Турист Маргарита Кушниренко (Margaritka)
Маргарита Кушниренко — была 2 января 2022 2:10
сейчас в Москве

Турция Февраль 2012

Верхний водопад на реке Дюден любят посещать не только туристы, но и местные жители. Бросается в глаза, что большинство посетителей, не европейские путешественники, а просто жители окружающих домов, мамаши с детворой, отдыхающие турецкие семьи. Большое количество зелени и прохлада от водопада в самый жаркий день создают комфортную обстановку для отдыха

Водопад Верхний Дюден

Расположен водопад в районе Varsak в 14 км от центра. Это среди жилого массива — и поэтому сразу его найти очень не легко. Местность и рельеф дороги — никоим образом не подсказывают о приближении к водопаду.

Мы сами хоть и бывали на нем не один раз, а все равно нет-нет да заплутаем.

Учитывая такую особенность расположения водопада Верхний Дюден, печатаю егокоординаты — 36.96473,30.72663.

Добраться до водопада можно и на общественном транспорте. Если Вы планируете поездку до водопада Дюден на городском автобусе, предупредите водителя, что Вы едете в «Дюден Шелалеси» — Düden Şelalesi. Так как вход в парк расположился в стороне от дороги, вы можете просто не заметить указатели и проехать нужную остановку. Водители автобусов в Анталии весьма предупредительны к гостям города и с удовольствием подскажут, где выйти.

В природный парк водопада Верхний Дюден ходят такси и организовываются экскурсии. Хотя сюда — на Верхний Дюден значительно реже, нежели на водопады Куршунлу или Нижний Дюден

Водопад Верхний Дюден

У входа в Национальный парк вокруг водопада, стоит касса. Вход платный 2.5 LT. Деньги важно иметь турецкой мелочью. Этой весной маму с дочкой не пустили за евро. Им пришлось ехать искать банкомат. И у нас была такая же история с водопадом Куршунлу. Из чего мы сделали вывод, что это специфика турецкой политики охраны и сохранения объектов природы национальной значимости.

Для тех, кто едет в ресторан у водопада, то вход в него бесплатный и находится от центральных ворот парка слева за углом вдоль забора вниз метров 100–150. Уже покушав, можно так же бесплатно выйти из ресторана в парк полюбоваться водопадом.

Для всех остальных Водопад начинается от центрального входа ничем не приметной речушкой в стиле канала. У меня каждый раз при ее виде всплывает слово — арык

Водопад Верхний Дюден

Вода, в реке метров через 100 после входа, начинает интенсивно ускорять свой бег, по мере приближения к обрыву. Появляются первые порожки

Водопад Верхний Дюден

И вот тут-то становится понятно, какая огромная масса воды наполняет это маленькое и невзрачное на первый взгляд русло

Водопад Верхний Дюден

Через речушку проложены подвесные мостики. А на другом берегу располагаются детская площадка, зоны отдыха и кафе.

В этих, условно назвать, верхних кафе вся еда по типу — «фаст фуд» — без национальных изысков и особенностей. Рекомендую кушать в ресторане — это ниже по ступеням. Там есть и площадка прямо у самой воды. Цены не многим выше, чем в кафе. Зато несопоставимо по качеству, сервису, выбору и удовольствию!!!

Ниже по руслу — от мосточков проложена бесподобная дорожка из камушков. По ней детвора скачет круглый день! Да что там детвора?! Многие взрослые не в состоянии отказать себе в такой детской забаве. Да и мы мало чем от них отличаемся!!!

Водопад Верхний Дюден

А уже у самого обрыва, повторяя его контуры, пролегает еще одна тропинка из камушков, но подход к ней полностью отсутствует из-за опасности оной. Ее можно только сфотографировать как декорирование водопада. А видна она сугубо в зимнее время. Летом из-за буйства листвы ее сложно и разглядеть, и тем более — запечатлеть на фото

Первые струи водопада все еще не открывают всего его масштаба

Водопад Верхний Дюден

Советую не задерживаться здесь, если вы без детей, а продолжать осмотр водопада, следуя по его левой стороне. Вы пройдете по дорожкам вдоль реки и спуститесь, где два мощных водных потока срываются со скалы в чашу небольшого озерца, там сливаясь воединно, продолжают свой бег на свидание с морем, где преображается в другой водопад — Нижний Дюден

Водопад Верхний Дюден

По всей территории парка и, особенно, вокруг самого чуда природы, разбиты всевозможные тропинки и дорожки, не нарушающие естественного ландшафта заказника, но позволяющие обозревать водопад со всех сторон и во всех ракурсах

Водопад Верхний Дюден

Дорожки переходят в живописные лесенки, спуск по которым доставляет небывалое наслаждение. Они открывают все новые и новые захватывающие картины основного водопада, между тем проходя все время вдоль разных ответвлений реки, которые превращаются в разные водопадики

Водопад Верхний Дюден

Затем вы перейдете по живописному мостику на другую сторону через небольшую теснину, где бурный поток ревет и рокочет так шумно, то совершенно бессмысленно пытаться перекричать его

Водопад Верхний Дюден

У мостика — на другом берегу вас встречают испещрённые высокие и неприступные скалы

Водопад Верхний Дюден

Вид на мелкие водопадики с противоположного берега

Водопад Верхний Дюден

Отсюда же с мостика хорошо просматривается открытая нижняя терраса ресторана, о котором я упоминала выше. Ресторан заслуживает и кухней, и обслуживанием и видом, открывающимся с него на водопад, чтобы принепременно посетить его!!!

На эту открытую площадку ресторана тоже выходит один из небольших потоков, на которое установлено мельничное колесо, придавая удивительное очарование месту трапезы

Водопад Верхний Дюден

Слева от мостика находится древний платан, пустивший свои корни здесь более 700 лет назад. Вообще в Национальном парке, занимающем достаточно большую площадь, чрезвычайно богатая растительность. Деревья щедро дарят спасительную тень в знойный день, поэтому везде по парку можно встретить множество разбросанных лавочек, скамеек и мест для пикников.

Здесь, на другой стороне — под скалой и свисающей с нее зеленью, можно посидеть на лавочках, глядя на неудержимый поток воды, столетиями прокладывающий себе дорогу через скалы

Водопад Верхний Дюден

За или под большим водопадом — что одно и тоже в данном контексте — в скале извилистая природная пещера, в которую можно подняться по встроенной в естественные отверстия винтовой лестнице

Тоннель под водопадом с гротами, переходами, лабиринтами позволяет прогуливаться под сводами ревущего потока

В глубине пещеры есть просторный зал со своеобразным отверстием в своде. Через это оконце виднеется кусочек неба, а под ним, на дне пещеры, диковинное образование — словно сюда влетел раскаленный метеорит и, ударившись о пол, замер в окаменелых всплесках.
В народе ходит легенда, что если обвязать ниточку или тряпочку вокруг одного из зубчиков всплеска, сбудется любое желание.

Коридор местами то довольно узкий, то расширяется образуя подземные заллы, но везде сыро — с потолка капает вода и сочится по стенам и полу

Водопад Верхний Дюден

В этих подводопадных лабиринтах встречаются обрывы, через которые перекинуты металлические мостики

Один из этих мостиков одновременно и балкончик. Он выполняет роль смотровой площадки, с которой можно выглянуть прямо в «окно» за-под потоком воды.

Водопад Верхний Дюден

Стоя у этого природного «окна» за водопадом в особой мере ощущаешь всю мощь стихии и кажется, что буквально протяни руку и дотянешься до струй

Водопад Верхний Дюден

Таких естественных «окон» в скале несколько

Через все из них открываются неповторимые виды, любоваться которыми можно сидя на обустроенных рядом скамеечках

Водопад Верхний Дюден

Место довольно романтичное, поэтому не удивляйтесь, что все скамейки могут быть заняты молодыми парами…

Водопад Верхний Дюден

Диковинные наросты и потеки образуют затейливые формы, которые покрыты причудливыми мхами всех отттенков изумруда и ампельными растениями. Все вместе они создают эффект полного присутствия где-нибудь в экзотических тропиках

Водопад Верхний Дюден

Вокруг водопада создана масса смотровых площадок, с которых открываются всегда разные и чудесные виды

Водопад Верхний Дюден

Лично меня навсегда очаровал боковой выход водопада, образующий островок. Через мощные потоки воды к нему с двух сторон проложены мостики. Но подходов и выходов к ним не существует… Оно и понятно — довольно рисковое дело — оказаться в таком местечке!!!

Только и оставалось — его фотать!!! И я расстаралась и как хотела, и как могла…

Водопад Верхний Дюден

Воздух вблизи водопадов весь состоит из водяной пыли — промокает все: волосы, одежда, обувь и, конечно, фототехника. Поэтому с нижних дорожек и смотровых площадок удачные фотографии бОООльшая редкость!!!

Водопад Верхний Дюден

Выйти наружу из подводно-подземного корридора можно двумя способами — вернуться назад и снова повторить весь путь по влажному лабиринту или по ведущей наверх винтовой лестнице наружу прямо в парк по ту сторну водопада, где детские площадки, верхние кафе и зоны отдыха. Чуть дальше — ближе к выходу несколько древних захоронений. Крышки саркофагов, украшенные львами, указывают на 2–3 век нашей эры.

Водопад Верхний Дюден одно из самых незабываемых впечатлений после многих наших поездок по всей Турции, но почему то именно его меньше всего знают и посещают наши соотечественники!

Этот мой рассказ создан с целью побудить всех, кто будет в Анталии найти время и обязательно заглянуть в это уголок рая на земле!!!