Турист NB (Nobody)

Забайкальский край — Россия Июль 2012

Путешествие вдоль БАМа… Часть 13. Новая Чара — Икабьяканские озёра

РЫБАЛКА НА ИКАБЬЯКАНСКИХ ОЗЁРАХ

Виктор Николаевич и его сын Андрей живут в Удокане, недалеко от Новой Чары. Ещё в 70-х годах (до БАМа) Виктор Николаевич перебрался сюда из Иркутска - да так и остался. По профессии он геолог-взрывник.
    Городскую жизнь Виктор Николаевич, наверное, уже и не помнит. Он полностью слился с тайгой. 20-километровые переходы по болоту или по снегу, за дичью или привозной говядиной - это не приключение, не экстрим... это жизнь. Виртуозно наколоть дров - это не красивый фокус, а навык, необходимый для выживания. Вытаскивание из сетей живой колючей рыбы, после уколов которой гноятся раны - это не развлечение, а добыча пропитания.

Можно ли так жить? Таёжники скажут - иначе жить нельзя. И, глядя на 64-летнего Виктора Николаевича, который таскает огромные мешки и ловко орудует топором (при том, что много курит и пьёт) - понимаешь: да, именно такая жизнь подходит этим людям.

Питаются здешние жители в основном тем, что сами добудут - рыба, дичь... Правда, мясо Виктор Николаевич не очень любит, а дичь вообще не ест - он любит рыбу. Рыбу в основном ловят в реках, но сейчас, после дождей, очень высокая вода - поэтому пришлось поехать на озеро.
    Дичь, рыба, грибы... В этих местах всего в изобилии. Люди довольно разборчивы в еде - не всякую рыбу или гриб будут они есть. А бывает и такое, что добычи очень много - тогда немалую её часть раздают менее удачливым соседям.
    На рыбалку Виктор Николаевич ездит с комфортом, к этому приучил и всю свою семью. Берут с собой войлок, много спальников, одеял... даже постельное бельё! Спят, однако, под открытым небом.

...На озеро мы приехали уже довольно поздно. Мужики сразу развели костёр из брёвен, напиленных по дороге - и уплыли ставить сети. Я готовила ужин, Давинчи мне помогал.
    В кострах мужики, конечно, разбираются очень хорошо. Для зимы подходит один костёр, для лета - другой... Основной летний костёр - это костёр по-таёжному. Несколько брёвен складывают на угли верхушками друг к другу - только верхушками, середина гореть не должна. Потом их, по мере прогорания, сдвигают. Таким образом, и дрова экономятся, и жар есть всегда - можно спокойно оставить такой костёр на ночь, и он будет тлеть до утра.

Мы все сидели вокруг костра, ели жареную картошку с тушёнкой - и пили вкуснейшую настойку Виктора Николаевича. Он настаивает водку на рябине. Получается сладко и вкусно, да ещё и сивушные масла уходят. Я бы никогда не подумала, что в этом напитке 40 градусов! Скорее, он похож на крепкое вино.
    Научили нас и правильно разбавлять спирт. Оказывается, нельзя просто добавить в спирт воды и выпить - надо настаивать напиток как минимум сутки, чтобы компоненты хорошо перемешались. Если же сутки ждать неохота, "водку" надо... посолить! Буквально щепотка соли - и реакция идёт быстрее. В качестве побочного эффекта - вкус спирта становится почти незаметен.

* * *

Спали мы долго. И, когда проснулись - Виктор Николаевич с Андреем уже вытащили из сетей первый улов.
    Поймали мало - тут уж как повезёт. Оставалось надеяться, что следующей ночью в сетях запутается больше рыбы...

Большую часть рыбы мужики засолили. А несколько рыбёшек решили поджарить над костром. Это у них называется "шашлычить".

Рыбу не чистят - когда она будет готова, чешуя снимется вместе с кожей. Желательно также не вынимать внутренности, чтобы рыба была сочнее, но я всё-таки попросила их вынуть - как-то настораживали меня печёные рыбьи кишки)) Рыба обсыпается солью, надевается на палочку - аккуратно, через рот и позвоночник - и ставится над костром.
    Первые полчаса рыба должна висеть подальше от жара - чтобы подсохла. Иначе получится она не печёная, а варёная. Потом нужно передвинуть палочку ближе к костру. Рыба шипит, чернеет... Всё, можно есть!

А пока рыба доходила - мы с Давинчи поехали кататься на лодке.
    Озеро и его окрестности очень красивы. Чистый воздух, нетронутая человеком природа - ведь приезжают сюда только редкие рыбаки, которые не имеют привычки оставлять после себя мусор...

И - горы. Здесь они уже не такие высокие, как в Бурятии - но менее красивыми их это не делает.
    К тому же, эти горы таят в себе огромные залежи полезных ископаемых. Почему их не добывают? Основное оправдание - нет дороги. По факту же - москвичи покупают лицензию на добычу... и ничего не делают. Просто деньги отмывают. Ту же дорогу в своё время построили мимо залежей - не послушали старых таёжников, включая Виктора Николаевича.

* * *

Мы вернулись с прогулки по озеру, и лодку взяли Виктор Николаевич и Андрей - опять поплыли ставить сети. Мы же с Давинчи снова принялись за приготовление еды.
    И, подкинув в костёр очередное бревно - обнаружили, что жжём муравейник.

Когда, по дороге на озеро, мужики пилили дерево на дрова - мы видели, что на пне суетятся муравьи. Но по нашим брёвнам они практически не ползали, и мы решили, что основная часть муравейника осталась в пне.
    Не тут-то было! Муравьи просто затаились. А теперь, когда в их дом ворвались огонь и дым - запаниковали.

Муравьи ползали повсюду. Отчаянно кусали нас. И - пытались спрятать яйца в самых неподходящих местах! Под чайник, под кастрюлю, под шлёпанцы Виктора Николаевича...
    Мы решили помочь им найти новое место для муравейника - отодвигая все возможные предметы и крепко прижимая их к земле. Без укусов дело, конечно, не обошлось, но... в итоге муравьи немного успокоились. Они стали носить яйца в одно место - под бревно, служившее ножкой стола.
    К тому моменту, как мужики вернулись, переселение муравейника было завершено. Лишь редкие муравьи ползали по своей новой тропе - от костра к столу.

* * *

Следующим утром надо было уезжать - чем раньше, тем лучше. Но поздно проснулись не только мы - Виктор Николаевич и Андрей тоже спали дольше, чем собирались.
    Неустанно они плавали за сетями. Привозили мешок-другой - и плыли дальше. Давинчи выбирал рыбу из сетей. Нелёгкая это оказалась задача! Если рыба попадалась крупная - её вообще невозможно было выпутать, не порвав сеть...

На этот раз рыбы попалось больше. Но, по таёжным меркам - всё равно мало. За такую "небольшую рыбалку" мужики предполагали засолить два бидона и ещё пожарить дома пару вёдер. Получилось же не больше, чем по пол-бидона на засолку и жарку...
    "Мы не принесли никакой жертвы таёжному духу!" - сетовал Виктор Николаевич, - "Ни хлебца не положили, ни водочки не налили... Откуда ж быть удачному лову?"

...Быстро собрались, покидали вещи в кузов... И вот - мы снова едем в кузове Урала. Мы вылезем в Икабье - небольшом посёлке на трассе.
    За два дня мы проехали всего лишь 30-50 километров. Но - разве оно того не стоило?

_____________________________________________________

Вечернее озеро…

Путешествие вдоль БАМа... Часть 14. Икабьяканские озёра

Наш лагерь)) Правда, мы ещё не поставили палатку.

Накачивают лодку. Скоро Виктор Николаевич и Андрей поплывут ставить сети.

Ставят сети…

Костёр по-таёжному.

Сегодня у нас на ужин картошка с тушёнкой))

Утро. Морошка.

Путешествие вдоль БАМа... Часть 14. Икабьяканские озёра

Рыбы поймали мало — но всё-таки поймали!

Несколько рыбок поставили коптиться…

Большую часть рыбы засаливают.

Путешествие вдоль БАМа... Часть 14. Икабьяканские озёра

Пока рыба доходит — мы с Давинчи поехали кататься на лодке…

Заросли голубики. Вкусная ягода!

А вот и рыба готова))

Сегодня я готовлю суп.

Муравьи переселяются. И помогают трутням))

Бревно, в котором был муравейник.

Сушатся сети…

Гагара. Их там много))

Давинчи помогает вытаскивать рыбу из сети.

Сегодня — неплохой улов!

Грибов много. Очень много…