Турист lilyadeni
сергей петрович
был 4 сентября 2023 18:54

Чехия Май 2010

ТУРИСТ — личность подневольная, двигаясь по чужому графику и маршруту, сделав десяток фото и пару покупок он исчезает, увозя с собой лишь мимолётное знакомство…….и чувство что он *отметился*, направление закрыто, вопрос снят.

Иногда *ПОВЗРОСЛЕВ* турист становится — путешественником, и в новом качестве он — прибыв туда куда хотел, посмотрев, пощупав, ощутив ….имеет шанс на дружбу или даже роман со странной, городом, или местом куда стремился.

Хочется надеяться что этот рассказ поможет многим туристам стать путешественниками.

И они разорвав кокон стереотипов и условностей, неуверенности и даже страха перед собственной самостоятельностью выпорхнут в свое первое самостоятельное путешествие и поймут …КАК ЖЕ ЭТО ЗДОРОВО!

Почему в первую самостоятельную поездку мы выбрали Чехию? Наверное все-таки это подсознательная комплиментарность.

Они славяне, и голос крови где-то между позвонками усиленно шепчет что там нам будет лучше. Язык почти понятен. Все друзья там уже побывали, осталось дело за нами.

То есть направление знакомо, тропа протоптана.

Но после каждого посещения Чехии, как чайка ДЖОНАТАН , вдруг осознавали,*уровень пройден* но он был не *вершина* а всего лишь подготовка к следующему … так шаг за шагом погружаясь в роман с этой страной понимаем, что просто обязаны посмотреть, всё что она хочет нам показать.

Лучше всего конечно путешествовать по Чехии на своей машине, хотя путешествовать здорово в любом варианте. Мы отправляемся на авто.

8 мая 2010 года — мы стартуем из родной Горловки в сторону Чехии.

Разгар майских праздников был выбран не случайно, во первых по традиции каждый выходец из СССР в этих числах обязан куда-то съездить,(хотя бы на дачу или шашлыки), ну, а во вторых в мае в Европе уже прекрасная погода, а нас ещё активно моют дожди и даже частенько могут по ночам прокрасться заморозки.

В общем в этот полувыходной и празднично предпраздничный день, по незагруженным дорогам спокойно и без приключений, по ямам и буграм к 21–00 добрались до Львова.

Весь трафик был ровным. Удивило только огромное количество *гайцев* что паслись на дорогах Винничины. Здесь для них раздолье -трасса постоянно проходит через сёла и деревни, причём они обступают Винницу так густо, что выехав из одного села вы через300 метроввъезжаете в следующее.

Ну и в каждой по своему *шерифу*,а во многих и по два. Машины с гайцами, стоят на въезде и на выезде.

Это они на случай если заметив мигание фар встречной вдруг становитесь образцово показательным водителем и плететесь мимо гайцев на *полусогнутых*. Оставив же их позади вы решили что вопрос закрыт и слегка притопили на педальку газ.

На это и рассчитана вторая засада, встречающая вас на выезде из села.

Остальные области Украины, были к водителям дружелюбны

На ночлег выбрали мотель*Виконт*(с. Подберёзовцы) прямо на трассе Киев-Чоп буквально в 10 км от Львова.

При нём есть заправка и мойка машин, а у нас было желание границу пересечь *чистенькими*,а так же вполне неплохой ресторан. В ресторане за соседним столиком, увидел Олега Тягнибока.мэра Тернополя и ещё пару *больших политиков*-подумал что это от усталости мерещится-вышел в холл и переспросил у администратора-

«НЕ ОШИБСЯ ли Я»-

-администратор говорит

-«ВСЁ НОРМАЛЬНО -вам не показалось это наши постоянные клиенты».

Шутка сама сорвалась с языка…

-«при входе не спрашивают -Москалі чи жиды-є»

-«ні не питають»- …. вместе посмеялись.

9 мая — расчет на праздник и воскресенье- сработал -таможню прошли быстро и дороги Польши были пустыми.

От Кракова до Бельско-Бяло. автобан теперь платный, две кассы по 8злотых.

Бензин в Польше уже по 4,6 зл/литр.

На границе Польша/Чехия нас остановила полиция и попросила включить фары

,я постоянно забываю что здесь надо ездить с *зажженным ближним*…

Притом именно попросили, извиняясь и поясняя что у них (в Чехии) так принято.

Двигаемся на г. Ношовице -в нем нас интересует завод РАДЕГАСТ -49°39’43.11″N 18°25’41.49″E (www.radegast.cz) и местное пиво. Для Чехии это довольно молодой пивзавод, ему всего сорок лет.

Выпускают всего два сорта пива. Но объем большой, пиво Radegast очень популярно в Моравии и соседней Польше. У завода странный девиз *Жизнь горька и слава Богу*

а так же соседствующий с ними замок СТАРА ВЭС (49°43’40.44"N 18°11’18.24"E)

Хотя полное название у него Стара Вэс-над-Ондржейницей.

Когда-то этот домик выполнял функции неприступной крепости, но потом появились пушки и оборонные возможности этой крохотной крепости резко снизились. По этому когда у нее в 1559 году появился новый хозяин- Ярош Syrakovského, он не стал париться по поводу защиты, а полностью перестроил свое новое владение. Снес три башни, вместо бойниц появились окна, а стены расписали приглашенные из Италии мастера.

Вся Чехия вдоль и поперек

На картинках которые покрывали замок от фундамента, предки Яноша громили турок и совершали свои личные 12 подвигов. Местные собирались и часами рассматривали эти комиксы под открытым небом, наверное активно их обсуждали и нервно курили.

Ну, а бычки скорее всего тушили о лица ненавистных турок, которые злобно скалились в изобилии по всему периметру.

В итоге замок очень часто горел, граффити восстанавливали все хуже, а со временем и вовсе решили нижний ряд заштукатурить. Так что потомкам сейчас остается любоваться только верхними комиксами. Чем мы с Натальей и занимались минут сорок, неспешно считывая их по периметру.

Затем проходим оставшиеся на сегодня8 км.к месту нашей первой ночёки в Чехии городу Острава

По пути замок Студёнка, 49°43’32.1"N 18°4’29.95"E его так часто перестраивали что сейчас от замка осталось только название и флер от того что фундаменту почти шестьсот лет. Внутри расположена местная библиотека, и пару небольших местных музеев.

г. Острава-(стальное сердце Чехии)-въезд в город конечно сплошной технофутуризм -меж труб, цехов и шахтных копров, хотя центр оказался тихим и уютным, с множеством маленьких красивых площадей граничащих друг с другом.

Вся Чехия вдоль и поперек

Довольно скромная и не яркая ратушная площадь. Обязательный для любого города Чехии чумной столб тоже простенький и невыразительный.

Поразил храм* Бога-Спасителя* мощное величественное строение глобально подавляет собой Остраву, нависая над ней и контролируя её. Оглушая центр города своим колокольным звоном.

Настолько громко и гулко звучного соборного гласа, я не слышал никогда, не представляю как живётся *местным* в радиусе до 1 км, но я был потрясён(и оглушен).

Вся Чехия вдоль и поперек

В городе есть пивоварня *Остравар*(www.ostravar.cz) она уже 112 лет, словно пивные ворота в Моравию, её особенность-это постоянная привязка к футболу, и сорта в честь него.

Каждый сорт имеет по 11 этикеток представляя таким образом как бы футбольную команду.

Остановились мы в отеле*Mamaison*,всё на очень высоком уровне и в двух шагах от исторического центра, удобный паркинг, но правда 10 евро.

В ходе долгих прогулок по Остраве, город нас не смог чем-то удивить или очаровать. Город занят сам собой, турист ему не очень интересен, и это взаимно.

10 мая -пробег 300 км.

Конечная цель Оломоуц, но к нему мы подбирались не спеша, плетя кружева из пивоварен и замков, которые нанизывали по очереди на наш фотоаппарат.

Отметить хотелось бы г. Опава и пивзавод *ЗЛАТОВАР*-мы намотали несколько кругов.и не смогли его обнаружить, потом стали приставать к местным-и выяснили что пивзавод снесли, и хотя по городу ещё висят огромные рекламные щиты уже не существующего *Златовар*,

Местные вынесли вердикт-пиво было *так себе*-в общем завод снесли не зря….

.г. Градец над Моравицей-прекрасный замок в который передали в 19 веке, крепость 11 века новые хозяева этих земель Лихновские. Они же разбили и парк вокруг него, в стиле своего времени.

Вся Чехия вдоль и поперек

В итоге головокружительные виды со стен замка и очень оригинальные скульптуры висящие прямо в воздухе между деревьев в замковом парке.

Удобная, большая и бесплатная парковка прямо перед входом в замковый комплекс.

49°51’56.06"N 17°52’28.56"E

Сколько мы не крутились вокруг этого парящего в воздухе парня, законы оптики смогли нас обмануть. Тросы которые его поддерживают не видны.

Вся Чехия вдоль и поперек

В этом замке частым гостем был Бетховен, он здесь творил и отдыхал. Ежегодно здесь проводится фестиваль «Градец Бетховена» — в память о посещении замка великим композитором.

Хотя Ференц Лист проводил в Градце над Моравицей гораздо больше времени, бывал здесь и великий Поганини, но в честь них фестивали пока ещё не проводят.

.г. Штрамберк -этот уютный городок как воплощение рождественской сказки, тихо, мило, уютно и очень красиво.

Город словно состоит из отелей, пансионов и домиков 14 века. Он почти сохранил себя нетронутым, таким же каким его отстроил брат царя Карла IV- Иоанн Генрих.

Точнее перестроил, так как сам город существовал за пару столетий и до этой глобальной реконструкции.

Вся Чехия вдоль и поперек

Над ним высится символ города *ТРУБА*….-в честь неё названо и местное пиво которое варится прямо на площади в маленькой пивоварне. Труба это единственная башня которая осталась от какой-то древней крепости которое в свое время возвышалась над городом.

Ну и везде торгуют *ушами*

Это более 700 лет назад ордынцы зачем то решили поотрезать местным жителям УШИ. Толи им было скучно, толи они просто любили к пиву немного похрустеть чешскими ушами.

Но местным эта задумка татар почему то не понравилась, они возмутились, быстренько сколотили ополчение и перебили захватчиков.

Потом сидят и думают

…-а в чем прикол то, с ушами?

Посидели немного подумали и отрезали поверженным захватчикам УШИ.

Когда к ним приезжали гости или соседи они им с гордостью показывали свои трофеи.

…- Во говорят, как мы их…А?!

Это всем очень нравилось, уши стали местной гордостью и даже фетишем. Но их надолго не сохранишь то, а народ всё едет и едет.

Тогда местные жители решили печь пряники в форме УШЕЙ, и угощать тех кому не досталось реальных.

Уже 700лет ШТРАМБЕРСКИЕ УШИ -просто нарасхват по всей Чехии, и они настолько популярны. что во многих местах начали делать свои *УШИ*,но знатоки утверждают что именно *ШТРАМБЕРСКИЕ *- по прежнему вне конкуренции.

Из пивоварен которые мы осмотрели в этот день, хотелось бы выделить

*Забржех* 49°48.417’N 18°14.418’E

Вся Чехия вдоль и поперек

которая прячется на выезде из Остравы, и причем с 16 века.

(это не только прекрасное пиво и очень интересный ресторан, но и*спа* с ваннами из пива, косметикой из него же, и очень уютный и необычный отель с оригинальными номерами в стиле 16 века, и большой бесплатной парковкой. www.zamek-zabreh.cz)

г. Оломоуц(вторая Прага)-после Праги это самая большая резервация памятников и шедевров.

За свою славную восьмисот летнюю историю, Оломоуц был столицей Моравии, Великоморавской державы и даже Австро-Венгрии.

Здесь пресеклась первая и единственная чешская королевская династия Пржемысловичей, и короновались императоры Австро Венгрии, впрочем здесь же один из императоров и отрекся от короны.

Местные историки утверждают что город был основан самим Юлием Цезарем, хотя есть зафиксированная дата рождения 1253 год.

В прочем они же утверждают что в 1241 году, в Битве при Оломоуце чехи наголову разбили татар. Хотя рукопись в которой была описана эта яркая победа, оказалась подделкой 19 века. Оломоутцы все равно её цитируют.

В городе стоит самый высокий в Европе чумной столб -Колонна Пресвятой Троицы.

Вся Чехия вдоль и поперек

Часы в стиле пражских, но по социалистически)))

С десяток древних костелов и храмов в историческом центре города.

Но на машине удобно подъехать только к собору св. Вацлава, здесь же и Архиепископский музей 49°35’52.41"N 17°15’43.93"E

Вся Чехия вдоль и поперек

а вот дальше всё нужно осматривать пешком, узкие улочки увешены запрещающими знаками.

Ну и полное отсутствие парковок.

В городе интересная ратушная площадь и прикольный фонтан на ней.

Вся Чехия вдоль и поперек

В прочем Оломоуц описан во множестве путеводителей, так что не буду елозить по очень глубокой колее, и дублировать общеизвестное.

Ночевали в отеле *Sigma*.подъехать к отелю оказалось просто невозможно, вокруг глобальные ремонтные работы, парковка то же оказалась не при отеле, а на городском подземном паркинге.

Отель -как воспоминание о социализме, лифт пока доедешь -поседеешь, скрипит и стонет как в фильме ужасов. При этом дискретно дергая своих пассажиров каждую минуту.

По пиву Оломоуц предлагает.

*Сватовацлавский пивовар* на Riegerova 22, Трактирный пивовар *Мориц* на Nesverova 2, и *У Кудея* на Krapkova 2. Но все эти три пивовара не имеют истории и традиций, это просто современные миникомплексы по производству пива и самая старшая из них открылась в 2006 году.

На выезде из Оломоуца в небольшом городке Простеев есть домашняя пивоварня *У короля Ечминка*, вот это очень интересное предприятие, точнее один из сортов которые они предлагают стоит попробовать обязательно.

Это*Черный ангел*-пиво для Чехии необычное и оригинальное.

Конечно же стоит упомянуть знаменитые *Оломоуцкие творожки*-об их неповторимом вкусе пишут многие и часто, особенно в расчете на туриста)))

Даже перечисляют пару коронованных особ которые фанатели от этих сырков. Купить их можно в любом супермаркете.

Но вкусового *шока* я не испытал, по мне так *рядовая прикуска* к пиву- не больше.

11 мая -пробег 300 км. Весь этот день мы посвятили Оломоуцкому краю, не спеша продвигаясь в сторону ПАРДУБИЦЕ.

Начали «„как и положено“» с пива!

Завод*ЛИТОВЕЛЬ* — 49°41’38.52″N 17°4’33.48″E буквально в двадцати минутах от Оломоуца. Пиво этого завода имеет много фанатов как в Чехии так и за её пределами.

Продукт очень качественный, интересен тем что все его сорта всегда в лауреатах *Пивной ПЕЧАТИ*,но сувенирный магазин крошечный и оригинальный вещей(кроме запаха) мало. www.litovel.cz

Всего 13 км влево и мы у подножия очень интересного замка Боузов -49°42’15.84"N16°53’22.53"E

Эта цитадель взобралась на вершину холма, в центре одноименной деревеньки, и хотя по бокам дороги ведущей к замку висели *Бублики*с дописками, кому можно, а кому нет, учитывая полное безлюдье этих мест, мы заехали на машине прямо к воротам.

Вся Чехия вдоль и поперек

Замок в идеальном состоянии, очень стильный и уютный, кстати его собственником одно время был Гиммлер. Впрочем как-то получилось что почти всю семисот летнюю историю замка, им владели представители немецких княжеских династий. Пару столетий замок был вотчиной тевтонского ордена. Наследники Тевтонского ордена в 1990 году подали в международный суд, в надежде вернуть себе права собственности на замок. Но суд проиграли, так что замок по прежнему собственность Чехии и пристанище чешского кино. Замок Боузов наверное самый снимаемый из всех чешских замков, особенно в детских сказках, и историях о любви.

Если немного попетлять по проселочным дорогам, то через 15 км от замка Боузов есть ещё один замок.

Это Моравске Тршебова -интересное строение, и уютный городок вокруг него, парковок нет, но нет и запретов на парковку, впрочем как и любых видов разметки по всему городу, машину оставили прямо при входе в замок, и спокойно погуляли по городу и замку. 49°45’25.58"N 16°39’56.63"E

Вся Чехия вдоль и поперек

Дальше мы движемся опять мимо автобанов и магистралей, хотя дороги в Чехии в общем то везде в отличном состоянии, да и ехать всего то полчаса.

Нас ждет Литомышль-49°52’22.86"N 16°18’49.58"E

Литомышль это прекрасный город, огромный ареал архитектурных и культурных шедевров, мы гуляли вокруг замка и костёла, получая эстетическое наслаждение буквально на каждом шагу,

Вся Чехия вдоль и поперек

и очень жалели что ещё не изобрели 3D-фотографии -обычное фото здесь во многих местах просто бессильно, очень интересно и то что между историческими сооружениями пространство заполнено современными работами *новых направлений* и это не просто непонятные нагромождения странных форм. А изделия на которые обязательно хочется залезть, потрогать или хотя бы попросту фотнуться рядом.

Вся Чехия вдоль и поперек

После Литомишля у нас небольшой поход *налево*, правда опять же всего в 15 км к городку Поличка -49° 42′ 54″ N, 16° 16′ 3″ E

.г. Поличка это старый город окруженный харизматичной каменной стеной с такими же стильными башнями через равные промежутки, и домишками в 300–400 лет которые жмутся к этим стенам. Стены очень интересные, толстые и осанистые они как-то непривычно смотрятся на чешской земле.

Вся Чехия вдоль и поперек

Городок находится прямо на границы Чехии и Моравии, и с 12 века, обычно выступал в качестве приданного в различных династических браках.

Исторический центр весь был в ремонтах и реконструкциях-с кранами и бульдозерами, разобранными мостовыми и защитными сетками которые перекрывали доступ к разрытым местам.

Так что оценить центр древней Полички у нас не получилось.

В Поличке есть интересный пивовар, с долгой и яркой историей. Улица на которой он расположен так и называется Пивоварская.

Итак- *Городской пивоваренный завод* -Pivovarska 151. www. Pivovar-policka.cz

Замок ПЕРНШТЕЙН -хотя мы долго забирались в горы, но эту мощную готическую крепость всё равно осматривали задрав головы вверх, вписанный в скалы и камни он ИДЕАЛ ОБОРОНЫ -во многих залах прямо из стен есть выходы камня, а в некоторых и полы -естественная скальная порода. В конце 16 века Перштейны решили это исправить, и привести внутренние покои в более люксовое состояние, в итоге влезли в долги, и на их погашение и ушел сам замок, последующие хозяева уже ничего здесь не трогали, и не меняли. Не тронули даже название. В итоге он так и прошел через века как замок Пернштейнов — 49°27’1.63"N 16°19’6.38"E

Вся Чехия вдоль и поперек

. г. Пардубице(город пряников и скачек)- обычно так и реагируют чехи когда их спрашивают об этом городе. Здесь постоянно проводятся различные международные соревнования по конному спорту всех уровней. Скачущий конь на гербе и флаге города.

Город красивый и интересный, много знаковых строений 16 века, но жемчужиной города является конечно небольшой замок рядом с историческим центром города. ОН не был бы столь оригинальным если бы не три десятка павлинов спокойно по нему расхаживающих -причём большинство павлинов -чисто белого цвета. 50°2’28.88"N 15°46’35.72"E

Маленькая площадь исторического центра состоит из очень красивых и богато украшенных домов,

и на нём всего один магазин *ПАРДУБИЦКИХ ПРЯНИКОВ*-и как не грустно, но он работает только до 17–00.так что прибыв в полшестого мы остались без пряников

Но зато с пивом.

Здесь расположен знаменитый пивовар *Перштейн* на Palackeho 260.

Именно здесь в 1890 году родился Портер. И уже более ста лет 19% -ый Пардубицкий Портер

считается непревзойденным. При заводе есть собственный паб, где можно и опробовать свежайшее пиво которое поступает прямо по трубопроводу с завода.

Перед Пардубице мы заскочили в небольшой городок Дашице, здесь на Komenského 27, есть интересный пивовар *DAŠICE*.

Здание небольшое и современное, но на нем стоит дата 1616 год.

Ещё удивили повальной коммерциализацией, здесь продают даже этикетки от своего пива, бирдеккели под бокалы и т. д.

г. Градец Кралове (город Королев) -в этом городе хотелось бы отдельно отметить отель*Окрестный ДОМ*(место ночёвки)

очень уютный, оригинальный, со вкусом сделанный и главное в двух шагах от исторического центра, хотя центр в этом городе довольно большой и растянутый -но КРАСИВЫЙ.

Он конечно узнаваемо-чешский, но и другой одновременно. Возможно сказалось что этим городом всегда правили женщины, он был как пенсион-который отдавался в лен, вдовствующим королевам.

Те им управляли, и с него же кормились.

В городе Королев естественно так же есть собственный пивовар *Рамбоусек*

На Velke namesti 130. Завод предлагает шесть сортов пива, но вот попробовать его нам не удалось. Сам пивовар был уже закрыт, а в пабах на центральных улицах города предлагали десятки видов и сотов, но Рамбоусека среди них не было.

11 Мая —пробег450 км.-цель Карловы Вары,

сегодня мы постоянно нарушали график-сначала *Новэ-место над Матуей*50°20’37.55"N 16°8’58.9"E

Вся Чехия вдоль и поперек

этот замок имеет слишком оригинальный парк, хоть и небольшой, но он создан с такой любовью и выдумкой что приходится внимательно изучать буквально каждый его метр.в парке и вокруг него целая страна *гномиков* в камне, они здесь семьями и по одиночке, парами и целыми галереями.

Внутри парка очень оригинальная крытая галерея которая как мост соединяет замок с парком.

Потом конечно замок ГРУБА СКАЛА -не буду преувеличивать -НО СЛОВА БЕССИЛЬНЫ…

-просто не представляю величину гения-мастера который над остро торчащими шпилями скал-смог возвести единый архитектурный ансамбль, 50°32’41.28"N 15°11’42.13"E

Вся Чехия вдоль и поперек

затем пошли по тропинкам между ущелий вокруг этого замка, и за час *спалили* карту на 2 гектара -мы просто не могли не снимать буквально каждый метр нашей прогулки.камни, скалы, ущелья и пропасти между ними

-и….для любителей экстрима на высоте 20–30 метровмежду деревьев навешены тросы(без страховок) и если есть желание вы можете по ним погулять, длина некоторых *навесных троп* больше километра…….жуть

Замок КОСТ здесь конечно туриста выжимают по полной

шаг влево -шаг вправо -всё очень дорого, бабки, бабки, бабки ….хотя почти все остальные замки Чехии бесплатно предлагают хотя бы паркинг.

….- дорога впритирку объезжает весь замок с обеих сторон, и лично мой совет обязательно объедьте и снимите его снаружи со всех сторон.

За каждым поворотом замок выглядит по новому 50°29’24.21"N 15°8’5.96"E

Вся Чехия вдоль и поперек

.г. Турнов-этот центр чешского стеклоделия *мека* -для любителей украшений из *чешского граната*именно здесь его добывают и главное!!! в местных магазинах он процентов на 30 дешевле чем в Праге. Но опять же не стоит забывать что чешский гранат камешек мелкий, крупный камень обычно сейчас поставляется из Азии. Его много он дешевле, по этому производители Чехии уже давно и с удовольствием на него переходят.

Конечно же заехали в пивоварню*Рогозец*(www.pivorohozec.cz) это всего в3 км.от Турнова, прекрасное пиво *Скалак* долго не могло прорваться в Прагу, но теперь его подают в ресторане *Пражский мост* что на Бетлемской 5.

И довольно богатый ассортимент хорошего пива.

Из других пивоварен что мы посещали сегодня хотелось бы отметить

ПРИМАТОР (www.primator.cz) -здесь варят редкие для Чехии эли, а также *Рыцарское*-21%,ну и уж совсем бомба-*Двойное*-24%-пиво очень отличается по вкусу -от *общечешских* преобладание солода, делает его сладковатым и полностью лишает привычной чешской горчинки.

Мне сложно понять его любителей и ценителей, но пиво плотностью выше 20 процентов уже теряет вдохновение и скорее тянет на звание жидкого пряника.

Вся Чехия вдоль и поперек

НОВА ПАКА(www.novapackepivo.cz) -эта пивоварня впечатляет своим необычным ассортиментом (включая вишневое и из конопли),а так же тем что в самой Чехии,*новопакское*пиво очень трудно найти, его постоянно выкупает немецкая диаспора из Казахстана, Литвы и Латвии.

пивоварня*У БОЛИШТЕ*в г. Милетин здесь вышел курьёз.на чешском сайте я нашёл что эта пивоварня каждый год открывается 29 КВИТНЯ, они вскрывают два десятка бочек с урожая прошлого года, и работают пока их не выпьют, потом НОВАЯ ЗАКЛАДКА, и закрытие до следующего 29 КВИТНЯ, мы и приехали попробовать пиво *ХМЕЛКА*.но конфуз, у чехов КВИТЕНЬ -это почему то МАЙ, а не АПРЕЛЬ как я думал всю жизнь до этого.

Такая интересная разница между украинским и чешским календарем.

Хотя есть и другой плюс, нас сразу удивило что маленькая площадь этого крошечного городка состоит сплошь из одних ЦУКАРЕН, в каждой из них нам гордо предлагали *модлитбички*.и пряники, причём тут сразу предупреждают что именно их пряники САМЫЕ ВКУСНЫЕ в ЧЕХИИ, а ПАРДУБИЦКИЕ -просто имитация………,по вкусу лично я разницу не заметил, но по ЦЕНЕ, да……эти вне конкуренции, шедевры размером с А4-всего 25 кронн.

Вся Чехия вдоль и поперек

Ещё очень душевно нас встретила пивоварня*КЛАШТЕР*(www.pivovarklaster.cz) здесь в фирменном магазине мне понравилась жестяная реклама пива висящая у входа и я попросил её продать, легкие сложности перевода и в продажу включился чуть ли не весь городок, выяснилось что эта прибита к стене НАМЕРТВО -стали вызванивать кладовщика с завода, тот проверил остатки, вызванивал ещё кого то, и ещё и ещё…количество участников нарастало как снежный ком, и к моменту вручения мне приглянувшейся картинки.нас окружало уже человек 20 местных жителей, и кажется они были рады даже больше меня…

Кстати координаты пивоварен, да и вообще всё по пиву Чехии я брал с сайтa www.beerloga.dn.ua

В подготовке этого автотура мне этот сайт очень помог.

В Карловы Вары мы приехали к 21.00, но несмотря на усталость, бросив всё- пошли ОТМЕТИТЬСЯ!!!

.просто в ходе наших семейных путешествий как-то сам собой родился РИТУАЛ

Мы ищем *МЕСТО*,место где город нам назначил ВСТРЕЧУ, где он ждёт нас, где мы должны понять друг друга, место где возникает ДИАЛОГ, нам всегда удавалось это *МЕСТО* найти,

и тогда просто остановившись на 20 минут,

и отбросив всё,…

мы не спеша за бокалом пива(вино, сидр, кофе и т. д.-напиток как символ места)…. вдыхаем то что этот город нам говорит,…. слушаем как он дышит,

место встречи изменить нельзя-……….

и сколько бы раз судьба не возвращала нас в этот город, первое что мы делаем это идём на НАШЕ МЕСТО, и радость встречи всегда взаимна….

12 мая -пьём минеральную воду, купаемся в бассейне с минеральной водой, гуляем по цветущим Карловым Варам, дышим, улыбаемся -в общем полностью слились с остальными представителями бывшего СССР -которые на 95% заполнили этот курорт.

Русская речь звучит всюду, если мимо проходит парочка немцев или чехов говорящая между собой на своем языке, то на них с удивлением оглядываются

…-иностранцы, что ли?)))

Здесь в шутку часто цитируют анекдот.

……Возник как будто жесткий конфликт между Россией и Чехией, и дело даже дошло до военных угроз. И президент Чехии как последний довод выдвинул ультиматум.

…- Если Россия нам не уступит-то мы…. разбомбим Карловы Вары.

На третий день минеральной жизни, у нас начались очень сильно чесаться колёса, а во сне приходить машина.)))а вместе с шумом ветра в открытое окно доносится вздохи дорог Чехии.

Кстати о дорогах, в разных регионах Чехии они словно одеты в разные одежды.

Средние Чехи- это плантации хмеля, с трудолюбивыми вьетнамцами, и огромные орлы с рекламой *МАТОН*

*МАТОН*-это минералка» № -ВСЁ- «для Чехии…говорят что названием она обязана Петру Первому……

….как-то когда он посещал Карловы Вары, ему поднесли бокал с минералкой на пробу

….-ХУ…НЯ — вынес вердикт Петр Первый…

….что…что.что сказал ЦАРЬ, подобострастно загалдели чехи…

…ну.ну.э…это. .МАТОМ…смутился переводчик.

….О. О. МАТОН, МАТОН…….подхватили чехи, и слово *ушло в народ*…

Ведь сам Петр Первый дал имя воде!

ВЫСОЧИНА- здесь дороги по бокам, одеты в обрывы и каньоны, леса и бурные реки

КРКОНОШЕ -леса по бокам такие, что полумрак даже в солнечный день

Впрочем описывать дороги всех 15 краев Чехии, неблагодарно…. фото уступает глазу, а описание тем более….

Просто … -«Лучше один раз увидеть……чем сто раз я попытаюсь описать…»

15 мая-. Утречком поплавав положенные по абонементу 1,5 часа, и тяпнув по пару литров минералки с 11источника(60° но не тех)))-мы решили детально обследовать *курортный треугольник*и его вершину город Хеб.

Начали с курорта Марианские Лазни, как-то так сложилось что именно он считается у немцев курортом № 1,в итоге сейчас в сторону Германии просто глобальное строительство, автобаны и переделка под автобаны всех ранее построенных дорог, так что мы сразу выбились из графика, и *улучшил*картину постоянный затяжной дождь.

В итоге город осматривали в спешке, а от поездки в Франтишиковы Лазни -вообще отказались.

Конечно Марианские Лазни -буквально *вылизан*очень чисто, зелено, дорого -но одновременно и как-то пусто и грустно, нет такого оживленного движняка как в КВ.

Зато прямо возле *Колоннады* фирменный магазин «оплаток» ,где их и пекут, и притом есть двойные с начинкой по 12крн, так что мы вволю похрустели)))

Родина то оплаток, именно Марианские Лазни, хотя безусловно лидером по продаже являются Карловы Вары.

Потом рванули в г. Хеб -самый западный город Чехии, и бывшую резиденцию Фридриха Барбаросы, хоть городу и тысячу лет, смотреть там по большому счёту то, оказалось и нечего….так сказать *чистенько, но бедненько*(50°4’52.48"N 12°21’55.13"E)

В прочем возможно сказывается уже пресыщенность, нельзя агрессивно поглощать достопримечательности. Глаз попросту замыливается. И если Хеб распробовать отдельно то он скорее всего тоже понравится.

16 мая-. Сегодня решили пробежаться по Германии. благо что все дороги на неё и в ней, как взлётная полоса и притом без скоростных ограничений.дожимаю стрелку спидометра на 2 часа и полетели….

К одиннадцати мы в Вюрцбурге, город встречает нас запахом жареных колбас, они везде и у всех, такое впечатление что пол города жарит, через каждый метр этот продукт, а остальные полгорода его усиленно поедает.

Вообще палить и жарить у жителей Вюрцбурга в крови, они и прославились то как*столица охоты на ВЕДЬМ*,особенно им удался 1626 год-600 женщин сожгли, затем слегка успокоились и жгли по 100щтук в год, а потом толи женщины закончились, толи кто-то подсунул им рецепт колбас, и они на него переключились, и похоже не только с радостью, но и с фанатизмом.))) 49°47’40.5"N 09°55’46.67"E-паркинг

В городе много интересных мест, уютных площадей и ярких достопримечательностей. Мы к сожалению провели в нем всего три часа, но это шапочное знакомство естественно оставило очень сильное желание сюда как-нибудь вернуться ещё раз.

С легкой грустью покидаем этот замечательный город, и усиленно жмем на газ на автобане. Следующая цель у нас в 90 км, и мы ровно через час уже выбираемся из подземного паркинга в Бамберге.

.Бамберг — называли то *Немецким РИМОМ* то *Баварской Венецией* но особенно ему повезло что английская авиация, которая к апрелю 1945 года стала утюжить именно культурные центры немцев, про Бамберг забыла, в итоге гордость списка Всемирного наследия UNESCO- и прекрасно сохранившийся город, ярко выраженная баварская стилистика 15–17 века, очень мило, красиво, уютно.

Удобно что прямо в историческом центре с десяток подземных паркингов, много интересных авторских магазинов сувениров, и арт-салонов.

И конечно уникальное *копченное пиво*-Пивоварня «Хеллерброй-Трум»(Dominikanerstr 6) находится в историческом центре города Бамберг и производит «копченое пиво» с 1405 года о нём я впервые узнал на www.beerloga.dn.ua

Секрет этого уникального напитка в том, что для его приготовления используют особый копченый солод, а для копчения только буковые брёвна которые выдерживают три года, и т. д. Такие же легенды сопровождают и почти все блюда в трактире, некоторые из них передаются устно ну, а некоторые письменно, прямо в меню.

Хотя, мясо и правда было приготовлено отменно, всё живо, необычно и интересно.

49°53’30.0"N 10°53’30.0"E-паркинг.

Домой в Карловы Вары вернулись поздно ночью, выжатые, но довольные, пробег за день составил 600 км.

17 мая--сегодня третий понедельник месяца.а в эти дни в бассейне *сан.обработка*,так что мы незанятые плаванием, этот день посвящаем Центральной Чехии.

Начали с замка Карлштейн, его строительство контролировал сам Карл IV, но бродя по замку очень часто видишь современную кладку, цемент, и бетон -в конце 19века здесь была глобальная реконструкция и перестройка, похоже очень глобальная.

Но в принципе красиво и романтично(49°56’22.11"N 14°11’18.34"E)

.10 кмот замка заехали в небольшой городок Бероун, здесь нас интересует пивоварня

*Бероунский МЕДВЕД*.

Так как её пиво уже несколько лет признается в Чехи лучшим среди малых пивоварен.

Опять немного подвёл навигатор, точнее не он, а странный способ в Чехии написания почтового адреса, они пишут улицу и номер дома в городском каталоге, а не номер по улице. на самих домах то две цифры вместе, и номер на улице и номер в городе.

В итоге *язык до Киева доведёт*-то есть найдя по навигатору улицу, дальше просто спрашивает КУДА?

Пивоварня-то же удивила.в центре разваленного завода, среди руин цехов,

.пару из которых продолжают работать стоит в общем то неплохой ресторанчик, при том всё это уже почти за чертой города- а людей почти полный зал.

Затем ищем замок Кршивоклат, Макс Фрай в одной из своих книг обещает здесь встречу с духом алхимика, который под видом продавца сувениров обязательно предложит вам купить именно ту памятную безделушку -обладание которой изменит(к лучшему) всю вашу жизнь, и устранит корень возникновения проблем.

Для нас возможно *этим сувениром* стал наш визит в этот замок. 50°2’15.13"N 13°52’18.8"E

Небольшой и аккуратный внутренний двор, со многими элементами рыцарских времен очень добавляют шарм этому замку.

Спускаясь с горы заезжаем в г. Раковник и пивоварню *БАКАЛАР*,многие утверждают что пиво этого завода даже заживляет язву и лечит желудок, моего чешского не хватило что бы уточнить по месту правда это или нет -но на всякий случай запасаемся пивом.

Кстати лично я рекомендую именно это пиво, под любое настроение и в любых условиях оно мне всегда кажется одно из самых лучших в Чехии.

30 кмна запад от Раковника город Жатец, очень уютный городок в котором всё для ПИВА, ради ПИВА и во имя ПИВА. Именно жатецкий хмель стал мерой отсчета для мирового рынка, пальму первенства он удерживает уже 800 лет.

Готическая крепость в центре города решением всех жителей в 1800году была переделана в пивоварню.

*Пивоваренный завод *Жатец**(www.zateckypivovar.cz)

В сувенирном магазине при заводе, продавец узнав что мы с Украины и интересуемся их пивом, подарила нам коллекцию этикеток на бутылки что выпускал и выпускает их завод, в очередной раз подтвердив -что все люди связанные с пивом -отличаются повышенной добротой)))).

-««….-ХОРОШО ЧТО ЕСТЬ НА СВЕТЕ….

…ЭТО СЧАСТЬЕ — ПУТЬ ДОМОЙ……. «»

19 мая- .начинаем движение к НЄНЬКЕ, обратный путь мы проложили по Южной Чехии и Южной Моравии.

Первый пункт у нас Орлицкое водохранище, разлив реки Влтавы по берегам украшают сразу три замка.

1. замок Звиков -на узком мысе далеко врезанным в воды Влтавы, истинно неприступный замок. Он всегда оставался неприступным, сдан был всего один раз в 1621 году, и то гарнизон в 140 солдат отражал все натиски 4тыс.армии, но пал через несколько месяцев не перед силой оружия, а из-за голода.

Стал этот замок знаменитым и по другой причине, на самой древней *башне Маркоманка*-были обнаружены письмена, вдоль всей высоты. Десятки диссертаций и докторских «о неизвестном виде германских рун " ,полсотни симпозиумов, пока это не попало на глаза строителям…)))

Оказалось что это пометки строителей, какая бригада как и сколько выложила и что за это заработала. 49°26’20.39"N 14°11’32.25"E

То есть обычная калькуляция по ходу строительства. И принципы её особо не поменялись за последнюю тысячу лет.

Рунам на стенах замка чуть больше восьмисот.

На старых гравюрах, замок возвышается на очень высокой скале. Но в 50-х годах, создали Орликское водохранилище и затопили часть прибрежных укреплений, дорогу от замка на Прагу, старинную церковь и большое рыцарское кладбище. Да и вода поднявшись на 20 метров, сейчас плещется почти рядом.

За полкилометра до замка, есть ОЧЕНЬ интересная пивоварня *Пивоварский дом Звиков* и самое дорогое в Чехии пиво*Зlata labut* 49°25’50.9"N 14°11’53.88"E

Пиво интересное, но опять же с довольно высокой плотностью.

2.Замок Орлик- не пойму как этот замок с 13 века, считался одним из символов королевской власти как один из богатейших. Крошечный замок с миниатюрным внутренним двориком, крохотной часовней и пластиковыми головами оленей на стенах. 49°30’45.5"N 14°10’11.82"E

Хотя думаю большую часть шарма у него опять же украли за счет большого подъема воды в водохранилище на реке Влтава. На берегу этой реки он когда-то грозно возвышался, взымая почти семьсот лет плату с тех кто проплывал мимо него по Влтаве.

3.Замок Враж-переделан в очень известную лечебницу(www.lazne-vraz.cz) -основной упор здесь на грязевые ванны, лечат нервы и опорно-двигательный аппарат.

В прочем замком он считался недолго, так как строили его в 19 веке, дворяне семьи Лобковиц. Строили именно из-за уникальных свойств местной воды. Сейчас лечебница которая здесь расположена считается одной из лучших в Чехии.

г. Писек -город получил название из-за добычи с 13 века здесь золотого песка, нам же захотелось погулять по нему -так как этот город возглавил мировую статистику -как город с самой низкой преступностью и самым минимумом автопроисшествий.

Ожидали увидеть сонный уездный городок, но центр буквально кипел.

Сейчас Чехия погружена в ВЫБОРЫ, для нас же это -как комедийный сериал(после наших выборных эпопей) -на площади стоят синие палатки и оранжевые(я серьёзно),а

Также палатки молодого и в очках политика который обещает " спасти Чехию» -но для нас хитом были взаимные обвинения политиков в адрес оппонента

*СТРАШИТ И ШКОДИТ*-точного перевода не знаю, но весело…

Следующий город ЙИНДРЖИХОВ ГРАДЕЦ -объяснить такое название просто)))-это родина АБСЕНТА, максимум его рецептов- хорошо описал единственный в Чехии нобелевский лауреат Ярослав Сейферт

……Мы пили Абсент,

Зеленей которого нет

Ничего в этом свете…

И на берегу Влтавы

Я смотрел как Сена несёт свои воды…

Теперь едем к городу Зноймо, в 20 км перед ним есть замок Битов -ему почти тысячу лет, но первые двести лет своей истории замок был деревянным потихоньку обрастая каменными стенами.

Последние три километра к замку вела грунтовка и толпы удивлённых зайцев на ней, которые оживленно обсуждали между собой наше появление здесь.

Но к сожалению всё было заперто наглухо и НИКОГО ….,ну замок есть замок и перелезть или пролезть, оказалось невозможно поэтому побродив полчаса вокруг едем дальше.

Замок Битов — 48°56′37″N 15°42′4″E

Буквально за15 км. до нашей ночевки в г. Зноймо нам открывается красивый замок *Вранов над-Дыей*,

но время позднее (8 вечера), автодороги вверх нет, а пеший подъём уже не осилим, и уверенности что там не заперто -тоже нет.

Хотя очень хотелось. Замку почти тысячу лет, очень богатая история. Но его конечно десятки раз перестраивали и сейчас он воплощает в себе больше дворцовых черт, чем оборонительных.

В общем делаем фото из окна машины, и едем к месту ночёвки.

Отель Prestige, всё очень хорошо, интернет и паркинг -бесплатно, стильно и уютно, правда от исторического центра далековато.

20 мая-.С утра посещаем самый южный оплот чешского пивоварения *Hostan*

www.hostan.cz

в этом регионе пиво не в чести, это винный край. Возможно поэтому завод ограничивается на сегодня всего 2 сортами «Hradni» и «Nase pivko"на время прекратив выпускать Znaimer, и немного работает *налево*делая на вывоз Zlaty Bazant.

Исторический центр в Зноймо небольшой, точнее здесь с десяток маленьких фрагментов 16века, густо переложенные между собой домами на пару столетий моложе, и даже бетонными кубами из социализма. Что бы удобнее всё это обхватить по городу курсирует туристический поезд.

Строения по чешски узнаваемы, хотя город почти всю свою историю был австрийским.

Затем прикупили *зеленого вина*-которым славится Зноймо, а так же пару банок знаменитых на весь мир *Знойменских огурчиков*,и спешим в прекрасный парк Lednice.

На него мы планируем 3 часа, но сюда конечно нужно выезжать минимум на день.

Очень большой парк, ухоженный и оригинальный, с озерами и каналами по которым даже бегают прогулочные кораблики, беседками и кустами в три человеческих роста, которые как крепостные стены делят парк на сектора и конечно жемчужина парка замок Lednice

Этот замок почти всю свою историю принадлежал князьям Лихтенштейна, которые называли его Айсгруб. Редко какому строению везет в течении семисот лет оставаться с одним и тем же гербом на фасаде. Времена то были буйные, войны были делом привычным и велись они ради приобретений, в том числе и чужих замков.

В семи километрах замок Valtice, переделанный сейчас в отель. Замок красивый, оригинальный, с небольшим французским парком, и такими же интересными(в историческом смысле) памятниками по соседству.

Это наш последний объект на территории Чехии, и выйдя на автобан мы проскакиваем Словакию(80 км) и въезжаем в Венгрию, покупка матрицы 1530 форинтов и путь к месту нашей ночевки г. Дьёр.

Этот город часто в буклетах называют как *город самых необычных балконов*-с этим я не согласен.а всё остальное мне нравится.

Хороший старый город, много знаковых и исторически привлекательных мест, уютные рестораны и хорошая кухня.*Гуляш*-наверное надо попробовать именно здесь.

Спокойный и тихий исторический центр, с сытым декором и бронзовыми кумирами Дьера.

Жаль что крепость под чистую срыли наполеоновские войска в 1809. Они под стенами Дьера разбили австрийцев и потом наверное не могли остановиться и заодно расправились и с городскими укреплениями.

А часть из них была построена ещё римлянами.

…….хочешь рассмешить БОГА….

….расскажи ЕМУ свои планы на будущее …*авто мудрость*.

21 мая — Планировали сегодня пробег 1200–1300 км, но май 2010 -усиленно поливал всю Европу дождями, и половина Польши и большие куски Венгрии и Словакии уже были частично подтоплены, в итоге сразу после выезда из Дьёра попали в пробку на 2часа, затем какие-то ремонты и объезды, при скорости в 40–50 км ну и в довершении таможня на въезд в г. Береговое (Закарпатье)-настолько не спешила впустить нас на родину, что это отняло ещё 2 часа…….,и с переходом таможни время на часах автоматически стало на час больше(возврат на украинское время)

В итоге с огромным трудом670 кми ночевка в г. Стрый.

Отель выбрали *Золото Карпат*

Паркинг 20 грн, интернет бесплатно, хороший ресторан, живая музыка и на удивление скрипач очень высокого уровня ведущий музыкальную программу.

22 мая — пробег1300 км, до Горловки

Ох и большая у нас страна, жаль что нет в ней нормальных дорог…….

И конечно уже очень нужны автобаны, ОЧЕНЬ…….ОЧЕНЬ…….