Турист Ольга Разумова (Olga185)
Ольга Разумова
была вчера 10:30

Выборг — Россия Январь 2012

В Выборг мы поехали по Нижнему (Приморское) шоссе, старинной дороге, сильно петляющей вдоль берега Финского залива, через Приморск.

Зимний Выборг. Ленинградская область

Нынешнее Приморское шоссе исторически является частью старинной шведской Королевской дороги, связывающей средневековую Швецию с городами ее восточной провинции (Финляндией). Именно вокруг этой дороги и разворачивались все основные местные исторические события от времен Новгородской республики до зимней войны 1939-40гг. По ней с 15в. ездили шведские короли, вельможи всех рангов, перевозили свой товар купцы, странствовали монахи, маршировали воины. Шведские законы предписывали землевладельцам содержать в порядке дороги и водные переправы, поэтому даже в те давние времена Королевская дорога находилась в относительной исправности. Сейчас до Зеленогорска трасса хорошо почищена, а вот после — лед под снегом. Зато очень красиво, едешь как в туннеле из близко подходящих к дороге стрел-сосен, опушенных снегом.

В Питере этой зимой (2011–2012) такой красоты не увидишь. Только за городом и понимаешь, что в зиме есть своё очарование красивой сказки, противопоставляющее себя одним неудобствам в городской жизни от этого времени года.

Слева от дороги постоянно выглядывало «море», наша «Финка», Финский залив. Но эта красота для лета; зимой, замерзший и занесенный снегом, он выглядит как огромное поле.

Для туристов-путешественников на машине. В Выборг надо ехать именно этой дорогой, несмотря на ее петли и бОльшее время передвижения. Красивейшая курортная зона Питера и Лен.обл. с большим количеством исторических и просто интересных мест по одной дороге: Разлив (со своим известным всем советским школьникам шалашом Ленина), г. Сестрорецк, Сестрорецкий курорт (бальнеологический курорт 19в. основания. В 1907 г. был признан одним из лучших в мире и удостоен высшей награды Всемирной бальнеологической выставки в г. Спа (! :)) в Бельгии), Солнечное, Репино (с усадьбой «Пенаты» И.Репина и его могилой), Комарово («На недельку до второго…«:)) (Комаровское кладбище! Последний приют Анны Ахматовой и не только (Лихачев, Линник, Резников, Курехин, Краско,…), г. Зеленогорск (симпатичный зеленый летом городок, где есть, что посмотреть; родина Г. Вицина, знаменитого Труса в тройке Трус-Балбес-Бывалый в «Операции Ы», «Кавказская пленница» и т. д.), Ялкала (Ильичево) (с домиком, где жил Ленин)… А пляжи Финского залива с соснами от обычно-привычного светло-желтого песка до кирпичного?! Ну, это, конечно, летом. Множество памятников жестоких боев ВОВ. Красоты природы типа холмов-огромных валунов вдоль дороги. И корабельные сосны, тонкие, устремленные вверх… А питерские дачи интеллигенции 19-20вв?! А финский (читай, не русский, необычный) налет на архитектуре этой территории?! А также Ушково (бывш. Тюрисевя), Серово (бывш. Ваммелсуу) (дореволюционные роскошные дачные поселки); если немного отклониться от маршрута на Выборг, Линдуловскую заповедную лиственную рощу (задуманную когда-то Петром 1, сейчас это гос. природный ботанический заказник) и романтическое имение Мариоки или Марьина гора (от которого, к сожалению, остались только руины и надгробный камень Марии Крестовской); возвращаясь на трассу: Молодежное (бывш. Метсякюля) (снова дачи), Смолячково (Лаутаранта) (восстанавливающаяся усадьба В. М. Бехтерева), Приветинское (руины форта Ино или Николаевского)… Перечислять можно еще долго, бывшие финские деревни-дачи-мысы-лес… Тут же (при написании отчета) родилась идея организовать поездку на тему «Королевская дорога» с заездом ко всем достопримечательностям (бывш. крепость Ниеншанц-Выборг-Приозерск-Финляндия-Стокгольм-Берген (Норвегия). Дааа, интересная была бы поездочка!

Мы же всю эту красоту-историю просто пролетели, поскольку живем здесь и часто бываем, и поездка была рабочая.

Заехали в Приморск (забавно все-таки звучит название города «Приморск» на севере:) Все-таки это слово — ассоциация с южными морями.). Старинный город Березовый-Бьерке-Койвисто (1268 год!), от которого практически ничего не осталось.

Кирха Марии Магдалины, 1903-04гг., лучшая работа архитектора И.Стенбека, в стиле финского национального романтизма с готической башней. И правда, очень впечатляет… Сейчас не действующая, на здании висит табличка «Дом культуры»:

Церковь Новомученников и Исповедников Российских, дата постройки не известна:

Финский залив. Возвращаясь к написанному выше, кажется зимой просто полем:

Вперед, к Выборгу!

В дальней области, в отличие от города, оказывается, есть солнце и чистое небо:).

Выборг… Самобытный красавец…

Скалистая возвышенность, Выборгский залив с трех сторон, впадение в залив реки Вуокса, близость финской границы (многие вывески и указатели продублированы на финском языке), единственный в Росии западный средневековый город…

Вот такой он зимой:

Зимний Выборг. Ленинградская область

Визитная карточка Выборга — старинный замок (13-16вв), расположенный на Замковом(:)) островке:

Рыночная площадь:

Круглая башня 16в:

У нее значимая история: стены различной толщины в своей «толстой» части должны были сдерживать натиск врагов (башня некогда была частью городских укреплений). Или еще один факт: дипломаты царя Василия Шуйского здесь заключали договор со шведами об отправке войск против Лжедмитрия. Сейчас здесь ресторан.

Здание рынка неоготических форм, постройки 1905 г.:

Зимний Выборг. Ленинградская область

Улыбнуло объявление на стене рынка:

Во-первых, дело происходило в январе, «весенние скидки» какого года? Во-вторых, почему-то (на рынке же) ярко представилась картинка: «беру 3 килограмма грузчиков по цене 2х килограммов! И землекопа впридачу!»

Крепостная (бывш. Ратушная) площадь (городская ратуша 19в. и памятник основателю Выборга Т.Кнутссону, 1908 г.):

Возрожденный дом купца Векруута 17в:

Прекрасное граффити:

Зимний Выборг. Ленинградская область

Дружба, видимо, русского и финского народа:)

Хорошее кафе, которое привлекло нас не в час-пиковый период тем, что было постоянно оккупировано местными жителями, постоянно меняющими друг друга:

Зимний Выборг. Ленинградская область

Кстати, уютно, вкусно и дешево:

Историю здесь этого города, основанного в 11в., писать не буду, это заслуживает отдельного поста или самостоятельного обращения в Википедию. Для туристов: лучше купите карту с указаниями достопримечательностей в любом газетном ларечке или на заправках по дороге из Питера в Выборг (на фото далеко не все! Да и поездка наша была бизнес- а не тур-направленности.) И обязательно надо посетить парк Монрепо, особенно летом.

Обратно в Питер возвращались по прямой (кратчайшей траектории) и скоростной «Скандинавии» (Выборгское шоссе), международной трассе М-10. Дорога вычищенная и освещенная.