Турист Илья Антонов (stereo21)
Илья Антонов
был 25 марта 19:50

Чемал, Ташанта, Горно-Алтайск — Россия Апрель 2023
Мечта!

В этом году часть отпуска выдалась на конец апреля. Учитывая тот факт, что срок действия загранпаспорта у меня закончился, а новый еще не готов, решили рассмотреть путешествие по России. В феврале мы с дочерью школьницей оказались на фотовыставке «Первозданная Россия» и были просто поражены красотами нашей страны. И вот там мы увидели великолепные виды Алтая. Дочь сказала, что хорошо бы там оказаться. Поэтому раздумывали не долго — Алтай нас ждет!

Началась подготовка — изучение достопримечательностей, построение маршрута, бронирование билетов на самолет, жилья и автомобиля. Мы отдавали себе отчет в том, что едем в межсезонье, поэтому при выборе авто я предпочел полноприводный вариант. С арендой авто на Алтае проблем нет, предложений достаточно, однако есть нюансы — в некоторых компаниях на арендованных машинах не разрешают ездить в определенные локации. Поэтому выбор пал на предложение, которое я увидел на Авито. Девушка Дарья предложила полноприводную Тойоту RAV4, без ограничения локаций и пробега, без предоплаты и залога, и более того, пообещала бесплатно привезти авто в аэропорт и там же забрать. Отличный вариант!

Купили билеты на Аэрофлот до Горно-Алтайска. Прогноз погоды на наши даты обещал мороз по приезду с последующим потеплением. И синоптики не обманули, выйдя из самолета мы ощутили на себе холодное дыхание Западной Сибири. Тут же созвонились с Дарьей, осмотрели машину и двинулись в путь. Первым нашей остановкой был памятник Джону Леннону.

Алтай. Новая любовь

Это единственный в мире памятник великому музыканту, выполненный из мрамора, работы Владимира Войчишина. Чему я был не мало удивлен — почему этот интересный и символичный объект именно здесь. Леннон был не только талантливым музыкантом, но и сторонником мира, любви и гармонии в обществе. Однако, некоторые местные жители неодобрительно относятся к установке памятника на Алтае, считая, что это не имеет отношения к культуре региона. Тем не менее, я считаю, что это замечательный способ привлечь внимание к культуре, музыке и искусству в целом, а также продемонстрировать идеалы, которые Джон Леннон воплощал.

Потом прогулялись к озеру Бирюзовая Катунь. Оно нас не особо впечатлило — берега во льду, наверное, летом здесь красиво. Поехали дальше, но ночной перелет и дождь со снегом заставили поискать место для отдыха. Не стали ломать голову, остановились у придорожной гостиницы «Шелковый путь», сняли номер на троих и решили здесь переночевать. При гостинице кафе с очень вкусным борщом и мантами.

Следующий день выдался солнечным и был значительно теплее. Отдохнувшие, с новыми силами мы отправились навстречу новым впечатлениям. Наш путь лежал по Чуйскому тракту — самой красивой дороге России и пятой в рейтинге красивейших дорог мира. Чуйский тракт на Алтае знаменит своей духовной энергетикой и уникальной природой. Этот тракт имеет богатую историю и существует уже более тысячи лет, что делает его одним из старейших туристических маршрутов. Одной из главных особенностей Чуйского тракта является его природная красота. Протяженность маршрута — около 700 километров, включая скалистые перевалы, кристально чистые горные реки, священные озера, густые леса и живописные долины. Вдоль тракта располагаются многочисленные природные заповедники и парки, которые наполняют его экосистему, сохраняя уникальные виды растений и животных. Этот маршрут также богат историческими достопримечательностями. Всего на его протяжении находится около двух сотен памятников истории и культуры, отразивших формирование этого легендарного тракта.

Культурное наследие тракта также обогащается национальными обычаями и традициями, которые существуют на этой территории уже многие десятилетия. Многие из них были утеряны в наше время, но все еще можно найти в живых деревнях, где люди живут традиционной жизнью. Вдоль трассы разбросаны красивейшие гостиные дома и туристические базы, где можно остановиться для отдыха и перезарядки на пути. Красота дикой природы, духовное наследие старинного тракта и удивительных людей, которые здесь живут, делают этот маршрут одним из лучших в России. Так как мы взяли с собой дочь, приходилось все это ей рассказывать. Мы решили заехать в зубровый питомник, посмотреть на животных в своей среде обитания. Вход на взрослого стоит 250 руб., на ребенка 150 руб. Еще купили за 100 руб. пакетик порезанной моркови и яблок для кормления животных. Дочь поначалу с опаской подходила к зубрам, но покормив их с руки справилась со страхом.

А увидев кроликов не захотела уходить.

Алтай. Новая любовь

Так же видели марала с молодыми пантами.

Следующей запланированной точкой был Семинский перевал. На подъеме к нему остановились посмотреть красоту

Алтай. Новая любовь

А также увидели памятник строителям Чуйского тракта

На самом перевале ничего необычного не увидели. Кругом снег и солнце.

А вот когда спускались с перевала, перед нами открылась совсем другая картина. Снега практически нет, и очень тепло. Особо поразила река Катунь, протекающая вдоль дороги, бирюзовые воды которой, производят неизгладимое впечатление.

Алтай. Новая любовь

Это одна из самых известных рек в России, которая протекает на территории Алтайского края и Алтайского республики. Своими красивейшими пейзажами, кристально чистой водой и уникальной флорой и фауной, река Катунь привлекает тысячи туристов со всего мира. Протяженность реки Катунь составляет около 688 км, в то время как ее исток находится на высоте 2162 м над уровнем моря на восточных склонах горы Белуха. Река протекает через несколько районов, накапливая в себе природную красоту и даруя много незабываемых впечатлений и ощущений своим гостям. Одна из замечательных особенностей реки Катунь заключается в ее воде — чистой, прозрачной и невероятно красивой. Это потому, что река получает свое начало исключительно из воды ледников, которые тают на склонах Белухи. Благодаря этому, вода Катуни имеет высокое содержание кислорода и прекрасную видимость, что делает ее отличным местом для дайвинга и других подводных видов спорта. Кроме того, река Катунь известна своими красивейшими пейзажами, которые легко впечатляют каждого, кто побывает здесь. Вдоль берегов реки проходят многочисленные туристические тропы, где можно полюбоваться красотами Алтайской природы и познакомиться с множеством видов животных и растительности. Наконец, река Катунь — это еще и священное место для местного населения. Она относится к числу духовных символов Алтая и является местом паломничества и молитвы для многих народов. В целом, река Катунь — это одно из самых прекрасных мест в России, где можно открыть для себя уникальную красоту природы, насладиться различными видами активного отдыха и провести незабываемое время в окружении прекрасных и духовных мест. По дороге остановились у так называемой песчаной стены

Алтай. Новая любовь

Песчаная стена на Алтае — это природное явление, которое представляет собой массивный разлом горных пород, расположенный в долине реки Катунь. Стена имеет длину около 200 метров и высоту от 50 до 80 метров. Свое название песчаная стена получила благодаря своей структуре — она состоит из осыпающихся кусков песчаника, причем часть стены находится в положении вертикального наклона, что придает ей еще более впечатляющий вид. И если прислушаться, в тишине отчетливо слышен звук сыплющегося песка. Песчаная стена является одним из самых популярных туристических мест на Алтае. Местные жители считают ее святым местом и полагают, что она обладает особыми энергетическими свойствами. Кроме того, стена является популярным местом для скалолазания. Далее по дороге остановились посмотреть Ининский мост. Он не действующий и от этого еще больше впечатляющий. Этот мост спроектирован по принципу моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско, так как авторы обоих мостов учились вместе в Ленинграде.

Совсем немного проехав, подошли к Ининским стелам. Ининские стелы «Балбалы» — это набор каменных статуй (балбалов), которые находятся в Ининском курганном поле. Эти статуи были созданы древними аварскими племенами, жившими на этой территории в 6–8 веках н. э. Балбалы были использованы аварами для погребения мертвых, и каждая статуя представляет собой уникальный образ, который может использоваться для определения социального статуса и положения человека в обществе, которому принадлежал погребенный.

Далее остановились у места слияния рек Катунь и Чуя

Место невероятно красивое, окруженное горами и лесами. Вода в реках разного цвета, вокруг тишина и парящие орлы. Следующая остановка была в урочище Калбак-Таш, там мы пошли смотреть петроглифы. Так как еще не сезон, никого из людей не было, открыли калитку и увидели высеченные в камне рисунки. По сравнению с беломорскими петроглифами такое себе, но галочку поставили. Проезжали мимо памятника водителям Чуйского тракта

Алтай. Новая любовь

Солнце уже клонилось к закату, поэтому нужно было где-то переночевать, как появился интернет, жена сняла дом в поселке Акташ. Более-менее крупный поселок между гор, поэтому решили остаться тут на пару ночей. Хозяевами оказались приятные люди Ирина и ее муж Олег. Запарковали во дворе машину, расположились. Домик — пристройка со всеми удобствами, кухней, баней и террасой, на которой можно наблюдать очень живописный закат. Прогулялись по поселку, закупились продуктами, кстати хозяева держат мясной магазин, где мы купили местных пельменей и мясо на шашлык. Но в это вечер были уже утомлены, поэтому поужинали и завалились спать. С утра, позавтракав, двинулись дальше, а к вечеру запланировали пожарить шашлык и затопить баню. Первой остановкой было Гейзерное озеро

Алтай. Новая любовь

Это уникальное явление природы. На дне озера находятся термальные источники, поэтому вода не замерзает зимой. Озеро подпитывают один большой подземный родник и три поменьше. Поверхность дна — смесь голубой глины и песка, которая при увеличении притока воды из родников поднимается и оседает на дне, образуя причудливые узоры, похожие на те, что оставляют гейзеры на поверхности земли. Ни возраст, ни происхождение озера пока не установлены. Туристами водоём был открыт относительно недавно, поэтому есть версия, что озеро образовалось в результате Чуйского землетрясения 2003 года. Место очень красивое, остановились здесь на долго, наблюдали, как менялись узоры в воде. Вокруг тишина, туристов нет — это одно из преимуществ поездки в этот период года. Летом здесь полно народа, дорожка к озеру выстлана дощатым настилом, вход 100 руб. со взрослого, дети бесплатно. Двинулись дальше. Дорога отличная — ехали и жадно смотрели по сторонам.

Алтай. Новая любовь

Природа менялась на глазах, снежные горы слепили глаза, буквально через полчаса горы расступались и между ними появилась настоящая степь. И вот там и была наша следующая цель. Это цветные горы МАРС. «Марс на Алтае» — это огромный каменный массив, представляющий собой расчлененные горные породы, причудливые скалы и ущелья. Красный, бурый и желтый оттенки, присущие этому месту, создают иллюзию нахождения на поверхности Красной планеты.

Алтай. Новая любовь

В добавление к тому, что «Марс на Алтае» выглядит очень колоритно, он также является одним из самых экстремальных мест для hike-туризма и вас ожидает незабываемое приключение. Это удивительное место, в котором можно увидеть необычные красные скалы и холмы, настолько похожие на марсианский ландшафт, что профессиональные астрономы даже проводят здесь научные экспедиции для изучения природы Марса.

Алтай. Новая любовь

Дорога к Марсу была не простой, вернее дороги как таковой туда нет — степь, указатели и следы от множества проехавшей техники. Мокрая земля, лужи, «гребенка» — именно здесь удалось оценить внедорожный потенциал нашего автомобиля. И хотя машина оказалась вся покрытой грязью на Марс мы все-таки доехали. После чего мы выехали снова на Чуйский тракт и минуя городок Кош-Агач, полетели через Чуйскую степь к последнему поселку на территории России -Ташанте. Дорожное покрытие великолепно, трасса прямая, как стрела, выжимали из машинки максимум. Однако это привело к тому, что бензин практически закончился, в Яндекс навигаторе указано, что в Ташанте заправка есть, но в действительности она не работает. Вот засада! Перспектива встать посреди пустынной степи в ожидании кого ни будь, кто поделится горючим не радовала. В Ташанте дорога упирается в таможенный пост и, по сути, здесь и заканчивается наша страна, дальше Монголия.

Сделали несколько фоток и в экстремально экономном режиме отправились обратно. Дотянули до Кош-Агача 50 км, там заправились, перекусили и поехали в Акташ, где нас ждали мангал и баня. Баня, кстати, классическая, бревенчатая, Олег запарил нам свежий дубовый веник и принес чай из горных алтайских трав. Просто кайф! Усталость как рукой сняло. Потом, на закате, сидя на террасе мы с ним долго разговаривали. Он оказался заядлым аудиофилом и увлеченно рассказывал мне про винтажные усилители и виниловые проигрыватели из 70х годов, которые у него есть. Спали мы в эту ночь великолепно. На следующее утро мы, попрощавшись с гостеприимными хозяевами выехали к следующей точке нашего путешествия — Чемальскому тракту. По дороге встречали замерзшие водопады

и местных рогатых жителей

Алтай. Новая любовь

На Чемальском тракте в местечке Узнезя жена сняла сразу на три ночи домик в уютной базе отдыха «Своя усадьба», стоящей в живописном месте прямо на берегу Катуни. База очень уютная, домики не большие, но теплые и со всеми удобствами, мангальной зоной, зоной бассейнов и спортплощадкой, и кафешкой с варениками, которые так понравились моей дочери, что уплетала за обе щеки. Есть лавочки со столиками рядом с водой, где можно поесть и выпить, глядя на быстро несущую свои воды Катунь.

Мы пили воду прямо из реки и ни одна бутилированная вода с ней не сравнится по вкусу. С этой базы мы выезжали на наши вылазки на автомобиле. Посмотрели «Зубы дракона» — остроконечные скалы, где порода лежит в виде треугольных пирамид

Алтай. Новая любовь

Съездили на остров Патмос, путь на который ведет подвесной мост.

Место, раскрученное у туристов, ничего примечательного для себя я не нашел, а вот рядом, пробравшись сквозь лес на гору Бешпек можно найти смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на долину реки Катунь

, и Чемальскую ГЭС

Проезжали мимо Еландинского порога, где Катунь образует террасный разлив — сильное место.

Алтай. Новая любовь

Рядом в скале есть штольня, куда мы не преминули заглянуть. Не пещера, конечно, но все же. Заканчивается тупиком, фонарик обязателен и холодно в ней.

Доехали до Ороктойского моста. Это автомобильный висячий мост через реку Катунь, здесь река имеет наименьшую ширину и наибольшую глубину, достигающую 70 метров.

Алтай. Новая любовь

Вообще место просто шикарное.

После долгой дороги можно вкусно перекусить чебуреками или шашлыком в кафешке возле моста. Много классных мест для фоточек, есть песчаные пляжи с видом на мост. Очень круто!

Так же побывали на водопаде Че Чкыш.

Алтай. Новая любовь

Он находится в горах. Дорога к нему не утомительная, есть скамейки для отдыха, здесь же Долина Духов.

Сам водопад не потрясает воображение, но вот смотровая площадка рядом — это нечто удивительное. Нам повезло, мы были в солнечный день и Катунь в низу была изумрудно-бирюзового цвета. Очень хотелось отрастить крылья и парить над этой красотой.

Алтай. Новая любовь

Настало время двигаться дальше — в Горно-Алтайск, где мы сняли квартиру с мансардными окнами. Погуляли по городским улицам, поднялись на смотровую площадку со множеством ступенек, с которой открывается вид на лежащий внизу город

За эту неделю мы были переполнены впечатлениями от увиденного. Доча была в восторге, как и мы с женой. Из запланированного не увидели полноводных водопадов, цветущего маральника, превращающего Алтай в сиреневый край, а также не удалось по-рафтить на горных реках — еще слишком рано. Но мы ни капли не расстроились.

Это место в России, которое вдохновляет, восхищает, и которое я не забуду никогда. Алтай — это место, где можно отключиться от городских забот, познакомиться с настоящей природой, и ощутить глубокий покой. Алтай — это не только невероятная природа, но и богатейшая история, местный колорит и неповторимый аромат. Как только вы оказываетесь там, сразу понимаете, насколько огромен и необъятен мир вокруг, и какое счастье попасть в этот край (или рай). Ну и как обычно — огромная благодарность моей супруге за организацию этого путешествия, а также за то, что терпела наше с дочерью ворчание, что опять куда-то нужно идти или отсутствует интернет.