Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 9:00

Ницца — Франция Апрель 2023

За единственный день, проведённый в Ницце, мы увидели и успели так много, что я вряд ли смогу уложиться в один рассказ. Однако, ещё больше мы не успели, и, похоже, придётся поместить этот город в свой личный список «недосмотренного».

В утренние часы Ницца, согретая лучами встающего солнца, особенно эффектно смотрится с Замкового холма. С этой возвышенности открывается панорамный вид на Английскую набережную, Старую Ниццу и порт.

Тёплые краски Ниццы

Многие здания Ниццы окрашены в разные оттенки жёлтого, наверно поэтому в ясное утро кажется, будто проснувшийся город сам излучает солнечный свет.

Блестящий купол (посередине фото) крытый лаковой черепицей по генуэзской моде, что так напоминает итальянские церкви, принадлежит Кафедральному собору св. Репараты. Находясь возле собора купол так хорошо не разглядеть.

Когда-то именно с холма Шато де Ницца город и вырос.

Панорамная площадка на холме Шато де Ницца

Сейчас остатки старого замка используются для проведения различных мероприятий, концертов и танцевальных представлений, а подъем к нему превращается в приятную прогулку по ландшафтному парку.

Тёплые краски Ниццы

В зелени подлеска утопают немногочисленные остатки былых укреплений, разрушенных по приказу Людовика XIV в. 1706 году, а на вершине, в окружении самых разнообразных растений шумят струи водопада.

Тёплые краски Ниццы

Один из круглых бастионов крепости, служивший для обнаружения противника со стороны моря, также был разрушен войсками Людовика XIV, но через 20 лет семья Клерисси восстановила его, превратив в отель. Отель прославился занятной историей, которая случилась в 1831 году.

Тогда в Ницце остановился на некоторое время Гектор Берлиоз. Известный французский композитор следовал в Париж, чтобы разыскать там свою бывшую невесту, которая вышла замуж за другого. Берлиоз намеревался отомстить, убив новобрачных. Но пребывание в апрельской Ницце, дышащей морем, солнцем и ароматами весенних трав, успокоило музыканта и заставило отказаться от кровожадных планов. В наше время бастион называется башней Белланда и используется, как галерея современной живописи.

На исходе Средневековья жилые дома начали строить внизу, у подножия холма, там, где теперь находится Старая Ницца и порт.

Тёплые краски Ниццы

Вдоль набережной протянулись галереи так называемого «Арсенала сардских моряков». Арсенал был возведён в конце 18-го века. Сегодня длинные здания, из которых он состоит, известны под названием Галерея Поншеттов. С противоположной стороны галереи проходит улица Кур-Салей, на которой расположен знаменитый городской рынок Салей.

Тёплые краски Ниццы

Как раз от этого рынка, пройдя с набережной внутрь города сквозь одну из арок, мы и решили начать своё знакомство с Ниццей.

Рынок Ниццы — Marché Aux Fleurs Cours Saleya — расположился под открытым небом и занимает целую улицу.

Тёплые краски Ниццы

Каждый день недели на рынке делается акцент на определённые товары: в понедельник здесь продают антиквариат, в четверг- книги, а во все остальные дни, со вторника по воскресенье — это цветочный рынок.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что все мы привыкли восхищаться восточными базарами, их яркостью, шумом и ароматами специй. Что ж, рынок в Ницце тем и хорош, что он — другой! По-другому колоритный, по-иному ароматный, очень по-французски атмосферный.

Тёплые краски Ниццы

Вид засушенной лаванды, в больших букетах и маленьких мешочках, напоминает нам, что мы в самом сердце Прованса.

Тёплые краски Ниццы

Нежные фиалки сигналят об относительной близости Тулузы.

Тёплые краски Ниццы

А разнообразие цветов, от готовых свежих букетов, до семян, ростков, и даже деревьев в кадках, невольно поднимает настроение.

Удивительный плод под названием «Цитрон» или «Рука Будды»
Тёплые краски Ниццы

В центре Кур-Салея, главной пешеходной улицы и по совместительству городского рынка, находится часовня Милосердия (Chapelle de la Misericorde) с красивым барочным, солнечно-жёлтым фасадом.

Часовня Милосердия построена в стиле барокко туринским архитектором Бернардо Виттоне между 1747 и 1770 годами на месте бывшего соляного склада короля Сардинии.

Увидев гостеприимно распахнутые двери, мы зашли вовнутрь просто так, не проходить же мимо. И обомлели, поражённые богатством интерьера! В тот момент мы ещё не знали, что по мнению искусствоведов, эта часовня является одним из десяти самых красивых памятников барокко в мире.

Тёплые краски Ниццы

Цвет, свет, настоящая музыка форм. В небольшом пространстве архитектору Виттоне удалось создать впечатление несравнененных масштабов. Эллиптический неф с продольной осью, хор в эллипсе в боковой оси, в нефе открыты четыре полукруглые боковые часовни, только актуарий прямоугольный.

Красочные украшения в виде колонн, ложных мраморных пилястр и фресок на сводах и стенах, были добавлены в 19 веке.

Тёплые краски Ниццы

Повторюсь, если бы знать заранее, то посещение часовни Мизерикорд могло вызвать просто чувство удовлетворения, а так… мы вышли совершенно ошарашенные. И далее пошли, как говорится, куда вынесут ноги. Нет, основные туристические локации Ниццы я наметила, но никаких индивидуальных маршрутов не выстраивала. Ориентировалась на Дворец правосудия, но первыми на пути выросли оранжевые арки Дворца Руска.

Тёплые краски Ниццы

Довольно скромное по своей архитектуре строение первоначально выполняло роль казармы, а после перешло в ведение монастыря. Сейчас в этом здании разместился филиал суда.

Вид аскетичного сооружения оживляет колокольня с часами и, конечно, цвет. Возможно, это субъективное восприятие, но тёплые краски строений Ниццы придают городу особый шарм, а изучающим его туристам — приподнятое, «апельсиновое» настроение.

Тёплые краски Ниццы

Дворец Руска был построен в 1775 году, то есть столетием раньше, чем величественное здание Дворца Правосудия, расположенное как раз напротив.

Раньше на его месте стоял средневековый Доминиканский Монастырь, построенный в 13-м столетии. Возможно сегодня, с точки зрения истории и архитектуры он был бы для нас куда более интересным объектом, но во время Французской Революции монастырь разорили и превратили в дополнение соседних казарм. А в 1882-м году монастырь и вовсе был разрушен.

Тёплые краски Ниццы

Через три года на его месте возвели Дворец правосудия (в 1885 году) в типичном стиле неоклассицизма, по проекту итальянского архитектора Огюста-Винсента Диде-Дефли. Фасад здания украсили ионические колонны, а в центре треугольного фронтона расположилась величественная скульптурная композиция с богиней Правосудия.

Здание предназначено, как и следует из названия, для суда Ниццы. Внутрь заходить нельзя, но нам не очень-то и хотелось. Старая Ницца оказалась как раз таким местом, где важнее и приятнее заблудиться в переулках, впитывая атмосферу и тёплый свет.

Тёплые краски Ниццы

Переулки, что не удивительно в столь популярном городе, в основном торговые.

Тёплые краски Ниццы

Однако, здесь практически нет бестолковых, созданных только ради наживы на туристической братии сувенирных лавок. Почти каждое заведение оформлено дорого и со вкусом.

Самыми богатыми интерьерами отличаются магазины, в которых продают сладости.

Тёплые краски Ниццы

Привлекательны также винные лавки и бутики с пестрыми, летними платьями.

Тёплые краски Ниццы

Встречаются, ну очень аутентичные магазинчики. В одном из таких, где продавали региональные деликатесы из трюфелей и всяческие специи, мы даже заметили группу экскурсантов, которым гид и хозяин что-то объясняли и показывали.

Из-за них я постеснялась зайти и подробно все сфотографировать в этом небольшом, но очень интересном помещении.

Тёплые краски Ниццы

Зато при входе углядела замечательный плакат с изображением средневекового аптекаря-парфюмера. Нечто особенное, как по мне. Видела позже подобные гравюры в «столице парфюмерии» Грасе.

Даже не задаваясь целью что-либо купить, мы провели на торговых улочках Ниццы изрядно времени. И снова, как на цветочном рынке, я думала о том, что слово «колорит» мы привычно применяем к восточным городам и их базарам, а ведь и здесь колоритности в избытке, причём со знаком плюс и с приставкой «стиль».

Тёплые краски Ниццы

Часы, однако, тикали, и пришлось чуть не за шкирку вытаскивать себя из приятного праздношатания, вспомнив, что для очистки совести нужно посмотреть хотя бы на некоторые из основных туристических достопримечательностей. Прежде всего на местный кафедральный собор.

Nice Cathedral или Собор святой Репараты Sainte-Réparate de Nice нашёлся на стыке улицы святой Репараты (sainte Réparate) и площади Tрав (Place des Oxse Herbes), плотно окружённый городскими строениями.

Тёплые краски Ниццы

Столь же плотно была заставлена столиками вся площадь перед собором — народ наслаждался тёплом апрельского дня.

Площадь эта, Place Rossetti, имеет свою необычную историю. Когда-то на её месте стоял дом, полностью скрывавший вид на красивый барочный фасад собора. Даже владельцу дома, который жил, можно сказать, стена к стене с прекрасным храмом, он никогда не был виден целиком. Поэтому перед смертью господин Россетти завещал свою недвижимость городу, в надежде, что дом снесут, и великолепие фасада смогут видеть все желающие. Так и случилось в 1825 году.

Тёплые краски Ниццы

А у Кафедрала своя история, значительно более долгая. Она которая начинается с 1049 года, когда здесь сначала построили часовню, позднее ставшую частью монастыря, а в середине 13 века её сменила приходская церковь. К 1649 году здание, значительно обросшее пристройками, уже перестало вмещать паству, и епископ Дидье Паллетис поручил архитектору Жану-Андре Гвиберу построить новый собор, более соответствующий важности города.

Новый собор святой Репараты строился в 1650—1685 гг. Он стал типичным архитектурным образцом той Ниццы, которая, трудно поверить, в 16-ом и 17-ом веках была совсем молодым, растущим городом, прекрасным представителем эпохи Ренессанса и Классицизма.

Тёплые краски Ниццы

Интерьер собора, выполненный в стиле барокко, включает в себя десять капелл, построенных на пожертвования горожан, и каждую отличает собственное изысканное убранство. Капеллы посвящены Богоматери Семи Скорбей, Распятию, Святой Розе Лимской, святым Александру и Варфоломею, Святому Таинству, Святой Розалии и Богородице, святому Иосифу, святому Репарате, четырем коронованным мученикам и святому Иоанну Крестителю. До конца 17 века расходы по содержанию каждой из капелл несли отдельные городские гильдии.

Интерьер собора (фото из интернета)

Главный престол увенчан изображением Славы святой Репараты, девы-мученицы, которой посвящен собор и чьи мощи хранятся здесь с 1690 года.

Декор собора великолепен, и будь у меня на руках его описание, мы могли бы долго оставаться внутри, рассматривая детали, как экспонаты в музее. Хотя, казалось бы, после посещения часовни Милосердия на цветочном рынке, нас в этот день трудно было поразить ещё сильнее.

Тёплые краски Ниццы

Далее в наших планах числился дворец Ласкари, и хотя он находится где-то в паре кварталов от собора, поиски затянулись. Мы кружили и кружили среди улочек старого города, навигатор показывал что вот, мы у цели, но дворца видно не было. Оно и к лучшему, ведь по пути мы с удовольствием проникались Ниццей — жёлтой, тёплой и уютной.

В конечном счёте дворец нашёлся на улочке Друат, настолько узкой, что окинуть здание одним взглядом и сфотографировать оказалось сложно. Собственно, его наружная отделка достаточно скромна: фасад оформлен балконами с балюстрадами, масками и скульптурами. Над входом — лепные растительные орнаменты.

Тёплые краски Ниццы

Дворец Ласкари (Palais Lascaris) был построен в первой половине 17 века для графов Ласкари-Вентимилья, и сегодня является замечательным памятником гражданского барокко в Ницце. В здании находятся магазинчики, также здесь восстановлена действующая аптека 1738 года, где демонстрируются медицинские предметы того времени. Наверху расположен Музей старинных музыкальных инструментов. На посещение у нас, к сожалению не было времени, и сожаления только возросли, едва мы заглянули в роскошный вестибюль дворца.

Полюбовались на огромный герб рода Ласкари, изображённый на потолке, с девизом «И молния не сразит» (Nec me fulgura). С горечью взглянули на мраморную парадную лестницу с балюстрадой, уводящую на верхние этажи. Очень хотелось по ней подняться, чтобы оценить остальные интерьеры…