Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 12:10
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Архангельск — Россия Сентябрь 2022

Одно из значений слова «контраст» — ярко выраженная противоположность.

Один день в Архангельске

Выражение «город контрастов» обозначает, что там есть бедные районы и богатые.

Подобных городов по свету много и Архангельск один из таковых.

Он расположился по обе стороны Северной Двины. Когда едешь на поезде, сперва проезжаешь левый берег, изобилующий промзонами и бараками. Глядя на последние, невольно поражаешься их количеству.

Правый берег более развитый и ж/д вокзал на этой стороне.

Один день в Архангельске

Меня встретил водитель маршрутки. Мы долго кружили по новым микрорайонам, набирая попутчиков в Мезень.

Внешне правый берег выглядит приличней, хотя дворы тоже запущены. С другой стороны, никто не воюет с бордюрами и асфальт без надобности не срезают, дабы положить новый.

Совсем другие впечатления с воздуха. Самолёт местных авиалиний, подлетая к аэропорту Васьково, снижается прямо над городом.

Из иллюминатора можно изучать Архангельск без карты. Особенно впечатлили нарезанные ровными линиями проспектов и улиц Ломоносовский и Октябрьский округ.

Северная Двина, разошедшаяся на множество проток, выглядит полноводной. Хочется надеяться, что её не постигнет судьба Мезени.

Один день в Архангельске

Если в свой первый визит я изучал город из окна маршрутки, то во втором случае автобус из аэропорта доставил меня в центр города. Поезд на Москву отправлялся вечером. День оказался полностью посвящён Архангельску.

Набережная одно из знаковых мест города, а его прошлое невидимыми нитями связано с гражданской войной и интервенцией.

Один день в Архангельске

Северная Двина река широкая, Архангельск в её устье. За городом река дробится на множество ответвлений, образуя острова, которые сама же и затопляет в половодье.

Миновав аллею, заложенную в честь 300-летия прокуратуры России, подхожу к зданию Морского вокзала.

Здесь всегда оживлённо. На разных причалах разные суда.

Архангельский порт для морских перевозок доступен в любое время года. Помимо обычных кораблей здесь базируются ледоколы. Надо отметить, что раньше я их видел только по телевизору.

Город туристами исхожен вдоль и поперёк. Фотографии центральных районов и набережной периодически мелькают в интернете. Так одним из символов стала беседка Грина.

Один день в Архангельске

В любом случае, впечатляет Михайло-Архангельский собор. В 1930 г. он был разрушен — 1 октября 2008 г. началось восстановление.

Патриарх Кирилл должен был освятить собор 19 августа, но не смог из-за плотного графика. Освящение состоялось через месяц после моего визита.

Один день в Архангельске

Не скажу что Архангельск изобилует купеческими особняками. В центре новомодная архитектура чередуется с советскими коробками.

И тем не менее из старого кое-что есть.

Мне понравилось как обустроили двухэтажный особняк, вмонтировав его в современное здание из стекла и бетона.

Один день в Архангельске

Ещё одной яркой достопримечательностью является храм Святого Николая Чудотворца. Церковь построена в неорусском стиле. Её блестящий на солнце крест виден издалека.

В годы воинствующего атеизма храм не закрывался. В 2022 г. ему исполнилось 118 лет.

Один день в Архангельске

По той же улице чуть дальше ещё один шедевр — Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Она является подворьем Соловецкого монастыря.

Помимо шедевров из прошлого в Архангельске целый ряд жанровых фигур.

Один день в Архангельске

Некоторое время назад набережную украсили скульптурами, которые рассказывают о прошлом. Портовые грузчики, экспедиция Седова, фонарщик и целый ряд других композиций полюбились архангелогородцам, сделавшись неотъемлемой достопримечательностью города.

Целый ряд экспонатов не вместился во внутренний интерьер Северного морского музея. Они на улице рядом с музейным зданием.

Думаю, лучше всего приезжать в Архангельск в период белых ночей.

При хорошей погоде, когда нет пронизывающего ветра, на Северную Двину и на проплывающие корабли смотреть можно до бесконечности.

Один день в Архангельске

Неподалёку от порта обелиск — «Жертвам интервенции 1918–1920 годов».

Торжественное захоронение жертв интервенции состоялось 9 мая 1920 года. На бронзовых досках в основании обелиска указаны имена, на лицевой грани — изображение склоненных знамен, венок из лавровых и дубовых листьев — знак неувядаемой воинской славы.

Стоит добавить, англо-французский экспедиционный корпус высаживался на берег неподалёку от этого места.

Один день в Архангельске

Что любопытно, до появления обелиска на этом месте стоял Петру I. Императора сбросили с постамента и установили на нём обелиск.

До 1933 года статуя лежала на берегу, после чего была перемещена в фонды краеведческого музея. В 1948 году памятник воссоздан на нынешнем месте — набережной Северной Двины — историческом месте основания Архангельска.

Именно эта скульптура на российской банкноте 500 рублей. Увидеть её не удалось. Пётр находился на реставрации, как и знаменитый памятник 30-х годов «Обелиск Севера», где помор изображён с оленем.

Один день в Архангельске

Зато оценил 12-метровую гранитную стелу «Город воинской славы» с золочёным гербом РФ. Памятник открыли в 2011 году в честь годовщины прибытия первого конвоя.

Как продолжение темы — памятный знак «400 лет лоцманской службы России». Он на набережной в районе ул. Воскресенской.

Один день в Архангельске

Мне думается, в наше время скульпторы создают более изящные работы. В советские годы «глыба Маркс» была эталоном стиля. Глядя на монумент «400 лет Архангельску», в голову приходят именно такие мысли.

Памятник установлен в 1984 г. на мысе Пур-Наволок. Он представляет гранитный мыс ладьи, которая причалила к берегу. Именно здесь началась история города.

«Нулевая верста» появилась в 1999 г. Она представляет постамент, с четырёх сторон украшенный позолоченными конусами. Наверху флюгер. Рядом сквер с лавочками и клумбами.

Один день в Архангельске

Я посетил в Музей изобразительных искусств, Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова, после почти два часа изучал Архангельский краеведческий.

Солнце так и не выглянуло. День перевалил за середину и устремился в сторону сумерек.

До вокзала решил идти пешком.

По последним данным население города чуть более 300 тыс. Деревни и малые города области пустеют. Молодёжь устремляется в Питер и Архангельск. Так пополняется количество архангелогородцев.

Один день в Архангельске

Дореволюционный Архангельск по большей части был из дерева.

Советское время оставило свой след в архитектуре.

Один день в Архангельске

Что не может не радовать, отцы города сохранили и отреставрировали старые купеческие особняки по улице Чумбарова-Лучинского, превратив её в местный Арбат.

Архангелогородцы ласково называют её Чумбаровкой.

Один день в Архангельске

Здесь почти каждый особняк памятник архитектуры.

Об этом свидетельствуют таблички.

Внутри зданий офисы, музеи, магазины, кафешки и рестораны.

Один день в Архангельске

Архангельская высотка главный урбанистический символ города и Чумбаровка в неё упирается.

Если потерялся, проще всего ориентироваться на высотку. Башню торжественно открыли к 400-летию. Её любовно называют — карандаш. Внутри офисы компаний и логистические центры.

Один день в Архангельске

Чумбаровка знаменита чумбариками — жанровыми скульптурами.

Человеку приезжему не каждая из них будет понятна.

Один день в Архангельске

Перед поездкой желательно познакомиться со сказками С. Г. Писахова.

Писаховский дом находился неподалёку. В 2008 г. бронзовый писатель вернулся на Чумбаровку. Художник Сергей Сюхин изобразил его старичком, идущим с рынка. На шляпе птица, в руках авоська, а у ног кот, учуявший запах рыбы…

Один день в Архангельске

Молодёжь вряд ли знает, что такое телефонная будка и для чего она служила. Невольно вспоминается, как мы лрускали 2 копейки и набирали нужный номер…

Теперь телефонная будка времён моей молодости арт-объект на Чумбаровке.

Один день в Архангельске

Из скульптур более всего понравилась композиция — «Русским женщинам-берегиням семейного очага». В руках у женщины веретено, она прядёт, ждёт мужа с промыслов. Рядом играет ребёнок, у ног мурлычет кот.

Как я уже писал, ориентироваться в Архангельске просто. Улицы прямые, не заблудишься, но у меня получилось. Вместо того чтобы после Чумбаровки свернуть на Вычучейского, я направился прямо.

Один день в Архангельске

В итоге потерялся, но получил нетуристическое представление о городе. Впечатления излагать не стану. Кому интересно, посмотрит фотографии.

Есть притча про слона и трёх слепых мудрецов, когда каждый потрогал кусочек гиганта и составил о нём собственное мнение.

Не могу сказать, что Архангельск зацепил, мне больше нравятся малые города. В любом случае, кто на Русском Севере не был, съездить советую!