Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Нижний Новгород, Кострома, Углич, Москва — Россия Июль 2020

Забронировав четыёхдневный круиз из Казани, мы очень расстроились, когда он не состоялся. Приехали в Казань, погуляли по городу, посетили несколько музеев и вполне спокойно направились к речному вокзалу. Тут оказалась следующая ситуация: теплоход стоит, но на борт не пускают.

В июле 2020 г. страна только-только начинала выходить из ковидных ограничений. Роспотреб надзор не получил каких-то бумаг и запретил брать на борт пассажиров. Капитан ослушаться не имел права — теплоход в Нижний Новгород ушёл пустым.

Дабы не оставлять вопрос на следующий год, мы попросили замену. Предложили круиз из Москвы в Нижний Новгород. Не долго думая согласились.

Это теперь Северный Речной вокзал выглядит как картинка. Тогда шёл ремонт. Чтобы попасть к причалу, пришлось обходить парк.

Из Москвы в Нижний теплоходом

Если пароходы провожают не так как поезда,

то и загружаются на теплоход тоже не так.

Из Москвы в Нижний теплоходом

Заселиться можно за два и даже за три часа. Получив карточку от каюты, раскладываем вещи, отправляемся изучать корабль. Первым делом отовариваем в баре талон на коктейли, оставляя три вида чая на потом.

«Михаил Фрунзе» по классу и комфорту ничем не отличался от «Александра Суворова», на котором так и не довелось прокатиться.

В назначенный час по громкой связи прозвучало: «Отдать швартовы." Матрос принял канат и начал его сматывать. После поднятия трапа капитан дал прощальный гудок. Теплоход, используя боковой ход, начал медленно отходить от причала.

Ура! Круиз начался!

Из Москвы в Нижний теплоходом

Много раз мне доводилось с разных сторон стоять на берегу Химкинского водохранилища и смотреть на теплоходы, проезжать по МКАДу, проплывать на корабле, или на речном трамвайчике.

Вроде как и мосты все знаю, и дома, и дороги, и здания — всё до боли знакомо… И всё равно, стою на палубе, Москву и Химки изучаю с интересом.

Если русла рек по большей части петляют, то канал им. Москвы проложен по прямой. Он построен советскими инженерами, советскими механизмами, из советских материалов.

После Химок проходим через Долгопрудный. Город отделён от канала водоохранной полосой леса. Про устройство водоканала, систему водохранилищ, всевозможные заградительные ворота и красоту берегов я уже писал:

Канал имени Москвы — шедевр Великой советской эпохи

Первый рейс

Подлетающие к Шереметьево самолёты, как и в прежние годы, идут на посадку над каналом. А вот что меня в этот раз поразило, так это движение катеров и яхт. Их количество по сравнению с прошлыми годами увеличилось.

Из Москвы в Нижний теплоходом

Вроде как теплоход идёт! Возьми в сторону, уступи дорогу… Увы, нет, новорусское воспитание сказывается, подрезают как на трассе.

Через полчаса по громкой связи объявили тревогу. Пассажиров попросили надеть спасательные жилеты и выйти в коридор. Боцман прошёл, посмотрел кто как одел жилет, после звучит команда — отбой!

Жаркое июльское солнце устремилось на покой. Насыщенный день плавно перешёл в вечер.

В какой-то момент встречных судов и катеров стало попадаться всё меньше и меньше. Миновав водохранилища, «Михаил Фрунзе» вновь встал на ровную как стрела трассу водоканала.

Небо чернело тучами, но дождём так и не обрушилось. Вечером потеплело, ветер угомонился и даже солнце не захотело уходить на покой, надолго зависнув над горизонтом.

Из Москвы в Нижний теплоходом

Питание на теплоходе осуществлялось в две смены в двух ресторанах. Кормили достойно! С детьми занимались аниматоры. После ужина в музыкальном салоне состоялся концерт, где артисты представили публике номера.

Посмотрели с удовольствием!

Полупрозрачная июльская ночь накрыла собой землю. Теплоход подошёл к шлюзу № 6. На его башнях скульптуры сталинской эпохи.

Прижимаемся боком к стене, швартуемся к плавучей рымбе. Ворота с обеих сторон закрываются. Вода из камеры по специальным стокам возвращается назад, и судно, словно на лифте, опускается вниз.

Прохождение шлюзов процесс интересный, однако в этот раз пришёлся на ночное время.

Утром, как только проснулся, отправился смотреть прохождение шлюза № 2 возле села Темпы Талдомского района Московской области.

Расстояние между шлюзами № 1 и № 2 — 15 километров. Мы прошли их предрассветных сумерках, наполненных птичьим многоголосьем.

Шлюз № 1 возле Дубны на маршруте последний. Здесь суда опускаются/поднимаются на 11 метров.

После нас приняла в объятия Волги — одна из главных рек России. По берегам Волги проживает более 60 млн. человек и Дубна один из городов омываемых её водами.

Волга встретила дождём и порывистым ветром.

Из Москвы в Нижний теплоходом

Вырвавшись на простор, теплоход набрал большую скорость. Мы приветствовали встречные суда длинным гудком. Береговая линия стала более разнообразной. Густые леса чередовались с небольшими посёлками, где восстановленные церкви любовались своим речным отражением.

Более всего на этом отрезке интересен Калязин и его затопленная колокольня.

Из Москвы в Нижний теплоходом

Напротив до затопления располагался Калязинский монастырь. От него остался небольшой островок, на котором мне в своё время удалось побывать. Более того, в музее Архитектуры я посетил выставку, где были представлены фрески затопленного монастыря.

Далее очередной перепад реки, который появился после возведения Улической ГЭС и одноимённого шлюза. Город Углич один из интереснейших городов России, яркая бусинка Золотого кольца.

Город хотя и встретил плохой погодой, но дождём наших восторгов не остудил. Мне довелось бывать в Угличе несколько раз, о чём уже писал:

Каждый вечер я у тихой пристани ожидаю теплоходы быстрые

А был ли мальчик? Или не было мальчика?

Из Углича вышли ближе к вечеру.

Небо обрушилось на землю дождём, после чего ветер прекратился, слегка потеплело, но солнце так и не показалось.

Большую часть вечера мы провели в музыкальном салоне.

Публику развлекали музыканты, фокусник, танцевальные пары.

Запомнился дядечка, выступавший солистом в первом коллективе «Ялла». Как его звали, из головы вылетело, но вокал и песни собственного исполнения все оценили по достоинству.

Утром я немного проспал, и, когда проходили Ярославль, не успел сфотографировать Успенский собор. Город помахал мне стрелами портовых кранов. За полгода до этого мы были в Ярославле, и потому вдвойне обидно.

Зато погода начала налаживаться.

Из Москвы в Нижний теплоходом

Пароход, разрезая водную гладь, уверенно шёл вперёд.

Следующей локацией стала Кострома, где мы провели почти целый день. На ту пору Россия только-только начинала выходить из карантина, что сыграло нам на руку. Других туристов было не так много, что позволило изучить город в спокойной обстановке.

Кому интересно, про Кострому смотрите здесь:

Кострома_Возвращение через 30 лет

Музей сыра

Из Костромы вышли в восемь вечера.

Из Москвы в Нижний теплоходом

Круиз, как средство передвижения, удобен тем, что днём ты смотришь города, а из точки, А в точку Б перемещаешься ночью.

Плюс, когда теплоход плывёт — тебя всечески развлекают.

Из Москвы в Нижний теплоходом

После ужина посетили очередной концерт. В конце оного была проведена лотерея. Нашему сыну не повезло, тогда как его приятель выиграл ещё один круиз с Водоходом.

С другой стороны, хорошее нужно получать дозированно, иначе быстро к нему привыкаешь и не ценишь.

Ночь прошла спокойно. Наш «Михаил Фрунзе» уверенно шёл вперёд намеченным курсом и утро началось с зарядки.

Выйдя на палубу, я попросту не увидел берегов. На вскидку затрудняюсь оценить масштаб Горьковского водохранилища. Оно сезонного наполнения, образовалось при возведении Нижегородской ГЭС.

Годовые колебания воды могут доходить до трёх метров. При возведении водохранилища было переселено население 60 деревень и 3 районных центров.

Последний день круиза обещал быть погожим. До Нижнего оставалось совсем чуть-чуть, но предстояло пройти Городецкий шлюз. Почти час мы простояли в ограждённом накопителе, ожидая разрешающего сигнала.

Нижегородский гидроузел построен в 1948–1962 годах под названием Горьковская ГЭС, и является важным инфраструктурным объектом комплексного назначения, решающим, помимо выработки электроэнергии, задачи водного и автомобильного транспорта, водоснабжения, рекреации.

Городецкий шлюз двухкамерный двухступенчатый, разделенный промежуточной акваторией. 17-метровый перепад суда преодолевают двумя ступенями.

Сперва опускаются из Горьковского водохранилища в акваторию промежуточного межшлюзового водоема длиной около трёх километров, а во втором шлюзе до уровня Волги.

Если бы в своё время на Волге не построили бы систему шлюзов и не создали водохранилищ, река давным-давно обмелела.

Что ещё удивило, в Костромской и Ярославской области вдоль берега шли леса. Возле Нижнего оказалась лесостепь, появившаяся благодаря человеку.

Из Москвы в Нижний теплоходом

В прошлом город окружали леса, но это именно в прошлом.

Прославленный купеческий центр России появился резко и сразу, и это достойно отдельного рассказа.