Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была 22 апреля 14:10
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Нальчик — Россия Март 2023

В Нальчике мы были недолго, три с половиной дня. Город небольшой, население около 300 тыс. человек, является столицей Кабардино-Балкарской Республики, находится в предгорьях главного Кавказского хребта на высоте 512 метров над уровнем моря. На этой территории в давние времена находились аулы Кабардинского княжества. В начале 19 века генерал Алексей Ермолов построил здесь крепость, в 1871 году образовалась слобода, а через полвека в 1921 году это уже был город и с 1936 года центр Кабардино-Балкарской АССР. С 2004 года датой основания Нальчика считается 1724 год, когда здесь появились аулы кабардинцев. «Нальчик» в переводе означает «подкова», так как город расположен в полукруге гор, напоминающем подкову, эта подкова стала эмблемой города. По территории города протекает река Нальчик. В городе действуют 18 минеральных источников различного физико-химического состава, этот край знаменит своими минеральными водами, лечебными грязями и мягкими природно-климатическими условиями. Мы жили в санатории «Чайка». Санаторий небольшой всего на 75 человек, очень уютный с современным ремонтом и, самое главное, с минеральным термальным бассейном.

Нальчик ранней весной

Санаторий расположен в старинном красивом здании недалеко от популярного Курортного парка — гордости Кабардино-Балкарии, в курортной зоне «Долинск». Район занимает южную часть города и состоит из санаториев, пансионатов и лесопарка. Интересно, что на этом месте в конце 19-го века появилась земледельческая община, основанная Е. Долинской и существовала всего два года, затем распалась, а название «Долинск» осталось на века. Здесь с 20 века начали строить дачи, стали съезжаться петербуржцы и москвичи, желающие лечиться горным воздухом и минеральными водами.

Приезжали сюда и певец Ф. И. Шаляпин, и композитор М. А. Балакирев, музыканты, художники, писатели. В советское время здесь построили санатории, куда приезжали на отдых и лечение со всей страны. Сейчас часть санаториев в заброшенном состоянии.

Нальчик ранней весной

Есть и отреставрированные, вполне приличные, как «Чайка».

В 8 минутах ходьбы от нашего санатория находится мемориал, посвященный жертвам политических репрессий балкарского народа, которые подверглись по указу Сталина депортации во время Великой Отечественной войны в 1944 году. Открыт мемориал в 2002 году. Нальчик в ВОВ был оккупирован немецко-фашистскими войсками с октября 1942 года по январь 1943 года. В 1944 году Берии поступил доклад о том, что народ не оказал сопротивления врагу, не создали сеть партизанских отрядов, после оккупации в республике действовали 44 группы антисоветских повстанцев, бандиты нападали на колхозные склады, на охранников, воровали скот. 8 марта 1944 года всех балкарцев, а это более 37,7 тыс. человек, переселили в один день в Казахстан и Киргизию. Местный народ считает, что переселили «ни за что», ну разве что подростки таскали со складов продукты, чтобы как-то прокормить свои семьи, и еще по каким-то политическим соображениям. Известно, что после депортации Эльбрус и Приэльбрусье были переданы Грузинской ССР. В сталинские времена около 10 народов подверглись высылке, незаконные репрессии были частым явлением. После смерти Сталина в январе 1956 года был подписан указ президиума Верховного совета СССР о восстановлении Кабардино-Балкарской АССР, и 28 марта 1957 года балкарский народ после 13-летней ссылки получил право возвращения на родную землю. Этот день в республике считается Днем возрождения балкарского народа. Этот народ, несмотря на испытания, сохранился, не забыл свои традиции, национальные обычаи и не озлобился, вернувшись на свою историческую родину. Каждый год 8 марта народ собирается у мемориала, где совершается мусульманская молитва по жертвам депортации, митинг с возложением цветов.

Нальчик ранней весной

Мемориал-музей находится в двухэтажном здании в восточном стиле, музейная экспозиция охватывает разные периоды жизни народа с дореволюционного до сегодняшнего. (Мне стало интересно — кто спонсировал строительство мемориала, но ответа нигде не нашла).

Через дорогу от мемориала находится Курортный концертный зал.

Нальчик ранней весной

За ним начинается парк культуры и отдыха — главное украшение Нальчика. Он занимает более 250 гектар земли, а главная аллея протянулась на 1,5 км., есть и тропа здоровья «1000 ступеней», которая ведет на гору Большая Кизиловка. Через всю территорию парка протекает река Нальчик, друг за другом расположены четыре небольших озера. Парк был заложен в 1847 году князем Атажукиным, который привез сюда различные деревья из Грузии и Крыма. Название парка менялось несколько раз, с 2007 года сад носит прежнее название — Атажукинский и проходит от центра города до курортной зоны.

В парке находится памятник основателям кабардинской и балкарской литературы, Бекмузар Пачев — поэт, астроном и основатель кабардинской литературы, создал свой алфавит, с помощью которого и записывал свои сочинения. Кязим Мечиев — поэт и мудрец, основатель балкарской литературы, между бюстами установлена мемориальная доска, на которой увековечены цитаты из стихотворений основателей.

Нальчик ранней весной

Парк является излюбленным местом отдыха жителей и гостей города. Здесь есть парк аттракционов, с различными качелями-каруселями, игровыми площадками.

Есть питьевая галерея с минеральной водой. Кстати, хочу сказать, что в нашем санатории «Маяк» течет точно такая же минеральная вода. И, если честно, на мой взгляд в Пятигорске минеральные воды вкуснее, чем в Нальчике. На берегу Курортного озера расположены кафе, где можно попробовать национальную кухню, в том числе и хычины, очень вкусные, похожие на дагестанские чуду. Возле озера Трек есть канатная дорога, которая проходит над озером и заканчивается на горе Малая Кизиловка.

Нальчик ранней весной

На вершине со смотровой площадки открываются замечательные пейзажи с видом на город и заснеженные горы вдали.

Нальчик ранней весной

Также на вершине на 600 метровой высоте находится ресторан «Сосруко» в форме головы богатыря нартского эпоса Сосруко с протянутой рукой с факелом.

В «голове» витязя расположен зал ресторана с прекрасным круговым обзором на окрестности.

Нальчик ранней весной

Спускаясь по канатной дороге, хорошо просматривается весь Атажукинский парк.

Внизу журчит, бежит по камням река Нальчик, блестя на солнце своими водами.

Нальчик ранней весной

На берегу реки видим Зеленый театр, Дворец торжеств «Эльбрус», построенные в 1957 году и в начале нашего века реконструированные и расширенные.

Возле здания канатной дороги нам попался вот такой внимательный котяра.

Нальчик ранней весной

Гулять по парку приятно, дорожек, кафе, скамеек достаточно, здесь можно провести целый день.

Гуляли мы не только по парку, но и по городу, где тоже можно увидеть немало интересного. По Нальчику в основном ходят маршрутки, автобусов не видела. От нашего санатория на маршрутке доехали до площади Согласия и оттуда началась наша пешая экскурсия по городу с помощью гугл-навигатора. Площадь Согласия довольно большая, здесь стоит памятник Ленину, много цветочных газонов, но ввиду еще ранней весны пока без цветов, есть большой светомузыкальный фонтан, но пока закрытый.

Нальчик ранней весной

К площади прилегает белый Дом Правительства Кабардино-Балкарской республики.

Рядом видим сквер, кинотеатр и просто симпатичные дома.

Нальчик ранней весной

На площади проводятся главные общественные мероприятия города. Направляемся к местному «Арбату», по пути встречаются обычные ничем не примечательные пятиэтажки. Вот администрация города Нальчик.

Нальчик ранней весной

Недалеко очень даже симпатичная городская поликлиника.

А вот памятник жертвам Кавказской войны 18–19 веков в сквере Свободы.

Нальчик ранней весной

Памятник посвящен адыгам высотой 7 метров, оформлен в виде дерева жизни — древнейшего символа адыгов.

Вот и «Арбат» — Кабардинская улица длиной 1700 метров с пешеходной зоной.

До революции это была главная улица города и называлась Воронцовской, в честь царского наместника на Кавказе князя Михаила Воронцова. Вдоль улицы стояли купеческие дома с магазинами.

Нальчик ранней весной

На месте кинотеатра «Победа» находился рынок. Здание кинотеатра довоенной постройки венчает скульптурная группа первых солистов национального ансамбля академического танца Аслангери и Жануси Аталиковых.

Нальчик ранней весной

Гуляя по Кабардинской улице, можно увидеть необычную скамейку с большим зонтом, где можно спрятаться от дождя или яркого солнца.

Нальчик ранней весной

Заинтересовали меня и граффити этой улицы. Заглянули в один из дворов, где увидели весьма интересный стрит арт. Заведения двора были закрыты на ремонт, поэтому не удалось выяснить, что здесь было и чему посвящены эти рисунки.

Наша прогулка продолжается по старым и новым улицам города.

Нальчик ранней весной

Площадь 400-летия присоединения к России — главная площадь города, эту площадь еще называют «Площадью Марии».

Нальчик ранней весной

Мария Темрюковна — это кабардинская княжна, жена Ивана Грозного. Чтобы спасти Кабарду от турецко-крымских поработителей, князь Темрюк Идаров послал в Москву послов с просьбой принять Кабарду в российской подданство, чтобы вместе с Россией выступать против Крымского ханства и Османской империи. В 1557 году произошло добровольное присоединение Кабарды к России, для укрепления этого союза в 1561 году Иван Грозный женился на дочери Темрюка — Кученей, названной после крещения Марией, она была его второй женой. Памятник установили в 1957 году, как символ объединения Кабарды и России.

Рядом находится Музыкальный театр Нальчика, красивое здание федерации профсоюзов, центральный универмаг.

Нальчик ранней весной

За Музыкальным театром расположен сквер Горького, в центре которого мы видим памятник жителям Нальчика, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Нальчик ранней весной

В октябре 1942 года Нальчик был осажден немецкими войсками, в бой с ними вступила 11-я стрелковая дивизия ВВ НКВД в количестве всего 1 956 человек, силы оказались не равны. Авиационную поддержку оккупантам осуществляли бомбардировщики немецкой эскадры «Эдельвейс», после многочисленных боев Нальчик был захвачен врагом. Около сквера есть еще один памятник Великой Отечественной войне — «Зенитка», установлен как дань памяти отважным зенитчикам, защищавшим город.

Зенитка настоящая, рядом два противотанковых ежа, находятся напротив Национального Музея Кабардино-Балкарской республики на улице Горького.

Недалеко от сквера расположен Центральный рынок, горожане его называют Зеленым, вход на рынок украшает арка с колоннами по обе стороны от прохода и скульптурами в нишах — крестьянская девушка со снопом и пастух, держащий барана. Прошлись по рынку, накупили вкусностей и отправились дальше за впечатлениями.

Вот железнодорожный вокзал.

Нальчик ранней весной

Первый вокзал здесь был построен в 1913 году, когда провели в Нальчик железную дорогу. Здание не раз перестраивали после Гражданской войны, после ВОВ, после перестройки. Небольшое красивое здание принимает поезда из Москвы только через день и является конечной станцией железной дороги.

Через дорогу от вокзала располагается сквер Милиции, где мы видим на аллее Славы памятник, посвященный защитникам Родины и правопорядка.

Нальчик ранней весной

На другой аллее находится памятник героям Гражданской войны — отряду Катханова.

История Гражданской войны в этих местах очень интересна, Катханов возглавлял советское шариатское войско, но это совсем другой рассказ и для другого сайта. Здесь же в сквере мы видим Соборную мечеть Нальчика. Новая городская мечеть, построенная в современном стиле, была открыта в 2004 году на месте бывшего кинотеатра «Юность».

Нальчик ранней весной

У главного входа находятся два 30-метровых минарета, высота мечети составляет 21 метр, а общая площадь — 1700 квадратных метров, мечеть вмещает до тысячи прихожан. Православный храм в городе тоже имеется — храм Марии Магдалины построен в период 2004–2010 годов в византийском стиле с пятью куполами и колокольней.

Нальчик ранней весной

8 марта у нас в санатории выступали артисты местной филармонии с народными песнями и танцами. Именно через народное творчество начинаешь понимать уважать культуру народа, концерт был замечательный.

Артисты филармонии г. Нальчик

Вот таким мы увидели весенний город Нальчик, скромный чистый с парками и скверами, город-курорт с мягким климатом, с доброжелательными людьми с интересной историей и традициями.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Лечебный туризм, Самостоятельные путешествия