Турист Олег (OlegBel)
Олег
был сегодня 11:26

Мичуринск — Россия Апрель 2022

Только немногие искушенные туристы знают, что до 1932 года город Мичуринск именовался Козловым. Вот и мы тоже не знали.

А город был богатый. Козлов основан по указу царя Михаила Фёдоровича от 5 сентября 1635 года как укреплённый пункт для обороны Рязани. В 19-ом веке в городе процветала торговля хлебом, скотом, шёлком, сукном, солью, имелись и кустарные промыслы. Во второй половине 19-ого века возникает переработка сельскохозяйственного сырья (мельницы, винокуренный и салотопенный заводы, табачные фабрики, элеватор). К концу века в Козлове было 2 чугунолитейных завода, колокольный завод, крупные железнодорожные мастерские. В город рано пришла железная дорога, она даже называлась Рязанско-Козловская линия железной дороги. Столь длинное вступление с перечислениями понадобилось именно для того, чтобы понять богатство и размах города.

Богатство города можно понять (измерить), взглянув на его храмы. На главной площади Мичуринска красуется храм Ильи Пророка. По величине, высоте и красоте не очень соответствующий уездному городу, колокольня вообще близка к колокольне Петропавловской крепости. И не мудрено: проект заказывали в Санкт-Петербурге.

Ода городу Козлову

Но если посмотреть дореволюционные фотографии Козлова, то Ильинская церковь просто теряется по сравнению с рядом находившимся огромным Покровским собором. Собор, в советские времена (знамо-дело) разобрали, а из церковных кирпичей построили кинотеатр «Октябрь», на этой же площади, замечательный образец конструктивизма.

Другой собор Козлова — Боголюбский кафедральный собор, авторства Константина Тона, вмещающий до 5-ти тысяч человек и являющийся уменьшенной копией Храма Христа Спасителя, вообще сбивает с ног своим размахом. Заметьте: в Москве мы имеем «лужковскую» копию собора, а в Мичуринске стоит себе и радует глаз.

Ода городу Козлову

В Козлове был (и есть) свой театр. На открытие козловские меценаты пригласили артистов МХТ, которые в день премьеры показали чеховского «Дядю Ваню» с участием Качалова и Книппер-Чеховой.

Теперь переходим «на личности»: на известных людей, связанных с Козловом фактом своего рождения или проживания. С большим отрывом лидирует, естественно, Мичурин. Культ Мичурина тут такой, что даже город был переименован при жизни ученого. В нынешних реалиях имя Мичурина носят НИИ, образовательный институт, ну и по-мелочи: улицы, памятники и т. д. Не поймите нас превратно, это замечательно, что именно благодаря известному земляку город развивается и в 2003 году был объявлен наукоградом. Кстати, яблоки здесь действительно не только на картинках и заставках, а везде: в кафе пробовали очень вкусный хлеб на яблочной закваске. Дом-музей Мичурина находится за рекой с поэтическим названием Лесной Воронеж. Домик скромный, сад вокруг огромный и всё это живёт и цветёт усилиями нескольких сотрудников музея. Титанический труд, низкий поклон за самоотверженность.

Ода городу Козлову

Шкаф подаренный Калининым М. И.

Речка отгораживает питомник от города. Но через нее перекинут пешеходный мостик.

Ода городу Козлову

Дом-музей достижения мичуринской науки П. Н. Яковлева (ученика Мичурина)

Спуск к реке

Ода городу Козлову

Могила И. В. Мичурина в центральном сквере, в котором разбит колекционный сад.

Вторым известным уроженцем Козлова был художник Герасимов, увенчанный всеми возможными премиями и орденами, известный старшему поколению картиной, нареченной в народе «Два вождя после дождя» («Сталин и Ворошилов в Кремле»). Но есть у него и другие, менее официозные картины, например, «Мокрая терраса», милые пейзажи, натюрморты, портреты. В Мичуринске есть дом-музей Герасимова, с милыми приметами купеческого быта и выставочный зал с его картинами.

Жизнь здесь спокойная и неторопливая, дворы и улицы украшены многочисленными деревьями и палисадниками. Во всём чувствуется причудливый вкус русского купечества. Приехав сюда вы окунётесь в атмосферу русского уездного города, настоящей купеческой старины: пройдите по тихим улочкам, загляните в окна каменных домов, где на первом этаже располагались лавки и магазины, а на втором — жили гостеприимные хозяева, где всё сохранилось в первозданном виде — и вам обязательно захочется сюда вернуться!

P. S. Также Мичуринск удобно рассматривать в качестве отправной точки для дальнейшего путешествия по Тамбовской области. Мичуринск — это крупный железнодорожный узел, здесь целых два вокзала: Мичуринск-Воронежский и Мичуринск-Уральский (не перепутайте). Из Москвы ходит комфортабельный, двухэтажный поезд, который за 4 часа домчит вас до города Козлова.