Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 18:40
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Кандидаса — Индонезия Июль 2022

Не найдя (ну, не очень-то прицельно искав) в Убуде изюминку региона — кофе лювак, я решила во что бы то ни стало отправиться за ним на… плантацию. Ну, согласитесь, будучи кофеманом и путешествуя по Индонезии, хоть раз не увидеть, как растет кофе, было бы странно. Тем более, что подобные предложения от местных агентств то и дело попадались на пути.

После красочного Амеда (рассказ о нем — здесь) я переместилась еще южнее, в городок Кандидаса, который местные называют Чандидаса. Это тоже курорт и тоже не очень раскрученный. То, что надо!

До Чандидасы ехать примерно 1 час, но из-за серпантинов и обильного движения в пути были примерно 1,5. Путь пролегал по горным склонам, мимо уединенных, но очень колоритных поселков, потом резко петлял по тропическим зарослям, которые спускались прямо к дороге… И, конечно, то и дело вдоль дороги пробегали дикие обезьяны. Не знаю, как там Бразилия, но Индонезия точно мне запомнилась этими пушистыми созданиями.

От морского берега до вулканов

Чандидаса встретила жарой и ясным небом. Первый вид городка — и одна из главных его достопримечательностей — пруд с лотосами прямо на въезде. Лотосы раскрываются рано утром, но даже в таком виде прудик очень живописный.

От морского берега до вулканов

Первым делом, по традиции, заселение в гостиницу Ashyana Candidasa Beach Resort. Чандидаса, как и Амед, преставляет собой одну длинную улицу вдоль моря, на которой концентрируется вся туристическая жизнь. Поэтому понятие «отель в центре» здесь немного размытое. Я ориентировалась действительно на центр (середину этой длинной улицы), поэтому гостиницу выбрала именно здесь. Рядом банки, кафе и даже супермаркет через дорогу, котрый очень выручил. Но об этом ниже.

От морского берега до вулканов

Территория гостиницы большая, но уютная и какая-то роскошная для своей стоимости (1700 руб. в сутки). Завтрак, правда, не включен, но есть кафе прямо у берега, где можно перекусить, а за территорией — более дешевые кафешки. Это первая линия, есть даже бассейн. А номер представляет собой отдельное бунгало в балийском стиле. Сказка! Бассейн тоже очень пригодился, потому что море здесь мелкое, почти везде по пояс. Глубина начинается за коралловым рифом, а с ней — и разруштельные волны, поэтому в плане купания все же стоит выбирать Амед. Но любоваться морем лучше в Чандидасе! Да и после гор окунуться в воду очень кстати.

От морского берега до вулканов

В номере очень уютно. В честь приезда подают приветственный коктейль, а кровать украшена живыми цветами франжипани. Наверное, именно здесь я ощутила себя в отпуске!

От морского берега до вулканов

Пляжи Чандидасы такие же длинные, и людей так же мало. Яркая особенность пляжей — постепенная смена черного вулканического песка на привычный желто-белый. И от этого песочек здесь часто пятнисто-полосатый. Очень колоритно выглядит!

От морского берега до вулканов

А еще на пляже у гостиницы есть длинная коса, уходящая в море. Там стоят две беседки, а вокруг… просто неприличное буйство кораллов! На любой вкус, форму и размер. Вот здесь-то я и пополнила свою сумку. И впоследствии провезла через четыре страны.

Помимо кораллов, это место очень уединенное. Сюда я приходила наблюдать закаты. Сядешь так в беседке и смотришь вдаль… А вокруг — сумасшедшая красота!

От морского берега до вулканов

Несмотря на обилие агентств в округе, свой тур я купила прямо на улице у местного таксиста. Он предложил стандартную программу по окрестностям и посещением кофейной плантации с тем самым кофе, но я кофе не ограничилась. Главной целью было увидеть Pura Luhur Lempyang — высокогорный храм, а точнее, даже целый комплекс из семи храмов, затерянный среди горных районов. Вайян (таксист) согласился немного переделать программу, в результате меньше, чем за 40 $ я получила полноценный тур (не люблю это слово и форму путешествия, но в отсутствие водительских прав приходится иногда прибегать к услугам гидов, да и узнать много о регионе от местных жителей всегда интересно и ценно).

На утро следующего дня было запланировано наше путешествие длиной в полный день. В предвкушении приключений я побежала в банк менять оставшиеся 200 долларов. Впереди было еще почти 5 дней. И тут произошла, наверное, самая досадная и нелепая путаница. Я ошибочно подумала, что за 200 $ получу почти 6 000 000 рупий. О, да это же здорово! А когда поняла свою ошибку, стало не по себе… Ведь курс за 100 $ — 1 470 000 рупий и, соответственно, за 200 — 2 940 000. Так просчитаться — это, конечно, надо суметь. Но за столько дней и перелетов голова уже не соображала. Получалось, что денег у меня совсем немного, учитывая еще две крупные цели, ради которых позже отправилась на другой остров и оставила там почти все рупии, а еще несколько гостиниц и переездов. Все из-за многих пересадок и аж четырех стран в вояже. В голове хаотично сплелись тайские баты, арабские дирхамы, индонезийские рупии и мальдивские руфии…

Первой мыслью было отменить тур, тогда бы хоть на расходы осталось что-то. Но вовремя опомнилась: впечатления важнее! С этого дня моими друзьями стали бомж-пакеты и вода. А еще фрукты. Что еще нужно летом? Главное — завтраки есть, а дальше — как пойдет. Не отступлю! И стало снова спокойно… А тот самый супермаркет через дорогу стал спасением.

На следующий день первым делом мы приехали на кофейную плантацию.

От морского берега до вулканов

Это очень зеленая территория. Помимо нескольких видов кофе, здесь растет и чай (правда, немного) и даже разводят пчел, делают мед. Все это дают продегустировать. Дегустация входит в стоимость. При этом работники рассказывают о сортах кофе, о стадиях его созревания, обработки, обжарки, то есть весь путь от ростка до чашки с напитком. Очень интересно. А после прогулки приглашают под пальмовый навес и угощают настоящим буйством вариаций чая и кофе.

Здесь есть кофе арабика, робуста (более крепкий сорт), ванильный, с имбирем, кокосовый, какао, балийский (который обычно в чайниках подают), ореховый и т. п. Чай здесь тоже очень разный: с шафраном, с имбирем, чай из гибискуса, из мангостина и пр. Все очень вкусно. И главное — не мензурки, как обычно, а чашечки на несколько полноценных глотков. Но лювак здесь не входит в набор: самый дорогой кофе в мире продается отдельно. На платанции он стоит 50 000 рупий (чуть больше 3 $), а в кафе уже вдвое дороже. Ну, а про экспорт и говорить не приходится: стоимость доходит до 5000 долларов за килограмм!

От морского берега до вулканов

Сварили его быстро, с виду — кофе как кофе, на вкус тоже ничего, ожидала худшего. Выпила всю чашку. Крепкий, но немного жженый. Когда вот пригорает у вас на плите кофе в турке, примерно такой вкус. Но не противный, и это здорово. К новым вкусовым впечатлениям добавилось еще одно.

Следующим пунктом нашего путешествия стала деревня племени балиага. Таких деревень на Бали несколько, это поселения коренного народа острова, который до сих пор свято чтит свои традиции. За символическую плату (сколько не жалко) староста вас проведет по деревне, все расскажет и покажет. Очень необычно!

Здесь и дома местных жителей, куда можно войти, и ритуальные пострйоки — храмы, плацы для обрядов и пр., и сады-огороды. Интересно рассказывал об обычаях. Это именно это племя долгое время не хоронило своих умерших, а складывало тела в кучу. Хоронить (предавать земле) у них считается грехом, иначе духи рассердятся и нашлют напасти. В деревне живет 700 человек или около 200 семей. Немало!

От морского берега до вулканов

Есть даже свое ремесло — местные ткут шали, платки и пледы с местными узорами и с радостью приглашают посмотреть. При желании можно и приобрести.

От морского берега до вулканов

После такого активного старта дух приключений ожил и потребовал еще большего. Решено было ехать к главной цели — храму Лемпуянг. В комплексе он самый посещаемый, а рядом — «Ворота в Рай» (Gate of Heaven). Это знаменитые балийские храмовые ворота, разбитые на две половинки, а между ними в ясную погоду можно увидеть вулкан Агунг. Кажется, что паришь над пропастью, но вниз ведет отвесная лестница к следующему храму.

Путь к комплексу был самым долгим за этот день. Сначала почти вернулись в Амед по горному серпантину, затем стали углубляться в середину острова. Более двух часов кружили по горным дорогам и вот, наконец, финиш.

От морского берега до вулканов

Водитель привез к кассе, билет стоит 55 000 рупий (вход) и 45 000 (автобус). Оказалось, что от кассы еще нужно подниматься по крутым склонам на специальном автобусе еще выше в горы. Здесь же всем выдают специальную ткань, чтобы укутать ноги. И не важно, в шортах вы или в длинном платье. Выдают всем и строго за этим следят. И нужно также закрыть плечи.

Дорога вверх настолько крутая и узкая, что два автобуса еле разъезжаются. Мне это очень напомнило путь к Мачу-Пикчу в Перу. Такие же виражи и так же на каждом повороте закладывает уши. Но автобус не довозит до конца. От него придется еще пройти вверх по почти вертикальной дороге минут 10. Силы это уносит сразу, причем, и подъем, и спуск. Вокруг много кафе, продают холодные кокосы, мороженое, браслетики. Но когда стремишься поскорее увидеть цель, этого не замечаешь…

Внезапно дорога сворачивает резко влево, и открывается тот самый вид: храм Лемпуянг и напротив — небесные ворота.

От морского берега до вулканов

Ворота — настоящий туристический аттракцион. Ради сказочного фото на их фоне туристы отстаивают огромную очередь. Причем, ваш номер в очереди сообщают прямо в кассе и дают такой талончик, чтоб не забыли. А у ворот посереди площадки сидят местные фотографы и выкрикивают номер очереди. Прямо, как в районной поликлинике! Благо, есть по бокам большие навесы, где можно спрятаться от солнца, иначе сгорели бы все… Фотографируют они на ваш смартфон, подставляют к нему какую-то железку и получается сказочное отражение и ощущение, как будто паришь над водой… Ради этого фото я просидела почти 2 часа… Но, думаю, не зря.

От морского берега до вулканов

После храмового комплекса мы с Вайян помчались к последней вехе нашего тура — водному дворцу Тирта Ганга.

В переводе с санскрита название дворца означает «священная вода реки Ганг», он был построен в 1948 году последним раджой Бали. После путешествия во Францию и созерцания Версаля, раджа решил построить что-то подобное на своей родной земле. Место он выбрал неслучайно: великолепные пейзажи и святая вода из источника сделали этот дворец поистине уникальным. Кстати, считается, что священному источнику, на котором стоит дворец, уже около 200–300 лет и он берет свое начало из великой реки.

Вся территория дворца представляет собой прудики с огромными священными карпами, мостки, лодочки и целый водно-каменный комплекс с фонтанами.

От морского берега до вулканов

Туристов здесь, наверное, максимум. Местами не протолкнуться… Но посетить такую диковинку однозначно стоит!

От морского берега до вулканов

После этого Вайян привез меня обратно в Чандидасу. Вечер у моря прошел незаметно, утром успела еще понежиться, а бассейне. А уже в полдень выехала к, наверное, главной цели этого путешествия, но о нем — уже другая история…