Турист Наталья Путешественница (nat4450)
Наталья Путешественница
была 27 сентября 2022 20:42

Козельск — Россия Май 2009

… майские праздничные выходные… Как вы их проводите, друзья? Наверное, как и мы стремитесь провести эти дни с интересом и пользой. В те майские праздники 2009 года стояла великолепная погода —

В гостях у оптинских старцев

мы решили съездить на экскурсию в Оптину пустынь — в соседнюю Калужскую область. Давно собирались - ведь сколько раз проезжали мимо - совсем рядышком... Несколько раз в год едем той дорогой из Москвы в Одессу и обратно. Но всегда "бегом"... Здесь же нужен особый настрой... Так-что решение поехать специально - было единственно правильным.

Оптина пустынь - широко известный монастырь Русской православной церкви. Расположен недалеко от города Козельска Калужской области, в Калужской епархии (от Козельска до Оптиной пустыни около двух километров).

Сказано — сделали: раненько утречком 4 числа прыг в машину и вперед.

Пока едем, рассказываю:

По преданию, монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. До XVIII века материальное состояние монастыря было тяжелым — в 1773 году там. например, было всего два монаха — оба глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Главной святыней обители были ее прославленные боголюбивые старцы. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором).

(фото из интернета)

От древних временстарчеству дана от Бога особая благодать для духовного окормления душ человеческих. Старчество было той благодатной силой, которая руководила духовной жизнью монастыря, освящала его насельников и всех притекающих за советом и утешением. Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Тысячи людей: от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, стремились в Оптину к старцам. Всей России было известно имя великого оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (1812—1891 гг.).

Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания. В обители находились книжная лавка и книжный склад, было несколько гостиниц для богомольцев разного звания, странноприимный дом, больница, работали черепичный и свечной заводы.

В гостях у оптинских старцев

Оптина оставила удивительный след в отечественной истории и культуре. Посещали Оптину члены императорской фамилии: вел. кн. К. К. Романов с сыновьями, вел. кн. Елисавета Феодоровна. В 1878 г. к преподобному Амвросию приезжал Ф. М. Достоевский; посещали Оптину Н. В. Гоголь, А. К. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, Погодин, Вл. Соловьев, С. П. Шевырев, А. Жемчужников, Апухтин. Неоднократно бывал здесь и Л. Н. Толстой, после продолжительной беседы с которым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.

С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В. С. Соловьев привез Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году. Он прожил в скиту не долго, но множество деталей в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни.

В гостях у оптинских старцев

У Л. Н. Толстого с Оптиной пустынью была особая родственная связь: его родная сестра М. Н. Толстая была насельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино, там же она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский сан. В значительной степени на материале Оптиной написан «Отец Сергий» Л. Н. Толстого. Согласно одной из версий, Л. Н. Толстой в 1910 году перед смертью посетил Оптину пустынь, но походив около скита ушёл к родной сестре в монастырь Шамордино. На ночь сестра не смогла оставить брата в монастыре и отправила его в соседнюю деревню. Утром графа уже разыскала дочь и забрала его домой. По дороге домой граф заболел и начал умирать. Прибывшего к нему старца Варсонофия не допустила родная дочь. Толстой умер так и не увидев старца.

Вот, 180 км за спиной, приехали к повороту — теперь уже близко…

В гостях у оптинских старцев

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». В 1987 году был возвращён Русской православной церкви. В настоящее время в обители возрождается монашеская жизнь, более половины братии учится в Московских Духовных академии и семинарии.

Великая святыня, которой обладает монастырь Оптина пустынь, — это святые мощи угодников Божиих, преподобных старцев оптинских, подвизавшихся в обители.

Святыни: святые мощи преподобных старцев оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова)

В гостях у оптинских старцев

Дорога, наконец, пересекла реку Жиздру, идет вдоль монастырской рощи… Все, друзья, за разговорами и доехали!

В 1832–1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская.

(фото из интернета)

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. На 2009 год в нем живут 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт. Много информации о пустыне можно найти в интернете и я не буду ее переписывать. Я покажу вам фотографии, сделанные в тот день:

А мы с вами направимся прямиком на территорию монастыря:

В гостях у оптинских старцев

Оптинские старцы "встречают" всех входящих...

В гостях у оптинских старцев

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день…»
(из молитвы Оптинских старцев)

В гостях у оптинских старцев

Умиротворение — вот то чувство, с которым мы покидали пустынь… Приезжайте и вы...

(фото из интернета)

P. S.

Конечно, на обратном пути мы завернули и в Козельск и Шамордино, но это уже другой рассказ.

Подробно о пустыне можно почитать на официальном сайте — http://www.optina.ru/

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия