Турист Kalisto (Ketevan_Meshkova)
Kalisto
была 2 декабря 2016 0:52

Россия Сентябрь 2012

В сентябрь 2012 мы с сыном ездили на Косталыгинское болото, в Дубнинский лесо-болотный массив и в Пришвинский журавлиный заповедник. А по дороге заглянули в Талдом. Видели болото, бобровые запруды и многочисленные поваленные ими березки. С журавлями нам повезло меньше, чем Президенту, но парочку удалось разглядеть в бинокль, но фото вышло не очень — силы моего объектива решительно не хватило. Но самое большое Гошино впечатление, это мох — сфагнум, восторгу ребенка границ не было.

Однако, по порядку…

Обычно мы с Георгием путешествуем сами — электричками, автобусами, пешком. Но на сей раз мы решили воспользоваться услугами туристического агентства «Магазин Путешествий». Меня подкупила цена, обещанная программа и еще то, что маршрут в журавлиный заповедник проходил через наш город Дмитров, так что нам не пришлось рано вставать.

Часть 1.Талдом

Хоть и находится Талдом неподалеку от нас, но как-то не доводилось нам там бывать. Мне отчего-то казалось, что смотреть в городе и его окресностях нечего, ан нет. Оказалось, Талдом и район славится литературным наследием и уникальным заповедником «Журавлиная Родина». Сам город очень провинциальный, а в сочетании с пасмурной погодой так вообще невзрачный. В центре города возвышаются купола Михаило-Архангельской церкви, и это единственное яркое пятно на горизонте. Сама церковь до сих пор реставрируется,

Часть 2.Талдомский районный историко-литературный музей

Талдомский районный историко-литературный музей имеет давнюю историю. Филиалами музея являются музей М. Е. Салтыкова-Щедрина, что в с. Спас-Угол, и дом-музей С. А. Клычкова в д. Дубровки. В самом музее собраны исторические данные об истории города, а также собраны уникальные фотографии, книги, автографы и предметы, принадлежащие писателям — уроженцам Талдомской земли, а также тех, которые жили здесь или просто приезжали. Среди них: М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Зилов, С. А. Клычков, М. М. Пришвин, С. А. Есенин, В. Н. Ажаев, П. В. Слетов и другие.

Журавлиная Родина

Музей небольшой, расположен в доме купца первой гильдии Д. И. Волкова, это первый каменный дом в Талдоме, построен в конце XIX века в стиле ар-нуво с балконами и потолками конструкции Монье. В музее сохранилась планировка, двери, печи, лепнина и паркет. Экспозиции развернуты в доме, где до революции жил купец Дмитрий Иванович Волков со своей семьей. Можно увидеть кабинет хозяина дома, предметы интерьера того времени, выставки, посвященные писателям, чья жизнь оказалась связана с Талдомом, предметы ремесленного производства.

Часть 3. Дубнинский лесо-болотный массив

Дубнинский лесо-болотный массив — это комплекс низинных, переходных и верховых болот, заболоченных чёрноольшаников, перемежающихся сельскохозяйственными угодьями и лесами. Место одного из крупнейших в центральной России предотлётных скоплений серого журавля, где регистрировали до 1 200–1 600 особей этого вида. Сначала мы отправились в сторону Окоёмово смотреть на верховое Косталыгинское болото. Экскурсию вела Анна — девушка-волонтер из добровольной пожарной дружины, которая давно сотрудничает с заказником.

Эти болота — верховые. Однако под ногами хлюпала вода, так что резиновые сапоги были очень кстати. Волонтеры Журавлиной родины проложили деревянный настил, есть смотровая площадка. Гошка был просто очарован этим местом. Растут мирт и подбел. Под ногами хлюпает мягкая подушка сфагнума, в которой прятались кустики клюквы и грибы. Среди грибов особенно много было моховиков. Существует строгий запрет на сбор здесь грибов и ягод — они предназначены для корма животным.

Журавлиная Родина

После экскурсии на болото мы отправились смотреть бобровую плотину. Бобров здесь много. Они ведут сумеречный образ жизни, поэтому при свете дня их не увидеть. Но плотинами полюбоваться можно. Каналы перегорожены перегрызенными бобрами упавшими стволами деревьев.

Часть 4. Аспаревское урочище. Село Павловское

А затем мы отправились наблюдать за журавлями. Скажу сразу, нам не очень повезло — накануне была холодная ночь и большая стая журавлей отправилась в теплые страны, так что увидеть нам удалось всего лишь одну пару журавлей, да и то вдалеке. Ничего не поделаешь, журавль — птица дикая и интересы туристов и любопытствующих соблюдать совершенно не собирается. Всем желающим раздали бинокли для наблюдения за птицами.

Журавлиная Родина

Вот на этих полях около села Павловского и в Апсаревском урочище кормятся на полях перед долгим перелетом серые журавли.

Вот, видите две маленькие серо-белые фигурки в центре фотографии?

Это и есть серые журавли. Это максимум, на что оказалась способна моя техника.

Журавлиная Родина

Гошка немного расстроился, что нам не удалось по настоящему посмотреть на журавлей.

Было решено попробовать приехать на это же место в следующем году, тем более, что это недалеко от нашего дома.