Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Швейцария Октябрь 2009

Недавно вернулись из Швейцарии. Гора впечатлений, ворох воспоминаний, куча эмоций… Впрочем, все по-порядку.

Случилось так, что швейцарские партнеры пригласили нас на выставку «Telecom World» в Женеву, которая проходит раз в четыре года. И самое интересное, что это совпало с моим отпуском и каникулами моих детей. Как быть? Предложил своим домочадцам поехать в Испанию. Октябрь, конечно, не самое лучшее время для поездки на Коста Брава. Однако, и покупаться еще можно, и шенген, а значит я смогу на пару дней спокойно скатать в Женеву… А в ответ: мы тоже хотим в Швейцарию…

Вот тебе и раз! Да мы без штанов останемся, если отпуск в этой стране проводить! Там только гостиница для нас четверых тысяч на 170 тянет, а еще перелет, питание… И тут пришла гениальная идея поискать апартаменты. Слышал я когда-то о таком способе проживания: группа людей планирует покататься на лыжах, а в качестве жилья на всех снимается часть шале или квартира (апартаменты – по-иностранному) – выходит значительно дешевле. Беда только в том, что обычно такие предложения можно найти на горных курортах, в небольших деревушках, а мне же надо в Женеву.

Но все же решил поискать, успокоив себя мыслью, что Швейцария - небольшая. К моему крайнему удивлению, нашлось сразу несколько очень приличных предложений в разных концах страны, причем стоимость на неделю была в районе 30 тыс руб – гораздо дешевле Испании… правда без питания. В итоге выбрали трехкомнатные апартаменты в красивейшем шале на берегу озера Бриенцерзее (Brienzersee) в районе курорта Интерлакен (Interlaken). Это самое сердце Швейцарии, недалеко от известного горнолыжного центра Гринделволт (Greendelwalt). И это Альпы, господа!!!

Что касается Женевы: ну что ж, решил, что на денек–два брошу семейство и съезжу на выставку на машине или электричке, благо по карте - это немногим более двухсот километров, расстояние моего еженедельного маршрута от Москвы до Владимира. Ничего страшного. Итак, решено – заказываю выбранные апартаменты в деревеньке Iseltwalt, перелет в Цюрих (через Женеву перелет получался менее удобным – вылет вечером, возвращение утром – теряем день), в аэропорту, как всегда, заранее бронирую машину в прокат на всю неделю. Надеюсь, получится, и отдохнуть, и немного поработать.

Поездка в аэропорт, перелет, получение машины в прокатной конторе (на этот раз воспользовался «Avis» – там были самые дешевые предложения на приличные машины, и компания надежная) – это давно уже рутина для нас. GPS-координаты нашего жилища заранее введены в навигатор, так что в путь! Сразу столкнулись с маленькой проблемой – в Швейцарии очень много хороших магистралей, которые проложены рядом с небольшими дорогами, идущими параллельно, пересекающими друг друга на многоуровневых развязках и тоннелях.

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

Нормальная транспортная система для европейской страны только с маленькой поправкой – горы, поэтому прием сигнала спутника частенько оказывается неуверенным. В такой обстановке навигатор периодически теряет текущую дорогу, «находит» себя на соседней и начинает пересчитывать маршрут. Особенно часто эта ситуация возникала после прохождения тоннелей, которых, сами понимаете, там очень много. Первое время это немного напрягало, мы даже свернули пару раз не туда, так что пришлось разворачиваться. Но потом привыкли и уже на очередное восклицание навигатора «изменение маршрута» не обращали никакого внимания – мы ведь его не меняли, так что смотри лучше, парень.

И через пару сотен метров мы как бы «возвращались» на прежний маршрут. А какие там тоннели! Это было одно из первых впечатлений нашей дороги от Цюриха в Изелтволт. У нас в Москве прокопали тоннель 2 км под Лефортовским парком, так Лужков так гордился, так гордился этим «чудо-сооружением», что чуть кепку не проглотил от гордости… И мы ведь вместе с ним гордились… Видели бы вы эти горные дороги! Тоннели, пробитые в скальной породе, да двухсторонние (по два ряда в каждом направлении), да длинной от 200 - 300 метров до 3 – 5 км, да еще с поворотами под 90 градусов, да еще с ограничением скорости в 80 км! Вот это впечатляет.

А около городка Бриенц есть тоннель, по которому дорога спускается с высоты почти в полкилометра в горную долину. Товарищи дорогие! Дорога делает несколько оборотов в 360 градусов, не выходя наружу из горы – прямо в тоннеле. Здесь ограничение скорости было, конечно, 60 км, но все равно с непривычки чувствуешь себя, как герой какого-нибудь голливудского блокбастера в сцене гонок на подземной парковке. Да еще навстречу поток автомобильный идет. Ууух! Кстати, видно, что многие тоннели в горах пробиты очень давно, но все они поддерживаются в очень хорошем состоянии.

Дороги в Швейцарии вообще неплохие – и по покрытию, и по разметке, и обозначениям направлений. В принципе, можно ездить и без навигатора, достаточно просто карты, но с электронным помощником, конечно, удобнее – просто вводишь точку назначения и следуешь подсказкам. Местами в горах только узко очень. J Кстати, там есть очень интересные способы передвижения на автомашине – «car transportation». Это когда ты заезжаешь на железнодорожную платформу, и тебя везут прямо в автомобиле по железной дороге сквозь горный хребет.

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

Конечно, обходится это удовольствие довольно недешево (около 50 USD за машину, кстати, в евро тоже 50 - такой у них веселый пересчет), зато очень серьезно экономишь время – ведь иначе придется долго петлять по крутым горным серпантинам. Мы воспользовались таким способом передвижения разок, когда ехали на СентГотардский (Saint Gotard) перевал.

Дети были в полном восторге, а я отдохнул чуть-чуть, так как до этого мы почти час ехали через горы, в жестких условиях, в дождь временами со снегом и видимость в 200 метров, то и дело заныривая в облака или выскакивая из них под дождь. Кстати, впечатлений от этого путешествия (включая СентГотард и остановку у Чертова моста) получили едва ли не больше, чем от посещения Берна или Женевы.

Итак, мы прибыли к нашему временному обиталищу – четырехэтажное шале на берегу горного озера Бриенцерзее.

Действительность превзошла все ожидания!!! Какая же там красота! Представьте, вас окружают горные вершины высотой в 2 км. Снега пока нет – еще не зима, но горы величия от этого не теряют. Где-то до середины горных склонов расположены леса и альпийские луга с ярко-зеленой травой. Эта великолепная луговая зелень в октябре месяце настраивает на какой-то весенний лад, а начинающая по-осеннему краснеть и желтеть листва деревьев добавляет в пейзаж яркие, праздничные краски. На высоте более полутора километров, где начинаются наиболее крутые склоны, растительность сменяется голыми скальными породами, завораживающими своей грозной красотой.

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

На фоне глубокого синего неба гуляют небольшие пушистые белые облачка, то и дело цепляясь за горы. А внизу лежит озеро с прозрачной водой какого-то сине-зеленого цвета. Ни одна фотография так и не смогла передать глубины оттенка высокогорных швейцарских озер. Такое впечатление, что исполинский художник, создавая эти пейзажи, растворил в них изумрудную (точнее нежно-сине-зеленую) акварельную краску. Ко всему этому великолепию постоянно добавлялся еще и постоянный звон колокольчиков, пасущихся повсеместно на крутых луговых склонах коров и овец.

Этот разноголосый, тихий и, кажется, растворенный в самом воздухе звук почти постоянно преследовал нас в горных долинах и деревушках. Иногда на пределе восприятия, а иногда отчетливо и громко эти деревенские колокольчики казалось только обостряли тишину и покой, царящие в этом мире. Главное, чтобы рядом не было какой-нибудь автомагистрали. J Иногда мы только диву давались, как эти животные держатся на этих горных перепадах. Кажется, что там и устоять совершенно невозможно, ан нет – гуляют себе, щиплют травку.

Наши апартаменты находились на самом берегу озера, и вид с балкона на окружающий пейзаж просто доставлял наслаждение. Он менялся в зависимости от времени суток и погоды, жил своей неспешной жизнью, заставляя задумываться о покое, вечности, красоте… Бывало утром, пока солнце еще не осветило противоположные склоны гор, и они дремали в утренней прохладе, озеро пребывало в абсолютном покое, ничем не тревожа глади воды серо-стального оттенка. От нее поднимался белый густой и слоистый туман, не спеша превращаясь в легкие облака.

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

Этот тонкий облачный слой медленно парил посредине горного склона то, разбиваясь на обрывки то, формируя сплошную ленту, белым узким шарфом согревающую горы на противоположном берегу озера. Но как только солнце появлялось из-за гор у нас над головой и освещало эти склоны, они просыпались и «снимали» с себя этот «шарфик». Облака бесследно растворялись в небесной голубизне, а озеро приобретало свой дневной изумрудный цвет. Эта метаморфоза, происходящая на твоих глазах, заставляла думать об окружающем мире как о живом существе.

За неделю нашего пребывания там не было ни одного утра, похожего на предыдущее. Кажется, нам достались все оттенки ранней осенней погоды этого горного швейцарского региона. Было и яркое солнце, провожающее лето непередаваемо мягким и летним теплом; и густой, непроницаемый, серо-белый туман, предваряющий приход осенних холодов; и тихий, умиротворяющий моросящий дождик, почти не оставляющий следов на глади озера; и сильный ливень, смешивающий небо, землю и волны озера. И каждый раз мы как будто по волшебству перемещались за ночь в другое место - так менялся окружающий пейзаж.

Однажды утром мы вышли на балкон и ахнули – на другой стороне озера не было гор. Кто украл наш прекрасный вид?!!! Низкая белая облачность сплошной пеленой закрыла весь противоположный берег, оставив только узкую, не выше пятидесяти метров, полоску пляжей и домов у воды. Равнина… А потом… появился круглый просвет в облаках на высоте, наверно, километра, а в этом просвете парящие в небе скалы, деревья, дома. Как будто некий летающий остров спустился к нам с небес, или небожители решили заглянуть в наш мир из своего Эдема. Сказочная, чудесная страна.

Как всегда предварительно перед поездкой мы посмотрели в Интернете, что же тут в округе можно посмотреть интересного. (Кстати, хочу выразить свое Ню… некоторым (многим) турагенствам, описывающим красоты этого края. Географический кретинизм этих описаний, который вскрылся при детальном изучении на месте, порой просто поражал. Например, мы долго в районе городка Greendelwalt искали ледовый грот, который рекомендовали посмотреть многие сайты. Очень хотелось посетить, но не нашли...

При этом все наши вопросы ставили местных обитателей в полный тупик. А потом выяснилось, что грот существует, но находится в совсем другой горной долине, в ледниках Юнгфрау! Были и другие ляпы. Нельзя же так бездумно сдирать друг у друга непроверенную информацию, господа!) В результате я пошел уже проверенным способом: детально в GoogleEarth изучаешь те местности, куда хочешь попасть. Большое количество пользовательских фотографий, появляющихся в том или ином месте, обычно, говорит о наличии здесь какой-либо достопримечательности.

Просматриваешь их, и, если нравится, целенаправленно ищешь в Интернете описание этой красивости. Конечно найти так можно далеко не все, но зато нет никаких проблем с точным местоположением того, что уже нашел, вплоть до GPS-координат, что опять же удобно при использовании навигатора. А тут я предварительно ТАКОЕ количество достопримечательностей нашел! Пришлось по приезду проводить строгий отбор, чтобы успеть посмотреть как можно больше за ту жалкую неделю, которая у нас была. Например, к большому сожалению, не получилось путешествие на поезде к горе Юнгфрау.

Там расположена самая высокогорная железнодорожная станция в Европе – около 3,5 км над уровнем моря, и ее так и называют - «Top of Europe». Большая часть дороги проходит в тоннеле внутри горы, что, собственно, и было одной из причин отказа в пользу подъема на пик Шилторн (Schilthorn). Сюда надо было подниматься по канатной дороге в несколько этапов с 3-мя пересадками, поэтому мы и решили, что здесь должно быть более живописно. Хотя и слегка жутковато висеть в стеклянной кабине над километровой пропастью или на приличной скорости приближаться над той же пропастью к вертикальной стене… Ууууух! Дух захватывает!

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

Кстати, пик Шилторн – это место, где снималась одна из серий про Джеймса Бонда (Агента 007). И это тоже манило... На вершине горы (2790м над уровнем моря) есть смотровая площадка, откуда открывается захватывающий вид на горные альпийские вершины вокруг, и конечно саму Юнгфрау (более 4000 м над уровнем моря), царящую над этим регионом. Кстати, я оттуда и Монблан увидел – сбылась еще одна моя давняя мечта. Все вершины, превышающие 3 км, покрыты снегом, а в стороне Юнгфрау видны горные ледники – этакие серовато-белые неподвижные реки. Вот только обещанного сверкания ледникового льда я не увидел. Может потому, что зима еще не наступила?...

А еще там (на Шилторне) есть панорамный ресторан и магазин всяких швейцарских и «бондовских» сувениров, где мы, естественно, оставили некоторую сумму. J Уже спустившись к машине (она стояла на здоровенной парковке рядом с нижней станцией канатной дороги), обнаружили, что на смотровой площадке забыли свой пакет с вещами. Обидно, досадно, тем более что в том пакете кроме Ирининого зонтика хранились рекламные материалы достопримечательностей и, самое главное, распечатка, сделанная мной еще в Москве, на которой сохранены все GPS-координаты.

Я попросился в кассе скататься наверх еще раз за пакетом (забесплатно), и получил вежливый отказ. (Не мудрено, взрослый билет на самый верх стоил что-то около 90 баксов.) Зато девушка связалась с работниками наверху, чтобы они посмотрели наш пакет. Нашли (Ура-ура!) и предложили нам подождать следующей кабины, на которой смогут его доставить. У нас есть примерно час времени. За это время, мы нашли в соседней деревушке прекрасную харчевню, где и изрядно подкрепились всякими мясными блюдами, причем не очень дорого. (Недавно посмотрел чек из этой харчевни – оказалось почти 150 usd. Н-да… видимо, дороговизна - понятие сильно относительное.

Наверное нам все так понравилось, что эти деньги показались очень несущественными. Правда, мы там заказали столько, что забрали многое с собой, просто физически не могли уже все съесть, так что хватило еще и на ужин. К слову, самые высокие цены из «деревенских» или «горных» ресторанчиков мы, по-моему, встретили в заведении, расположенном около Рейхенбахского водопада. Это место недалеко от поселка Мериенген, где по описанию Артура КонанДойля Шерлок Холмс убил профессора Мариарти. В этом городке, кстати, вообще культ Шерлока Холмса.

Есть его музей на площади КонанДойля, гостиница его имени. (Говорят, что именно в ней он останавливался с доктором Ватсоном, кстати в рассказе-то эта гостиница называется «Англия»). Есть даже Бейкер-стрит, представляете! Так вот в том ресторанчике, о котором я уже упоминал, расположенном на крутом утесе над высокой скалой, практически, в облаках, и цены тоже заоблачные. Там мы оставили где-то под сотню баксов, и ушли совершенно голодные. Видимо, впечатляющий вид с веранды ресторана и громкая слава этого места тоже были включены в стоимость.)

Когда мы вернулись к подъемнику Шилторна, пакет нас уже ждал в кассе. Какое же у нас было разочарование, когда мы не обнаружили там моей распечатки – оказывается она ждала нас все это время в апартаментах. (К слову, зонтик-то мы все-таки оставили в Швейцарии - на перевале СентГотард, только уже мой (который получше и подороже J). На том перевале было столько впечатлений, что я, положив его посушиться на батарею в кафе, напрочь забыл при выходе, и пропажа была обнаружена уже за сотни километров от того места…)

На обратном пути от Шилторна почти случайно мы наткнулись на еще одну достопримечательность этой местности – Трюмельбахский водопад. Просто заметили, как на большую оборудованную парковку свернул экскурсионный автобус, и наше любопытство возобладало над желанием поскорее вернуться к своему озеру. И не зря. Такое чудо природы надо было увидеть. Сотни тонн воды низвергаются каскадами водопадов с высоты в несколько сот метров внутри расщелины скалы. Кажется, что стон и вибрации камня ощущаешь всем телом.

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

Рев от водопада во многих местах стоит такой, что разговаривать совершенно бессмысленно, можно только кричать, надеясь, что тебя услышат или прочитают по губам. Местами вода, разбиваясь о камни очередного каскада, разлетается миллионами мелких брызг, наполняя воздух вокруг водяной пылью. Кажется, если постоять немного в такой атмосфере, станешь абсолютно мокрым, как будто искупался в этом водопаде.

Местами вода просто «кипит» в очередном водовороте, периодически выплескиваясь наружу из гранитного плена и окатывая близлежащие камни. А потом она вырывается из скалы на равнину и становится почти спокойной горной речкой. Удивительная метаморфоза. Мы пили из этой речки – вода чистейшая и вкуснейшая.

Из всех швейцарских городов, которые мы посетили, наибольшее впечатление произвел Берн. Он был не очень далеко от нас – каких-то 50 – 70 километров, так что «экскурсию» туда мы запланировали в первую очередь. У этого города очень небольшая и компактно расположенная историческая часть. Здесь река Ааре делает крутой изгиб (излучину), омывая довольно высокий холм, на котором, собственно, и расположен весь средневековый район. Все путеводители рассказывают только о двух основных достопримечательностях – главный католический кафедральный собор города (Мюнстер) и часовая башня с красивыми и интересными часами, устраивающими кукольное представление каждый час.

Собор - красавец. Он как и все готические храмы огромный, с прекрасными цветными витражами в окнах, с большим количеством всяких каменных химер на внешних сводах и фасадах. Но у этого собора очень необычный и красивый орган, украшенный позолоченными праздничными узорами, и необычайно красивый, скульптурный центральный портал. Работой средневековых художников и скульпторов здесь можно любоваться очень долго. За пять баксов с человека мы поднялись на башню этого собора. Иринка пошла наверх в высоких каблуках, что оказалось довольно неудобно.

Мы-то подумали, что здесь, как и в других подобных храмах Европы, устроен лифт. Ничего подобного! Весь подъем происходит по узкой винтовой лестнице. Сколько ступеней и оборотов приходится преодолевать, трудно сосчитать, но вид на город с башни захватывает дух. Высота подъема первого яруса, где остались наши дамы – 60 метров. А мы с Санькой полезли еще выше, до 90-метровой отметки. Оттуда видны даже ближайшие горные вершины, но площадка, точнее балкончик, там довольно маленькие, поэтому Сашка жался ко мне. Чтобы его не сильно пугать (7 лет еще ребенку), я предпочел побыстрее спуститься.

По пути вниз можно было рассмотреть огромные колокола собора. Позднее, когда мы гуляли по городу мы слышали их голос, и я порадовался, что они молчали во время нашего подъема. Уж очень громкие у них голоса. А вот часы на часовой башне совсем не впечатлили. Они очень похожи на знаменитые пражские часы на Староместской площади. Только те поинтересней будут. Да и «представление» позанимательней устраивают. Мы специально поджидали начала часа, чтобы увидеть парад кукол и прочее, что обещают путеводители. Увидели и пошли дальше. Особых эмоций не вызвало…

А сам город красив. Много интересных средневековых зданий, украшенных скульптурами и росписями фасадов. На старинных улицах расположены традиционные фонтаны. Конструкция у всех одна и та же – посредине круглой чаши поднимается колонна со скульптурой наверху. Из подножия колонны в четыре стороны бьют струи воды. Отличаются фонтаны, в основном, именно скульптурами и посвящены разным историческим событиям, святым или каким-то аллегориям. Например, скульптура одного из фонтанов изображала человекообразное существо, пожирающее младенцев.

Что это обозначает – понятия не имею, но детей впечатлило. Практически все фасады домов украшены цветами, в основном красной или розовой геранью, отчего весь город выглядит большим цветником, несмотря на почти полное отсутствие зелени (деревьев) в историческом центре. Это сочетание богато декорированных старинных зданий, цветочных горшков, фонтанов в окружении больших парковых зон и скверов делает Берн непередаваемо приятным городом, по которому хочется гулять пешком.

Вот мы и гуляли… А заодно искали обувную мастерскую, чтобы починить Иринин каблук, с которого, как на грех, свалилась набойка. Мастерскую все-таки (после многократных расспросов прохожих) нашли, и обувь отремонтировали. И все что ни делается, все к лучшему: по пути мы набрели на магазин швейцарского шоколада «Меркур». Что там стало с нашими детьми – это надо было видеть! Шоколадки разных сортов и видов, шоколадные конфеты и подарочные наборы, десятки видов шоколада на развес, шоколад в разлив. Да-да, там были специальные краны, откуда просто тек шоколад, молочный или темный. Подставляй емкость и пей… или ешь, когда застынет.

Сотни сортов шоколада на любой вкус и почти на любой кошелек. Вы когда-нибудь видели 5-ти килограммовый Таблерон? А там такой был. Шоколадные фигурки, игрушки, сувениры, медали… Чего там только не было!!! Ушли мы оттуда с изрядными запасами шоколада – и в подарок, и самим поесть… И с изрядно облегченным кошельком, о чем абсолютно не жалели. Мне больше всего, конечно, понравился развесной шоколад – молочный, белый, розовый с ягодами, черный со слоем ореховой карамели сверху, с орехами, мармеладом...

Каких сортов там только не было! И знаете какая вкуснота!!! А детки потом объедались обычным молочным шоколадом, кстати тоже ОЧЕНЬ ничего. Вообще, попробовав в Швейцарии их настоящий шоколад я понял три простые истины. «Альпенгольд», который производится у нас в Покрове и выдается за настоящий швейцарский или альпийский шоколад, никакого отношения к таковому не имеет. Это сладкое г.. но, по которому нас заставляют судить о произведении кондитерского искусства я бы засунул в задницу тому, кто его придумал…

А потом пристрелил бы эту сволочь, чтобы он не мучился сам и не мучил окружающих. Это первое. Второе. Швейцарцы делают не сладкий пластилин, о чем нам неоднократно твердила наша пропаганда, кивая опять же на наихудшие и наидешевейшие сорта, раскрученные вездесущей рекламой и купленные за копейки, чтобы привезти нам «попробовать». В Швейцарии шоколад - великолепный вкуснейший продукт.

И третье, Бабаевский шоколад по вкусу очень напоминает лучшие сорта настоящего темного швейцарского, а наше «Вдохновение» оценили даже избалованные швейцарцы. Вот так, ребята, нам есть чем гордиться! Кстати, я тут упомянул о Таблероне… Вот это и есть та раскрученная (да еще при этом дорогая) гадость по сравнению с настоящими шоколадками, которые скромно лежали рядом. Просто удивительно было держать в руках «плитку» шоколада размером с небольшой чемодан.

Скажу еще о сыре, раз уж заговорил о съедобном… Вы знаете, дорогие мои, - в Швейцарии совершенно особые сыры. Сейчас кто-нибудь прочитает эту фразу и усмехнется – открыл мол Америку, это все знают. Да, нет. Не многие знают НАСКОЛЬКО они особые. В Швейцарии совсем другая идеология сыров. Главный постулат которой: сыр ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВКУС и… ЗАПАХ. Многие ведь знают, что такое фондю. Это блюдо с расплавленным сыром, куда макают всякое… Ну вы знаете. А знаете как пахнет швейцарское фондю? Бррр… С непривычки может и … Это с непривычки - не переживайте.

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

Мы в первый раз купили упаковку сыра, попробовали (вкусный) и положили в холодильник на ночь. Где же его еще хранить? Утром пришлось долго проветривать холодильник, а сыр с тех пор жил у нас на балконе. Но какие же они вкусные!! И он совершенно необычный. Каждый сорт, особенно мягкого сыра, имеет свой неповторимый вкус. В первый момент он кажется неправильным, иногда даже резким. Дальше вы привыкаете к новым ощущениям и с удовольствием поглощаете этот прекрасный молочный продукт.

Мы в поселке Мериенген почти случайно зашли в небольшой продуктовый магазинчик. Продавались там очень интересные вещи. Молочный ликер, например. Как вам? Кстати, 30 градусов и по вкусу немного напоминает Бейлис, только помягче несколько. Или макароны с какими-то приправами, самых невероятных форм и сортов, непередаваемого цвета. Кстати, ручной работы и местного (читай деревенского) производства.

Так вот - витрина сыров и молочных продуктов там была самая большая. Я попросил у продавщицы твердый сыр. Она, бедолага, мучилась с его отрезанием так, что ее было жалко. Сыр был действительно твердым, мы его потом просто крошили, так как нормально нарезать было невозможно. Но даже он имел необычный, но приятный вкус и нежнейший аромат.

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

Мама дорогая! После этой поездки я стал сырным фанатом! Но то, что продается у нас в супермаркетах или всяких Гипер-Пупер-Глобусах на огромных сырных витринах, где все эти сыры с разными названиями и ценами имеют один и тот же вкус… (Точнее не имеют никакого…) Где, такое ощущение, что за пармезан выдают слегка подсушенный костромской, ничем не отличающийся от голландского… И вот я, как дурак, ищу на витрине какой-нибудь «бри», хватаю его (мамочка, на цену лучше не смотреть!), и дома понимаю, что это опять не то… Это как и со всем остальным.

Нельзя о французских, испанских или венгерских винах судить по тем бутылкам, что стоят у нас в магазинах, по продающимся у нас пачкам судить о настоящем китайском зеленом или черном чае, по альпенгольду судить о швейцарском шоколаде, по упаковкам «испанского» копченого мяса судить о настоящем хамоне… (Боже, что мы едим!)

Поэтому и везут опытные туристы чемоданами копченые свиные ноги из Испании, упаковки чая из Китая и Сингапура, батареи бутылок настоящего вина из Франции, Испании, Словении, Кипра, Греции, сыры из Швейцарии и Голландии… Да мало чего еще пытаются они провезти через наши идиотские пограничные запреты. Не от хорошей жизни, а токмо к ней стремясь…

Близок к Берну по красоте город Люцерн. Также украшенные росписями, скульптурами и цветами фасады старинных домов, такая же благостная и приятная атмосфера средневекового центра города, красивый деревянный мост, который, собственно и есть главная достопримечательность города. Кстати, такое ощущение, что этот мост весь теряется в цветах, его украшающих. Та же герань, что и на всех остальных домах северной немецкоговорящей части Швейцарии. Это традиционное украшение своих жилищ у жителей северных кантонов Швейцарии очень ярко отделяет эти районы от других регионов страны.

На всех фасадах домов, сараев, часто оградах и палисадниках высажены ряды яркой красной герани – эдакий праздник на каждый день. Очень красиво. Подобное я наблюдал первый раз в Баварии, в Мюнхене, но здесь количество герани просто поразительно. Каждая захудалая горная деревушка… да что там деревушка, каждый отдельно стоящий сарай на горном лугу и тот украшен цветами. Умеют же люди создать праздник из самых простых вещей!

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

К сожалению в Люцерне мы были очень мало – наверно, час или два, поэтому не смогли в полной мере оценить его красоту. Хотя все путеводители утверждают, что это самый красивый город Швейцарии, сердце страны. Может быть, может быть. Кстати, только здесь мы встретили русских туристов, нигде больше русской речи и не слышали. А вот Женева, посетить которую мы планировали обязательно, и которая так пафосно описывается всеми путеводителями, встретила нас непрерывным и противным осенним дождем. Может поэтому и не показалась совсем…

В принципе, там смотреть особенно было и нечего. Фонтан в Женевском озере, о котором взахлеб рассказывают все, действительно высокий. Ну и что? Ну лупит прямо из воды струя (кстати это не совсем так – там к нему подходят и мостик, и какие-то конструкции), пусть даже и на 130 метров – верю. Но когда приближаешься к нему, ощущаешь только то, что дождь как бы усилился, смешавшись со струями воды фонтана. А когда вспоминаешь, что и получился он, в принципе, случайно – они же там какой-то дренажный клапан делали в начале 20-го века что ли, если я не ошибаюсь. Понравилось вот и оставили…

Хорошая достопримечательность – прохудившаяся труба с большим давлением… Хотя издали, вроде, даже ничего себе выглядит. По Женевскому озеру ходят рейсовые КОЛЕСНЫЕ пароходы. Очень пафосные и красивые. Наши ребята, которые приезжали в Женеву только на выставку с удовольствием катались на одном из них. Пароход спущен на воду в 1912 году, представляете! Там можно заглянуть в машинное отделение, где все сияет. Огромная паровая машина, работающая здесь, была едва ли не главным их впечатлением от Женевы.

Вторая достопримечательность здесь – цветочные часы… Ну кто хочет их посмотреть, может сходить в Парк Победы на Поклонной горе в Москве. В принципе, то же самое, московские часы, может, даже и побольше чуть-чуть будут. Здесь, наверно, вопрос пиара. В Женеве есть и средневековая часть города, про которую почему-то путеводители молчат. Она небольшая, но погулять там очень даже приятно – мне во всяком случае, понравилось. А еще там большой католический собор. Причем с фасада он очень похож на пафосное здание с колоннами эпохи классицизма, а со стороны алтаря – настоящий готический храм. Мне такое сочетание несопоставимых стилей в одном здании показалось очень интересным.

А вообще Женева – это город клерков и магазинов (особенно часовых). Во время рабочего дня народ здесь попадается исключительно в костюмах и при галстуках (даже на мотоциклах и велосипедах). Кстати, интересное наблюдение: велосипедная дорожка, вокруг пыхтят машины, стоящие в небольшой пробке, по дорожке, не спеша, катится дама лет 40-ка… на самокате, отталкиваясь одной ногой. Сумка, явно с ноутбуком, болтается за спиной. Дама в костюме и галстуке, да еще на приличных каблуках. Ничего картинка?

Каждый второй – третий магазин здесь сияет выставленными на показ часами. Как же я облизывался на эти Rado или Longines! Каких-то 1,5 – 2 тысячи баксов – и они ваши. Но заставить себя выложить эти деньги так и не смог. Пусть это остается пока моей мечтой. Кстати, эти часики там несколько дешевле, чем у нас – как минимум на 800 – 900 долларов. Говорят, чтобы увидеть действительно много часов, надо ехать в Ньюшатель или Билль. Это часовые столицы Швейцарии. Но и в Женеве этого очень много и они очень-очень красивые. По всяким женевским музеям мы решили не ходить – хотелось еще посетить и другие города вокруг озера. Лозанна оставила странное впечатление.

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

На окраине она встретила нас типовыми зданиями советских времен, что несказанно удивило. Но в центре города на холме здесь расположен великолепный готический собор, который надо обязательно посетить каждому, кто туда приезжает. Он далеко не самый большой из увиденных нами, но очень красивый. Над каждым входом в собор расположено большое количество скульптурных композиций, причем скульптуры южного портала еще и расписаны цветом – это большая редкость. Цвет немного выцвел за столетия.

Но то, что осталось, бережно сохраняется, например радужные крылья ангелов или лица апостолов. Я никогда не видел такой, как здесь, орган. Он почти обычный, но средний ряд труб гордо точит в сторону слушателей (или молящихся). Создается ощущение, что там сидят музыканты и играют на своих трубах. А сама клавиатура органа находится снизу, практически, среди прихожан (или туристов). Как раз когда мы туда вошли, органист настраивал свой инструмент – было очень интересно и послушать, и понаблюдать. К сожалению, долго мы там не задержались – в это время детки спали на заднем сидении нашей машины, припаркованной неподалеку, и оставлять их надолго не хотелось.

Следующим пунктом был курортный городишко с очень странным названием – Ве-Ве (Ve-Vey). Здесь провел свои последние годы жизни великий Чарли Чаплин, поэтому хотелось его посетить. В Ве-Ве есть очень приятная набережная, по которой мы с удовольствием прогулялись. Найти ее довольно просто – задаешь на навигаторе центр города, и он приводит на площадь, где паркуются десятки автомашин. Здесь же стоит очень странное сооружение – этакий «перпеттум мобиле» - на колонне постоянно перемещаются, вращаются, смещаются вверх-вниз какие-то фигурки, шары, кольца.

Венчает все это странное сооружение довольно приличный ветряк. Мне кажется, он и дает возможность всему этому двигаться. Занятно и необычно. Как раз от этого вечного двигателя и начинается набережная. Она идет неспешно вдоль озера и исчезает где-то вдали. Примерно посредине набережной стоит скульптура Чарли Чаплину, а напротив нее знаменитая огромная столовая вилка, торчащая из воды озера и неведомо что обозначающая. По-моему, Ве-Ве – это самый загадочный город из всех, что мы посетили. Но он нам понравился.

Правда летом здесь, наверно, будут такие толпы туристов и отдыхающих, что непротолкнешься. Вокруг Лозанны, Ве-Ве и Монтрё на берегах озера – сплошные виноградники. Такая прелесть! Кстати, швейцарские вина вполне себе ничего, только я заметил одну странность – практически все бутылки у них с откручивающимися алюминиевыми крышками, как у нас на водочных бутылках. Чудно до невозможности. Нормальные винные пробки я там встретил только раз или два.

Ну и конечно Шильонский замок – как же можно было его пропустить! Он расположен на самом берегу озера (точнее уже в воде, на маленьком островке, вплотную прижатом к берегу) чуть-чуть подальше Монтрё. Сооружение впечатляющее – настоящая крепость. Говорят, за всю многовековую историю замка его так и не смогли ни разу взять штурмом. (Может просто плохо хотели).

Мы подъехали туда уже после заката, когда начало темнеть, и сгущающиеся сумерки только добавили величия и таинственности этим крепостным и тюремным стенам. Я очень жалел, что мы не попали внутрь – там, говорят, очень интересный музей средневекового оружия и истории. Возвращались мы уже в полной темноте по магистрали, которая шла резко в гору, поднимаясь на полкилометра вверх на Бернскую возвышенность. Впечатлений было, как и во все предыдущие дни – выше крыши.

Это только некоторые воспоминания об этой поездке.

Швейцария – очень приятная, разнообразная и интересная страна, и мы увидели едва ли не десятую ее часть. Наверно, на всю жизнь останутся впечатления о поездке на горный перевал СентГотард, где русские солдаты под предводительством Суворова форсировали Альпы и дрались за свободу Швейцарии от наполеоновской Франции. Кстати, швейцарцы очень бережно хранят память об этом подвиге. Правда все памятники, посвященные ему, (и на перевале и у Чертова моста) созданы русскими архитекторами и скульпторами.

На машине по Швейцарии (страна сыров, шоколада и герани)

Запомнилось посещение пещер святого Битуса (St Beatus Cave) – интересно, правда в Словении пещеры были покруче и покрасивее. Интересный городок Тун с замком, царящим над ним. Но еще больше мест, куда хотели, но не попали – вершина Пилатус, Цюрих, Ньюшатель. Да мало ли еще… Хотелось, например, прокатиться по железной дороге (там есть специальные туристические маршруты), хотелось забраться еще выше в горы, увидеть пик Матерхорн… Хочется испытать здешние горнолыжные трассы…

Может быть еще когда-нибудь и посетим эту страну… Все еще впереди, надо быть оптимистом.

© Игорь Власов. Материал размещен с разрешения автора.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия