Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 25 марта 17:48
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Байкал, Хужир — Россия Август 2012

Как и полагается, Петербург провожал нас дождём. Не успели мы добраться до аэропорта Пулково, как были уже все вымокшие. Оставалось только надеяться, что Иркутск встретит нас более приветливо и солнечно.

В нашей команде было 7 человек, из которых девушка только я.

Путешествие на Байкал

Перелет до Иркутска был с пересадкой в Москве, где у нас было 40 минут на то, чтобы перебраться из одного самолёта в другой.

Иркутск. Раннее утро, зал прилёта, толкотня. Нас встретил ответственный за нас человек — Павел. При подготовке поездки мы заранее связались со знакомыми иркутянами, которые обещали дать нам человека в помощь по организационно-транспортным вопросам. Павел в свою очередь договорился с повелителем маршруток (и по совместительству шаманом), который предоставил нам микроавтобус прямо к аэропорту. Таким образом, у нас появилась возможность, не теряя времени, сразу после прилета выехать на остров Ольхон.

Дело оставалось за малым — получить багаж, схватить свои огромные рюкзаки с палатками, спальниками, котелками и всем необходимым для жизни на природе и отправиться на поиски приключений.

Но приключения начались намного раньше, чем мы того ожидали. Грустно наблюдая за последним чемоданом движущимся по ленте, мы поняли, что наши вещи не прилетели. Паника, непонимание, чувство растерянности. Шесть огромных рюкзаков, и ни один не прилетел! Это походило на фантастику! Но Павел успокаивал нас одной простой фразой: «Значит это не просто так. Так надо было.»

Наши хорошо продуманные планы сбивались, рушились на глазах. Но главное, не терять оптимизма даже в самых печальных ситуациях. Повелитель маршруток предложил нам осуществить ритуал приветствия духов. Прямо на автомобильной остановке, стоя у открытого багажника, мы разлили по стаканам обычной водки, окунули в жидкость безымянный палец правой руки и все дружно (почти все) сделали по глотку, пролив несколько капель на асфальт — чтобы задобрить духов.

Надеясь, что следующим рейсом через сутки наши рюкзаки все-таки прилетят, мы немного подкорректировали планы и отправились в посёлок Листвянка.

Путешествие на Байкал

До Листвянки добрались на маршрутке с автовокзала. Дорога заняла что-то около часа. Листвянка расположена на берегу озера Байкал, в том самом месте, где из Байкала вытекает река Ангара. Первым делом мы посетили музей природы Байкала. Музей достаточно современный, и представлены здесь интересные экспозиции. Среди посетителей музея много детей и иностранных туристов, в основном жители ближайших пограничных стран — Корея, Китай.

Осмотрев выставку природы Байкала — фотографии, экспонаты, чучела животных и рыб, макеты местности, рельеф дна озера и прибрежных территорий, мы погрузились на дно озера в специальном имитаторе подводного батискафа. Небольшой вместимости помещение с окошками-иллюминаторами (мониторы), в которых можно было наблюдать меняющуюся природу подводного мира на разной глубине. Мимо нас проплывала нерпа, косяки омуля и мелкие глубоководные рачки, благодаря которым воду Байкала считают по-настоящему чистой.

Вернувшись из этого маленького путешествия, мы посетили специальную лабораторию, в которой под микроскопом каждый мог рассмотреть микроскопических жителей озера, а так же посмотреть интересный фильм об уникальной природе Байкала. В отдельном уголке с аквариумами можно было увидеть жителей озера, в т. ч. омуль и знаменитую байкальскую нерпу. Даже через стекло было понятно насколько нерпа дружелюбна и общительна. Она подплывала к стеклу, с любопытством рассматривая нас.

Далее прогулка продолжилась по посёлку Листвянка. Здесь практически всё ориентировано на туристов — небольшие гостиничные домики на берегу Байкала, кафешки с яркими вывесками «Байкальский омуль», прокат лодок и катамаранов, достаточно большой рынок с сувенирной продукцией: магниты, мягкие игрушки-нерпенята, картины, сувениры из камней и минералов, национальные бурятские костюмы. И цены, конечно же, не из низких.

Мы решили попробовать омуль горячего копчения в одной из центральных кафешек на самом берегу. Цены оказались не просто большими, а переходящими все допустимые границы. Я думаю, они были завышены раза в 4 как минимум. Неудивительно, омуль — это основная валюта в этих краях.

Путешествие на Байкал

Перекусив и прогулявшись, мы отправились на поиски сувениров, заодно прикупив еще несколько килограммов омуля горячего и холодного копчения. И это, конечно же, было ошибкой. Так много рыбы за один раз есть нельзя. После двух-трех съеденных штучек мы уже долго не могли на неё смотреть.

Прогулявшись по Листвянке, мы вернулись на маршрутке в Иркутск. К счастью, у нас не возникло вопроса, где переночевать в первый день. Всё те же иркутские знакомые приютили нас на ночлег. Творческая семья архитекторов жила недалеко от центра города, в дачном посёлке. Самих хозяев в этот день не было в городе, они путешествовали по горам Аршана, но ответственный за нас Павел расселил нас в отдельной пристройке и в мастерской на 3-м этаже, выдал спальники и одеяла.

Вечер прошёл весело. Мы играли в различные коллективные игры, слушали легенды и истории про местные традиции. Хозяева напоили нас ароматным чаем с чабрецом, рассказав, что на Ольхоне этой травки должно быть много. Компания была тёплой и дружной. И мысль о том, что где-то там далеко-далеко путешествует наш багаж, постепенно стала какой-то мелкой и несущественной. Всё сложится так, как должно сложиться.

На следующее утро, позвонив в аэропорт, мы услышали долгожданную новость: багаж прилетел! Выехали, получили и, купив по дороге продуктов, отправились на ожидающей нас маршрутке в сторону острова Ольхон. На въезде в Ольхонский район водитель сделал остановку у места почитания духов. Мы совершили обряд приветствия духов, накапали несколько капель водки на большой придорожный камень. Теперь нам были не страшны неприятности — духи приняли нас в свои владения. На следующей остановке водитель предложил нам попробовать бурятские позы в дорожной кафешке. Вкусные, сочные — их нужно есть правильно, чтобы не облиться горячим мясным бульоном. Думаю, позы понравились всем.

Путешествие на Байкал

Вся дорога вместе с переправой на пароме заняла около 7 часов. Последний участок дороги (перед паромом и на самом острове) очень плох: ухабы, колдобины. Мы закрывали окна, чтобы не дышать пылью.

На острове нас довезли до самого крупного населённого пункта острова — посёлок Хужир. Здесь мы высадились почти у самой скалы Шаманки и двинулись в путь. Шли почти вдоль берега Байкала. Здесь простирается длинная песчаная коса, поэтому идти не удобно. Песчаный берег медленно перешел в небольшой сосновый лесок. Вся ближайшая к посёлку территория как грибами усыпана туристами. Есть такие же дикари, как мы. Но большую часть всё-таки составляют приехавшие на автомобилях. Народу действительно много. Большие шумные компании, палаточные лагеря, музыка. Нас это в первый момент шокировало. Приехать в такую даль в поисках уединения и дикой природы, а наткнуться на такое количество народа!

Путешествие на Байкал

По возможности мы отошли как можно дальше от Хужира и поставили в лесочке в некотором отдалении от озера свой первый лагерь. Читая форумы и рассказы туристов о походах на Байкал, мы знали, что с дровами на острове большая проблема, поэтому предусмотрительно захватили горелку и баллоны с газом. Однако, в первые несколько дней горелка нам так и не понадобилась — всегда находились в лесу сломанные сухие ветки, много шишек. Их было вполне достаточно, чтобы приготовить еду и согреться вечером у костра.

Меню было достаточно стандартным — тушёнка со всевозможными видами круп (рис, гречка, макароны), овощи и ништяки (сладости) к чаю.

Путешествие на Байкал

В первый же вечер, не смотря на заходящее солнце, мои товарищи всё-таки искупались в совсем нетеплой байкальской воде. Далее мы поставили лагерь. Всего было 4 палатки на 7 человек. Уже в процессе развертывания нашей палатки выяснилось, что каркас мы забыли в Иркутске. Поэтому наша палатка имела хитрую систему подвешивания к натянутой между деревьями веревке.

Вечерние посиделки у костра, шашлык, чай с пряниками, шум музыки из соседних автомобильных лагерей и довольно поздний, не смотря на усталость, отбой.

Следующий день мы провели достаточно пассивно. Лагерь не снимали, остались на прежнем месте. Купались, загорали.

Путешествие на Байкал

Песчаные пляжи дали возможность поиграть в футбол — мяч мы привезли с собой. Погода была очень солнечной и жаркой. Некоторые даже успели подгореть, отчего к вечеру поднялась температура, но за ночь всё прошло.

Пришло время подумать и о наших дальнейших планах.

Путешествие на Байкал

Изначально наше путешествие предполагало пребывание на Ольхоне около трёх дней, а затем мы должны были вернуться в Иркутск и оттуда направиться в Слюдянку, откуда начать восхождение в горы к пику Хамар-Дабан и озеру сердца. Но задержка багажа сдвинула наши планы, и теперь перед нами стоял выбор — побыть на острове всего парочку дней и отправиться в горы, или же, никуда не торопиться, а пробыть всё время на острове, перемещаясь вдоль берега. Второй вариант экономил время, т. к. дорога в горы заняла бы значительную часть нашего отпуска. И мы решили остаться. Тем более, что и погода этому способствовала. Не смотря на то, что где-то над материком бродили тучки, гремел гром и сверкали молнии, до нас непогода так и не дошла.

Путешествие на Байкал

Ближе к вечеру трое отважных, в том числе и я, отправились на разведку в Хужир. Нашей задачей было узнать о возможности заказать экскурсию на северную точку острова — мыс Хобой, а также узнать заранее расписание автобусов обратно в Иркутск. Заказав экскурсию на следующий день и сделав предоплату, мы вернулись обратно в лагерь, по дороге пообщавшись с местной коровой.

Утро следующего дня началось со стука по кастрюле чем-то металлическим — так Антон выполнял свою миссию по пробуждению спящих. Выпив горячего чая, мы сняли лагерь и направились в сторону посёлка Хужир.

Путешествие на Байкал

Дорога заняла около часа. Пришли к точке сбора (Инфоцентр) примерно к 10 часам. У нас еще оставалось время до отправления, и мы успели докупить немного продуктов в местном магазине.

С водителем мы договорились, что на обратном пути в Хужир — он высадит нас примерно за 20 км до посёлка, и дальнейший путь мы проделаем пешком.

Основной транспорт, который может ездить по дорогам острова — это советские буханки (машины, которые раньше использовала «скорая помощь»). На одну из таких буханок мы погрузили крупногабаритный багаж.

Путешествие на Байкал

Нашими соседями по маршрутке стали трое поляков, один из них достаточно хорошо говорил по-русски. Как выяснилось в процессе беседы, он прожил довольно долго в России. Путешествуют по Байкалу они уже вторую неделю, и в том числе успели побывать и в горах Аршан.

Экскурсия заключалась в поездке к самой северной точке острова — мыс Хобой. По дороге водитель завозил нас в самые живописные места на побережье, откуда открывался потрясающий вид на Байкал. Небольшие остановки мы использовали для прогулок и фотографирования.

Наконец-то добравшись до мыса Хобой мы отправились покорять скалистые берега, самые смелые лазили по отвесным скалам, делая экстримальные фотографии, чтобы было чем похвастаться дома. Это место считается священным у бурят. Мы увидели много домиков духов (сложенные горками байкальские белые камни), повязанные на деревьях ленточки (бурятский обычай), а также большое место преклонения, где в дар духам каждый приезжающий сюда мог оставить деньги, ценные вещи, кинуть монетку.

Путешествие на Байкал

После прогулки нас ждал обед, приготовленный на костре. Усевшись за большим столом, мы разлили на всех наваристой ухи из байкальского омуля и выпили чая с чабрецом. Я решила выпытать у нашего водителя, как же выглядит эта необычная и такая ароматная травка. После долгого молчания водитель всё-таки подарил мне небольшой букетик, который и стал в дальнейшем образцом для наших поисков чабреца.

После обеда мы двинулись дальше и сделали еще две остановки на восточном побережье острова, где также была необыкновенная природа: голубая вода озера, высокие отвесные скалы, пасущиеся в долинах коровы и лошади.

На обратной дороге в Хужир водитель, как мы и договаривались, километров за 20 высадил нас на дороге. Мы сняли рюкзаки с верхнего багажника и двинулись через лесок в сторону Байкала. Практически сразу нашли место для стоянки, прямо на самом берегу озера, всего в нескольких метрах от воды. Поставили лагерь, развели костер и приготовили ужин. Наблюдая за заходящим солнцем, играли в «крокодила», рассматривали карту, прикидывая дальнейший маршрут.

Путешествие на Байкал

На следующий день нам предстоял пеший переход. Сняв лагерь и взгромоздив на себя рюкзаки, мы двинулись вдоль берега. Позавтракать решили в небольшой кафешке для туристов, которую видели, когда проезжали вчера на машине. Кафе — это конечно громко сказано. Небольшой деревянный домик, где на печи без электричества готовят что-то для туристов. Мы смели все наготовленные там блины со сгущенкой и запили чаем с чабрецом.

Двинулись в путь.

Этот день был самым трудным. Переход занял более 7–8 часов. Если идти по прямой, то расстояние конечно же небольшое. Но мы петляли, как могли: шли не короткой дорогой, а той, которая позволяла рассматривать открывающиеся всё новые и новые красивые виды Байкала. Горный скалистый берег сменился степями и холмами.

Путешествие на Байкал

Во время этого перехода мы всматривались в растущие под ногами высохшие кустики травы, сравнивая её с образцом чабреца. И вот наконец-то чабрец был найден. Он оказался небольшим плетущимся вдоль земли растением с мелкими цветочками. Растение настолько ароматное, что запах чувствуется даже если просто идти, не срывая его. На одной из стоянок мы принялись за сбор этой вкусной травки. Набирали много, для чая и для того, чтобы отвезти домой в Петербург. Рассовывали в носки, чтобы он не запрел в полиэтиленовых пакетах.

На небольших привалах мы пытались перевести дух, немного размяться, перекусить и снова двигались дальше.

Скитание по холмам вверх-вниз не такое уж и простое занятие. Совсем небольшое расстояние превращается в постоянные подъемы и спуски, которые забирают очень много сил.

Путешествие на Байкал

Ближе к вечеру мы уже начали подыскивать место для привала. Конечно, хотелось бы остановиться хоть в каком-нибудь лесочке, чтобы была защита от ветра и возможность найти дрова для костра. Но вокруг были степи, а идти дальше уже просто не было сил. И мы решили встать там, где получится. Выбрав более-менее ровную полянку на холмистой возвышенности над Байкалом, мы поставили лагерь.

Путешествие на Байкал

Веселее всего пришлось бы нам с нашей палаткой, которая не могла зафиксироваться из-за отсутствия каркаса. Но ребята решили потесниться, и мы рассредоточились в трех палатках вместо четырёх.

Место оказалось очень живописным: полудуга высокого обрывистого залива, степь, гладь воды и лучи заходящего солнца и ни одной живой души до самого горизонта (по крайней мере, очень хотелось так думать).

Путешествие на Байкал

Не смотря на достаточно прохладную воду, все искупались в Байкале. С помощью газовой плитки мы сварили наш стандартный обед — лапша с тушёнкой. Наверное, это был единственно сытный приём пищи за весь день. И, конечно же, теперь мы сами могли сварить себе чай с чабрецом, который собрали по дороге.

Уставшие, ночью все спали без задних ног. Утром нас разбудило мычание. К нам приближалось стадо пасущихся коров. Место для ночёвки было открытым, поэтому теплеть стало ближе к обеду, до этого момента мы ходили в куртках.

Двинулись в путь. Вскоре вышли к небольшой деревушке, в местном магазинчике докупили сладостей к чаю и пополнили запасы провизии.

Путешествие на Байкал

И снова дорога. Пейзажи вновь стали постепенно меняться. Степи и холмы переходили в хвойный лес. Чем ближе мы приближались к посёлку Хужир, тем больше встречалось туристов и лагерей. Часть маршрута мы шли по пыльной ухабистой дороге, иногда сворачивая к побережью.

Путешествие на Байкал

На одном из привалов наш главный шеф-повар отыскал маслёнок и добавил его к будущим ингредиентам ужина. Попавшийся по дороге турист сообщил, что где-то недалеко растёт ягода и он идёт её собирать. Но ягодой нас было не заманить — хотелось скорее добраться нужной точки и поставить лагерь.

Так получилось, что лагерь мы поставили практически в том же самом месте, где была наша первая ночёвка на острове, в часе ходьбы до Хужира. Поставили палатки (мы свою по привычке подвесили). Пока шеф-повор колдовал над очередным своим шедевром, остальные искупались (а некоторые только попытались искупаться) и немного поиграли в футбол. Вечером обнаружились первые жертвы наших скитаний — одному участнику нашей команды стало плохо. Что именно с ним случилось, мы так и не поняли — возможно, общее переутомление организма.

Вечерние посиделки у костра после вкусного ужина, истории о жизни, воспоминания, предварительное подведение итогов поездки.

Новый день обещал нам длительный переезд обратно в Иркутск. К назначенному времени мы были в Хужире. Ожидая маршрутку, перекусили в одной из многочисленных позных. Разместив рюкзаки на верхнем багажнике маршрутки «Истана», двинулись в сторону парома.

Путешествие на Байкал

Время ожидания своей очереди на переправу мы потратили на покорение высокой горы, со стороны кажущейся вполне безобидной. И только поднявшись на самый верх, задыхаясь от усталости, начинаешь понимать, что не так-то всё и просто. И все эти безобидные холмы и горки только кажутся невысокими.

Путешествие на Байкал

Переправившись через Байкал, мы двинулись по трассе в сторону Иркутска. По дороге была остановка в позной, где почти все в очередной раз попробовали бурятских поз, совершенствуя своё мастерство их поедания.

В Иркутске нас ждали уже сами хозяева домика с мастерской, а также долгожданный душ. Вечером устроили небольшие посиделки, хозяева рассказали о других не менее удивительных местах в окрестностях Байкала, предложили нам на следующий год отправиться на лошадях в горы.

На следующий день у нас была запланирована экскурсия по Кругобайкальской железной дороге. Билеты бронировались заранее через интернет, нам оставалось только добраться до места погрузки в автобусы.

На автобусе нас довезли до Листвянки и там мы пересели на паром.

Путешествие на Байкал

Далее — все пассажиры прибывшие на пароме разместились в специальном Кругобайкальстком экспрессе — комфортабельная экскурсионная электричка, оборудованная мягкими сидениями, столиками, телевизором. В нашем вагоне была барная стойка, где можно было купить поесть и различную сувенирную продукцию. Мы предусмотрительно запаслись бутербродами еще с вечера.

Путешествие на Байкал

Началась 6-часовая экскурсия. Наши вагончики медленно ехали вдоль берега Байкала. Справа от нас были отвесные скалы, слева берег резко обрывался, уходя в Байкальские глубины.

Дорога была построена еще в начале прошлого века, строилась практически вручную. Скалы взрывались, прокладывались длинные туннели, строились укрепительные стенки.

Путешествие на Байкал

На протяжении всего пути следования мы делали несколько остановок, выходили из вагонов, слушали рассказ экскурсовода, гуляли, спускались к воде, проходили по длинным сырым и холодным туннелям, а также по старинным железнодорожным мостам через горные реки.

Путешествие на Байкал

Электричка довезла нас до города Слюдянка.

Здесь трое из нас, в том числе и я, вышли — наш путь лежал дальше, в город Улан Удэ. Остальные ребята вернулись на этой же электричке в Иркутск. Их вылет в Петербург был назначен на следующее утро… Как потом уже сообщили ребята — на обратном пути рюкзаки не потерялись, и они получили их на ленте в Петербурге.

Мы же, дождались ночного поезда до Улан-Удэ. Время ожидания потратили на поиск кафешки — нашли одну единственную работающую воскресным вечером. Остальное время до поезда провели на вокзале, где, устроившись на уютных диванчиках, смотрели Олимпийские игры по телевизору. Мне даже удалось уснуть.