Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был вчера 23:46

Звенигород — Россия Май 2023

Вернусь снова в Звенигород и расскажу о нашей пешеходной экскурсии по городу, осуществлённой 30 апреля 2023 года, и об увиденных на ней достопримечательностях. Началась она от здания Звенигородского Манежа, в котором мы осмотрели часть экспозиции Звенигородского государственного музея заповедника. Здание Манежа находится на углу улиц Некрасова и Московской.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Затем наше путешествие продолжилось по Московской улице. Сначала мы прошли в конец улицы, где по соседству друг с другом расположены две достопримечательности Звенигорода. Первая из них — это Церковь святого благоверного князя Александра Невского (ул. Московская, 35).

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Строительство этой церкви было начато в 1898 году по проекту архитектора Льва Шаповалова. Белокаменный однокупольный храм с трапезной и двухъярусной колокольней является типичным образцом псевдорусской эклектики. Храм строился четыре года на пожертвования горожан и был освящён в 1902 году епископом Можайским Парфением (Левицким).

Изначально у храма не было своего прихода, и только после закрытия в 1922 году Вознесенской церкви на Нижнем посаде её прихожане были приписаны к церкви Александра Невского, а её настоятелем был назначен протоиерей Николай (Розанов), бывший до этого настоятелем закрывшегося Вознесенского храма. 4 июля 1938 года после нескольких месяцев ареста протоиерей Николай был расстрелян, а в 2002 году его причислили к лику святых новомучеников и исповедников российских.

Вскоре после ареста настоятеля церковь Александра Невского официально закрыли, а её помещения стали использовать гражданские учреждения — от женского общежития до Звенигородского узла связи. В результате храм подвергся многочисленным перестройкам и утратил первоначальный облик.

Русской православной церкви храм вернули только в 1991 году, и сразу после этого начались реставрационные работы. В 1998 году в храме появился второй престол, освящённый в честь преподобного Саввы Сторожевского. К 2002 году был восстановлен внешний облик церкви и завершилось возведение нового иконостаса.

Ныне при церкви Александра Невского действует Православная гимназия имени преподобного Саввы Сторожевского, а также воскресная школа с библиотекой.

Практически напротив церкви Александра Невского в небольшом благоустроенном сквере 17 сентября 2005 года был открыт Памятник преподобному Савве Сторожевскому и князю Юрию Звенигородскому.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Эти две ключевые личности в истории Звенигорода словно встречают с высокого постамента гостей, въезжающих в центр города.

После смерти Дмитрия Донского в 1389 году Звенигородское удельное княжество отошло по завещанию его второму из оставшихся в живых сыну, князю Юрию. Правление Юрия Дмитриевича принято считать расцветом древнего города: при нём Звенигород разросся и превратился в надёжную крепость.

Будучи крестником самого Сергия Радонежского, князь Юрий Звенигородский в 1398 году инициировал основание монастыря, прародителем и первым настоятелем которого стал духовный наставник князя, преподобный Савва. В последствии долгие века Саввино-Сторожевский монастырь был царским богомольем и одной из самых почитаемых российских обителей. К слову сказать, этой обители первой на Руси был присвоен статус Лавры.

Скульптор Андрей Ковальчук изобразил князя Юрия Дмитриевича стоящим в полный рост с устремлённым вдаль взглядом. Шлем в правой руке князя и меч в ножнах символизируют готовность князя защищать свои владения. А преподобный Савва изображён сидящим с раскрытой книгой на коленях. Правая рука святого старца поднята в благословляющем жесте.

Фотографию я не сделал, но отмечу, что перед памятником на тротуаре нанесена карта Звенигорода 1784 года.

Покажу ещё пару фотографий, сделанных в сквере с памятником. Комментарии к ним в подрисуночных подписях:

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

От памятника мы направились по Московской улице к её началу. Недалеко от Звенигородского Манежа находится одна из звенигородских гостиниц с названием «Звенигород». Здание гостиницы советской постройки и его внешний вид непревлекательный. Упомяну о нём лишь потому, что в здании гостиницы находится недорогая столовая-блинная «Вятский край», в котором мы пару раз пообедали:

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

А это вид Московской улицы в районе гостиницы «Звенигород». Улица эта с односторонним движением и широким удобным тротуаром для пешеходов:

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Можно отметить, что в центральной части Звенигорода сохранилось некоторое количество зданий, построенных во второй половине XIX — начале ХХ веков. Одним из таких зданий является так называемая «Аптека Петникова» (ул. Московская, 27).

Этот каменный двухэтажный дом провизора Петникова был построен в конце ХIХ века. Первый этаж занимала аптека. По легенде её мог посещать Антон Павлович Чехов. Этим в рекламных целях воспользовались нынешние хозяева кафе-кондитерской «Здесь был Чехов», находящейся сейчас в помещении бывшей аптеки.

А ещё этот дом знаменит тем, что в ноябре—декабре 1941 года в нём располагалось военно-полевое управление генерала Леонида Говорова, ставшего одной из ключевых фигур в обороне Москвы от фашистских захватчиков. Здесь же в годы Великой Отечественной войны находился штаб коменданта укреплённого городского района Звенигорода.

Следуя далее по Московской улице, мы прошли мимо входа с неё на бывший «Купчий двор». На него мы не заходили, но несколько слов о нём всё же следует сказать.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Купчим двором исторически называют часть города, которую населяло купеческое сословие и здесь же вело торговлю. Сейчас торговый комплекс «Купчий двор» — это дань уважения звенигородским купеческим династиям, самыми известными из которых были Смолины и Купцовы.

Возле двух зданий, принадлежавших ранее купцу Тимофею Купцову, мы затем побывали в ходе нашей экскурсии. Первый из встретившихся нам «Дом Купцова» расположен на Московской улице под номером 16.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Этот двухэтажный особняк Тимофея Купцова был построен между 1874 и 1883 годами, а в 1887 году перестроен. Изначально особняк представлял собой дом смешанного типа: фундамент и нижний этаж были из камня, а второй этаж был деревянным. Но в 1893 году верхний этаж был уничтожен пожаром. Через шесть лет Тимофей Купцов восстановил дом, достроив сгоревшую часть из кирпича. В таком виде дом дожил до нашего времени.

А ещё один дом, принадлежавший Тимофею Купцову (ул. Ленина, 18/1), мы увидели чуть позднее, когда свернули с Московской улицы и оказались на улице Ленина.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Участок под этот дом Тимофей Купцов приобрёл в 1893 году и тотчас же приступил к строительству. В 1899 году он увеличил дом пристройкой. После смерти Тимофея Купцова в 1904 году дом по завещанию перешёл к его супруге Марии Алексеевне. Известно, что в 1909 году она заняла у некоего Петра Чернышёва 2000 рублей, предложив дом в качестве залога. Однако сведений о том, удалось ли Купцовой вернуть долг, или дом перешёл в собственность заимодавцу, не осталось. О дальнейшей судьбе этого особняка и о других его хозяевах тоже ничего неизвестно.

Следующим объектом на Московской улице, о котором нужно рассказать, является «Культурный центр Любови Орловой» (ул. Московская, 11).

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Имя легендарной актрисы советского кинематографа, а потом и театра было присвоено культурному центру неслучайно, так как Любовь Орлова родилась в Звенигороде в 1902 году.

Культурный центр был открыт в исторической части Звенигорода в 2007 году. При нём действует единственная в стране музейная экспозиция, посвящённая жизни и творчеству актрисы. Экспозиция включает фотографии и портреты Орловой, её сценические костюмы и реквизит, музыкальные инструменты, письма и личные вещи звезды советского экрана.

Помимо музея в Культурном центре есть два концертных зала, клуб любителей кино «Синема», работает театральная школа. Вечером 30 апреля 2023 года мы побывали в этом здании, посмотрев в одном из его залов кинофильм «Вызов».

В 2016 году перед зданием культурного центра появился единственный в России памятник Любови Орловой работы скульптора Александра Рожникова. Его установили на средства звенигородцев.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Бронзовая скульптура расположена на постаменте из отполированного гранита. Знаменитая актриса изображена в элегантном платье, полы которого распадаются на киноленты. А голову кокетливо украшает цилиндр с пером, отсылающий к её сценическому образу из фильма «Весёлые ребята».

Мы не отказали себе в удовольствии перед посещением киносеанса запечатлеть «себя любимых» рядом с актрисой:

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Площадь перед зданием Культурного центра Любови Орловой облагорожена и превращена в зону отдыха с фонтаном:

В расположенном по соседству с Культурным центром сквере на Московской улице в память о героях Великой Отечественной войны установлен Мемориал воинской славы с вечным огнём.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

На облицованной гранитом стене высечена надпись: «Павшим за Родину звенигородцам и воинам 5 Армии Западного фронта. 1941 — 1945». Перед стеной установлен памятник советскому воину, на плитах выбиты имена погибших. Перед памятником горит Вечный огонь.

В 2021 году, в канун празднования 80-летия начала битвы под Москвой, рядом с воинским мемориалом появились два новых бюста. Инициатива увековечить память о своих земляках, Героях Советского Союза сержанте Василии Фабричнове и генерале Михаиле Пронине, принадлежала жителям города, на чьи средства и были изготовлены эти памятники:

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Пройдя далее по Московской улице, мы в ещё одном сквере возле дома № 12 увидели «Памятник Антону Павловичу Чехову». Автором памятника стал скульптор Владимир Курочкин. Его установка была приурочена к 150-летию со дня рождения писателя, и открыт памятник был 8 июля 2010 года.

Бронзовая скульптура изображает Антона Павловича сидящим на скамейке. В одной руке он держит трость, а другой гладит собаку. Скульптор изобразил его в зрелом возрасте, каким Чехов был в свой последний приезд в Звенигород в 1903 году, накануне своего 44-летия, за год до смерти. Хотя первое знакомство Чехова с городом состоялось 20-ю годами ранее, когда Антон Павлович некоторое время жил в Звенигороде и практиковал в местной уездной больнице.

Памятник А. П. Чехову выполнен в традициях современной городской скульптуры. На скамейке рядом с писателем можно присесть и погладить его пса, что является доброй приметой:

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Далее мы свернули с Московской улицы и вскоре на Украинской улице увидели два дома, принадлежавших звенигородскому мещанину Михаилу Гомзину (ул. Украинская, 4 и 6).

Эти два дома были возведены в конце XIX — начале ХХ века. Род Гомзиных известен православному миру тем, что к нему принадлежал отец Герман (Гомзин), настоятель Зосимовой пустыни в 1897 — 1923 годах.

Проходя по улице Ленина, я поймал себя на мысли, что в Звенигороде улица с именем вождя пролетариата вовсе не центральная, а более всего похожая на старую улицу провинциального города:

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

По улице Ленина мы вышли на улицу Фрунзе к дому № 41. Здесь сохранился удивительный по красоте «Дом Крога», в котором сейчас размещается «Музыкальная школа имени С. И. Танеева».

В 1898 году московский художник Анатолий Карлович Крог построил в Звенигороде деревянный одноэтажный дачный дом. Будучи большим ценителем и коллекционером русской старины, Крог придал дому черты традиционного деревянного терема. Высокое шатровое крыльцо, мезонин со шпилем и декоративными «бочками», многочисленные резные элементы, ставни на окнах — всё это отсылает к псевдорусскому стилю. Искусствоведы отмечают сходство усадьбы Крога с Царицыными палатами Саввино-Сторожевского монастыря.

После Октябрьской революции в доме размещалась контора Райпотребсоюза, затем уездный комитет комсомола и начальная школа. С 1966 года в усадьбе Крога обосновалась Звенигородская музыкальная школа, которой в 1967 году было присвоено имя композитора Сергея Ивановича Танеева.

Осмотрев «Дом Крога», мы вновь вернулись тем же путём на Московскую улицу и прошли в её начало, где расположен недавно возрождённый Храм Вознесения Господня (ул. Московская, 2А).

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Этот новодельный храм был открыт в 2007 году на месте древнего Вознесенского храма, стоявшего здесь ранее и утраченного в советские годы. Новодел совсем не похож на старый храм, хотя внешне выглядит весьма привлекательно.

Первый письменный документ, в котором упоминается Вознесенский храм, относится к 1624 году. Но проведенные археологические раскопки позволяют утверждать, что деревянная церковь стояла на этом месте ещё в XVI веке.

8 мая 1659 года Нижний посад в Звенигороде охватил большой пожар, в результате которого церковь полностью сгорела, однако вскоре была полностью восстановлена на том же месте. Новый храм тоже был деревянным, и только к 1792 году обветшавшая церковь была заменена каменной. Она представляла собой двусветный одноглавый четверик в стиле классицизма.

В 1812 году храм был разграблен проходящими через Звенигород войсками наполеоновской армии. Его восстанавливали за счёт пожертвований прихожан и средств городской казны.

Второе разграбление храма произошло уже после Октябрьской революции, церковные ценности были изъяты, а помещения храма были переданы разным организациям. Вознесенскую церковь использовали как пункт заготовки зерна и гараж для общественного транспорта. В 1941 году храм было решено полностью разобрать, а кирпич использовать для строительства других зданий.

В послевоенные годы на холме, где ранее располагался Вознесенский храм, был разбит парк. В 1998 году на территории парка в память о разрушенной церкви возвели часовню, а в 2003 году было принято решение воссоздать храм на прежнем историческом месте.

Архитектурные черты утраченной церкви решили не сохранять, и новый храм был спроектирован с пятью куполами и тремя престолами. Таким образом в момент открытия нового храма в 2007 году он стал собором.

От Вознесенского храма по пешеходному мосту, перекинутому через проезжую часть улицы, мы пришли на территорию Городского парка.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

С пешеходного моста видно здание Богадельни Вознесенского храма (ул. Фрунзе, 28).

Богадельнями (или домами призрения) в дореволюционное время называли благотворительные приюты для немощных, калек и одиноких престарелых людей, неспособных к труду. Их чаще всего открывали при храмах, и содержались они на средства частных жертвователей.

Богадельня Вознесенского храма — двухэтажная каменная постройка в стиле классицизма на улице Саввинской (нынешней улице Фрунзе) является одним из старейших светских зданий в Звенигороде. Её строительство было начато в 1850-х годах по инициативе старосты Вознесенского храма, купца Ивана Стариченкова. Для постройки дома призрения Стариченков выкупил землю и оформил её в собственность храма.

Благотворительное заведение было рассчитано на 5 мужчин и 7 женщин из числа духовенства или мещан. Они проживали на первом этаже здания, а квартиры на втором этаже сдавались в наём. Подученные от сдачи квартир средства направлялись на содержание подопечных приюта.

После революции в здании богадельни размещались районный клуб и библиотека. В начале 2000-х годов дом перешёл в частное пользование. Сейчас в здании бывшей церковной богадельни располагается ресторан «Особняк».

В Городском парке, расположенном рядом с Малиновым оврагом, действует несколько тематических зон. Мы побывали в одной из них, названной Колокольной. Со смотровой площадки в ней можно полюбоваться видом на храм, позвонить в била (плоские колокола) и изучить старинную карту местности, размещённую на асфальте:

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Малиновый овраг издавна считается одним из самых живописных уголков Звенигорода. Своё название это место получило благодаря густым зарослям малины на склонах оврага. Правда, некоторые полагают, что дело тут не в малине, а в трелях малиновок — птичек, пение которых часто можно было слышать на территории оврага.

В рамках благоустройства городского парка в 2021 — 2022 годах Малиновый овраг на всём своём протяжении также был благоустроен. По его дну было проложено металлическое покрытие, приподнятое над поверхностью, что превратило овраг в удобную пешеходную дорогу для прогулок.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

По Малиновому оврагу мы пришли на улицу Лермонтова. Здесь сосредоточены Чеховские места Звенигорода.

Дом № 10 на улице Лермонтова называют «Домом Чехова». В нём располагалась Звенигородская уездная больница, в которой в 1884 году Антон Павлович Чехов работал врачом в 1884 году. Некоторые полагают, что он здесь и проживал в это время. Во всяком случае об этом сообщает мемориальная табличка на стене дома. Но документально это не подтверждено. Скорее всего, Чехов снимал жильё в ином месте поблизости.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

По соседству в 1885 году было открыто Новое здание земской больницы, на освящении которого присутствовал Чехов. Больница эта до сих пор действует, и сейчас здесь размещён дневной стационар.

Во дворе больницы в 1954 году был установлен бюст писателя. За несколько десятков лет памятник пришёл в аварийное состояние, поэтому в 2019 году скульптором Алексеем Мельниченко были проведены работы по его реставрации. Сейчас бюст А. П. Чехова выглядит следующим образом:

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

Ещё одним Чеховским местом в этом районе Звенигорода является так называемая «Липа Чехова». Сейчас это благоустроенный мемориальный сквер в Старой Солдатской слободе на Октябрьской улице.

Дело в том, что здесь росла огромная липа, под которой, согласно местной легенде, любил отдыхать Антон Павлович Чехов. Знаменитая липа, к сожалению, не дожила до наших дней. В 2013 году дерево было уничтожено ураганом. Оставшийся на месте памятной липы пень отмечен мемориальной табличкой. А в 2014 году на Октябрьской улице возле пня старого дерева была посажена новая липа.

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

От «Липы Чехова» мы осуществили завершающую часть нашей пешеходной экскурсии по Звенигороду, отправившись на Звенигородское городище, где уже самостоятельно (без экскурсовода) побывали утром на слушании звонов Успенского собора на Городке. Об этом я уже разместил отдельную публикацию, поэтому не буду повторяться, а просто приведу несколько фотографий с комментариями в подрисуночных подписях:

Пешеходная экскурсионная прогулка по улицам Звенигорода

На этом наша пешеходная экскурсионная прогулка завершилась. Мы вернулись обратно к автомобилям, оставленным возле Звенигородского Манежа, и отправились заселяться в гостиницу Саввино-Сторожевского монастыря, посещение которого у нас было запланировано на следующий день, после ночёвки в гостинице. Об этом я сделаю отдельную публикацию.