Турист Альберт (albygan)
Альберт
был 14 апреля 21:10

Афганистан, Таджикистан Ноябрь 1989

Я уже достаточно взрослый, поэтому воспоминания о своей первой поездке за границу уйдут, конечно, куда-то во глубину седых времен, в предания старины глубокой…

Особенности национального туризма советского периода

С самого раннего детства мечты увидеть мир жестоко терзали мою неокрепшую душу. Я подчеркивал в программе телепередач время «Клуба кинопутешествий», лет с 10 внимал «Международной панораме», знал всех ведущих и никакими футболами-войнушками-машинками во время этих передач меня было не выманить из дома. В это время я смотрел на мир, пусть и глазами Сенкевича с Бовиным!

В те самые времена, советские люди имели мало шансов даже заглянуть в то самое «забугорье». Узок был круг заграничных туристов и в массе своей, цитируя классика марксизма-ленинизма (без таких цитат даже сборник рецептов блюд тогда не писался!), они были «страшно далеки от народа!». Так что у того самого народа, особенно мужского пола и возрастом помоложе, оставалась возможность путешествовать по заграницам через одного-единственного туроператора, с оригинальным названием — Министерство обороны СССР. Чтобы не потеряться на зарубежных просторах и отличаться от толп аборигенов, туроператор за собственный счет одевал всех в единообразную одежду, немного различая головными уборами и погонами разного цвета. У кого-то были простые погоны, а у гидов туристических групп — со звездочками: — 2,3,4 (хотя лучше, конечно, когда 5 звездочек — тут не поспоришь!). Тургруппы были хорошо организованы, передвигались колоннами и своеобразным шагом, который так и назывался — строевой.

Особенности национального туризма советского периода

(Замечу, что в наши времена, группы туристов, особенно американские или там японские, повсеместно и активно перенимают такие методы — одного цвета кепки или майки! Да и ходят порой вполне себе строем. Так что, мы были впереди планеты всей не только в космосе и балете, но и в этом!)

Тургруппы для неопытных туристов формировались легко и непринужденно, причем по всей стране, дважды в год — весной и осенью, это именовалось — призыв. Поездка по призывной турпутевке длилась 2 года, а для заслуженных туристов со звездочками — до 5 лет.

У туроператора — МО СССР — самостоятельно туры не выбирали. Для всех туристов разыгрывалась лотерея: кому-то больше повезло — турпутевка на запад, в страны Центральной Европы, кому-то меньше — на восток, это, прежде всего, загадочная и такая незнакомая Монголия, в 80-х добавились путевки еще и на юг — в богатый культурными традициями и историческим прошлым Афганистан.

Особенности национального туризма советского периода

Да, были еще отдельные горячие (в прямом смысле!) туры в экзотические направления — Ангола, Мозамбик — это пляжный отдых и нетронутая природа, да плюс еще один райский уголок — Эфиопия.

Путешествовали по разным странам, прежде всего, на арендованной технике. Сам же туроператор предоставлял еще и такие услуги. Выбор был неплохой, нужен тебе дизель — вот тебе танк! Бензиновый движок? Пожалуйте в бронетранспортер или там в грузовик, причем за аренду туристы сами не платили, не то, что сейчас!

Мне в этой лотерее досталась путевка на юг и в августе 1989-го я оказался на Памире.

В славном городе Хороге.

У меня цвет погон и фуражки был зеленый и мы пользовались услугами другого туроператора — ПВ СССР

Особенности национального туризма советского периода

— он больше практиковал внутренний туризм, по самым-самым окраинам нашей великой страны, поэтому, будучи уже вполне опытным туристом (со звездочками)

я имел возможность сколько угодно рассматривать ту заграницу собственными глазами, а порой и с подробностями — через бинокль.

Это было уже близко к детским порывам!

С начала 80-х и наш туроператор тоже участвовал в туристических программах по Афганистану и также завершил их в феврале 1989 года.

Надо сказать, что одна часть местных жителей этой соседней страны достаточно часто приветствовала нас автоматическими петардами, в основном китайского производства, иногда египетского и иного, но выше всех ценились, конечно, советские. Они назывались АК-47. Нередко салютовали и более приличными фейерверками, типа «Василек» или «Катюша». Видимо у них было много праздников и семейных торжеств. Нам же салютовать в ответ и поучаствовать в этих гулянках запрещалось категорически, хотя всяческих шутих и прочих залповых систем у нас было предостаточно. Используя их, мы бы, заодно, могли и помочь им в полевых работах, за пару минут вспахав гектаров 20–30 сельхозугодий.

Особенности национального туризма советского периода

Вторая часть афганцев считалась нашими друзьями и мы, по-дружески, делили с ними как в песне «хлеба горбушку — и ту пополам», но особенно они были рады нашей пиротехнике, при наличии которой они чувствовали себя куда спокойней от бурных проявлений такой разгульной другой части населения страны.

Граница проходила по реке, которая в верховьях, на высотах 3–4 тысячи метров, называлась просто Памирка, ниже она уже именовалась Пяндж,

Особенности национального туризма советского периода

а к Узбекистану превращалась в Аму-Дарью. Мостов на ней на нашем участке не было.

Как сейчас помню, в ноябре 1989 года мне и моему товарищу Сашке (самому ближайшему другу), предложили тур выходного дня с посещением древней глинобитной крепости и осмотром достопримечательностей в небольшом афганском городке Нусай — оплоте наших друзей с той стороны. Бесплатно!

Особенности национального туризма советского периода

Нас, проинструктировал гид (у него звездочки были не в пример нам побольше!), который знал эти места как свои пять пальцев за чуть ли не 10 лет своих частых заграничных турпоездок. Рассказал, что в тур мы направляемся без него и экскурсию он проведет для нас здесь, а не там. Попросил наши документы, проверил — ведь так и положено при пересечении границы, но зачем-то оставил их у себя. Убедился, что на нашей одежде отсутствуют указания на уровень нашей туристической квалификации и рекомендовал тщательно проверить наши авторучки системы Макарова (с ними мы тогда не расставались), а также наличие запасных стержней к ним. Вдруг паста закончится и записать свои впечатления будет нечем!

Сбылось, понял я! Вот она — первая моя заграница!

Для переправы мы использовали лодку.

Особенности национального туризма советского периода

Надувную, 8-ми местную и с веслами. Я, конечно, такие до этого видел, даже плавал разок в отпуске по Неману. Правда, та была с мотором. И веслами я как-то пользовался, катал девушку в Парке им. Горького в Москве курсантом в увольнении, ну, может и пару раз.

Сашка был поопытней. Он уже плавал в такой лодочке и к тому же через этот самый Пяндж, и целых два раза.

Нас дружески провожали коллеги по работе. На время нашего тура они группами расположились на пикник выше и ниже по течению с биноклями, чтобы пусть издалека, но разделить с нами прелесть нашего путешествия и с различными петардами, естественно, чтобы салютом если что, отметить наше возвращение!

Мы были молоды и любые трудности были нипочем. Переправились. Что характерно, на той стороне никто не проверил наличие визы, никакой тебе таможни или там фитосанитарного контроля!

Лодочку мы так и оставили на берегу. Осмотрели вблизи достопримечательности городка (издали то, с нашей стороны, мы, конечно, уже все это видели), пресловутую глинобитную крепость. Оказалось, что на этом месте, на самом деле, она стоит с глубокой древности, да вот стены и строения дождем часто подмывает, а порой и смывает напрочь. Нет, нас не смутило отсутствие асфальта на кривых улочках. Мы были в добротных сапогах и грязь доходила всего-то чуть выше щиколотки. Ну, скользко может быть, так это мелочи. Зашли в дукан — местный магазинчик. Термин «шопинг» тогда нам был неизвестен, но понятие такое еще как присутствовало. Как же тур без сувениров! Тут-то я и увидел, что такое эта заграница. Полуразваленный сарайчик, где размещался дукан, был битком забит дефицитом! Кассетные магнитофоны, косметика, какие-то яркие ткани и многое другое, за что гордый советский человек в те времена, не щадя живота своего, локтей и обуви, нервов и сил, душился в километровых очередях. Это был шок.

Мы пытались изобразить полное равнодушие, но глянув на косметику, видимо дали слабинку. Оба женаты

Особенности национального туризма советского периода

и вполне себе понимаем, каково нашим половинкам жить в условиях этого нашего беспросветного туризма,

пусть только интуитивно осознавая значение для жен всех этих теней, помад, туши для ресниц… Короче, мы были готовы купить небольшие наборчики и даже честно предложили деньги, которые Сашка зачем-то взял с собой. Принимающая сторона тут же, чем то, видимо, моргнула и владелец дукана, внимательно глядя в глаза местной власти, с выражением радости на лице, стал предлагать их нам в подарок. Однако мы (в духе любимого В.Высоцкого -«… от подарков их сурово отвернись, мол у самих добра такого — завались!…«) с высоко поднятой головой проследовали дальше. Посетили резиденцию той самой принимающей стороны, время было послеполуденное, мы выполнили основную программу тура и нас закономерно пригласили на обед. Чем бог послал, конечно! Хозяева были на высоте — всего-то 8 блюд и главная неожиданность — водка. Причем не та душанбинская, явно сделанная из опилок и картофельных очистков, которую мы, крякнув, все равно потребляли, а московская «Столичная» в экспортном варианте. Это снова был шок. Отказаться от ТАКОГО мы никак не могли! Теплота общения существенно повысилась. Там же, (ну, конечно, насильно!) нам засунули в карманы по тому вожделенному набору с косметикой, а я только судорожно сжимал подмышкой свою любимую авторучку системы Макарова, не дай бог презентовать ее кому-нибудь в душевном порыве!

Как переправились обратно, я особо не помню. Наши ребята потом сказали, что мы гребли как заправские спортсмены — синхронно и мощно, а главное, они совершенно случайно, встречая нас на берегу, нашли в лодке какие-то 4 бутылки водки, причем «Столичной» и экспортной к тому же. Бесхозная контрабанда, одним словом. Пришлось ее нам всем уничтожать на месте путем полного употребления (тоже нелегкий труд, закуски-то с собой почти не было!), поскольку обратить это в доход государства не представлялось возможным. Ни одной «Березки» в округе!

Вот так я стал еще и контрабандистом. Ребята не допытывались, деликатные, что говорить! Ну, а жены наши с Сашкой были довольны

Особенности национального туризма советского периода

— тут не в сказке сказать, ни пером описать! И те и другие всё спрашивали, может, опять соберетесь в турпоездку?

Ещё немного в ту же примерно тему тут

И продолжение темы о возвращении в те места через четверть века - "Сбылась мечта идиота..."