Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 9:05

Тиволи — Италия Сентябрь 2012

Светлейшая республика Сан Марино

Средневековая Сиена-жемчужина Тосканы

Флоренция-как много в этом слове

Венеция после тумана

На второй день нашего нахождения в Риме у нас было запланирована поездка в городок Тиволи, расположенный около 30 км к востоку от Рима у подножия Тибуртинских холмов, в районе, богатом минеральными источниками и залежами травертина, которым облицован Колизей.

Одна из вилл-это античная вилла императора Адриана , императорская резиденция огромных размеров (320 га), личный город императора с дворцами, озерами, садами, храмами, фонтанами, построенная в эпоху Римской империи. Здесь каждое строение говорит о былом величии и роскоши. Император любил путешествовать, обладал безукоризненным вкусом и стремлением к прекрасному и из каждого своего путешествия он не только привозил новые замыслы и воспроизводил их в своих постройках, но свозил и понравившиеся строения, а также книги, статуи. На вилле построено много понравившихся монументов по путешествиям на Востоке. После смерти императора вилла была разграблена, а со временем и разрушена, но все что сохранилось до нашего времени поражает своей неординарностью и роскошью. Конечно состояние руин с каждым годом ухудшается.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Вторая вилла-это вилла Грегориана представляет собой этакие джунгли в центре города — с водопадами, гротами, загадочными тропами и огромным оврагом.

Организованных туристов везут на третью виллу -виллу Д’Эсте.

Каждая из трех вилл включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Если у кого-то появится желание самостоятельно приехать и полюбоваться виллами, замком Рокко Пиа и самим средневековым городом, то можно приехать на пригородном поезде с Римского вокзала или на автобусе от конечной станции метро Рибибия (красная ветка).

Для самостоятельного просмотра Вилла Адриана находится далековато от центра-примерно 3 км, а вот вилла Грегориана — в 10 минутах ходьбы от Д’Эсте. Д’Эсте открывается в 9 утра, а вилла Грегориана — в 10 часов утра. И если на виллу Григориана можно потратить 1,5–2 часа, то на виллу Адриана гораздо больше.

Остановка нашего туравтобуса была на центральной площади Тиволи, находящейся на высоте 220 м над уровнем моря, рядом с загадочным средневековым замком Рокка Пиа II, годы строительства которого-середина 15 века.

По узким улочкам Тиволи мы держим путь на виллу дЭсте расположеную прямо в городе.

Д.Эсте-вилла для кардинала

5 минут пешком от замка через piazza Garibaldi. Проходим интересный современный памятник в виде полукруга. И на этих фото еще видно, какое удачное небо. Но не пройдет и получаса, как оно изменится.

Вилла Д’Эсте является прообразом усадьбы Во-ле-Виконт, с которой копировали Версаль, Питерский Петродворец, а также многие аналогичные дворцы по всему миру.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Попадаем в небольшой, но очень уютный внутренний дворик, не дающий представление, что нас ждет далее, в садах.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Построена в XVI веке кардиналом Ипполитом дЭсте на месте бенедиктинского монастыря. Вилла Д Эста, одна из самых красивых резиденций эпохи Возрождения. Нашему вниманию были представлены несколько отреставрированных комнат.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Стены залов ранее были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). То что увидели мы- это малая часть дворца.

Д.Эсте-вилла для кардинала

В 547 г., во время византийско-готской войны, город переходил от византийцев к готам, затем стал частью Византийского герцогства. После захвата Италии Карлом Великим Тиволи находился под властью графа, представлявшего императора. С X века Тиволи, независимая коммуна, управляемая избранными консулами, был самым серьезным противником Рима за господство в обнищавшем Лацио. В 1001 г. Тиволи захватывает император Отто III и город переходит под контроль Папы Римского. С XII до XV вв. Тиволи удавалось сохранять относительную независимость. Здесь кипели свои междоусобицы и в городе строились дома-башни, с которых было так удобно поливать кипяточком соседей.

В XIII в. на городскую независимость посягнул сенат Рима, наложивший на Тиволи дань, в XIV в. Тиволи примкнул к гвельфам и поддерживал Папу Урбана VI. В 1461 г. Папа Пий II построил массивный замок Rocca Pia, как символ постоянства Папской власти, дабы лучше контролировать буйный город. В 1527 г. Тиволи разграбляют банды сторонников императора и рода Колонна, в 1547 г. город захватывает испанский герцог Альба. В 1549 г. здесь начинается строительство виллы дЭсте для кардинала Ипполито дЭсте, представителя могущественного рода (герцогов Феррары и Модены).

Д.Эсте-вилла для кардинала

В 1744 г. Тиволи занимают австрийские войска, а чуть позже Тиволи и вилла дЭсте переходят австрийским Габсбургам (герцоги дЭсте состояли с ними в родстве и имущество перешло вполне законно — по наследству). Именно поэтому одним из последних владельцев виллы был печально известный эрцгерцог Франц Фердинанд, (покушение на которого стало поводом для Первой мировой войны), правда, предпочитавший жить в своем богемском замке Конопиште

Д.Эсте-вилла для кардинала

Очень интересным человеком был Ипполито дЭсте, очень умным и образованным. В 10 лет его возводят в архиепископы Милана, в 30 лет он формально становится кардиналом. В 1541 году король Генрих II отправляет его в Рим для отстаивания интересов Франции в Ватикане, чуть позднее он становится губернатором Тиволи, а в 1550 году пожизненным губернатором. Кардинал был очень богат, его годовой доход был 120 тысяч эскудо, по тем временам сумма космическая. У него была вилла в Фонтенбло, в Риме он отгрохал такой дворец, которому завидовали даже Римские папы.

И когда он стал губернатором Тиволи, то скромная резиденция, предназначенная для его проживания, кардинала не устроила. Архитектору Пирро Лигорио было поручено создать новый дворец и парк для губернатора, но прежде он несколько лет изучал рельеф местности и потом за 12 лет дворец и уникальный и непревзойденный парково-фонтанный комплекс был построен. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы императора Адриана по приказу Ипполито дЭсте для строительства виллы.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Кардинал активно собирал предметы старины и искусства, в том числе и путем хищений из монастырей и замков. На строительство дворца и сада было потрачено 2 млн эскудо-астрономическая сумма. Ипполито деЭсте в свое время прослыл меценатом, он много денег тратил на поэтов, музыкантов. Всю жизнь он мечтал стать настоящим кардиналом, 5 раз выставлял свою кандидатуру, платил за голоса, но достичь своей цели ему так и не удалось. Умирал Ипполито дЭсте в одиночестве нищим в своем замке в Риме в окружении слуг, а в ворота в это время стучали кредиторы.

За 500 лет своего существования многое повидала эта вилла: и периоды запустения, практически полного разграбления и годы расцвета, когда была она центром политической жизни Италии. Побывала она во владении Габсбургов, пожил в ней великий музыкант Франц Лист, много раз она перестраивалась, но в итоге была отреставрирована и дошла до нас практически в первоначальном виде.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Еще, находясь наверху в комнатах виллы, мы в окна уже видели, что за ними открывается потрясающий вид

и поэтому с нетерпением слушая экскурсовода, горели желанием побыстрее выйти на улицу, а уж когда вышли слов от восторга просто не было! Перед нами раскинулся вечнозеленый парк расположенный на террасах.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Террасами вниз уходили площадки с различными деревьями, с фонтанами, аллеями и лестницами.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Вдаль открывались виды на город, на холмы, окружающие его, виднелись поля оливок, нам сказали, что в Тиволи производят самое вкусное оливковое масло.

Рядом с виллой были видны каменные частные дома.

Вдали в городе виднелись полуразрушенные постройки.

И дальше хотелось только смотреть и фотографировать, наслаждаться и бродить по аллеям этого чудного парка. Когда мы заходили на виллу, светило яркое солнце, это можно видеть по фото, а через время небо затянули тучи и даже закапал дождь. Я не помню, был ли у меня зонт, но ощущение было, что капало не с неба, а с многочисленных фонтанов.

Д.Эсте-вилла для кардинала

И вот мы подошли к балюстраде, откуда открывается потрясающий вид на Рыбные Пруды, заполненные ярко-голубой водой. Комплекс прудов и фонтанов напоминает Большой Каскад Петергофа с каналом.

Я специально на некоторых фото не отрезала людей, чтобы можно было увидеть размеры и масштабы водяных струй.

Д.Эсте-вилла для кардинала

А с противоположной стороны балюстрады находится помпезный фонтан «Орган», получил он свое название неслучайно. В усадьбе вода использовалась и используется в настоящее время для создания музыкальных эффектов. В свое время вода приводила в движение многочисленные механизмы, имитирующие уханье сов, пение птиц, стрельбу из пушек и другие эффекты.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Здесь видно, что орган еще закрыт.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Здесь шторки уже открыты и играла музыка, нам повезло ее послушать

Д.Эсте-вилла для кардинала

В настоящее время работает только механизм фонтана «Орган», исполняющий одну и ту же мелодию, образованную движением через органные трубы воздуха, выдавливаемого потоком воды из сводчатой полости. Музыкальный механизм расположен в беседке над фонтаном. Включается он четыре раза в день и мелодия звучит по 4 минуты.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Везде растут декоративные цитрусовые различных форм и расцветок, крошечные гранаты, оливковые деревья.

Д.Эсте-вилла для кардинала

На одной из аллей находится фонтан с изображением Артемиды-Богини плодородия с множеством грудей.

Д.Эсте-вилла для кардинала

Старые кипарисы, их корни уже умерли, но их стремление к жизни так велико, что они продолжают жить и зеленеть.

Среди потрясающих по своей задумке фонтанов, каскадов воды, прудов, пышных фигурных кустов и статуй можно провести полдня. Многочисленные фонтаны(около 500) в великолепном парке, оформленном в итальянском стиле, создают удивительную гармонию воды, камня, солнечного света и тени. Я получила огромное наслаждение на этой экскурсии.