Турист Ирина Егорова (custodian)
Ирина Егорова — была 4 марта 6:39
Хорошо, что мир большой

Ржев — Россия Ноябрь 2022

В Ржев я хотела съездить очень давно, отчасти и для того, чтобы увидеть мемориал неизвестному Советскому солдату. Экскурсию бронировала за месяц, выбирала с самой насыщенной программой. Не промахнулась — день получился великолепный, но обо всем по порядку…

Я убит подо Ржевом...

Отъезд был ранний, по дороге, как обычно, трассовая экскурсия. По приезду — осмотр города. День был выходной — 4 ноября — и, соответственно, утром Ржев был безлюдный. А может там так всегда…

Программа началась с осмотра центра города — Советской площади. Такой мезальянс: Ленин, современная фотозона с сердечком и стела «Город воинской славы», открытая в мае 2010 года в память о присвоении городу звания «Город воинской славы».

Я убит подо Ржевом...

Все эти люди — туристы из моего автобуса сонно бредущие на площадь за экскурсоводом. До 1919 года площадь называлась Большой Торговой. Ржев старый город, основанный в середине 12 века. Имел все шансы догнать Тверь, располагаясь на главном торговом пути — Волге, но не догнал — город постоянно разоряли соседи-захватчики.

Я убит подо Ржевом...

На Пушкинской набережной расположено здание Государственного банка (нач. XX века). Ранее — банкирский дом Рябушинских. Знаменитые промышленники и финансисты держали во Ржеве льняную мануфактуру и открыли здесь один из первых филиалов своего знаменитого банка. В совесткое время двуглавый орёл на шпиле башни преобразился в пятиконечную звезду.

Я убит подо Ржевом...

Рядом в парке имени Грацинского установлены:

— стела Памяти Ржевских Подпольщиков (на месте их казни)
Я убит подо Ржевом...

— памятник детям-узникам фашистских концлагерей

Парк располагается на месте дореволюционного Никольского сада, назван в честь военкома В. В. Грацинского, погибшего в борьбе за социализм.

Пройдя через парк выходим к Аллее славы, расположенной на набережной реки Волги.

Я убит подо Ржевом...

Сейчас мы движемся к Кургану Славы, расположенному на Соборной горе. Раньше здесь находился Кремль, был разрушен в конце 17 века. В середине 18 века на этом месте был возведен Успенский собор. Войну не пережил. Теперь о его существовании напоминает только поклонный крест.

После войны Соборная гора полностью преобразилась: здесь установили масштабный 25-метровый гранитный обелиск в честь освободителей города от фашистских захватчиков. У его основания расположены братские могилы и горит Вечный огонь.

Вид с Соборной горы на Волгу и Красноармейскую часть города:

Я убит подо Ржевом...

Далее мы двинулись в Музей военной истории (военно-историческая часть Краеведческого музея, посвящённая событиям Великой Отечественной войны). Центральное место занимает диорама «Ржевская битва». Представлены также рекликвии с полей сражений и подлинные документы.

Я убит подо Ржевом...

Рядом с музеем небольшая экспозиция:

Вид на Советскую сторону:

Я убит подо Ржевом...

Кафедральный собор Оковецкой иконы Божией Матери, расположенный на протовоположной стороне Волги. Один из лучших памятников классицизма не только Ржева, но и всей Тверской области (wikivoyage). Храм возведён в 1818—1831 гг. в честь местной святыни — иконы из села Оковцы — на месте старой деревянной церкви. Вместе с высокой трёхъярусной колокольней храм формирует силуэт правобережной части Ржева со смотровой площадки Соборной горы.

Я убит подо Ржевом...

А далее мы покинули Ржев…

«Мне кажется, порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…» Расул Гамзатов.

Я убит подо Ржевом...

Монумент советскому Солдату, открытый к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, исключительно на народные средства. Это один из крупнейших народных памятников в России.

Я убит подо Ржевом...

После осмотра мемориала, поехали в д. Хорошево, где располагается Музей «Ставка Сталина». Именно здесь Иосиф Виссарионович провел ночь с 4 на 5 августа 1943 года и впервые отдал приказ о проведении в Москве салюта в честь освобождения Орла и Белгорода в ходе Курской битвы.

Я убит подо Ржевом...

Музей работает с июля 2015 года и состоит всего из двух комнат, в которых воссоздан интерьер военного времени, можно увидеть личные вещи, фотографии, документы солдат и офицеров, посмотреть фильм о Ржевской битве.

Аллея с бюстами ржевитян — Героев Советского Союза.

Я убит подо Ржевом...

Разъезд «Дубосеково» — конечная точка в нашем маршруте. Приехали сюда уже в глубокой тьме, что только усилило впечатления от увиденного. Когда из тьмы вырастают такие исполины, чувства испытываешь неописуемые!

В 1941 году у разъезда «Дубосеково» приняли смертельный бой бойцы 316 стрелковой дивизии, которых мы помним сегодня как 28 панфиловцев. В честь их памяти установлен мемориал.

Я убит подо Ржевом...

В общем, поездка удалась! Но времени, конечно, мне не хватило. По Ржеву погулять, поискать старые купеческие дома, пережившие войну…, посидеть в кафе, выпить кофе, подумать о смысле жизни и войны. Осталось не посещенным мемориальное военное кладбище. Не осмотрены соборы. Я уверена, что еще вернусь сюда и закончу осмотр.