На днях весь путешествующий люд отметил День туризма. Сейчас при слове «турист» мы представляем человека с чемоданом на колесиках в аэропорту или с фотоаппаратом возле какой-то достопримечательносьи. Полвека назад представления были немного иные. Человек в штормовке с рюкзаком за плечами или сидящий у костра возле брезентовой палатки где-то в тайге — вот что такое турист в те далекие времена…
Примерно такие мысли посетили меня погожим летним днем, когда парковал свой внедорожник на обочине асфальтовой дороги в лесу под Полевским. Прошло полвека, как впервые оказался здесь. После сдачи экзаменов за 8-й класс группа школьников отправилась в категорийный пеший многодневный маршрут по Бажовским местам. Не было тогда здесь никакого асфальта, да и такой дороги, уходящей на подъем в глубину леса, тоже не было.
Неширокая тропа и следы медвежьих когтей на поваленных деревьях — это осталось в памяти навсегда. Моему железному коню не составило бы труда проехать здесь, но я специально оставил его на небольшой полянке у обочины. Захотелось ощутить себя 14-летним и пройти ножками до вершины едва заметными лесными тропками. Не хватало только огромного рюкзака с привязанным закопченным котелком…
Бажовские места. Это понятие охватывает огромный участок Сысертского и Полевского округов Свердловской области. На небольшой части этой территории вблизи Сысерти образован природный парк «Бажовские места». О некоторых локациях я уже рассказывал. Полевской район в этот парк не попал. А ведь сколько здесь мест, неоднократно упомянутых в «Малахитовой шкатулке». Зюзелка, Косой Брод, Мраморский, Шунут-камень, Азов-гора…
Азов-гора — одна из вершин хребта Ревдинский высотой 589 метров. Вершину венчает зубчатый гребень — скальная стена, рассеченная трещинами, высотой до 25 метров. Место это давно стало довольно посещаемым, и территорию немного благоустроили, так что ее смело можно отнести к природному парку.
Метров через 200 сошли с широкой лесной дороги —
справа показались первые скальные останцы.
В начале малозаметной тропки, как предостережение — мало ли что почудится в скалах в лесном полумраке, напоминание от Павла Петровича.
Забегая вперед, скажу, что такие бажовские цитаты часто встречаются на тропе к вершине. Как и стенды, рассказывающие о геологии Азов-горы и легендах, связанных с ней.
У этих первых останцев тропинка потерялась, пришлось аккуратно идти по таким курумам вдоль скалы.
Вроде совсем невысокая горка, но уже можно считать смотровой точкой. Стою вровень с вершинами берез и сосен, за которыми вдалеке виднеется Полевской пруд.
Вытоптанная за десятилетия вершина скалы выглядит безжизненной.
Но только на первый взгляд. Здесь маленькая рябинка алеет от обилия ягод,
здесь колокольчики вцепились корешками в небольшую трещину,
Тропка ведет все дальше, все выше, стремясь к вершине Азов-горы.
Откуда вообще такое название? Существует много легенд. С некоторыми можно познакомиться на тропе.
Еще одна легенда связана с народом, в давние времена жившим в этом краю. Чудь белоглазая. Русский Север, Коми, Урал, Алтай — везде в памяти людей хранятся предания о горном народце, с появлением царевых людей подземными ходами ушедшими в неизвестность. Демидовские и турчаниновские рудознатцы говорили, что все месторождения руд были им указаны чудскими метками. П. П. Бажов не мог не упомянуть в своих сказах про этот народ. В «Дорогом имечке»: «…Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет „дорогое имечко“, и тогда выйдет чудь из-под земли со всеми сокровищами человеческими…» Кто знает, может вот этими расщелинами в скалах и уходила в подземные города чудь белоглазая.
Тропинка то исчезает, заставляя пробираться сквозь заросли папоротника,
то превращается чуть ли не в торную дорогу, образовавшуюся когда по весне с потоками талой воды вниз стремятся и небольшие валуны.
В августе природа переживает период зрелости, если сопоставить с человеческой жизнью. Последние цветы еще привлекают насекомых-опылителей, но шиповник и рябина уже наливаются спелостью, из-под земли тут и там повылазили плодовые тела грибниц, и не только съедобные, кипит жизнь в муравейнике — тащат в дом все, что пригодится зимой.
Вершина уже близко. Справа от тропы в просветах между сосенками открывается вид на «бескрайнее море тайги»,
а слева высится громада скальной гряды.
По заваленной крупными валунами расщелине, как по лестнице, поднимаемся наверх.
Вокруг на многие километры только бесконечный лес.
Долго не задерживаемся, спускаемся и идем к другой гряде.
На одной из этих скал в 1956 году художник Николай Суренков нарисовал девку Азовку. Со временем рисунок выцвел, и в 2016 году Елена Бажова, внучатая племянница писателя, доработала рисунок.
Кто же это такая, девка Азовка? На стенде неподалеку от скалы приведены несколько легенд.
Мне же нарисованный образ показался похожим на Хозяйку медной горы. Тем более, что и Данила-мастер с Каменным цветком присутствуют.
Азовка — Азовкой, легенда — легендой, а ведь клад на Азов-горе действительно нашли! В сентябре 1940 года полевские школьники, наслушавшись легенд, пошли на гору искать сокровища. И под каменной плитой на вершине нашли не серебро-золото, а множество медных и бронзовых предметов: фигурки птицевидных идолов, бляхи, наконечник копья и пр. Находки отнесли к IV — II вв. до н. э. На горе было мансийское святилище-жертвенник. По поверьям, эти медные фигурки вмещали душу умершего и их захоранивали на вершинах гор. Сейчас эти фигурки хранятся в Областном краеведческом музее и в Полевском историческом музее.
Прогулка на Азов-гору закончилась. Можно было пройтись до родника «Азовкины слезы», но были еще кое-какие планы.
В трех километрах от Азов-горы расположился поселок Зюзельский, или Зюзелка, как у Бажова в «Синюшкином колодце». В начале прошлого века в этой болотистой местности старатели били шурфы, мыли золото. Охраняла богатство бабка Синюшка.
А что за колодец у нее? Опять же — чудь. Древние люди добывали «болотную"руду и плавили из нее железо. Колодец — это старая шахта, а Синюшка — воплощение скрытого в земле богатства. Принимает она самый разный облик
и превращает в самоцветы лесные ягоды — подарок смелому и «простой душе» Илюхе.
Музей камнерезного искусства. Минеральная горка.
В наши дни почти ничего не напоминает о временах 100-летней давности, когда здесь стоял Зюзельский рудник. Изменения в селе большие. В 2009 году для прихожан открыла двери Казанская церковь.
Мусульманам (испокон веков на этой земле жили башкиры) тоже есть где пообщаться с Аллахом.
Для туристов же на окраине леса облагородили родник и назвали его «Синюшкин колодец».
Окрестности Полевского, наверное, наиболее часто упоминаются в сказах П. П. Бажова. В наше время в городе установлено самое большое количество воплощенных в металле героев «Малахитовой шкатулки» и самого писателя. Данила-мастер и Хозяйка медной горы стоят на ул. Бажова.
Это ближе к окраине города. Недалеко от автовокзала, перед Центром развития творчества им. П. П. Бажова установлен памятник писателю. Рядом, на небольшом постаменте Хозяйка в образе ящерки.
Перед памятником небольшой фонтан, вокруг которого скульптурные композиции, напоминающие о некоторых сказах. «Голубая змейка»,
Чудь поодаль Танюшка несет сито, полное самоцветов,
чтобы сложить их в малахитовую шкатулку.
Перейдя на ул. Карла Маркса, оказываешься на небольшой пешеходной улице Трояна.
С одной стороны вас встречает Хозяйка медной горы,
со стороны ул. Победы — Данила-мастер.
В центре улочки фонтан Каменный цветок. Судя по конструкции, работающий фонтан должен впечатлять.
Воле автовокзала 3D граффити напоминают о кладе, найденном на Азов-горе.
На самом здании автовокзала такие же 3D граффити рассказывают о некоторых уральских минералах. Рисунки, увы, уже сильно «уставшие».
Такой получился у нас выезд по бажовским местам. Вспомнил первые походы с рюкзаком, полюбовались уральской природой, освежили в памяти сказы П. П. Бажова. Завершить же хочу бажовской цитатой, встреченной на тропе в лесу.