Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev

Индия. Часть 8. День в Кочи
Индия. Часть 9. Волшебное путешествие по реке Памба
Индия. Часть 10. Пространство победившего коммунизма

Мы в Каньякумари, где положено встретить солнце над самой южной оконечностью полуострова Индостан на фоне индуистского храма, расположенного в океане на скалистых островах. Это, как утверждают индуистские брамины, несомненно, принесет встречающим рассвет удачу и благополучие, как минимум на год. Потому в городе такое количество паломников со всех уголков Индии.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

Я тоже решил испытать судьбу и присоединиться к паломникам.

Встал рано в 5 часов. Таня благоразумно отказалась, а я, движимый долгом первооткрывателя, поставил будильник на пять. Выхожу за ту самую волшебную ограду и окунаюсь в водоворот ночной жизни. Небо абсолютно тёмное, а на улице кипит жизнь, паломники просыпаются (а спят они зачастую прямо на проезжей части вдоль автобусов), идут в туалет, заряжают телефоны в специальных местах, моются, завтракают (кому есть что) и собираются выполнить свою миссию.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

Для начала — вместе со мной встретить восход. Для этого, на расстоянии 15 минутного перехода от моей гостиницы, прямо перед островами есть каменный амфитеатр, вмещающий несколько тысяч человек. Среди них и я. Пришёл в 05:45, а восход сегодня в 06:19. Было свободное время, уткнулся в телефон, а потом решил поискать взглядом в толпе европейцев. Не нашёл! Хотя сознательно искал, сдаётся мне, что сегодня из неиндийцев встречал восход один я.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

Восхода, как и заката не получилось. Ясного диска солнца восходящего над храмом не случилось. Хотя разные источники утверждают, если тебе, индусу, удалось встретить восход и увидеть солнце над храмом, то будет тебе счастье. Но я не индус. А вот дыра в облаках с огненным пожаром на небесах над храмом была крайне эффектная. Так что, может мне даже повезло.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

Вокруг очень много паломников, я — инородное тело, а жизнь кипит. Почему-то мне все время предлагают солнцезащитные очки ночью. Чтобы на солнце посмотреть? Так его сегодня не будет. Другой фаворит продажи — женские сарафаны. Тоже мне предмет первой необходимости в 6 утра? Чай, кофе — это понятно, хотя бы потому, что говорят почти на русском.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

За площадью, где продают сарафаны, просматривается небольшое белокаменное здание с куполами. Это мемориальный павильон Махатма Ганди Мандапам. Мало кто знает, но именно в Каньякумари хранился прах Махатмы Ганди, до того, как он был развеян. Сюда приходили люди, чтобы проститься с величайшим лидером Индии. Сегодня сюда тоже можно прийти и почтить память о Махатме. Один раз в году, в день рождения Ганди 2 октября, первые лучи солнца падают в точности на то место, где стояла урна с прахом Махатмы Ганди.

Прошёлся вдоль колоритных автобусов, коих тут сотни, можно с интересом рассматривать транспортные средства как арт-инсталляции с цветами, кисточками, бахромой и прочей атрибутикой. Пассажиры не менее колоритны, как я уже писал, все мужчины по пояс голые и тоже украшены цветами и ожерельями. Вот собрались в круг у своего автобуса, хлопают ритмично в ладоши и поют о чём-то. Послушал песнопения и вернулся в гостиницу. Скоро пора на завтрак и двигаться в путь.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

Выезжаем в 8:30. С утра нам надо попасть на острова. Как я понял, первоначальной программой такое посещение не было предусмотрено, но после моей взбучки, программу расширили и добавили.

По главной оживлённой улице спускаемся к пирсу. В качестве завтрака прямо здесь готовят лепёшки Доса, аппетитно готовят.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

От храма Каньякумари, который мы посетили вчера, на скалистые острова Вивекананды открывается замечательный вид. Центр медитации открыт в 1970 году, а огромную статую тамильского поэта-святого Тхируваллувара построили совсем недавно, в 2000 году. Говорят (со слов Суджита), что местные христиане, прослышав про строительство индуистской святыни, воздвигли на скале крест, препятствуя возведению других святынь, но как-то ночью он исчез и строительство началось. Теперь есть куда ехать паломникам, кому поклоняться и где оставлять пожертвования. Статуя в лесах, её реставрируют уже не первый раз с интервалом примерно раз в пять лет, хотя построили, смешно сказать, чуть боле 20 лет назад. Наверное, что-то не учли при строительстве, влажность и морской ветер, например. Посмотрели с берега и отправились занимать очередь на паром. На паром есть две очереди: для простых и блатных. Обычные люди томятся в длинной очереди с билетом за 50 рупий, для блатных 200 рупий и прямой доступ на паром. Понятно, не будем мы ловить экзотику, стоя час плечом к плечу с паломниками. Перед посадкой очередь разделилась на два рукава: для мужчин и для женщин, но на судне все опять перемешались, какой смысл?

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

Старая посудина, ящик со спасжилетами, плотно уселись и поплыли, 5 — 10 минут и мы на острове.

Опять надо снимать обувь, прямо после выхода на берег.

Мощёная камнем площадь, на которой расположен Мемориал Вивекананды, Центр медитации и маленький храм Богини Каньи, давшей название городу, где хранятся отпечатки ее стоп. Все постройки довольно новые, но перед храмом есть окно в брусчатке, где видна ступня в камне, принадлежащая богине.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

— А может, вырезали потом, для привлечения паломников и поступлений в городскую казну? — спрашиваю Суджита.

Наш гид в ответ улыбается и молчит.

На соседний остров не пускают, как я уже писал, статуя философа закрыта на очередную реконструкцию. Тируваллувар — широко известный как Валлувар, был знаменитым тамильским поэтом и философом. Он наиболее известен как автор tirukkuṟaḷ, сборника двустиший об этике, политических и экономических вопросах, а также о любви. Текст считается исключительным и широко почитаемым произведением тамильской литературы.

Вид на берег с острова тоже хорош, городок как на ладони. Среди прочих построек выделяется белоснежный католический храм. В городе более 60% христиан и только 30 с лишним процентов индуистов, остаток приходится на мусульман.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

Едем обратно. Накрапывает дождь. Как хорошо, что у нас есть крыша, то есть машина, сел и ты в домике. Проскочили тот храм, который видели с воды, повернули обратно, но бдительный служака тут же остановил и предложил заплатить въездную пошлину. С трудом, но доказали, что мы 10 секунд назад развернулись. Церковь, эффектно выглядящая со стороны океана, на суше не менее красивая, белоснежная католическая базилика Our Lady of Snow, выполненная в готическом стиле, обувь на входе, кстати, тоже надо снимать, как и в индуистских храмах.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

На выезде из города внимательно слежу, чтобы не проскочить не менее эффектный фасад храма с крестами-колоннами, который мы пропустили на въезде вчера. Вот он, посмотрите, как красиво выглядит!

Ещё через некоторое время сворачиваем с основной дороги к индуистскому храму Сучиндрам. Точнее городок называется Сучиндрам, а храм — Танумалаян, редкий случай, главный объект поклонения храма Тримурти, то есть Шива, Вишну и Брахма в одной форме, которая называется Sthanumalyam (Шива — Стхану, Вишну — Маал и Брахма — Аян). Отсюда и название храма.

Далеко не во все храмы пускают неверующих. Хотя в остальном законы посещения соблюдаются здесь со всей строгостью: мужчины заходят в храм с голым торсом, конечно, без обуви, категорически запрещена фото и видеосъёмка. Перед храмом большой водоём для омовений с голубой башней — гопурамом по центру. Над центральным входом ещё одна гопурама, надвратная башня, богато украшенная скульптурами, рассказывающими об основных моментах истории индуизма.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

Купили корзину с подношениями, двинулись внутрь, Суджит боится, что я тайком начну снимать (правильно боится) не хочет конфликта с полицией. К нам подходит брамин и решительно начинает экскурсию. Это Гаруда, официальный перевозчик Вишну. А это божество, которое всякую ересь пропускает мимо ушей. Для пущей убедительности в уши вставлена палочка, которая спокойно перемещается из одного уха в другое. А это каменные колонны-трубы саригама, типа наших доремифасоль, на них можно стуча исполнять музыкальные произведения, трубы, ударные барабаны тоже имеются. Прочитал в Сети заметки путешественницы 2017 года, трубы были огорожены, чтобы не было соблазна постучать, так вот сейчас ограждения нет. Храм такой же приземистый, как и тот, что на берегу океана в Каньякумари, стены каменные черные, но потолок покрыт цветным рисунком. По храму перемещаются большое количество паломников мужчин голых по пояс и одетых в закатанные по колено лунги. Перед молитвенными фигурами давка и столпотворение. Я Тане: — у тебя нет ощущения, что в мужскую баню попала?

Но мы блатные, с местным брамином, к любой статуе божества есть подход, минуя очередь, вот так нас и ведут. Все давятся в очереди, а мы как короли. Так что неравенство и здесь в храме сохраняется. Поклонились главной фигуре, включающей трёх божеств, Танумалаян. Перешли в другой зал, ещё раз поклонились, на этот раз Ханумане, сделанной из цельного камня высотой шесть метров. Обошли за спиной, так велено, хвост закрутился на всю высоту прямо до головы. По периметру галерея с грудастыми фигурами. У одной замечен большой фаллос, но была ли грудь, сказать не могу, снимать запрещено, хотя разок я исхитрился и снял от живота. Как-то так, что запомнил, на выходе прощаемся с нашим экскурсоводом, Суджит протягивает купюру в 200 рупий, тот ему: нет, мало. Суджит меняет на 500. Это я к тому, что опять же в Сети прочитал об этом храме: — благородный брамин с удовольствием провёл экскурсию по храму совершенно бесплатно!

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

На выходе нам дали кокос и бананы из подношения, чтобы мы могли съесть освящённые продукты. Что мы голодные и сделали, сев в машину. Перед храмом столпотворение автобусов с паломниками. За их действиями следит полиция, сразу десяток полицейских. Форма цвета хаки позволяет полицейским смешиваться с толпой, делает их незаметными. Наверное, так легче фиксировать правонарушения. Стучит по автобусу, тот останавливается, шум, крик, оказывается, гирлянда с цветами закрывает номерные знаки. Отпустили, однако.

Выезжаем на дорогу, остров, полностью усеянный цаплями, который мы видели по дороге туда. На этот раз удалось съехать с дороги, найти кран с водой, чтобы отмыть грязные ноги (на улице мокро, накрапывает дождь) после посещения храма и спокойно приметившись, снять цапельный остров.

Индия. Часть 11. Волшебный восход над океаном

Возвращаемся из Тамилнада в Кералу, первый отличительный признак — появились продавцы лотерей, Тамилнад не играет в лотереи. Само собой, язык обратно сменился. Ещё час — и мы приезжаем в место постоянной дислокации до отъезда из Индии — отель Leela в Коваламе. Но до окончательного прощания с нашим экипажем заехали в супермаркет. Не ведитесь на слово! Индийский супермаркет — это большая лавка с полной неразберихой на полках. Ассортимент так себе. Все съедобное, что мы нашли: испанские оливки, индийский плавленый сырок торговой марки Milky Mist, орешки, шоколадки Kit Kat. Последнее пополнение запасов напитков: несколько пива и бутылка сухого красного из Индии под названием Fratelli, оказывется индийское вино существует. Здесь в один чек можно пробивать не более 4 бутылок пива. Есть какие-то проблемы с продажей крепкого алкоголя. Но нам и не надо.

Ещё пять минут и мы в конечном пункте назначения. В качестве приветственного напитка кокосовые орехи с молоком внутри. На въезде в отель все чемоданы проходят через сканер, в том числе и сумки, мелодично позвякивающие только что купленным пивом. Однако никто ничего не сказал, пронести с собой разрешили.

На этом познавательная часть путешествия заканчивается, переходим к расслабляюще-отдыхательной.

Продолжение:
Индия. Часть 12. Можно ли в Ке́рале отдохнуть как на Мальдивах?