Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 21:30

Феодосия — Россия Май 2023

В Крым хочется приезжать снова и снова. Полуостров небольшой, но здесь столько разнообразных, не похожих друг на друга мест, что за один раз (ну если вы не приехали на месяц, другой) познакомиться с ними невозможно. Я была в Крыму три раза, все время на Южном берегу Крыма, и сказать, что я там все увидела, не могу.

В этот раз мы решили поехать в Феодосию. И юго-восточный Крым покорил меня, я еще больше влюбилась в крымское море, бесконечные просторы, невысокие, но очень живописные горы, уютные городки и поселки…

От Каффы до Феодосии

Жили мы в Феодосии. Во-первых, удобное расположение, сравнительно недалеко от Крымского моста, около 100 километров, к тому же рядом множество интересных мест, доехать до которых легко и просто. А во-вторых, это уютный и симпатичный город с богатой историей и легендами, город, где жили многие известные творческие люди — художники, поэты, писатели. И это не удивительно — феодосийские пейзажи, необыкновенно красивое море вдохновляли их на написание картин, стихов, прекрасных произведений. И хоть мы не поэты и не художники, нас тоже море поразило!

От Каффы до Феодосии

Вот о Феодосии я и расскажу вначале.

Феодосия — очень древний город, время основания города — 529 год до нашей эры (!!!). Две с половиной тысячи лет — такой его возраст. Это один из самых древних городов мира. От осознания такого факта голова идет кругом. Сколько здесь случилось событий, что все и упомнить невозможно.

Основали его греки и назвали Феодосия — «Богом данная» или «Дар богов».

Москвы, Лондона, Парижа еще не было и в помине, а вот в Феодосии уже кипела жизнь, город рос и развивался. Вот такой это древний город.

История его полна взлетов и падений. Как и другие города, имеющие выгоднейшее географическое положение, Феодосия не раз была завоевана, разрушена, а потом опять восстановлена…

В начале 13 века Феодосия стала колонией Генуэзской республики и генуэзцы назвали его Каффой. Генуэзцы, можно сказать, выторговали ее и еще кусок Крымского побережья у турецкого вельможи Золотой Орды, управлявшего Крымом по распоряжению хана. Чем воевать, лучше договориться и все решить мирным путем, заплатив какую-то там сумму, а также пообещав туркам самые различные выгоды (скидки и бонусы) — так решили умные генуэзцы, так и сделали.

На то время Каффа была маленьким невзрачным городком. Но уже в начале 14 века она стала центром крымских владений Генуи и благодаря выгодному географическому положению, превратилась в крупный транзитный международный центр по перевозке различных грузов в Европу.

Что только не везли через город — зерно, овощи, фрукты, рыбу, парчу, восточные ковры и многое-многое другое. Трудно представить, но это так и было, и об этом свидельствуют многие источники, — в порту можно было одновременно увидеть до 200 торговых судов из всех уголков мира.

Количество живущих в городе людей приближалось к 70 тысячам. Между прочим, примерно такое же количество населения насчитывал в то же время Лондон.

От Каффы до Феодосии

Каффа была оживленным, многонациональным, процветающим городом, жизнь в котором кипела и днем, и ночью. К тому же здесь был крупный невольничий рынок, самый большой на полуострове. Туда привозили тысячи рабов из Руси, Польши, а потом их отправляли в Турцию и другие страны.

И вот, чтобы защитить город, да и весь Крымский полуостров от османских турок, здесь в первой половине 14 столетия генуэзцы построили крепость, получившую одноименное с городом название.

От Каффы до Феодосии

Феодосия была лакомым кусоком для золотоордынских ханов, и они не раз пытались совершить набег на город, но генуэзцам удавалось защитить город и, главное, у них получалось договариваться с представителями Золотой Орды, предлагая выгодные условия для торговли и другие блага.

В середине 14 века в городе случилась эпидемия чумы, выкосившая полгорода. Город уже не был таким могущественным и процветающим, как раньше. И в конце 15 века османские войска захватили Каффу, часть генуэзцев была казнена, часть взята в плен. Господство генуэзцев в Феоосии закончилось.

Почти два столетия город находился под контролем Османской империи. Турки-османцы дали городу новое название — Кефе.

В конце 18 века во время первой русско-турецкой войны Кефе была взята русскими войсками. Феодосия, как и весь Крым, становится частью Российской империи. Городу возвращается первоначальное название — Феодосия.

Вот такая краткая история древнего города Феодосия. История непростая, насыщенная, очень древняя и к тому же очень интересная.

От Каффы до Феодосии

Ну, а мы вернемся к крепости.

Крепость Каффа была одной из самых крупных и мощных укреплений генуэзцев в Европе. Площадь ее составляла около 70 гектаров, а наружная линия обороны с более чем 30 башнями имела длину пять с половиной километров.

Башни основного оборонительного сооружения были построены в неприступном месте — на крутых обрывах Карантинного холма.

От Каффы до Феодосии

Внутри крепости размещались административные здания: суд, казначейство, дворец консула, резиденция епископа, церкви, торговые лавки. К сожалению, сейчас нельзя увидеть эти многочисленные административные здания, они не сохранились.

В 19 веке за ненадобностью крепость разобрали, камни люди растащили на строительство домов. Актуальность крепость потеряла, так зачем вообще она нужна — скорей всего, так думали местные жители. И вот так масштабное и величественное сооружение перстало быть таковым.

До наших времен дошла лишь часть стен и башен.

От Каффы до Феодосии

Уцелевшие объекты находятся на приличном расстоянии друг от друга, поэтому трудно представить первоначальный вид крепости, но то, что она была большая, это понятно.

Лучше всего сохранилась южная стена, включающая башню Климента и Криско.

От Каффы до Феодосии

Также можно увидеть фрагмент западной стены, но она уж совсем в полуразрушенном состоянии и находится поодаль от южной стены. Еще сохранились некоторые башни, но они раскиданы по Феодосии и не представляют единого целого, так как стены, соединявшие их, не сохранились.

Конечно, крепости требуется масштабная реставрация, ведь за 600 лет существования Каффа ни разу не реставрировалась, и то, что мы видим, это все из тех времен.

От Каффы до Феодосии

Пройдя через центральные ворота, попадаем на территорию старого города.

В Феодосии и ее окрестностях жили многие народы: генуэзцы, армяне, греки, татары, турки, русские, украинцы, соответственно здесь переплелись такие разные религии, как католицизм, мусульманство и православие. В XIV веке в долине рядом с крепостью на Карантинном холме начали строить храмы, их здесь было одиннадцать. К сожалению, до наших дней не все они сохранились, но все же некоторые мы можем увидеть.

От Каффы до Феодосии

Рядом со стенами Генуэзской крепости расположен храм Иверской иконы Божией Матери. Считают, что храм возведен в 14 веке, но не исключено, что и раньше.

Службы здесь совершались до 20-х годов прошлого столетия, затем храм закрыли и устроили склад. К счастью, в 90-е годы храм восстановили, и с 1995 года в храме проводятся регулярные богослужения.

От Каффы до Феодосии

Внутри храма до сих пор можно увидеть старинные записи и рисунки на камне. Основной храмовой святыней считается образ чудотворной Иверской Богоматери, о которой рассказывают самые невероятные вещи. Да и вообще храм интересен уже тем, что его каменные стены хранят в себе отзвуки давнего прошлого, и к этому историческому прошлому можно прикоснуться, постояв у древних стен, от которых так и веет стариной.

От Каффы до Феодосии

Как рассказывают, в 15 веке здесь совершил молебен Афанасий Никитин, вернувшись из своего великого путешествия. Этот факт недоказанный, но вполне имеет место быть, ведь Никитин точно был в Феодосии, об этом он упомянул в своей книге «Хождение за три моря». Вблизи старинных крепостных стен в 2008 году поставили памятник великому русскому путешественнику.

Рядом находится храм Георгия Победоносца и армянская церковь Иоанна Богослова.

Храм Георгия Победоносца возвышается над городом и хорошо виден издали. Храм старинный, но на настоящий момент недействующий. Хотя армянская община пытается его восстановить, пока свободный доступ в него закрыт.

От Каффы до Феодосии

И еще одна церковь — армянская церковь Иоанна Богослова, тоже очень старинная, по существующим данным была сооружена в 14–15 веке. Хоть вроде снаружи церковь неплохо сохранилась, но она закрыта, и скорей всего она недействующая, по крайней мере свободно пройти на территорию храма невозможно.

Большинство древних храмов в Феодосии являются армянскими культовыми сооружениями. Дело в том, что в 14 веке в Кафе проживала очень большая армянская община, одна из первых начавшая возводить православные храмы, часть из них сохранилась и до наших дней.

От Каффы до Феодосии

Феодосия — зеленый город. Но даже и зеленые зоны, парки, здесь знамениты своим прошлым. Морсад или Матросский парк — один из самых старинных парков Феодосии.

Во времена средневековья здесь был огромный невольничий рынок. Как утверждают историки, более двадцати тысяч невольников были проданы в рабство на этом рынке. Между прочим, считается, что именно на этом рынке была продана в невольницы Анастасия (Александра) Лисовская, известная как Роксолана, жена Сулеймана I.

А теперь это симпатичный парк, где любят гулять местные и гости города.

От Каффы до Феодосии

С Морсада видна гора Митридат. Да, да, Митридат есть и в Феодосии. Конечно, эта гора менее известная, чем керченская, но в Феодосии все ее знают. Правда здесь вид на гору закрывает дом с черепичной крышей, но все равно гору можно рассмотреть.

Только это скорей всего не гора, а холм высотой всего 55 метров. Говорят, на горе есть смотровая площадка, виды оттуда, наверное, потрясающие. Вот куда надо обязательно подняться в следующий раз! Повод вернуться в Феодосию есть, и это не единственный…

От Каффы до Феодосии

Недалеко от Морсада армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия), очень и очень старинная. Как говорится в летописях, она была освящена в 1330 году, хотя некоторые историки утверждают, что церковь появилась еще до генуэзцев и вполне возможно церковь была построена в 9–10 веке. Но если даже и 14 век — это очень впечатляет!

Это была не просто церковь, это место было центром учености, культуры, образованности. Тут встречались, общались и создавали свои произведения известные художники, поэты, философы. Значит, атмосфера здесь была такая, что хотелось творить и создавать.

От Каффы до Феодосии

Напротив входа в храм расположено основание бывшей колокольни с сквозным проходом. Раньше у колокольни был второй этаж, но время не пощадило эту старинную постройку, и вот это все, что осталось от колокольни.

От Каффы до Феодосии

Вход в церковь с обеих сторон украшают два григорианских креста. А само простое здание из известняка украшено хачкарами — каменными крестами. Хачкары — гордость средневекового искусства Армении. Хачкары устанавливали в честь знаменательных событий — строительства города, деревни, победы над врагом, в память о людях, оставивших след в истории…

Несмотря на столь солидный возраст, церковь действующая, можно зайти, поставить свечку. Здесь тихо, спокойно, внутри храма нет богатых убранств, все очень просто, но достойно. Чувствуется многовековая аура это древнего храма. После посещения церкви остается приятное впечатление.

От Каффы до Феодосии

Храм сыграл большую роль в жизни Айвазовского, который жил и создавал свои шедевры именно здесь, в Феодосии, и который очень много сделал для города. В этом храме его крестили, здесь же он венчался со своей женой. Сюда художник постоянно приходил на службы. Когда Сурб Саркис пострадал от пожара, Айвазовский внес большие пожертвования на восстановление храма. И здесь же в храме его отпевали.

И совсем недалеко от церкви могила И. К. Айвазовского. На саркофаге из белого мрамора сделана надпись на армянском языке «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Почему на армянском — потому что родился он в армянской семье и звали его Ованес Айвазян, как он стал Айвазовским — отдельная история, но нужно сказать, что воспитывался он в традициях русской живописной школы и все его знают, как самого известного русского художника-мариниста.

От Каффы до Феодосии

Здесь же похоронена и его жена.

Как я уже говорила, Феодосия — зеленый город, много парков, скверов. Юбилейный парк — самый красивый и богатый на достопримечательности.

Платановая аллея является частью парка Юбилейный. Появилась она после Великой Отечественной войны. Аллею приподняли, и когда идешь по парку, это ощущается. Мощные платаны растут над тротуаром, отчего кажутся еще более величественными.

От Каффы до Феодосии

Прямо на самой Платановой аллее открыта аллея героев, на которой расположены 12 бюстов героев-феодосийцев, сражавшихся в период Великой Отечественной войны.

На Платановой аллее, недалеко от входа в морской торговый порт, можно увидеть еще один памятник — Ивану Поддубному — знаменитому силачу, артисту цирка. Именно в Феодосии Поддубный, работавший тогда грузчиком в порту, начал свою професиональную деятельность борца.

От Каффы до Феодосии

В центральной части Юбилейного парка расположен фонтан Айвазовского — сооружение в восточном стиле, построенное над резервуаром с водой. Фонтан построен на средства Айвазовского и по его же проекту. Отсутствие воды было основной проблемой Феодосии, поэтому Айвазовский решил передать городу источник, принадлежавший его семье. Находился этот источник на территории поместья Айвазовских около Старого Крыма. От поместья до Феодосии было около 25 километров. Работы по прокладке труб велись почти год, и все делалось на средства Айвазовского. В результате город стал получать 50 тысяч ведер воды в сутки. Горожане были несказанно благодарны своему земляку.

Городские власти решили назвать фонтан в честь императора Александра III. Но Александр III приказал изменить название в пользу Айвазовского. К этому времени имя императора уже было выбито на камне, но указ императора надо выполнять, и каменщикам пришлось исправлять надпись, а вот до конца все убрать так и не удалось — перед инициалами Айвазовского просматривается буква И, а после фамилии видна буква А.

От Каффы до Феодосии

В 1888 году фонтан открыли официально под названием Айвазовского.

Само сооружение с тех пор не изменилось, вот только воды в фонтане давно нет.

От Каффы до Феодосии

Тут же совсем недалеко в 1890 году городские власти в знак благодарности художнику возвели фонтан-памятник «Доброму гению». Действительно, Айвазовский очень много сделал для Феодосии, навеки вписав свое имя в историю не только как художник-маринист, но и как великий меценат. К сожалению, в Великую Отечественную войну памятник был уничтожен. И только в 2004 году началось его восстановление. Сейчас фонтан-памятник «Доброму гению» восстановлен и практически на том же месте, где стоял он раньше.

Памятник имеет символическое значение для Феодосии, он изображает не самого художника, это памятник-благодарность художнику за его добрые дела. А представляет он собой бронзовую фигуры женщины и рядом, конечно, сам фонтан. Говорят, что бронзовая женщина похожа на жену Айвазовского.

От Каффы до Феодосии

Практически напротив фонтана Айвазовского расположен памятник Ивану Назукину — революционеру, возглавлявшему революционное подполье в Феодосии.

Памятник находится в знаменательном месте, раньше здесь был памятник Александру III, но его убрали. Потом поставили памятник Иосифу Сталину, но и его убрали. И лишь в 1980 году поставили этот памятник. Несмотря на то, что я ничего раньше не слышала об этом революционере, памятник произвел сильное впечатление — высокий монумент из серого гранита на мощном пьедестале из грубо отесанного камня.

От Каффы до Феодосии

А дальше Пушкинский сквер — уютный и зеленый. Здесь находится памятник Пушкину. Пушкин, путешествуя по Крыму в 1820 году, посетил и Феодосию.

Вот в этом симпатичном сквере и передохнем немного. Конечно, это еще далеко не все достопримечательности, увиденные нами в Феодосии. Я еще вам не рассказала о музеях, о железной дороге, о величественных сооружениях начала 20 века, о набережной, ну и о самой потрясающей достопримечательности Феодосии — необыкновенно красивом море лазурного цвета… Но чтобы вас не утомлять, о том, что мы еще увидели, где побывали, я расскажу чуть позже…

Цикл материалов "Крым 2023"