Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был 29 ноября 23:08
В поездке.

Дворцово-парковый комплекс Казерта: неаполитанский ответ Версалю. Часть 1 — дворец

Казерта — Италия Октябрь 2023
54 53

В 1734 году власть в Неаполитанском королевстве (включавшем и Сицилию), перешла к Карлу III, сыну короля Филиппа V Испанского и Елизаветы Фарнезе. Карл стал основателем Неаполитанской династии Бурбонов, правившей до 1860 года, когда Неаполитанское королевство вошло в состав объединённой Италии. Он был образованным и просвещённым монархом, проводившим эффективные реформы государственного управления. Впоследствии (в 1759 году) он отрёкся от престола, чтобы занять испанский трон, где тоже очень хорошо себя зарекомендовал.

Будучи в Неаполе, Карл III, по-видимому, страдал от отсутствия достойного его статусу дворцово-паркового комплекса и решил превзойти славу своих французских кузенов с их Версалем. Поэтому в 1752 году он заложил новую королевскую резиденцию в местечке Казерта (Reggia di Caserta), в 22 км к северу от Неаполя. Необходимость загородного дворца король объяснял не только соображениями престижа, но и тем, что основная королевская резиденция на площади Плебисцита в Неаполе была плохо защищена от возможных нападений со стороны моря.

5
Дворец в Казерте с прилегающим гигантским парком: вид сверху (фото из сети).
Дворец в Казерте с прилегающим гигантским парком: вид сверху (фото из сети).

Проект разработал придворный архитектор Луиджи Ванвителли, и поначалу строительство продвигалось очень быстро. Затем, после отъезда короля в Испанию, строительство замедлилось, а потом почти полностью остановилось. В итоге дворец был завершен только в 1845 году, причем после смерти Ванвителли строительство продолжал его сын Карло и другие архитекторы. Помимо зданий дворца и придворного театра, Ванвителли распланировал огромный парк с водоёмами, фонтанами и скульптурами, заботясь о наиболее эффектных видах на дворец. Для водоснабжения он спроектировал «Акведук Ванвителли», считавшийся чудом инженерного искусства. Все эти планы были в конце концов реализованы, но в несколько урезанном виде.

1 из 2
Дворец: вид со стороны главного входа.

Два главных фасада дворца, длиной 247 м и высотой 41 м, имеют по 243 окна и по несколько монументальных входов. Судя по количеству комнат (1200), лестниц (43) и площади (61 тыс. м2), дворец в Казерте — одно из самых больших зданий, возведённых в Европе в 18-м веке. Дизайн дворца с самого начала вызывал противоречивые отклики. В то время как некоторые считали его одним из благороднейших зданий в Европе, другие называли его каменным воплощением избыточной мании величия. Как бы то ни было, в 1997 году королевский дворец Reggia di Caserta был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1 из 2
Детали главного фронтона.

Мы побывали в Казерте в самом конце нашего путешествия по Южной Италии, по дороге из Неаполя в Рим, откуда уже улетали домой. Огромное сооружение произвело впечатление, однако его размеры действительно отдавали мегаломанией. Правы мы или нет, судите сами.

1 из 2
Первоначальный проект Ванвителли.

Из-за отъезда короля и смерти архитектора проект был реализован в упрощённом виде — без угловых башен и центрального купола. В плане дворец имеет прямоугольную форму с четырьмя огромными внутренними дворами с закругленными углами. Отделка дворов так и не была до конца закончена.

1 из 2
Дворы внутри дворца.

Парадная лестница дворца (Scalone d’onore, № 1 на плане ниже) считается шедевром архитектора Ванвителли. Она расположена в середине дворца (на пересечении двух внутренних галерей), благодаря чему посетитель сразу же оказывается в центре дворцового ансамбля.

1
План дворца: 1-Парадная лестница; 2-Вестибюль; 3-Капелла; 4-Зал алебардщиков; 5-Зал телохранителей; 6-Зал Александра; 7-Зал Марса; 8-Зал Астреи; 9-Тронный зал; 10-Зал Совета; 11-Апартаменты Мюрата; 12-Апартаменты Фердинанда I; 13-Библиотека; 14-Рождественский вертеп; 15-Пинакотека.
План дворца: 1-Парадная лестница; 2-Вестибюль; 3-Капелла; 4-Зал алебардщиков; 5-Зал телохранителей; 6-Зал Александра; 7-Зал Марса; 8-Зал Астреи; 9-Тронный зал; 10-Зал Совета; 11-Апартаменты Мюрата; 12-Апартаменты Фердинанда I; 13-Библиотека; 14-Рождественский вертеп; 15-Пинакотека.

Парадная лестница — «двусветная» (охватывающая два этажа), её стены облицованы разноцветным мрамором, а сама она выполнена из белого караррского мрамора.

12
Первый пролёт парадной лестницы. Фигура в центральной нише, олицетворяющая некое королевское величество, имеет портретное сходство с Карлом III.
Первый пролёт парадной лестницы. Фигура в центральной нише, олицетворяющая некое королевское величество, имеет портретное сходство с Карлом III.

1 из 2
Лестницу стерегут два симпатичных льва.

Если в целом композицию дворца в Казерте считают одним из прототипов Мраморного дворца в Санкт-Петербурге работы Антонио Ринальди (ученика Ванвителли), то Парадную лестницу в Казерте полагают одним из прообразов Иорданской лестницы Зимнего дворца Петербурга.

1 из 2
Второй пролёт лестницы.
13
Второй пролёт лестницы.

Лестница приводит посетителя в Верхний вестибюль (№ 2), на тот уровень, где расположены королевские апартаменты.

11
Сам вестибюль - восьмиугольной формы и окружён восемью центральными столпами трапециевидной формы из красного мрамора, поддерживающими свод, и шестнадцатью колоннами из жёлтого мрамора во втором ряду.
Сам вестибюль - восьмиугольной формы и окружён восемью центральными столпами трапециевидной формы из красного мрамора, поддерживающими свод, и шестнадцатью колоннами из жёлтого мрамора во втором ряду.

Из Верхнего вестибюля можно попасть в Палатинскую капеллу (№ 3. Палатинская значит «дворцовая», термин происходит от названия Палатинского холма в Риме, где находились императорские дворцы). Спроектированная по образцу аналогичной капеллы в Версале, она была завершена уже в 1756 году, через три года после начала строительства дворца. Однако её отделка заняла много лет, и она была открыта только на Рождество 1784 года во время полуночной мессы, проводимой в присутствии короля Фердинанда I.

14
Палатинская капелла: общий вид. Пол и стены капеллы инкрустированы разноцветным мрамором...
Палатинская капелла: общий вид. Пол и стены капеллы инкрустированы разноцветным мрамором...

8
... а потолок обильно позолочен.
... а потолок обильно позолочен.

Капелла сильно пострадала во время бомбардировок союзников в 1943 году, следы повреждений на стенах и колоннах видны в ней до сих пор. Из восьми больших полотен, когда-то находившихся в капелле, уцелело только одно.

6
На колоннах справа хорошо видны повреждения от американской бомбардировки.
На колоннах справа хорошо видны повреждения от американской бомбардировки.

6
«Непорочное зачатие» в алтаре принадлежит кисти Джузеппе Бонито, 1789. Это единственное сохранившееся полотно в капелле после американской бомбардировки 1943 г.
«Непорочное зачатие» в алтаре принадлежит кисти Джузеппе Бонито, 1789. Это единственное сохранившееся полотно в капелле после американской бомбардировки 1943 г.

Для лучшей ориентации в многогочисленных помещениях дворца приводим ниже его план с открытыми для посещения залами.

Если, поднявшись по лестнице в Верхний вестибюль, повернуть налево, попадаешь в череду пяти больших залов (№ № 4–8), в конечном итоге приводящих в Тронный зал дворца (№ 9). По-итальянски эти залы называются anticamera (то есть вестибюль, прихожая, приёмная), что по-русски звучит несколько странно, но означает просто помещение, находящееся перед каким-то более важным пространством. Далее мы поочерёдно «пройдем» эти пять залов, пока не доберёмся до залы с императорским троном.

1 из 2
Зал алебардщиков (№4).

4
По верху стен зала алебардщиков установлено восемь женских бюстов - аллегорий различных искусств. Под ними - лилии Бурбонов.
По верху стен зала алебардщиков установлено восемь женских бюстов - аллегорий различных искусств. Под ними - лилии Бурбонов.

6
 Свод зала алебардщиков с фреской, прославляющей дом Бурбонов.
Свод зала алебардщиков с фреской, прославляющей дом Бурбонов.

9
Зал телохранителей (№5), который также называют Зал лепнины - из-за лепных украшений на стенах. Он посвящен семейству Фарнезе (герцогов Пармских), из которого происходила мать Карла III. Нам показалось, что это один из самых красивых залов дворца.
Зал телохранителей (№5), который также называют Зал лепнины - из-за лепных украшений на стенах. Он посвящен семейству Фарнезе (герцогов Пармских), из которого происходила мать Карла III. Нам показалось, что это один из самых красивых залов дворца.

6
Зал телохранителей: двенадцать барельефов, расположенных по верху стен, изображают эпизоды Второй Пунической войны; на консолях внизу - бюсты королей Неаполя.
Зал телохранителей: двенадцать барельефов, расположенных по верху стен, изображают эпизоды Второй Пунической войны; на консолях внизу - бюсты королей Неаполя.

6
Зал телохранителей: мраморная скульптура Алессандро Фарнезе (1545-1592), успешного полководца испанского короля Филиппа II, которого Победа венчает лавровым венком.
Зал телохранителей: мраморная скульптура Алессандро Фарнезе (1545-1592), успешного полководца испанского короля Филиппа II, которого Победа венчает лавровым венком.

6
Зал Александра (№6). Большое полотно на стене изображает момент отречения Карла III (когда он отправился в Испанию) в пользу своего сына Фердинанда. Назван зал по большой фреске на потолке, изображающей...
Зал Александра (№6). Большое полотно на стене изображает момент отречения Карла III (когда он отправился в Испанию) в пользу своего сына Фердинанда. Назван зал по большой фреске на потолке, изображающей...

8
...свадьбу Александра Македонского с Роксаной (бактрийской принцессой) работы Мариано Росси, 1787. Это аллегория брачного союза 1768 года между Фердинандом I Неаполитанским (Бурбоном) и Марией Каролиной Австрийской (из Габсбургов).
...свадьбу Александра Македонского с Роксаной (бактрийской принцессой) работы Мариано Росси, 1787. Это аллегория брачного союза 1768 года между Фердинандом I Неаполитанским (Бурбоном) и Марией Каролиной Австрийской (из Габсбургов).

5
 Элементы декора Зала Александра: медальон с портретом Александра Македонского и напольные часы (Неаполь, 1828).
Элементы декора Зала Александра: медальон с портретом Александра Македонского и напольные часы (Неаполь, 1828).

В следующий зал, называемый Залом Марса (№ 7), попадаешь, повернув из Зала Александра направо (в западное крыло дворца). Зал Марса интересен тем, что его отделка была осуществлена в период французской оккупации Неаполя в наполеоновские времена. Королём тогда был Иоахим Мюрат, один из наполеоновских маршалов, и декор зала прославляет военную мощь французов, покоривших в то время почти всю Европу.

1 из 2
Зал Марса. По замыслу Ванвителли, тут должны были "тусоваться" важные персоны: титулованная знать, высшие чиновники, военачальники.

1 из 2
Эпизод Троянской войны: Гектор уходит на поединок с Ахиллом. Андромаха пытается его удержать.

3
Зал Марса: в центре торцевых стен помещены крылатые богини Победы (слева). Над камином находится барельеф под названием Сила, Благоразумие и Слава (справа).
Зал Марса: в центре торцевых стен помещены крылатые богини Победы (слева). Над камином находится барельеф под названием "Сила, Благоразумие и Слава" (справа).

1 из 2
Зал Астреи (№8) - один из ошеломляющих во дворце. Астрея — в греческой мифологии богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Зал был предназначен для дипломатических приёмов и встреч с иностранными послами.

7
В потолочном своде на фреске виден «Триумф Астреи» работы Жака Бержера (1815). Художник, изобразивший Астрею-Справедливость, взял за образец Каролину Бонапарт, жену маршала Мюрата. А сама она, как нетрудно догадаться, была родной сестрой императора Наполеона Бонапарта. Вот такую семейственность развели:)
В потолочном своде на фреске виден «Триумф Астреи» работы Жака Бержера (1815). Художник, изобразивший Астрею-Справедливость, взял за образец Каролину Бонапарт, жену маршала Мюрата. А сама она, как нетрудно догадаться, была родной сестрой императора Наполеона Бонапарта. Вот такую семейственность развели:)

5
Два позолоченных горельефа изображают Минерву (богиню мудрости) между Стабильностью и Законодательством (на фото слева), а также Астрею - между Геркулесом и женской фигурой, олицетворяющей Неаполитанское королевство (на фото справа).
Два позолоченных горельефа изображают Минерву (богиню мудрости) между Стабильностью и Законодательством (на фото слева), а также Астрею - между Геркулесом и женской фигурой, олицетворяющей Неаполитанское королевство (на фото справа).

6
 Одна из четырёх пар ангелов, парящих в Зале Астреи.
Одна из четырёх пар ангелов, парящих в Зале Астреи.

Седующий по курсу — Тронный зал (№ 9). Для его обустройства потребовалось полвека: работа началась в 1811 году при Иоахиме Мюрате и была завершена Фердинандом II Бурбонским в 1845 году.

1 из 2
Тронный зал дворца. Фото из интернета (при нас часть зала была на ремонте, мешая сделать фото общего вида).

6
На потолке в Тронном зале находится большая фреска с изображением закладки первого камня дворца 20 января 1752 года. На этом мероприятии присутствовал весь двор во главе с Карлом III.
На потолке в Тронном зале находится большая фреска с изображением закладки первого камня дворца 20 января 1752 года. На этом мероприятии присутствовал весь двор во главе с Карлом III.

5
По фризу вверху стен размещены 44 медальона с портретами королей Неаполя от Роджера Отвиля (1095-1154) до Фердинанда II (1830-1859). Для Мюрата там места, увы, не нашлось:)
По фризу вверху стен размещены 44 медальона с портретами королей Неаполя от Роджера Отвиля (1095-1154) до Фердинанда II (1830-1859). Для Мюрата там места, увы, не нашлось:)

6
Под позолоченным барельефом, олицетворяющим славу Бурбонов, установлен резной деревянный трон, покрытый позолотой и оббитый светлым бархатом.
Под позолоченным барельефом, олицетворяющим славу Бурбонов, установлен резной деревянный трон, покрытый позолотой и оббитый светлым бархатом.

8
 Бурбонская геральдика на потолке Тронного зала с инициалами Фредерика II и его жены Марии Терезии Австрийской.
Бурбонская геральдика на потолке Тронного зала с инициалами Фредерика II и его жены Марии Терезии Австрийской.

За Тронным залом следует Зал Совета (№ 10), где король встречался со своими министрами. Этот зал завершает череду представительских помещений дворца; за ним начинаются личные королевские апартаменты.

1 из 2
Зал Совета.

7
Главная достопримечательность зала - красивый нео-барочный стол с вазой с элементами севрского фарфора.
Главная достопримечательность зала - красивый нео-барочный стол с вазой с элементами севрского фарфора.

В королевских апартаментах, как это ни странно, первым делом попадаешь в комнаты Иоахима Мюрата (№ 11). Французы правили в Неаполе с 1806 по 1815 гг., успели хорошо во дворце обосноваться и даже отделали несколько его помещений на свой вкус.

10
Спальня Иоахима Мюрата с роскошным балдахином.
Спальня Иоахима Мюрата с роскошным балдахином.

1 из 2
Первая приёмная Мурата.

6
Спальня Франциска II (1836-1894), последнего неаполитанского короля, правившего всего два года (1859-1860), перед самым вхождением Неаполитанского королевства в состав объединенной Италии.
Спальня Франциска II (1836-1894), последнего неаполитанского короля, правившего всего два года (1859-1860), перед самым вхождением Неаполитанского королевства в состав объединенной Италии.

Закончив осмотр западного крыла дворца, мы вернулись в Зал Александра и оттуда направились в восточное крыло. Там находилась резиденция короля Фердинанда I (№ 12), правившего в Неаполе и Сицилии с 1759 по 1825 год (с прерыванием правления в 1806—1815 гг. во время французской оккупации). Кроме того, там же расположена дворцовая библиотека и картинная галерея.

7
По дороге из западного крыла в восточное сняли из окна дворца его наружный парк и вид на Везувий.
По дороге из западного крыла в восточное сняли из окна дворца его наружный парк и вид на Везувий.

11
Весенний зал. Первая комната в западном крыле из четырёх в серии Времена года.
Весенний зал. Первая комната в западном крыле из четырёх в серии "Времена года".

1 из 2
Гардеробная комната короля.

1 из 2
Комната "Золотого века".

1 из 2
Зал придворных дам.

Палатинская (дворцовая) библиотека (№ 13) была основана Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда I. Библиотека состоит из трех комнат со шкафами и стеллажами для книг и насчитывает более 14 000 томов по литературе, истории, философии, театру, праву и военному искусству. Собрание библиотеки было пополнено во время правления Иоахима Мюрата (в основном его женой Каролиной) и Фердинанда II.

1 из 2
Палатинская библиотека расположена в 3-х помещениях.

8
Зал библиотеки с огромными картинами, глобусами и телескопом. Там же находится и некая современная инсталляция на книжные темы, выглядящая довольно инородно.
Зал библиотеки с огромными картинами, глобусами и телескопом. Там же находится и некая современная инсталляция на "книжные темы", выглядящая довольно инородно.

Из последней комнаты библиотеки можно пройти в Эллиптический зал (№ 14), где, в 1988 году, был установлен королевский рождественский вертеп, очень популярный вид искусства в Неаполе (под названием презепе). Во времена Неаполитанского королевства презепе устанавливались в этом зале на каждое Рождество.

1 из 3
Королевский рождественский вертеп.

В Пинакотеке (№ 15) представлены портреты неаполитанских и испанских Бурбонов (обе линии которых часто связывались браками) и членов их семей.

1 из 3
Пинакотека с портретами неаполитанских монархов.

На этапе проектирования королевского дворца Карл III поручил Ванвителли построить небольшой театр, предназначенный для развлечения двора. Расположенный в западном крыле дворца, театр имеет форму подковы с пятью ярусами лож, богато украшенных лепниной и позолотой. Несмотря на скромные размеры (он мог вместить максимум 500 человек), дворцовый театр является жемчужиной театральной архитектуры 18-го века — благодаря совершенству пропорций, качеству акустики и роскоши декора.

11
Придворный театр. Фото из интернета (во время нашего посещения театр был закрыт).
Придворный театр. Фото из интернета (во время нашего посещения театр был закрыт).

Вторая часть рассказа будет посвящена замечательным паркам, входящим в дворцовый комплекс Казерты.

 

 

Цикл материалов "Южная Италия"

  1. Южная Италия: обзор поездки
  2. Неаполь: Королевский дворец на площади Плебисцита
  3. Неаполь: страсти по Януарию
  4. Неаполь: музей Каподимонте
  5. Неаполь: рождественская традиция презепе
  6. Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи
  7. Неаполь: церковь-музей Санта Анна деи Ломбарди
  8. Неаполь: Сан-Джованни-а-Карбонара
  9. Неаполь: Музейный комплекс Доннареджина
  10. Дворцово-парковый комплекс Казерта: неаполитанский ответ Версалю. Часть 1 — дворец
  11. Дворцово-парковый комплекс Казерта. Часть 2 — парк
  12. Амальфи
  13. Амальфи: Монументальный комплекс собора Святого Андрея
  14. Амальфи: Тропа богов
  15. Равелло: Вилла Руфоло. Дуомо.
  16. Равелло: Вилла Чимброне
  17. Салерно
  18. Пестум - итальянское окно в Великую Грецию
  19. Загадочный Кастель-дель-Монте
  20. Матера
  21. Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»
  22. Отранто, курорт с историей
  23. Белые города южной Италии: Локоротондо
  24. Белые города южной Италии: Альберобелло

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Казерте
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии