, вырубает телек и цедит сквозь зубы — «на работу сообщим!» Сидим, как оплеванные, пошли тогда на улицу, стали шеренгой, и в знак протеста против произвола стали негромко петь революционные песни. Редкие чехи улыбаются в усы — понимают, что прикалываемся.

В день вылета вновь пошел снег и опять не было вылетов — дежа вю настоящая. Насев на Аэрофлот, узнали, что наш самолет в Берлине, от скуки начали бузить, требуя отправки в Германию. Каково же было наше изумление, когда через пару часов подогнали автобусы, загрузили вкуснейшей едой и отвезли на ж/д вокзал, посадив на поезд до Берлина. Мы были в шоке — как это возможно, ведь у нас даже виз туда нет. На границе с ГДР вновь отличилась Таня — у нее отклеилось фото на паспорте. По доброте душевной успокаивали ее, как могли: «заграничные тюрьмы не чета нашим». А выход нашелся сам собой, коль делают у нас все «на соплях», так и фотку решили приклеить мылом.

Морозный а/п Шенефельд проводил нас миганием разноцветных лампочек, Родина встретила лязгом замка на границе — рейс из Берлина не значился в расписании. Разбирались долго — не диверсанты ли мы?

Сказать, что страна меня поразила и восхитила, не могу — зимняя непогода и множество пересечений с советской действительностью снизили впечатление. Чехословакия в те годы была сильно похожа на советский Союз. Но дикий восторг все равно испытал: главное было сделано — удалось прорваться сквозь железный занавес. До крушения Советского Союза оставалось 5 лет — об это не ведал никто. Но я точно знал, что следующая поездка будет очень не скоро — простой советский инженер не имел права часто ездить даже в соцстраны. Но надеялся и верил — я буду ездить по миру!