Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 16:54
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Кения Май 2023

Продолжение поездки в Кению. Предыдущая часть: Первое знакомство с Масаи Мара

Всего на территории Кении находится более 60 национальных парков и заповедников. Масаи Мара, один из самых посещаемых и известных заповедников и парков в Африке (если не во всём мире), является заповедником. Это означает, что он управляется местным советом, в отличие от национальных парков, которые управляются Службой Дикой природы Кении (Kenya Wildlife Service). Заповедник занимает площадь около 1510 км², поселение и выпас скота здесь запрещены. В первую очередь Масаи Мара — это территория пастбищ, однако разнообразный рельеф включает в себя другие среды обитания, такие как кустарники, леса, сезонные водно-болотные угодья, откос Олоололо и холмы Нгама.

Через заповедник текут постоянные воды реки Мара (кровь великого переселения) и сезонные реки Талек и Санд. Это экологическое разнообразие обеспечивает дом для широкого круга млекопитающих, прежде всего копытных.

Антилопы топи живут небольшими стадами, состоящими из доминантного самца и нескольких самок. Рога есть у особей обоих полов.

Примерно такими же стадами (один самец на несколько самок), хотя и большими по численности, живут импалы. Рога есть только у самцов.

Не до конца уверен, но кажется это водяной козёл. Его отличительная особенность — хорошо плавает.

Интересные кадры жирафов, по-всячески изгибающихся что бы добраться до лакомой листвы. Этому способствует очень длинный язык этих животных, который они способны высовывать на 45 см.

Большое количество разнообразных антилоп и других травоядных делает Мара раем для крупных хищников, хотя найти их бывает и непросто, особенно днём. К примеру леопарда мы застали мирно спящим на ветке дерева. Нужно постараться чтобы разглядеть его в густой листве.

На просторах Масаи Мара

Другой леопард перебегал дорогу прямо перед нашей машиной.

Считается что в Масаи Мара часто можно встретить львов, но нам они попались всего один раз. Андреа так обрадовался что съехал с дороги и устремился прямиком к ним, что не могло не иметь последствий. Мы застряли, причём сильно. Какое-то время он пытался выбраться сам, нещадно газуя то назад, то вперёд, но добился только того что из капота пошёл дым, неприятно запахло чем-то горелым.

На просторах Масаи Мара

На выручку к нам никто не поехал. Оно и понятно — застрянут сами, а охрана заповедника разбираться не будет, кто виноват, оштрафует всех. В итоге Андреа обратился к официалам. Подъехал джип с двумя кенийцами в камуфляжной форме, стали съезжаться другие машины. Их водители устроили что-то вроде консилиума. Лица у них были невесёлые.

Через какое-то время нас попросили выйти из машины. Мы сразу поняли что дело плохо — одно из колёс на половину ушло в грунт, сам «лэндкрузер» сильно накренился.

Нас пересадили в джип охраны, на котором нас подвезли ближе к львам, которые уже ушли спать в кусты.

На просторах Масаи Мара

Я опасался что теперь сафари конец, но ситуация выправилась. Андреа крикнул что нужно четверо парней. Нас столько и было, мы налегли на бампер «лэндкрузера» и вытолкнули его из ямы. Он оказался вполне себе на ходу.

Кто король джунглей? Наверняка лев думает что он, но только потому, что Его Величество Слон никогда не трубит в свою собственную трубу. Судите сами — взрослый африканский слон может весить до 6 тонн, его уши достигают размера 2 метра в высоту и 1,5 в ширину, за день он может съесть до 300 кг листвы.

Самка с детёнышем.

На просторах Масаи Мара

Ещё одно стадо импал, немного больше предыдущего. Во время засухи эти антилопы могут собираться в стада до 100–200 голов.

Помимо млекопитающих, в Масаи Мара насчитывается более 500 различных видов местных и перелетных птиц. На фото ниже — пятнистогрудая ласточка, распространённая по всей Африке южнее Сахары. Она похожа на привычную нам деревенскую ласточки, даже гнёзда устраивает похожим образом. Но отличается более яркой раскраской.

Ещё один вид птиц, обитающих только в Африке — это африканский страус. Это нелетающих полигамные птицы, живущие семьями, состоящими из доминантного самца и нескольких самок. Т. к. птица нелетающая то яйца откладывают в ямку в земле, высиживанием их занимается самец вместе с доминантной самкой.

Как и пятнистые ласточки, цесарки обитают только в Африке и только южнее Сахары, а также на Мадагаскаре.

На просторах Масаи Мара

Африканский марабу, как следует из названия, тоже обитает только в Африке, и тоже только к югу от Сахары. Однако род марабу включает и другие виды, обитающие в Индии и на острове Ява.

Своим названием заповедник Масаи Мара обязан двум вещам: племени масаев, проживающему здесь с незапамятных времён и реке Мара, протекающей по территории заповедника. Река исключительно важна для животных, обитающих здесь, т. к. является жизненно важным источником воды. Стекая с гор Кении, она течёт дальше на юго-запад, на территорию соседней Танзании и, протекая по ней, впадает в озеро Виктория.

В реке обитают бегемоты и крокодилы. Противоположный берег довольно далеко, но если постараться, то можно рассмотреть то что поначалу можно принять за округлые камни. На самом деле это бегемоты — они отдыхают и наслаждаются водной прохладой. Ночью, когда жара спадёт, они выйдут на берег на кормёжку.

Здесь нам провели небольшую экскурсию. Наш «гид» был одет в камуфляжную форму и вооружён винтовкой G3. То ли рейнджер, то ли пограничник, граница с Танзанией совсем близко. Рыбы в реке нет — отходы жизнедеятельности бегемотов поглощают растворённый в воде кислород, без которого рыбам не выжить. Вдобавок ещё при их разложении образуются вещества, которые токсичны для рыб.

Местами спуск к воде довольно пологий. Крокодилы здесь переходят реку. В июле, когда антилопы гну в поисках свежей травы мигрируют из Танзании к Кению, Мара становится для крокодилов грандиозным шведским столом.

На просторах Масаи Мара

С моста через Мару видно что течение в реке довольно бурное.

Здесь же, неподалёку от реки, мы расположились на пикник.

Место хорошо знакомое многим местным, в том числе обезьянам. Почуяв легкую наживу они тут же стали собираться вокруг нас.

На просторах Масаи Мара

Не очень уверен, но кажется это верветки. Конечно же, я сразу стал их фотографировать.

Я так увлёкся, что оставил свой ланч бокс открытым. Одна из обезьян отреагировала тут же, подскочила к нему и схватила яблоко. После чего уселась неподалёку и принялась его поедать, прекрасно понимая, что отбирать его я вряд ли буду.

На просторах Масаи Мара

В ланчбоксе оказалась упаковка чипсов. Я решил приманивать обезьян чипсинами чтобы получше их сфотографировать. Довольно быстро рядом со мной оказалась обезьяна с детёнышем. Мамаша не стала миндальничать и просто отобрала у меня всю пачку.

Суммарно мы провели в Масаи Мара почти два дня, побывав на коротком вечернем сафари, полноценном сафари на весь день и коротком утреннем сафари. После этого почти вся наша группа должна была вернуться в Найроби, а нас по пути в наш следующий парк должна была забрать другая машина.

На просторах Масаи Мара

В Кении довольно часто можно встретить такие деревья, формой листьев похожие на нашу акацию. У них очень раскидистая крона, под которой легко можно спрятаться от солнца. Раньше нам не удавалось подробно их рассмотреть, но пока ждали пересадки как раз получилось это сделать.

От акации их отличают очень длинные и очень острые шипы. Оно и понятно, поневоле отрастишь такие шипы, если каждое копытное норовит у тебя листву объесть.

Много прекрасных животных увидели мы в Масаи Мара, однако наш путь лежит дальше, в следующий Национальный Парк Кении. Но это уже совсем другая история.