Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 20:09

Ялта — Россия Сентябрь 2012

Ялта манила многие поколения советских людей, обещая пальмы, волны и песок, магнолии, вкусные вина и курортные романы. С тех пор, как маленьким мальчиком я побывал там в 66г, меня тянуло в райские кущи постоянно. Минули десятилетия, захотелось в Севастополь, но… поехал по привычному маршруту. Симферопольский вокзал удивил несказанно — купить билеты на следующие сутки там нельзя, надо ехать в город. По самой длинной в мире трассе Симф-Ялта уже редко ходят ретро-троллейбусы, все чаще бегают новые модели всего за 15 гривен (60 рублей). На маршрутке быстрее, но в два раза дороже. Горную 100 км дорогу не узнать — ее значительно расширили, некогда пустынные обочины сплошь застроили чередой мотелей и ресторанов, которые заслоняют великолепные виды гор. Часто попадаются целые поля с татарским самонедостроем. Плакаты навязчиво предлагают пить коньяк Коктебель и обязательно покупать недвижимость на ЮБК — без нее пропадешь. А ближе к морю плакаты убеждают, что Ялта именно тот город, куда хочется вернуться. Ну-ну, посмотрим…

На вокзале аборигены хищно набрасываются на свежих туриков с предложениями ночлега, но узнав, что я на одни сутки, сразу киснут — не выгодно. Таксисты шепнули, что меньше чем за 30–40 баксов на одну ночь не устроиться, но это не наш путь! На автовокзале есть комнаты отдыха, где за 400 рубликов вполне можно бросить кости. Каких-то 40 лет вокруг вокзала была пустота, сейчас не протолкнешься среди киосков и магазинчиков, принадлежащих выходцам с Кавказа.

Тот же вокзал 40 лет назад

Ялта всегда была очень тесным городком, зажатым в долине реки Быстрой, а в последнее время из-за варварской застройки каждой пяди курортной земли, стала совсем некомфортной. Речка тоже изменилась, она совсем не быстрая, скорее ручей, чем речка.

Ялта. За и Против

Громады новеньких домов карабкаются высоко в горы и нависают над историческим центром. По берегам речки протянулись две улицы — забитая пробками Киевская вниз, Московская вверх, несмотря на все разногласия с Россией, ее так и не переименовали. За последние три года город, как и вся Украина, очень похорошел, былую разруху и неприглядность загнали во дворы, фасады подштукатурили, подкрасили — лепота, жаль только в сентябре магнолии не цветут. Перетяжка Старый Амстердам рядом с портом пытается доказать, что мы не в Ялте, но меня не проведешь. Под ней монах торгует медом — возродился извечный монашеский промысел, как же все изменилось за последние годы. Большой гранитный Ленин строго и укоризненно взирает на порт: набережную превратили в сплошной балаган с аттракционами и бутиками, а ведь раньше здесь стояли огромные океанские лайнеры, привозящие тысячи интуристов, набитых долларами. Несмотря на суровость вождя, ностальгирующие курортники с удовольствием фотаются на его фоне.

Ялта. За и Против

В порту пришвартован одинокий круизный лайнер — большой и белый, как облако или недостижимая мечта. Раньше здесь не хватало причальных стенок для швартовки, а сейчас постояло единственное судно-мечта, да к вечеру ушло… Рыбаки на пирсе даже не взглянули на уходящий корабль, поклевка важнее — рыбы в Черном море сильно поубавилось. А некоторым удочка не нужна — присел мужичек на кнехт, хлебнул из бутылки, да и задумался: «Пусть нету денег у меня в кармане, зато я с пивом нахожусь в нирване».

Ялта. За и Против

Россияне считают, что на Украине все дешево, а украинцы уверены, что русские все поголовно богаты и тысячерублевка — это мелочь, о которой даже говорить смешно. Много раз за время своего путешествия я слышал: «…для вас очень дешево, всего-то тысяча рублей, это же ерунда для русских!» А ведь каждый из нас сильно ошибается. На Украине не все дешево: продукты по цене почти не отличаются от наших, национальное достояние — сало идет по 200р, блюда в ресторанах стоят как и у нас — 200-400р, в сфере услуг преобладает цена 50 гр (200 руб) — похоже, других купюр украинцы не признают. Зато проезд радует — в Ялте всего 5 рублей!

Ялта. За и Против

День приезда получился очень скомканным, посмотреть что-то интересное не удалось, просто бродил по знакомым улицам, зашел в ресторан на набережной, выпил Муската, оказался паленым, закусил мидиями — резина, отдал 600р, а удовольствия ноль. Как и прежде, на холм Дарсан ведет кресельная дорога, там наверху строительство, стройки везде и повсюду — они сильно напрягают. Над мор-кассами выстроили часовню, в месте скопления праздных курортников она смотрится нелепо, специально для тупых написали, что это объект культа и фоткаться на ее фоне не надо, однако это никого не останавливает. Прямо под часовней порт и… пляж: несмотря на движение катеров и загрязнение, все купаются, не обращая внимание на запреты. Все аллеи вдоль набережной превращены в места выбивания бабок: экскурсионные киоски, фотостудии с костюмами, напитки, сувениры — в иных местах протолкнуться невозможно, такая скученность. Набор экскурсий очень велик: Бахчисарай, пещеры, Севастополь, Судак, цены от 500 до 1000р., но надо уточнять: часто входные билеты не включены.

В конце набережной около самого старого отеля Ореанда есть городской пляж, о чудо, — вход бесплатный!, зато лежаки платные и тень тоже. Несмотря на сентябрь и вечер, народу много, но не так, как это было в 70 г., когда между соседними топчанами было не протиснуться — голова одного курортника почти касалась ступней другого. Водичка мутноватая, купальщиков много, на поверхности заметил смачный плевок, отогнал его подальше, но желание купаться ослабло, после того, как увидел уток, кормящихся здесь же, с пляжа ушел. Повсюду множество упитанных кошек, они играют во дворах, сидят на остановках, отдыхают на прилавках — такие милые создания, и живется им неплохо, я провел традиционную фотосессию для самых красивых котяр.

Ялта. За и Против

Вечером отправился к морю в ресторан, попробовать рекламного коньячку из Коктебеля и рыбкой черноморской закусить. Гремит живая музыка, фонтан шумит, ветерок морской обдувает, днем было жарко, сейчас прохладнее, я в майке сижу и огненную воду прихлебываю, а соседи в пледы кутаются — странные они. Вокруг кошки суетятся, знают, что каждый с ними вкусняшкой поделится. Заказал судака с креветками (440р), котярам посылаю мысленный сигнал: сейчас и я вас покормлю. Принесли большую тарелку, на ней пакет бумажный, а в нем маленькая горсточка рыбы… куда там кошек угощать, самому не хватит. Хваленый коньяк очень быстро выветрился, зря я джинсовку не одел, пришлось горячим чаем отпаиваться.

На следующий день огромные планы: Ласточкино гнездо, гора Ай-Петри, Ботанический сад. Поспешаю в порт, прохожу мимо рюкзачника, который не нашел ночлега и в легкую прилег на скамеечке в парке, благо погода позволяет. Настроение приподнятое, любуюсь морем и чайками, по мобиле с Москвой болтаю, радуясь и удивляясь легкости бытия и общения.

Ялта. За и Против

У причальной стенки покачиваются на волнах яхты для прогулок, заплати 4000р … за час и рассекай морские волны, пока деньги не кончатся. У меня чудом сохранилось фото 40-летней давности, какие могучие суда здесь стояли — не то, что нынешняя мелкота!

У местных причалов раньше бесконечно сновали прогулочные кораблики, сейчас их в разы меньше, зато цены, хо-хо — 220–320 рубликов за полчаса, но желающих полно, причем на верхнюю палубу не пускают без доплаты в 40 руб. Решил и я тряхнуть стариной, до Ласточкина гнезда скатать: катер набили туриками, он сильно накренился, но поплыл, на всякий случай подсел поближе я к спасжилетам, а паспорт обернул пакетом. Берега не узнать — десятки новеньких корпусов, сверкающих белизной, заполонили все, хорошо, хоть знаменитую скалу Парус не потревожили, да и орел на соседнем утесе остался на месте. Были времена, когда я с пляжа лазил к этой птичке. Само Ласточкино гнездо также осталось висеть на отвесном утесе, несмотря на все страшилки о скором обрушении, правда, в прошлом можно было прогуляться по его периметру и взглянуть на морские волны, беснующиеся далеко под ногами, сегодня уже не пускают, смотри издалека.

Ялта. За и Против

Поднялся наверх, сойти с лестницы невозможно, все огорожено заборами: туда нельзя, сюда нельзя — везде частные отели с охраной. Делаю канонические кадры с верхотуры — Ласточкино гнездо (двери закрыты), скала Парус, у ее подножия нежится парочка, корабли на спокойной глади моря и все… возвращаюсь на причал, экскурсия завершена. На обратном пути полюбовались полукруглым корпусом здравницы, ее строили чехи для себя и наших профсоюзов. После сдачи корпус начал плавно съезжать в море, но потом, к счастью, остановился и до сих пор радует своей футуристичной формой.

Ялта. За и Против

Теперь с моря мне предстоит вознестись в небеса, тьфу! — в горы. Это можно сделать на фуникулере, нижняя станция которого находится недалеко от Алупки, но я жажду приключений и отправляюсь на минибасе с а/вокзала — 240 руб. без торга. По пути остановка у Серебряной беседки, типа, виды там хороши, понятно, что не бесплатно (+60р). Чтобы избежать соблазнов, вся панорама по пути к беседке забита высоким забором, но в нем есть лазы. Могучие крымские сосны, восхитительные виды на город, лежащий в дымке глубоко внизу — все прекрасно, а на краю обрыва расставлены похоронные веночки, думаю, так отпугивают туристов от бесплатных просмотров.

Ялта. За и Против

Следующий пит-стоп — это знаменитый в прошлом водопад Учан-Су, раньше его высота была 98 м, увидим, как сейчас. Водила предлагает посмотреть на него издалека, и проедем мимо, там не интересно, не, парень, тормози. Однако, стой, прохожий — отдай еще двадцать хохлобаксов, в Крыму уроки Бендера выучили на отлично — за показ любого провала надо платить! Делать нечего: матюкнулся, метнул деньги, несусь вперед, ведь не был здесь уже 30 лет, а «тут бац, и вторая смена» — водопад исчез! есть жалкие капли воды, лениво капающие со стены. Хорошо что сохранились фото тех лет, как это было… до чего же быстро загубили природу.

вот какой водопад должен быть

Ялта. За и Против

Брать деньги за такое безобразие — наглый обман. Зато вокруг высятся мощные здания элитных ресторанов в окружении реликтовых сосен. На остановку въехал мотороллер, а под ногами водилы пассажиром едет большая собака, она же сторожит мотик без хозяина. Горная дорога змейкой петляет под сенью зеленого полога — красота, но нам ехать дальше. На подъезде к самой высокой точке Крыма — горе Ай-Петри, тормозят менты — впереди осыпь грунта, неужели поедем обратно?!? Но нет, пропустили, все ОК.

Ялта. За и Против

На вершине последние годы жизнь кипит — рядом с верхней станцией канатной дороги построен целый поселок с ресторанами, магазинами и даже конным ранчо. Минибас паркуется строго у «своего» ресторана — у входа закопченные котлы манят восточными ароматами шурпы, плова и всяких перцев. Юркий хозяин сразу берет туриков за рога, обещая халявную дегустацию вин. Тут и начинается развод — говорит красиво, наливает мало, но часто, обещает скидки и люди хватают бутылки в лёт, многие остаются кушать — бизнес процветает. Рядом православный ресторан, цены у них ниже, а посетителей нет, вот и не любят они южан-соседей. Пытаются завлечь едоков ученой свиньей, но чужим клиентам фотографировать ее запрещают — конкуренция, мать ее ети!

Ялта. За и Против

Удивительно, но, как и в прошлый раз, меня охватывает легкая эйфория, будто выпил шампанского, наверно, высота играет с нами. Жизнь кажется еще прекрасней, чем есть на самом деле, хочется думать о хорошем и совершать глупые поступки. Этим тут же воспользовался коневод-татарин — «мужик, хочешь на лошади покататься, всего 320р!?" И нужна мне эта лошадь, столько раз ездил на ней в деревне, однако, согласился с радостью.

Ялта. За и Против

Дальше начинаются чудеса — пока ленивая лошадка едва тащится по каменистому плато, пушистые облака быстро наползают на местность и окутывают белым туманов все вокруг: деревья, люди, всадники скрываются в мутной пелене, их силуэты теряются во мгле, превращаясь в неразличимые тени. Лошадь трусит дальше, небосвод голубеет и на нем вновь проявляется желтый диск солнца, а облака мирно лежат на земле вокруг, их границы чуть клубятся, будто живые. Через минуты все повторяется: белое невесомое покрывало опадает на землю, скрывая все, кажется, что ты остался один в молочном мире. Причудливая игра света, теней, тумана и солнечных лучей завораживает, восхищает и удивляет.

Ялта. За и Против

Мы находимся на высоте 1200 м, если при ясной погоде подойти к краю обрыва, то можно увидеть панораму большой Ялты и Черного моря, но сегодня облачность низкая, и глубокие пропасти надежно заткнуты плотными белыми облаками, кудрявые верхушки которых торчит над плато.

Ялта. За и Против

Как молодой мальчишка спешу к краю пропасти, сбивая каблуки и скользя на гладких камнях. Насупленные старые сосны стоят на самом краю километрового провала, их корни вросли прямо в камень — какая жажда жизни, не зря говорят: «и на камнях растут деревья». Я осторожно заглядываю вниз, зная что там пропасть, но нынче туман, его рваные белые клочья надежно маскируют глубину и не дают почувствовать страх высоты.

Ялта. За и Против

По всему плато бестолково бегают путники, восхищаясь красотой крымской яйлы. Молодая парочка присела на травке, пьют вино из горлышка, им хорошо, а тут я мимо: «Мужик, сфотай нас красиво, у тебя фотоаппарат большой, значит умеешь!» Объяснил им, что такой фотик только для понтов, но они не поверили. Набегавшись по пригоркам, камням и кручам, надо закусить; присел в татарской харчевне, заказал плов, думаю — чем запить?, предложили чачу, оказалось вкусно и дешево, но некрепко.

Ялта. За и Против

Хотел провести в горах час-полтора, а засел на три-четыре, и уезжать не хочется. Обратно новый аттракцион — канатная дорога, она за минуты и 240 руб переносит народ более, чем на 1 км вниз. Тесная кабинка на тонком канате раскачивается над облаком, за стеклом уплывает одинокая сосна, укутанная туманом и освещенная лучами солнца, далее «плывем в молоке», прорываем нижний край облаков и глубоко внизу открывается зеленое одеяло, сотканное из сосновых верхушек, переходящее в синеву моря. На промежуточной станции делаем пересадку и еще один рывок вниз. До Ялты ходит маршрутка, раньше она ехала по нижнему серпантину, азартно петляющему по горным склонам, теперь пробита прямая дорога и удовольствия никакого. Попасть в Ботанический сад или искупаться на Массандровском пляже не удалось — времени не хватило.

Ялта. За и Против

Сидя в битком набитом троллейбусе и отпихивая валящихся на меня пассажиров, я покидал город со сложными чувствами. Поездка в горы оставила самые лучшие воспоминания — это плюс. Корявый сервис, загаженное море, искалеченная природа и выжимание денег на каждом шагу — это большой минус. Баланс скорее отрицательный, материализовалась мысль — сюда меня больше не тянет. Врали плакаты: Ялта это город, в который НЕ хочется вернуться. Ну и ладно!

Довольная кошка, сидящая на кассе, проводила меня в обратный путь, завтра я уже буду в городе моего детства — Керчи… Жизнь продолжается и в ней так много интересного!