Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:19
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Шатура — Россия Апрель 2023

В 90-х один мой приятель имел под Шатурой дачу и на лето отправлял туда семью. До Шатуры доезжали на электричке, далее садились на местный поезд, именуемый в народе Кукушкой.

Имея пару прицепных вагонов, он ходил по одноколейке и останавливался возле дачных посёлков по принципу такси. Тормознули — посадил, нет — проехал мимо. Кто сходил, заранее сообщали об остановках. Поезд курсировал три раза в неделю, а выехать по просёлочным дорогам было затруднительно.

Та самая Шатура

Дачный посёлок состоял из пяти домов. Свет был, но его часто отключали. Когда это происходило, наступал праздник для комаров.

Толик работал в Москве, навещая семью периодически. Как в отрыве от цивилизации выживали жена и дочка моего приятеля, до сих пор не понимаю? К Робинзонам я так и не съездил, о чём после жалел. И вот теперь, по прошествии времени, захотелось посетить Шатуру.

Добраться проще всего на электричке. Она отправляется с Казанского вокзала. Как вариант, можно сесть на Электрозаводской.

Шатура за 101-ым километром и потому на выходные домой контингент едет ещё тот. Нет, не все, но колоритных персонажей хватает. И беготня из вагона в вагон на остановках от контролёров до сих пор продолжается.

В 1963 г. Высоцкий сочинил шутливую «Песенку об антисемитах», где были такие слова:

«По Курской, Казанской железной дороге

Построили дачи — живут там как боги…»

С тех пор многое изменилось. Вдоль Рублёвки, Новой Риги, по Киевскому и даже по Горьковскому шоссе в глаза бросаются особняки и богатые дома.

Здесь, через 30 км. от Москвы, началась деревенская Россия. После часа пути селения появлялись всё реже и реже. За окном мелькали болота и затопленный лес — знаменитая Мещёра, многократно воспетая художниками и писателями.

Мещёрская низменность занимает северную часть Рязанской области, южную — Владимирской и восточную — Московской области, в связи с чем различают Подмосковную, Владимирскую и Рязанскую Мещёру.

Та самая Шатура

Станция Шатура крупный железнодорожный узел.

От неё в разные стороны расходится великое множество одноколеек. Их прокладывали, когда разрабатывали торф. В довоенное время протяжённость ж/д путей в Шатурском районе составляла 400 км.

Та самая Шатура

Главной целью визита являлся Кривандинский мегалитический комплекс. Дождавшись автобуса, а отправился в Кривандино.

На обратном пути до вокзала не поехал. Вышел раньше и начал изучать город.

Та самая Шатура

В 1936 г. рабочий посёлок Шатура получил статус города. Купеческих особняков в Шатуре нет. Самыми старыми являются здания 20-х годов.

Центральная площадь носит имя Ленина, и вождь мирового пролетариата её главная достопримечательность.

Та самая Шатура

К площади примыкает РДК им. Нариманова.

Справа от него информационный стенд рассказывающий историю города.

В воздухе витал запах краски. Шатуряне подметали улицы, опиливали деревья, приводили в порядок скамейки и заборы.

Та самая Шатура

На момент визита в стране проходил субботник, который в прежние времена называли Ленинским. Молодёжь не помнит, а между тем 22 апреля — День Рождения Ленина. Возле бронзового Ильича проходил митинг. Дети ВОВ пришли почтить память Владимира Ильича: читали стихи, говорили пламенные речи.

Какое-то время я находился рядом, но далее отправился в музей. Время поджимало, в субботу он до 15 часов, и мне хотелось туда попасть.

Шатурский краеведческий музей основан в 1987 году в канун 70-летия Великого Октября. На первых порах размещался в бывшем военкомате. В 2008 г. переехал в красивое здание с колоннами на Комсомольской площади.

Районная администрация выкупила первый этаж для музея у торфотреста, отремонтировала и сделала перепланировку. Справа от входа мемориальные плиты с именами погибших в ВОВ.

Слева памятник «Работницам торфяных заготовок». На постаменте простенько одетая женщина несёт корзину с торфом, придерживая её на плече.

Памятник уникальный, посвящён труженицам Шатурской ГРЭС прилагавшим титанические усилия, чтобы поддержать фронт из тыла.

В музее только-только окончилось детское мероприятие. Анна перемывала столы и оттирала после детей краску, но для меня с удовольствием провела экскурсию.

Та самая Шатура

После я изучал экспозицию самостоятельно. Один из залов рассказывает о крестьянском быте.

Сотрудники музея создали инсталляцию крестьянской избы и наполнили её экспонатами.

Рядом стенды, где рассказывается о церквях района и о священниках.

Та самая Шатура

Почти все батюшки оказались расстреляны в 30-ые годы.

Следующий зал посвящён природе.

Та самая Шатура

В здешних лесах до сих пор обитает множество птиц и животных.

Древние люди по берегам местных озёр жили издавна. Это подтверждают кости мамонтов и орудия труда первобытного человека.

Сельцо Шатур впервые упоминается в 1423 году, после фигурирует в духовной грамоте Ивана III в. 1504 году.

Та самая Шатура

Какой-то особой роли в истории сельцо не оставило. Шатура известна благодаря торфу — это и есть главная тема музея.

Торф — осадочная рыхлая горная порода, находящая применение как горючее полезное ископаемое. Торф образуется в процессе естественного отмирания и неполного распада болотных растений в условиях избыточного увлажнения и затруднённого доступа воздуха. Они разлагаются не полностью, как в почве, а частично. Остатки из года в год накапливаются.

Торф улучшает плодородие почвы. Из верхового, реже из низинного разложившегося, заготавливаются торфяная земля и торфяной перегной, используемые в садоводстве. Помимо садоводства торф применяется в качестве топлива.

Торф верховой образуется разложением мха, сосны и пушницы при участии влаги. В его составе нет сорняков и паразитов. Это одна из причин, по которой ему нет альтернативы при обустройстве теплицы и в качестве подстилки для скота.

Торф низменный формируется под воздействием грунтовых вод, которые разлагают мох, ольху и осоки. Его добывают в низменной местности, отсюда и название.

Та самая Шатура

Существуют разные способы добычи: гидравлический, машино-формовочный и фрезерный.

Местный художников подарил музею картины, где наглядно показал способы добычи.

Гидроторф — гидравлический способ при помощи гидромеханизации. Торфяная залежь размывается струёй высокого давления и высасывается торфососом. Этот способ, изобретённый в 1914 году инженерами Р. Э. Классоном и В. Кирпичниковым, получил развитие в 20-х и 30-х годах и способствовал созданию крупных торфяных предприятий.

В музее есть картина, как 27 октября 1920 г. Ленин вместе с Крупской, Красиным, Дзержинским и другими партийными и государственными деятелями присутствует в Свердловском зале Кремля на докладе инженера Классона о гидравлическом способе добычи торфа и просмотре первого советского научно-технического фильма «Гидроторф».

Та самая Шатура

К здешнему торфу присматривались давно, но не могли начать производство. 28 июня 1782 г. вышел манифест Екатерины II, в котором она установила частную собственность на недра. Промышленники не могли разрабатывать что-либо, не получив разрешения хозяев земли. Манифест действовал до 1917 г.

С самых первых дней установления Советской власти отрезанные от Донбасса большевики обратили внимание на возможности Шатурского топлива. 1918 г. считается датой основания Шатурского торфопредприятия.

Заработать в послереволюционные годы было проблематично, а здесь платили. Со всей страны стали приезжать люди. Для них строили жильё, что дало толчок развитию города.

Это теперь многое делается с помощью машин, а раньше труд был по большей части ручной. На массивах, где намечалась добыча, вырубали берёзовую поросль и ровняли землю.

Многие мужчины погибли на фронтах. Женщины, дабы прокормить детей, устраивались на торфоразработки. На очищенной местности они вручную «ципковали» породу и укладывали сушиться, вначале змейкой, а после «поленницей».

Просохший торф сносили корзинами и складывали в штабеля. Вес корзины доходил до 20 кг. В музее одна из таковых представлена. Я попробовал поднять — получилось с трудом. А между тем женщины за смену перетаскивали тонны брикетов.

Торфяные блоки грузили в вагончики и отправляли по ж/д. Торф нужно было убрать в сухую погоду. Работали от зари и до зари, с апреля по сентябрь.

Когда поднимался ветерок, торфяная пыль забивала глаза и носоглотку, что часто вызывало кровяной кашель. Мне продемонстрировали кадры кинохроники. Адский труд!

Торфоразработчицы почти всё время ходили в спецодежде, за что их называли торфушками.

Строительство Шатурской ГРЭС началось в августе 1919 г. На первых порах сооружалась временная станция с целью изучения экономического сжигания торфа и электроснабжения торфоразработок.

Первая советская электростанция, работавшая на торфе, была торжественно открыта 25 июля 1920 г. Лучшим работникам вручили медали. Это были одни из первых советских медалей и отлиты они оказались с ошибкой — «Память открытия ШаДурской район. электростанции».

После успешного завершения опытов в июле 1923 г. началось грандиозное строительство завершившееся в сентябре 1925 г. Мощности новой электростанции составили 48 тыс. кВт. Шатурская ГРЭС в те годы считалась мощнейшей в стране и самой экономичной в мире.

Думаю, многие вспомнят фотографию из журнала Огонёк от 1925 года, как крестьянин завинчивает лампочку Ильича. Она сделана в деревне Ботино (ж/д станция после Шатуры). Появлению электричества Ботино обязано Шатурской ГРЭС.

Следующая экспозиция посвящена ВОВ. Боевых действий на территории района не было, но война стороной Шатуру не обошла, а Шатурская ГРЭС снабжала электричеством Урал.

После я вновь отправился гулять по городу. Неподалёку от музея административное здание Шатурской ГРЭС 1925 г. постройки. На открытие приезжали Калинин и Троцкий. На митинге Лев Давыдович призвал энергетиков топить так, чтобы мировому капитализму стало жарко.

В настоящее время внутри музей Шатурской ГРЭС куда попасть можно только по предварительной договорённости.

Изюминкой города по праву считается улица Винтера, состоящая из аккуратных домиков.

Та самая Шатура

Они построены для рабочих и руководства одновременно с электростанцией. Глядя на дома, может показаться, что ты не в Подмосковье, а в Германии. Всё правильно, строить помогали немцы, а инженер Винтер курировал всё и вся, вплоть до мельчайших деталей.

Домам почти сто лет, но они прекрасно сохранились.

Улицы Винтера, 1 мая и Ударников образуют сквер, где установлен памятник Ударникам, один из самых первых монументов города.

Та самая Шатура

Продолжая тему застройки, отмечу, Шатура по большей части состоит из советских зданий. Есть дома довоенные, построенные пленными немцами, сталинки, хрущёвки и брежневки. Современные тоже есть, но их не много.

По последним данным население города 38230 жителей. Молодёжи много, депрессивного впечатления Шатура не производит.

Москвичам памятен 2010 год, когда вокруг Шатуры горели леса и дымом заволокло Москву. Торф Мещёры периодически горит и особенно в сухую погоду.

Здешняя земля чёрная-пречёрная. Шатура стоит на торфе, и он может вспыхнуть от брошенной сигареты, от искры, от удара молнии. Самое страшное это подземное возгорание, его очень сложно тушить.

Если в советское время болота осушали для торфоразработок, то в настоящем последние приказали жить долго. Теперь торф нужен по большей части как удобрение. Как топливо его почти не используют.

Знаменитый пожар 2010 г. пришёлся на период президентства Д. А. Медведева. Дмитрий Анатольевич сделал ряд распоряжений, многие из которых свелись к затоплению осушенных болот.

Шатурские озёра красивейшая загадка Мещёры. По одной из версий, они возникли из единого озера. Оно обмелело, и образовались участки суши. Со временем это привело к формированию озёрной группы.

Та самая Шатура

Озеро Святое входит в тройку самых больших в Подмосковье.

Его разделили дамбой, благодаря чему образовалось примыкающее к Шатурской ГРЭС озеро Тёплое.

Та самая Шатура

Так незаметным образом мы вновь вернулись к теме электростанции. После введения в эксплуатацию она неоднократно реконструировалась, что дало возможность использовать не только торф, но и мазут, уголь, газ.

В 2006 году были снесены старые машинные здания постройки 1920-х годов, последнее время использовавшиеся под котельные. На освобождённой территории начато сооружение нового блока.

В 2010 году немецкий концерн E.ON и его дочерняя компания ОАО «ОГК-4» осуществили официальный пуск нового парогазового энергоблока мощностью 400 МВт

В первом квартале 2019 года произведена перемаркировка парогазовой установки, в результате чего мощность электростанции достигла 1500 МВт.

В настоящем электростанция работает не только на газе, но и на угле, который привозят с Донбасса. Если верить официальным лицам, экологическая обстановка в норме.

Городской парк оказался заполнен шатурянами самого разного возраста. Колесо обозрения поднимало наверх желающих, работали аттракционы, на центральной сцене должен был начаться концерт.

Понравился памятник тепловозу. Его установили в парке в начале 2000-х. Он представляет подлинную машину, выведенную из эксплуатации.

Узкоколейный тепловоз ТУ7 спроектирован в начале 1970-х. Он пришёл на смену более старым ТУ4 и ТУ2. Тепловоз в открытом доступе. Детвора с удовольствием залезает на него для изучения.

Та самая Шатура

Ещё одна достопримечательность — зенитная пушка КС-2. Она установлена у входа в парк в честь 232-ого зенитно-артиллерийского дивизиона.

С октября 1941 г. начались налёты немецкой авиации. Зенитчики защищали Шатурскую ГРЭС и железную дорогу, соединявшую столицу с Дальним Востоком. Вокруг пушки 14 мемориальных стел с именами Героев.

Та самая Шатура

На проспекте Ильича запомнился памятник Участникам ликвидации радиационных аварий и катастроф.

Когда я дошёл до вокзал, то обнаружил, что электричка на Москву ушла за пару минут до этого. Следующая отправлялась через час.

Дабы заполнить время, зашёл перекусить в бывший Макдональдс, который, сбросив буржуйские оковы, стал KFC. На количестве посетителей переименование не отразилось.

После посетил местный рынок, прогулялся до стелы Воинам-интернационалистам. За памятником кирпичик за кирпичиком тянется к небу Никольский храм. Работы обещают закончить в 2024 году.

Та самая Шатура

Мне моя поездка в Шатуру понравилась. В электричке я провёл более пяти часов, но получил массу впечатлений!