Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Хой, Аргун, Шали, Грозный — Россия Май 2023

Когда есть три полных свободных дня и можно не ходить на работу — хочется срочно куда-то вырваться и сменить картинку, причем вырваться обязательно туда, где еще не был, где тепло, красиво и вкусно. Куда же? Таких мест сотня! В связи с особенностями передвижения сейчас в Европу не махнёшь, слишком непросто с логистикой, тогда смотрим что соответствует нашим запросам по России. И тут у нас с мужем происходит такой диалог:

— О! А полетели в Чечню!

— А почему в Чечню?

— А почему не в Чечню? Мы там не были, там тепло, вкусно и судя по отзывам на туристере красиво.

— Нуууу, если по отзывам на туристере — тогда полетели.

Три чеченских дня было у меня

Промахнулась я только с опцией «тепло». Точнее не совсем так, в день нашего прилета было по-настоящему тепло, +25, солнышко и полный кайф. А вот следующие два дня температура резко упала до 10–12 градусов, моросил мелкий дождик, а в горах и вовсе было около нуля, мокрый снег и град. Но это в целом никак не повлияло на впечатление о республике. Мы остались в полном восторге, нам не хватило времени, и мы решили, что просто необходимо приехать туда еще раз.

Что нам удалось увидеть и узнать за три полных дня. В этой части я покажу примерный маршрут и основные локации, а потом уже буду рассказывать подробнее что к чему.

Грозный

Город, отстроенный за последние 20 лет с нуля. Конечно, в нём не сохранилось совершенно никаких исторических построек, хотя история региона очень древняя. Зато всё. что построено — удобно, функционально и современно. Чеченцы — самый крупный коренной народ Северного Кавказа, и что для меня было удивительно — по результатам переписи населения численность чеченцев в России на третьем месте после русских и татар. Сейчас Грозный это современный, очень чистый и гостеприимный город, с отличными дорогами, проспектами, инфраструктурой, очень зеленый и уютный, с огромным количеством парков. Забавно, что ультрасовременные объекты соседствуют с условно историческими. Смотрится это…. ну, скажем, необычно.

Три чеченских дня было у меня

Центральная композиция города — это мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова. Она строилась в период 2006–2008 годов и считается одной из самых больших мечетей мира, вмещая в себя около 10 тысяч человек. Выполнена мечеть в классическом османском стиле, окружена парком, фонтанами, и очень напоминает голубую мечеть в Стамбуле.

Мечеть эта стоит на набережной реки Сунжа, по другую сторону которой расположен комплекс высоток «Грозный сити».

Три чеченских дня было у меня

Это комплекс из семи «небоскрёбов» разной этажности от 18 до 40. В башнях расположены и квартиры, и офисы, и гостиница «Грозный сити», ресторан под куполом (кстати единственный в республике, где подают алкоголь), бассейн, спа-центр, тренажерный зал. В общем город в городе. Поволить себе там жить могут вероятно люди не бедные, с учетом того, какие там авто на территории.

Самая высокая из башен называется «Феникс» по аналогии птицы, восставшей из пепла. Она считается третьей по высоте в России за пределами Москвы и Екатеринбурга.

В одной из башен Грозный-Сити есть смотровая площадка на 39-м этаже. Площадка не для слабонервных, до 39-го этажа ты едешь на лифте, а вот потом поднимаешься по очень крутой и неудобной лестнице, да и ограждения наверху весьма условные. Со смотровой весь город видно как на ладони, но фотографировать можно в трех направлениях, в сторону резиденции Рамзана Кадырова снимать нельзя, за этим тщательно следит охранник, и лично меня попросили один кадр удалить.

По другую сторону от мечети — большая площадь — площадь Ахмата Кадыроав, на которой установлена стелла «Город воинской славы» — она возведена в 2015 году, когда Грозному было присвоено звание города воинской славы.

Три чеченских дня было у меня

Рядом расположен мемориал сотрудникам силовых структур, погибших в последние годы в борьбе с терроризмом. На 38 черных плитах с неровными краями высечено 624 имени представителей полиции, духовенства, глав администраций сел и городов.

В центре композиции 70-тонная глыба со словами первого президента Чечни «Пусть восторжествует справедливость». На этом месте, а точнее на месте центрального камня, раньше был тринадцатиметровый бронзовый памятник Ахмаду Кадырову работы Зураба Церетели. Это был монумент в традиционной чеченской папахе, с мусульманскими чётками в руках и простоял с 2005 по 2009 год, но Рамзан Кадырову распорядился памятник убрать. Он поблагодарил Церетели, но сказал, что такое поклонение не соответствует традициям ислама. Кроме того, памятник был утстановлен ровно напротив мечети, а когда верующие совершают молитву — они должны быть обращены в сторону Мекки. И получалось так, что молящиеся обращены в сторону памятника, а это как то нехорошо.

Из примечательного на этой площади — знак нулевого километра, установленый в 2003 году, а так там собираются вечером горожане, гуляют с детьми, катаются на качелых, на машинках.

Три чеченских дня было у меня

«Цветочный парк» мы смотрели в холодный день, и весна в этом году видимо поздняя, цветов в нём почти не было, но летом в нём должно быть очень мило.

Церковь Архангела Михаила — единственный православный храм в Чечне.

Три чеченских дня было у меня

99% населения в республике проповедуют ислам, но этот храм имеет историческое значение. Впервые он был построен в 1868 году на деньги русских и армянских купцов, но разумеется практически был сполностью разрушен в период первой и второй чеченских войн. Вход в храм — как в аэропорт, с полным досмотром — это после теракта в 2013 году, когда погибло несколько прихожан.

Я уже выше говорила, что в Грозном очень много парков. Нас же очень порадовало, что в Грозном очень много детских развлечений!

Парк Ахмата Кадырова — это парк с большой площадью для прогулок и отдельной зоной с аттракционами, батутами, тиром и всевозможными детскими заманухами.

К парку примыкает Грозненский зоопарк.

Три чеченских дня было у меня

Самыми милыми в зоопарке были месячные медвежата, которых при нас смотритель кормил из бутылочки и восхитительная львица.

Три чеченских дня было у меня

Парк динозавров «Дино Юрт» — напомнил мне подобный в Турции и в Евпатории, в целом обычный, но детям нравится.

Три чеченских дня было у меня

Грозненский дельфинарий порадовал нас огромной игровой комнатой на -1 этаже, но разочаровал несоответствием расписания на сайте и в реальной жизни.

На сайте дельфинария было написано, что представления у них в 15.00 и 19.00, но оказалось, что по факту оно в 14.00 и поэтому на представление мы не попали. Зато детскую комнату обследовали вдоль и поперек.

Три чеченских дня было у меня

За пределами столицы мы тоже кое-что успели посмотреть.

Аргун

Название города на чеченсокм языке звучит как Устар-Гардой. Устар — это мастер, а гардой — вид клинка. Т. е. дословно название города переводится как город мастеров, кующих клинки. В городе есть такой же как в Грозном квартал Аргун-сити — башни построенные в той же стилистике, но основная достопримечательность — это мечеть «Сердце матери» имени Аймани Кадыровой — единственная в России мечеть построенная в стиле хайтек.

Три чеченских дня было у меня

Она была открыта в мае 2016 года. Эту мечеть местные жители критикуют во всю, во-первых потому, что она названа женским именем, а во-вторых из-за её внешнего вида, коренным образом отличающегося от классического. Не знаю, мне она показалась восхитительно красивой.

Шали

Шали — это еще один город недалеко от Грозного. В нём, конечно же тоже есть свой центр — Шали-сити, и тоже сделан по образу и подобию грозненского. Но основная центральная достопримечательность города это чеченский Тадж-Махал, мечеть «Гордость мусульман» имени пророка Мухаммеда — самая большая в Европе, которая может вместить 30 тысяч человек.

Три чеченских дня было у меня

Уникальное здание, покрытое белым мрамором, украшенное золотом и кристаллами Сваровски. Вокруг разбит парк с фонтанами и розарием.

Невероятное сооружение, аж дух захватывает.

Кезенойам

Кезеной-ам это уникальное, неповторимое и фантастическое озеро на границе Дагестана и Чечни. Про озеро есть красивая легенда.

Три чеченских дня было у меня

На месте нынешнего озера когда то был аул Кезеной. Жиели аула забыли бога и традиции своих предков. Как то раз с неба спустился ангел, и обратившись в путника обошел все дома прося пищи, крова и приюта. Но никто ему не помог, местные жители его прогнали с собаками. И вот в самом конце ангел зашел в дом, стоящий на отшибе аула. Это был дом бедной вдовы. Вдова очень обрадовалась, накормила гостя, напоила, и уложила спать в своей постели. (учитывая, что нам рассказывал легенду гид чеченец я еле-еле удержалась от комментария. что логично же всё — вдова, одна, а тут мужик…) Утром путник признался вдове, что никакой он не путник, а ангел, посланный богом, чтобы испытать кезенойцев. И сказал, что за то, что местные жители такие злые — бог их накажет, земля разверзнется, поглотит всё селение, и на этом месте будет озеро, которое будет существовать вечно. А вдове велел собрать вещички и бежаьт куда-нибудь повыше, в горы. Ну, собственно так и случилось — как только вдова отбыла на безопасное расстояние со своими пожиткамти — земля разверзлась и образовалось озеро. С научной точки зрения причиной образования озера стало землетрясение.

Когда мы подъехали к озеру — был дождь с градом и чудовищный ветер, поэтому мы его осмотрели очень бегло, и сказали себе, что обязательно повторим визит в летнее время. Потом я увидела, что на берегу озера даже есть отель и база отдыха, правда с дагестанской стороны. Несмотря на наличие базы отдыха — купаться в озере нельзя, вода там не прогревается выше 17 градусов. Зато в нём водится роскошная форель.

Хой

Хой называют городом стражников.

Три чеченских дня было у меня

Это реконструированный город, не настоящий, хотя часть фундаментов стен там сохранились с 12–19 веков.

Сделано очень красиво, город над ущельем, и там хочется побродить опять таки в хорошую погоду, никуда не торопясь.

Три чеченских дня было у меня

На территории есть две мечети, две боевые башни, реконструированы сакли, показан быт чеченского народа в древние времена.

Хой считанется историко-архитектурным комплексом и охраняется государством.

В целом за три дня на мой взгляд мы посетили немало. В планах на следующий визит у нас исторический музей, который сейчас на реконструкцтт, повтороное посещение Кезеной-ам и города стражников, а из нового — Аргунское ущелье и водопады. Теперь главное выбрать удачное время для визита.