Турист Тамара Концевая (tamarita)
Тамара Концевая
была 13 февраля 19:17

Реабилитация после мозамбикского кошмара. Танзания.

Танзания Апрель 2012

*  *  *

Проснулась звонким утром, и не поверила, что я в Танзании. Не верю. Я долго лежала, уставившись в потолок. Он был из крашеных досок, плотно пригнанных. Я больше не видела над собой ту, зияющую чернотой, дыру. Она осталась там, в хостале, в Мозамбикской Бейре, и я не буду больше передвигать свою кровать каждый вечер, подальше от неё. Ещё я не буду смотреть туда бесконечно, боясь, что упадёт на меня скорпион, тарантул или сумасшедший. Тучи комаров не станут яростно нападать по ночам, грозя заразить малярией. Теперь у меня есть полог без дыр, красивые плотные портьеры на окнах, вентилятор надо мной и необходимая мебель.

Я лежала, рассматривая свои ладони в кровавых мозолях и изучая синяки на теле. Дотянувшись до косметички, занялась маникюром. Знала уже, что задержусь здесь не на один день. Мне нужен период реабилитации.

Моя спасительница – мусульманка уехала утром в столицу, да и многие покинули гестхауз в одно с ней время. Тихо. Меня никто не беспокоил.

Я стояла под тёплым душем бесконечно долго. Мне некуда спешить и не о чём волноваться. Пью исправно свои таблетки от всех моих недугов. Никуда не хочется идти. Здесь действительно есть Индийский океан и пляж Shangami. Ещё успею.

Температура восстановилась, видимо была от напряжения. Малярийные таблетки перешли в запас.  Пока отдыхаю, перестирала вещи, помыла сумку. Вышла на ресепшен, где хозяин отеля, добродушный толстячок Нямби, вопросительно уставился на меня. А потом спросил:

-  Как ты?

Лучше бы не спрашивал. Видимо мусульманка рассказала ему что-то о нас. Я не смогла сдержать слёзы. Очень себя жалко! Путая все языки, что лезли в голову,  сумбурно описывала пережитое, дополняя всё это жестами. Показывала руки с мозолями и синяки. Голос дрожал, сдерживая рыдания. Я говорила о полицейских - бандитах на границе и о бессонной ночи на р. Замбези, о притоне с деревянной вертушкой на двери и о грузовиках с привязанными к бортам людьми. О воде, которой меня отравили и об огромной чёрной дыре в потолке. О водителях «королях» и о маисе, сыпавшемся градом на дорогу. О речных пиратах и о дырявой лодке. О том, как умоляла  пассажиров в ней, быстрее черпать воду, боясь утонуть.

Потом призналась, что совсем не умею плавать, и затихла.

Нямби, прижав руки к лицу, повторял только одно слово:

-  I'm sorry!  Sorry, sorry, sorry…

Он извинялся не за себя,  он извинялся за них.

Двое суток я не улыбалась, не хотела смотреть на людей, и двое суток не ела, только таблетки. Думаю, что это не срок. Бывает и хуже. Нямби старался мне во всём угодить, и первому, я улыбнулась ему.

ОКЕАН!

Третьим днём, совсем ранним утром, по прохладе, отправилась на океан.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

На улицах было ещё безлюдно, солнце всходило, просвечиваясь сквозь кроны пальм,

редкие встречные приветствовали:

- Джамбо! Карибу! ( Привет! Добро пожаловать!)

Пересекла несколько улиц и тропинкой через пустырь.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

На расчищенной площадке огромные сетчатые мешки, набитые пустыми пластмассовыми бутылками, приготовленными на вывоз.

Так вот почему в гестхаузе весь пластик собирают отдельно. За пустырём снова начинается городок.

Это и есть центр, где сосредоточены офисы, банки и единственное турагентство. В последствии деньги меняла в местном банке, но курс был 1562 шил. за доллар, это гораздо ниже, чем в аэропорту столицы. Вернее нет, ошибочка вышла. Официальной  столицей является г. Додома, где число жителей не достигает даже 500 тыс.,  а я имею в виду Дар эс Салам, насчитывающий более 2.5 млн. ч., куда прилетают самолёты со всего мира и который хочется назвать столицей.

Здесь же, в центре г.Чиконголы, по которому я иду, сосредоточен весь мелкий транспорт, вроде велосипедов, бодяджи и маршруток. Да и народу здесь побольше, все они движутся в одном направлении, в сторону океана.

Почти всё население, мусульмане.  Женщины в ярко повязанных головных уборах, в цветастых юбках и с пластмассовыми тазиками в руках или на голове.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

Было ясно, что идут они на рыбный рынок,

что на берегу, о котором меня просветил Нямби.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

Мимо башни с часами, мимо площади, мимо стоянки такси, мы все идём в одном строю.

Вдоль дорожки продают вещи, они развеваются на ветру, как праздничные флаги, подвешенные на верёвочки к сучьям огромных баобабов.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

Эта разновидность баобабов имеет зелёную крону, которая даёт тень, в отличие от тех, что в сухих саваннах топорщатся коряжистыми сучьями, похожими на корни, как – будто перевёрнутых деревьев.

Впереди вижу цель. Берег кишит людьми и транспортом.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

Ночные рыбаки свозят сюда рыбу и прямо с лодок продают.

Народ стоит по колено в воде, в надежде первыми встретить улов.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

Здесь же под навесами готовят завтрак, а позже будут жарить рыбу и варить супы к обеду.

Вкусный танзанийский чай, с корицей и гвоздикой, пью из большого стакана, а к нему нарядные пирожки и масляные блинчики, тесто для которых раскатывают на деревянной доске, а не льют жиденько на сковороду, как мы. Мимо снуют рыбаки с экзотическими видами рыб,

тащат тунцов

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

и кальмаров, креветок, лангустов и анчоусов в тазиках. Громко торгуются, выкрикивая цену.

Меня обзывают «мзунгу».

Здоровенный скат брошен на песок,

рыбы – попугаи разных расцветок,

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

жёлтые, красные, сине – зелёные.

Мурены с острыми зубами и даже морские змеи. Неужели едят?

А океан! Какой океан!

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

Индийский, и очень синий! Здесь не бывает приливов и отливов, море не уходит, всегда полный штиль, даже нет намёка на волны.

С таким явлением природы я встретилась впервые, это место специально для меня.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

А всё потому, что практически вдоль всего побережья Восточной Африки, лежат архипелаги сказочных коралловых островов, которые принимают удары океанических волн на себя,

а берегам достаются едва заметные всплески и лёгкие волны, как в Мозамбике.

Вода настолько тёплая, что даже не охлаждает ноги.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

Коралловые рифы выходят прямо на поверхность,

босиком не походишь,

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

но много и песчаных пляжей,

море прозрачное и влекущее.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

По берегу огромное количество крупных ракушек, в которых затаились крабы, изредка показывая ярко - оранжевые клешни. Трудно найти пустую, нашла. Вся рогатенькая с завитушками.

Кораллы разных видов, есть даже зелёные с иголками, точь - в -точь кактус.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

Теперь я каждое утро, спозаранку,

хожу на океан,

пока прохладно.

Реабилитация после мозамбикского кошмара.  Танзания.

В столь раннее время ещё не все рыбаки вернулись,

я успеваю понежиться в его водах. Потом не дадут, соберутся толпой, а женщины рыбными тазиками закидают. Ведь народ здесь туристом не избалован,

поэтому быть осторожной с мусульманами, не помешает.

Даже сделать снимок, теперь каждый раз спрашиваю разрешения, иначе у них толи рыба ловиться не будет, толи продаваться.