Турист Лариса Чепенко (Larisa_Chepenko)
Лариса Чепенко
была 18 апреля 16:00

Самарканд — Узбекистан Сентябрь 2022
Один день как целая жизнь или что можно посмотреть в Самарканде за сутки

Путешествуя по Узбекистану (я уже рассказывала о Бухаре и Ташкенте), я хочу отдельно остановиться на прогулке по Самарканду. «От вокзала до базара» мы с вами посмотрим 14 достопримечательностей города, узнаем их историю и легенды. Например, не только у нас на главной площади есть мавзолей и почему мусульманская мечеть названа женским именем; и что же все-таки случилось, когда вскрыли гробницу Тамерлана. Один день как целая жизнь с множеством фото. На заметку путешественникам, сохраняйте и делитесь с друзьями.

Самарканд — это один из древнейших существующих городов мира, основанный в VIII веке до н. э. По сути, он является ровесником Рима.

Людям, любящим не только пляжный отдых, очень советую поехать и прикоснуться к древней истории.
Древняя Мараканда — так называли его в самом начале. Более 2-х тысячелетий город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. Был столицей государства Тимуридов, а впоследствии стал первой столицей советского Узбекистана в 1924 году.
Взяв билеты на скоростной туристический поезд «Афросиаб», мы уже через 2 часа прибыли на вокзал города из Бухары.

О вокзале надо сказать, что это один из самых современных и комфортабельных объектов. Здесь чисто, нет больших скоплений людей, попрошаек, все организованно и понятно. Есть указатели на различных языках. Также мне понравился внутренний дизайн вокзала.

Хочу отметить, что наша поездка была запланирована на 16 сентября, а это был завершающий день Саммита ШОС-2022.

Сначала мы думали отказаться из-за подозрения о будущих проблемах посещения достопримечательностей, но в итоге сделали вывод, что нам просто повезло! Центральная часть города пустовала: не было транспорта, людей.

Доехав с вокзала на такси до максимально близкого расстояния до центра, мы пошли гулять пешком. Туристам никто этого не запрещал, и мы без препятствий обошли всю центральную часть города. Путь можно было спросить у стражей порядка.

Первая достопримечательность города, что нам встретилась на перекрестке крупных городских дорог, был памятник Амиру Темуру (Тамерлану). Самому великому завоевателю Средней Азии, который не проиграл ни одного сражения и покорил народы от Турции до Индии.

Вторая достопримечательность: шедевр зодчества Средней Азии — Гур-Эмир.

Усыпальница Тимуридов — место захоронения Амира Тимура, двух его сыновей, его внуков, Мухаммед-Султана и великого астронома Улугбека, а также духовного наставника Тимура Мир Сейид Береке и некого Шаха-Ходжа.

Эта постройка связана с внезапной кончиной во время военного похода 27-летнего Мухаммед-Султана, любимого внука великого Амира и наследника престола. Началось строительство в 1403 году по повелению Тамерлана. Впрочем, сам Темур пережил его всего на 2 года. В 1405 году во время похода на Китай в Отраре он умирает от воспаления легких. Несмотря на наличие заранее построенного великолепного мавзолея в Шахрисабзе, родном городе Тимура, похоронили его рядом с внуком.

Один день как целая жизнь или что можно посмотреть в Самарканде за сутки

Заслуживает пристального внимания высокая стрельчатая арка, содержащая объемный узор и отделанная глазурованной майоликой.

Купол представляет собой симметричную рельефную поверхность с 64 наклонными гранями. Под ярким солнцем он выглядит очень торжественно.

Наблюдать Гур-Эмир только снаружи — это непростительно: все самое интересное находится внутри усыпальницы.

В основном зале не так давно проведенная реставрация в честь 660-летия Тамерлана.

Высокий купол с тонкой золотой росписью буквально уходит в небо и дополняется огромной люстрой.
По бокам барабана купола с внутренней стороны можно увидеть высокие стрельчатые окна с изящной вязью решеток и объемными узорами на углубленных в стену частях сводов. Сами же стены искусно отделаны мозаикой в традиционных цветах — синем, темно-синем и голубом. В сочетании с позолотой это символизирует сияние жаркого солнца в чистом небе.

На мраморном полу расположены точные копии гробниц Тамерлана и его потомков. Здесь же можно увидеть и легендарную малахитовую плиту с трона китайских императоров. Еще при Улугбеке на могиле Тимура установили надгробную плиту из красивого нефрита. На надгробии высечена знаменитая надпись-предупреждение: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».

Оригинальные урны с прахом расположены глубоко под землей. За дополнительную плату есть возможность попасть в подземный склеп.

Стоит отметить, что за всю свою историю Гур-Эмир не подвергалось разрушениям — ни войны, ни природные катаклизмы не затронули одну из ярчайших достопримечательностей Узбекистана.

Что интересно, Гур-Эмир стал прототипом мавзолеев Хумаюна в Дели и Тадж-Махала в Агре — знаменитых памятников эпохи Великих Моголов, построенных правящей династией Северной Индии, являющейся потомками Тамерлана.
Но давайте вспомним другое: таинственную историю, произошедшую в июне 1941 года.

Решением правительства Узбекистана был вскрыт склеп для проведения экспертизы, где ученые установили, что в мавзолее на самом деле покоятся забальзамированные тела мужчин династии Тимуридов: Тамерлан, его сыновья и внуки.
Несомненно, научная ценность исследования гробницы была огромна, но все вспомнили о надписи-предупреждении. Совпадение, мистика или кара Темура, но факты есть факты: ранним утром 19 июня 1941 года археологами была вскрыта гробница, а через 2 дня началась ВОВ. Предание гласит, что в усыпальнице был заключен злой дух войны, который был выпущен на свободу археологами, что и привело к ужасным последствиям.

Третья достопримечательность на нашем пути — это мавзолей Рухабад. Он был возведен в 1380 году над захоронением шейха Бурханэддина Сагараджи — знаменитого ученого-мистика.

Одно из самых древних зданий города, построено по прежним канонам, без мозаик, изразцов и цветной глазури.
Есть 2 варианта одной легенды. Первое говорят, что Бурханэддин был хранителем волос пророка Мухаммеда, и, когда возводили купол усыпальницы Рухабад, их перемешали со смесью, использовавшейся для строительства. Второе считается, что в купол вмурована коробочка с волосками из бороды пророка Мухаммеда.
Смысл один и становится ясно почему мавзолей служит местом паломничества.
Путь наш лежал через парк Амира Тимура.

Мимо фонтана на фоне здания советской эпохи с изображением узбекских женщин в национальных костюмах.

Один день как целая жизнь или что можно посмотреть в Самарканде за сутки

Четвертую достопримечательность мы прошли мимо, к сожалению. Приоритеты были другие. Но если вы любите творчество Садриддина Айни, известного таджикского и узбекского писателя, переводчика и литературоведа, то советуем заглянуть в его Дом-музей, где проходят культурные мероприятия и творческие встречи.

Но тут нас отвлек аромат свежевыпеченной самсы. Напомню, что центр был безлюдный, но многие кафе работали, тк стражем правопорядка тоже есть что-то надо, ну и туристам конечно!)

Я бы этой самсе присудила почетный статус — пятой достопримечательности Самарканда!
И вот мы на главной площади города — Регистан.

Шестая достопримечательность — это украшение Центральной Азии, одна из великолепнейших площадей мира. Каждый, кому посчастливилось оказаться здесь, не может остаться равнодушным, в том числе и мы!

«Регистаном» называли главные площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV–XVII веков. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Один день как целая жизнь или что можно посмотреть в Самарканде за сутки

Ансамбль из 3 медресе является уникальным примером искусства градостроительства и ярчайшим примером исламской архитектуры.

Но о каждом по порядку и подробно. А для начала просто посидите и насладитесь моментом.

Седьмая достопримечательность — самое старое здание пощади — медресе Улугбека (1417—1420 гг.).

Медресе было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока 15 века. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени, а также сам Улугбек.

Один день как целая жизнь или что можно посмотреть в Самарканде за сутки

В квадратном дворе находятся мечеть, лекционные комнаты и 48 худжр, где жили студенты. Первый этаж комнаты предназначен для занятий, второй — для отдыха.

В центре двора находятся солнечные часы.

Вход на площадь Регистан платный, в отличии от площади в Бухаре. Но мы теперь понимаем почему. Внутри все отреставрировано и проходят выставки. Я вам предлагаю посетить: образовательную,

а это предметы, связанные с обсерваторией Улукбека,

посуда Узбекистана.

Восьмая достопримечательность — медресе Шердор (1619—1636 гг.).

Медресе Шердор или «Обитель львов» назвали так из-за изображенного на портале символа власти в Самарканде — барсов с солнцем на спине и большой свастики, в которой на особом арабском шрифте вписано «Господь Всемогущ!».

В декоративном оформлении медресе широко использованы наборы из глазурованных кирпичей, майолика и кашинная мозаика.

Здесь находится несколько не идентифицированных захоронений. В небольшом помещении внутри медресе находится могила имама Мухаммада бин Джафар Садыка. Это одна из двух могил, находящихся на территории площади и ансамбля Регистан.

Один день как целая жизнь или что можно посмотреть в Самарканде за сутки

Могила Ходжа Мухаммада Катангу — древний мазар прямо напротив входа медресе Шердор. Возник до 14 века, задолго до строительства нынешних трёх медресе. На фото вы видите золотую табличку в нижнем левом углу.

Есть еще Дахма Шейбанидов, представляющая собой нагромождение надгробий, старейшее из которых датируется 1586 годом. Дахма представляет собой погребальное сооружение в виде прямоугольной призмы.
Девятая достопримечательность — медресе Тилля-Кари (1646—1660 гг.).

Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов.

С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.

Десятая достопримечательность — торговый купол Чорсу.

Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в 15 веке и перестроено в начале 18 века. В 2005 году торговый купол отреставрировали и сейчас там находится галерея изобразительного искусства.

В сквере возле площади Регистан 2 сентября 2017 года был открыт памятник Первому Президенту Узбекистана Исламу Каримову, неподалеку от дома, где он вырос. Здесь мы выходим из этой части города.
Одиннадцатая достопримечательность — Мечеть Биби-Ханым.

Самым монументальным строением в Самарканде, созданным во время правления Амира Темура, считается соборная мечеть Биби-Ханым.

Она была воздвигнута по приказу Тамерлана после его победоносного похода в Индию. Строительство было начато в мае 1399 года. К сентябрю 1404 года основная часть комплекса была уже построена. Во дворе мечети могли одновременно молиться 10 тысяч человек.

Согласно легенде, мечеть получила своё название в честь любимой жены Тамерлана.
По одной из легенд строительство заказывала сама Биби-Ханым, желая сделать мужу сюрприз, но вышел не подарок, а скандал. Молодой зодчий влюбился в красавицу и нарочно затягивал работы, за что в итоге был казнён. Но историки уверяют, что супруга Тимура к тому моменту уже была почтенной матерью семейства, Тамерлан же разгневался из-за того, что строение выходит недостаточно монументальным, потому велел ответственного за стройку казнить, а проект переделать, добавив размаха.

После смерти Амира Темура его внук Улугбек соорудил мраморный пюпитр-лаух прямо во дворе мечети, на котором раскрывали знаменитый Коран Османа.

К сожалению, великолепный шедевр восточной архитектуры не устоял перед натиском стихии. Несколько веков здесь можно было видеть лишь гордые руины, некогда легендарного сооружения. Лишь в конце прошлого века, после крупных восстановительных работ была воссоздана изначальная планировка комплекса.

Здания мечети были в значительной степени отреставрированы, но фотографии не передают монументальности этого сооружения. Мечеть просто подавляет своим величием.

Один день как целая жизнь или что можно посмотреть в Самарканде за сутки

До наших дней, в своем первозданном виде дошел только мавзолей Биби-Ханым, который расположен напротив мечети. Это в моем списке двенадцатая достопримечательность.

Под несчастливым числом тринадцать занимает достопримечательность — Сиабский базар.

Именно сюда нужно идти за вкусными сувенирами. Мы хотели попробовать самаркандскую лепешку с глянцевыми боками, местные уверяют, что они могут храниться, не черствея, до 3 лет. Но не везет, так не везет. Из-за саммита базар не работал.

Я хочу все-таки закончить на позитивной ноте. Всем коллекционерам, любителям марок и открыток, похвастаюсь.

Один день как целая жизнь или что можно посмотреть в Самарканде за сутки

Почта работала и можно было поставить штамп на официальной марке, выпущенной к ШОС-2022 и купить национальную филателическую красоту Узбекистана. И это будет твердая — четырнадцать!

Ну, а открытки я уже отправила в Бухаре.

Один день как целая жизнь или что можно посмотреть в Самарканде за сутки

Это был удивительный день, с бурей эмоций, морем фотографий, прекрасной погодой и хорошим настроением. Советую ли я вам это путешествие в Самарканд? Нет, не советую — я вам настоятельно рекомендую!

Дополняйте, обсуждайте и комментируйте. Уверена, у вас есть чТо сказать!
Это всё, что у нас получилось посмотреть за один день. Вечером мы сели в поезд и уехали в отель в Бухару. Я думаю, мы справились, но… а вы ЧТО скажете?