Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 11:37

Феодосия — Россия Май 2023

Хочу вас пригласить продолжить прогулку по Феодосии — городу, который нас приятно удивил. Потрясающие бескрайние морские просторы, богатое историческое наследие, интересная архитектура, южная природа — все это не оставит никого равнодушным, естественно и мы были покорены всем этим великолепием.

Как я уже рассказывала, имя Айвазовского неразрывно связано с Феодосией, тут он родился, тут он жил, тут он писал свои картины и тут же был похоронен.

Он мог жить и в Москве, и в Петербурге, и в любой европейской стране, но он предпочел жить в родной провинциальной Феодсии. Айвазовский любил свой город и обладал удивительной способностью передавать эту любовь всем, кто приезжал к нему в гости. И, конечно, уезжали все без исключения, влюбленные в город.

Айвазовский не только любил свой город, но и сделал много добрых дел на его благо. Для Феодосии он стал настоящим «отцом города». Все мероприятия городского масштаба обсуждались в его доме, он был в курсе всех событий, происходящих в городе. Родной город вдохновлял его на написание картин и нередко становился темой его произведений

И жители Феодосии гордятся своим знаменитым земляком и хранят память о нем с глубоким уважением и благодарностью.

В его честь названа одна из главных улиц Феодосии — проспект Айвазовского — очень приятное место для прогулок. Протяженность проспекта около 2-х километров.

Начинается проспект небольшой площадью у кинотетра Крым. Белоснежное величественное здание кинотеатра впечатляет. Построено оно не так уж давно, в 50-е годы прошлого столетия в псевдоклассическом стиле, как и многие курортные объекты в советское время. Здание отреставрировано и производит приятное впечатление, к тому же оно отлично вписывается в окружающую обстановку курортного города.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

В Феодосии есть железная дорога. Джанкойско-Феодосийскую линию железной дороги открыли в 1892 году. И опять-таки благодаря Айвазовскому, которому удалось убедить Александра III в. необходимости постройки железной дороги в Феодосии. Портовому году нужна железная дорога!

И дорога была построена, фактически по берегу моря, вдоль набережной. Открытие железной дороги Айвазовский запечатлел на своей картине «Первый поезд в Феодосии».

Построенная в те времена железная дорога действует до сих пор. Ее пути проходят совсем недалеко от картинной галереи Айвазовского. В разные периоды в Феодосию прибывали поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Киева… Потом по ней ходили лишь пригородные поезда, а с 2021 года было снова открыто движение для поездов дальнего следования. Но нам почему-то не попались на глаза эти поезда. Зато электричку видели не раз. Это вот такой можно сказать туристический аттракцион. Гуляющие возле моря люди специально ждут, когда проедет стучащий по рельсам голубой поезд в несколько вагонов. Поезд как будто игрушечный, из детства…

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Долгое время главный вокзал располагался на станции Айвазовская, теперь она предпоследняя. А сегодня конечная станция — Феодосия. Город встречает гостей, приехавших на поезде, в самом центре, на большой площади. Тут и море рядом, и галерея Айвазовского, и парк, и самые различные кафе, и магазины, и красивое здание железнодорожного вокзала. Это здание вокзала было построено в 1956 году. Очень удачный проект. Яркий, солнечный, нарядный, как и сама Феодосия — такой и должен быть вокзал в приморском городе!

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Напротив вокзала отель «Grand Astoria» — старинное дореволюционное здание, расположенное в двух шагах от набережной. Мы как раз и жили в этой гостинице. От проживания в гостинице остались самые приятные впечатления.

Гостиница появилась в центре Феодосии перед Первой Мировой войной. В 1914 году гостиница была признана одной из лучших в Европе. Главный фасад гостиницы в стиле модерн, украшенный статуями, вазами и увенчанный по бокам куполами, выделялся среди других зданий города. Это была комфортабельная гостиница, здесь было водяное отопление, электричество и это было единственное здание в городе, где работал лифт. Сейчас, увы, лифта нет. Но будем считать это единственным минусом.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

За годы существования гостиницы в ней проживали многие известные люди — А. Н. Толстой, М. Цветаева, Л. О. Утесов, М. Горький, М. Волошин, Федор Шаляпин. В 1920 году перед отъездом в эмиграцию здесь жил генерал-лейтенант Деникин, сюда он перенес и свою ставку.

Так что здание по-настоящему историческое, тем более удалось кое-что сохранить практически в первоначальном виде, по крайней мере фасад выглядит так, как и в начале 20 века, да и в интерьерах сохранена самобытность — широкая лестница, барельефы, декор в стиле того времени. Все это создает особую атмосферу.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Мы жили в просторном, светлом номере на третьем этаже, с прекрасным видом на море, на порт и на площадь. Свежий ремонт, современная мебель… На первый взгляд ничего в номере не напоминает об историческом прошлом гостиницы, но как же хочется думать, что когда-то может быть здесь жил Утесов или Шаляпин… А если даже и не жили в номере, то в гостинице точно были…

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Ну, а идем дальше гулять по проспекту.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

И дальше по проспекту находится картинная галерея имени Айвазовского — одна из главных достопримечательностей Феодосии, расположенная в том самом доме, где жил художник.

Дом спроектировал сам художник. И еще при жизни художника здесь появилась первая публичная художественная галерея. Между прочим, в те годы она была третьей среди общедоступных культурных мест в России после Эрмитажа и Румянцевского музея и первым на территории Российской империи музеем одного художника.

После смерти Айвазовского галерея отошла в собственность Феодосии согласно завещанию художника.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

К огромному сожалению, галерея закрыта на реставрацию. Реставрация масштабная, говорят, что тут будет целый музейный квартал, но вот что-то ход реставрации затормозился, вроде, все готово, вот-вот откроют, но до сих пор музей-галерея не работает.

Здание наполовину скрыто забором, так что рассмотреть его удалось лишь частично. Но все равно видно, что здание очень красивое и величественное. Жаль, что работы по реставрации так затянулись, даже как-то обидно, что работы потрясающего художника-мариниста я видела в других музеях, в том числе и знаменитый «Девятый вал», а вот в том месте, где он жил, творил и где выставлены работы, написанные здесь же, не удалось побывать. Думаю, впечатления тут были бы совсем иные, чем в других музеях. Но надеюсь, что в следующий приезд в Феодосию (а он будет, город понравился, и не все удалось увидеть) побываем там.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Что интересно, в парках, на проспекте, на набережной установлены картины Айвазовского. Это очень впечатляет! Настоящий музей под открытым небом! Конечно, это копии картин Айвазовского, но тем не менее их расположение среди цветущих деревьев, на фоне старинных зданий — потрясающее зрелище! Очень хорошая задумка!

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

В Феодосии много красивых исторических зданий, большинство их сосредочено в центре на проспекте Айвазовского. Гуляя по проспекту, можно полюбоваться ими.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Дача Отрада (Виктория) построена в 1911–1914 годах для одного из представителей караимского купеческого рода Крымов. Архитектор — известный Краснов, построивший целую плеяду дворцов в Крыму. Испано-мавританский стиль, обилие лепнины, резьба по камню — все это выделяет это сооружение из других, расположенных на проспекте.

Чуть дальше — дача Милос. Главная ее особенность — расположенные вдоль главного фасада гипсовые копии античных статуй. Сейчас здесь находится санаторий.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Феодосия — небольшой город. Но в ней столько интересного, что осмотреть все за один день просто невозможно. Чего только стоит прогулка по старинным улицам Феодосии, уходящим от набережной вглубь города.

Гуляя по Галерейной, выходим к Музейной площади. На Музейной площади сходятся улицы Русская, Галерейная и Земская.

Украшением площади служит романтичный фонтан Влюбленных. Пара под зонтиком — то что это влюбленные, ясно с первого взгляда. И вообще памятник жизнерадостный, романтичный,

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Недалеко от фонтана на улице Галерейной располагается музей Александра Грина — писателя-романтика. Грин проживал в этом доме постоянно с 1924 по 1929 год. Здесь были написаны его лучшие рассказы — «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда», «Джесси и Моргану», «Золотая цепь».

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

На торце дома — панно Бригантина. Когда видишь Бригантину, душа сразу наполняется романтикой морских странствий. А сколько впечатлений и эмоций будет от посещения самого музея! Мы уже предвкушали встречу с удивительным музеем, но увы…в музей мы не попали, хотя жили можно сказать в двух шагах от него. Оставили посещение на последний день, а в последний день музей по техническим причинам закрылся гораздо раньше, чем было указано в расписании работы музея. Сказать, что мы огорчились, значит ничего не сказать.

Но зато мы попали в музей Марины и Анастасии Цветаевых. Жизнь обеих сестер тесно была связана с Феодосией.

В Феодосию сестры приезжали неоднократно, начиная с 1911 года. Феодосию они хорошо знали и любили. В 1913 году, похоронив отца, сестры принимают решение провести зиму в Феодосии. «Из всех городов прошлого сильнее всего позвал нас город, где мы были счастливы два года тому назад…»- так написала Анастасия Цветаева.

Марина с дочерью и мужем снимали квартиру на улице Анненской, а Анастасия с семьей жили в том же доме, где сейчас находится музей, но только в другой квартире. К сожалению, освободить для музея ни одну из снимаемых сестрами квартир не удалось. Зато городские власти выделили вот это помещение, где и устроили музей.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

В музее воссоздана атмосфера феодосийского жилого дома прошлого века. Музей небольшой, но здесь есть исторические фотографии, вещи, принадлежащие сестрам и просто вещи той эпохи

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Чудом сохранилась обстановка дачи Редлихов, где обитала Марина с семьей. В большом кресле она любила отдыхать, и это кресло здесь в музее.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Экскурсию проводил директор музея, человек, очень увлеченный своим делом. Он так увлекательно рассказывал о Цветаевых, их творчестве, друзьях, быте того времени, что мы слушали его, открыв рты. Столько новых интересных фактов, деталей, полное погружение в эпоху начала прошлого века… Посещение музея оставило неизгладимое впечатление. Будете в Феодосии. обязательно побывайте в этом музее!

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Ну и, конечно, море, нет — МОРЕ! Безбрежная морская даль, сливающаяся с небом, а на горизонте корабли…вот такие картины рисуют художники, а тут все настоящее, живое… Не удивительно, что это море очень любил Айвазовский и оно его вдохновляло на написание бессмертных картин!

На картинах Айвазовского большей частью море бурное, шумное, а нам довелось любоваться спокойным, ласковым морем…

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Как говорил Чехов: «На берегу моря можно жить 1000 лет и не соскучиться!». Как я согласна с ним! Море завораживает, море дарит массу эмоций, море прекрасно во всех его видах и проявлениях!

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Море в Феодосии — «чудесное, синее и нежное», как сказал опять тот же Чехов, и опять трудно с ним не согласиться.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

И набережная — красивая, широкая, чистая, благоустроенная, по которой приятно прогуляться. Названа набережная в честь героев-десантников, которые в 1941 году десантировались в порт Феодосии.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Протяженность набережной — около километра. От начала до конца набережную можно пройти спокойным шагом за полчаса, любуясь морскими просторами и слушая шум прибоя

Что примечательно, здесь нет шумных торговцев, оглушающей музыки. Скорей всего летом набережная становится более оживленной, но нам она понравилась именно такой — спокойной и тихой.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Вдоль широкой дороги установлено много скамеек, куда можно присесть и отдохнуть. А если еще купить крымское мороженое (ооочень вкусное), да еще травяной чай (здесь тоже ооочень вкусный), и смаковать все это, сидя на лавочке и любуясь морем, то отдых превратится в сплошное удовольствие!

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

На набережной можно увидеть интересный объект — памятник генералу Котляревскому. Памятник впечатляет. Мы ничего не знали об этом герое, но около памятника достаточно информации о нем. Великий русский полководец, «кавказский Суворов», мастер ночного боя, герой войн на Кавказе и в Персии, он много раз выигрывал сражения, не имея численного преимущества и буквально совершая невозможное. Даже Пушкин посвятил Котляревскому строки в «Кавказском пленнике».

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

От набережной пляж отделен красивой чугунной решеткой, а от железнодорожной линии — полосой зеленых насаждений. Пляж в основном галечный, и называется он Камешки. На прояжении всей набережной можно купаться везде. Пляжи бесплатные. Летом тут, наверное, отдыхающих полным-полно, а пока пляж пустой.

Феодосия — город Айвазовского, город моря и музеев

Вот такой он, древний и вечно молодой город Феодосия. Если будете в Крыму, обязательно загляните в этот интересный город, он вас точно удивит!

Цикл материалов "Крым 2023"