Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 16:07
Как интересно изучать собственное Отечество!

Валаам — Россия Март 2012

Валаамский монастырь всегда был оплотом Православия на Севере Руси. Его судьба тесно связана с историей России. Основателями монашества на Валааме были преподобные Сергий и Герман — греки, которые, якобы пришли «от восточных стран». Но в житии св. Авраамия Ростовского есть свидетельства того, что монашество на этом месте существовало еще в X веке.

Вспоминая Новый Валаам

За многовековую историю монастырь выдержал немало испытаний, хотя особенно трагическим был XX век. Вот лишь одна страница истории

Второго — четвертого февраля 1940 года монастырь подвергся страшной бомбардировке: его в несколько заходов бомбили 70 самолетов! Казалось бы, монастырь должен быть стерт с лица земли, но… бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа, и не взорвалась.

Вспоминая Новый Валаам

Тогда от прямого попадания в больничную церковь Живоносного источника загорелось северное крыло братского корпуса, и все же, уникальная библиотека, насчитывающая 29 000 томов, уцелела! Чудом остался цел и Спасо-Преображенский собор — главная святыня Валаама.

Вспоминая Новый Валаам

Пятого февраля монастырская братия во главе с игуменом Харитом была эвакуирована вглубь Финляндии. С этого момента начинается отсчет жизни нового монастыря, который по праву можно считать молодой живой веточкой этого могучего древа.

Сегодня, когда Старый Валаам вновь возродился, в Финляндии продолжает жить и Валаам Новый. Между монастырями в России и Финляндии установлены добрые, братские отношения. Это и молитвенное общение, и обычные взаимные визиты. Да и как может быть иначе, ведь на Новом Валааме находятся великие святыни, которые при эвакуации, монахи увезли с собой — в Финляндию.

Мы отправились в наше путешествие к Новому Валааму на машине, и первой остановкой на нашем пути стала достопримечательность, которая хотя и не имела отношения к Валаамскому монастырю, но которую очень хотелось увидеть:

Это Церковь Керимяки — крупнейшая деревянная церковь.

Вспоминая Новый Валаам

Ее строительство началось по проекту архитектора Андерса Гранстедта в 1844 году, а завершилось в сентябре 1847 года. Длина церкви 45 метров, ширина 42 метра, высота 27 метров. Расстояние от земли до верхней точки креста 37 метров. Возле церкви находится колокольня высотой 42 метра. В 1932 году, была пристроена зимняя церковь, которая впоследствии перестраивалась, расширялась и, наконец, после реконструкции 1997 года, обрела свой современный облик.

Вспоминая Новый Валаам

Ездить по Финляндии очень комфортно — дорожные правила никто не нарушает, разве что лесные жители — например, лоси, но о них постоянно предупреждают знаки.

Итак, Ново-Валаамский монастырь, действительно «новый» — ему 73 года. Тринадцатого марта 1940 года Валаамские насельники по радио узнали, что подписан мирный договор между Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневецким и Линтульским отошли к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда вместе с имуществом на передаваемую территорию в Финляндию.

Вспоминая Новый Валаам

В бывшей усадьбе Папинниеми в местности Хяйнавеси, приобретенной братией в июле1940 г. на территории Финляндии, началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам.

Сегодня в этом монастыре находятся многие православные святыни: Валаамская икона, Коневецкая икона и другие. Теперь монастырь населяют монахи-финны. Богослужения в обители с 1977 года совершаются на финском языке и по новому календарному стилю. К 800-летию Православия в Финляндии на Новом Валааме был воздвигнут каменный, в новгородском стиле, Спасо-Преображенский собор. Построен он был на средства общества друзей Нового Валаама по проекту финского архитектора русского происхождения И. Н. Кудрявцева и был освящен 5 июня 1977 года.

Вспоминая Новый Валаам

Братию, численностью 14 человек, ныне возглавляет архимандрит Сергий.

В монастырь приезжает не слишком много индивидуальных паломников (из России стараются ездить с паломническими группами), очевидно в этой связи международный автобусный маршрут № 995 Санкт-Петербург — Йоэнсуу может быть, и отменен (если нет пассажиров). В то же время монастырь — любимое место отдыха туристов, как местных, так из сопредельных скандинавских стран. Для приема туристов есть все условия. Можно снять апартаменты, или недорогой номер, в хостеле, с удобствами на этаже. Мы зарезервировали обычный двухместный номер в гостинице «Lay Academy» за 70 евро в сутки (включая завтрак).

Вспоминая Новый Валаам

Кормят в монастыре вкусно. Есть кафе «Трапеза», которое мы с удовольствием посещали. Там на подоконниках такие самовары! Их привезли еще старые монахи, ведь выпить травяного чая, заваренного по особым валаамским рецептам — было радостью для иноков, которые вели аскетичный образ жизни.

В монастыре есть винный магазин, он открыт с 9 до 17, а в пятницу и субботу, когда наплыв туристов возрастает — с 9 до 18. Вот в этих бочках монахи сами делают вино из смородины — красной, черной, белой, зеленой. Пробовали. Великолепно! Даже не ожидали. Сколько вкусовых оттенков, ароматов! И вроде бы нет традиций виноделия, а вот! Плантации смородины — тут же в хозяйстве обители.

Вспоминая Новый Валаам

Вообще территория обители небольшая. Деревянные фигуры животных (конь, лось, медведь…), которые украшают газон, вырезали из дерева сами насельники) и это не случайно.

Ново-Валаамский монастырь сегодня это настоящий центр культуры, где обучают не только иконописи, но и ремеслам.

В монастыре открыта Академия. В ней читают лекции по культуре, медицине, экологии, церковной архитектуре, иконописи, хоровому пению и др. Академию ежегодно посещают не менее трех тысяч человек.

Есть издательский центр, научный реставрационный центр, но в него допускаются только те, кто в нем трудится над возрождением древностей. Кстати хочется отметить прекрасное техническое оснащение всех служб.

Вспоминая Новый Валаам

Побывали мы и на местном кладбище.

Ни одному из иноков, вынужденно переселившихся со Старого Валаама, не было суждено вернуться на духовную Родину. Более чем 150 насельников, покинувших родину, покоятся на кладбище Нового Валаама. Среди них схиигумен Иоанн, известный своими духовными письмами.

Вспоминая Новый Валаам

Нас поразили могилы. Некие «избы», словно ушедшие под землю… Здесь хочется помолчать и подумать о вечном.

В монастыре хорошие условия для занятия рыбалкой и лыжным спортом, для тех, кто приезжает именно отдыхать.

Вспоминая Новый Валаам

Мы лыж не брали и к Поклонному Кресту ходили пешком, по лесной дороге (километра два) В конце марта, там была еще самая настоящая зима, поэтому идти по снежной лесной дороге (хотя и расчищенной) все-таки трудновато — не асфальт!

Вспоминая Новый Валаам

Побывали мы и в Линтульском женском монастыре, который переместился из России в те же сороковые годы.

Вспоминая Новый Валаам

Сегодня это женский монастырь, более скромный нежели Ново-Валаамский.

Вспоминая Новый Валаам

Монахи вручную прорыли между двумя монастырями канал, летом по нему ходит кораблик, но мы, зимой не смогли оценить это удовольствие.

Конечно, мой рассказ лишь маленький эскиз той поездки, которая была и радостным событием, и праздником души. Это не передать…

А какой там воздух! Какие вековые ели! Какая тишина!