Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Карнатака, Мурудешвара, Шимога — Индия Декабрь 2022

Индия — самая большая страна в мире по населению, и одна из самых больших по площади. Поэтому количество достопримечательностей в ней колоссальное, и удаленность их друг от друга тоже. Штат Карнатака — ближайший сосед штата Гоа, но путь туда занимает не менее 5–6 часов в одну сторону, именно поэтому на знакомство желательно выделить несколько дней.

Комплекс Мурдушевара.

Постигая Карнатаку, начало

Как правило большинство туристов своё знакомство с штатом Карнатака начинают с Мурудешвара — храмового комплекса, посвященного богу Шиве. Шива — это один из главных богов в индуизме, он наравне с Брахмой и Вишну олицетворяет космическое сознание, мужское начало Вселенной. Он отец любимого многими индусами слоноголового бога Ганеша. Комплекс Мурудешвар изначальный, древний, был построен в 1542 году, но в 2002 году на его месте построили новый современный комплекс. На самом деле, узнав про 2002 год я сильно удивилась — как за каких-то 20 лет можно было так…. состарить (нашла таки приличное слово) всё вокруг? Облупленная краска, затёртые стены… Климат? Близость к океану? Качество материалов? Не знаю, но чую, что скорее всего последнее). Дело в том, что на строительство этого комплекса государство даже денег не тратило. Был проведен своеобразный конкурс аукцион среди богатейших людей Индии и победивший по лотерее должен был выложить 50 млн долларов на его строительство. За это его имя будет навечно вписано в историю.

Вообще сам Мурудешвар — это небольшой рыбацкий посёлок, и если бы не храмовый комплекс — то никто бы о нем и не знал.

На территории храмового комплекса конечно же есть музей, сам храм, древняя башня и небольшой парк со скульптурами.

При осмотре храмового комплекса сначала обычно заводят в музей. Там по кругу сделаны небольшие залы, в каждом из которых как бы постранично рассказывается знаменитая легенда о демоне Раване и атма-лингаме — божественном камне, который наделяет бессмертием и великой силой его обладателя. Вообще то лингам — это фаллос, а атма-лингам — его каменное изваяние. Если позволите, я расскажу эту легенду в весьма вольном перессказе, как она мне запомнилась.

Началось всё с того, что была у Шивы одна почитательница по имени Кешини. И вот она каждое утро выходила на пляж, лепила из песочка лингам (прости господи) и украшала его цветочками. Ну короче делала Шиве приятно.

Постигая Карнатаку, начало

Шиве тоже было приятно, и он сказал женщине — проси чего хочешь! Кешини, как любая «яжемать» сказала — мне ничего не надо, всё, что я заслуживаю отдай сыночку. А сыночек её — раджа всей Шри-Ланки, он же десятиголовый и двадцатирукий демон Равана. Чего ему не хватало кроме мирового господства — загадка: остров свой есть гаремы, наложницы, власть. И он начал всячески подлизываться к Шиве и делать вид, что он, как и маменька, тоже страшный его фанат. Чтобы показать свою преданность Шиве Рамана пел мантры, веками медитировал, из сухожилия своего струны на ситаре делал, чтобы пений в честь Шивы не прерывать, а потом и вовсе ушел в Гималаи и стоял там 10 тысяч лет на одной ноге. Ну, чтобы преданность свою показать. Очень атма-лингам хотелось.

Шива и на это не отреагировал, и демон вот что придумал: в честь Шивы отрезать себе по одной голове! Когда осталась одна последняя голова Шива смилостивился над ним и наконец то наградил Равану атма-лингамом, но с условием, что камень никогда не должен коснуться земли, в противном случае вся сила лингама снова вернётся к Шиве.

Постигая Карнатаку, начало

Кстати, Равана был тот еще хитрец, и помимо атма-лингама попросил еще у Шивы его жену Паравати и заодно бессмертия.

В общем, Шива всё это ему дал. Жену с условием, что Равана ей изменять не будет, а бессмертие с условием, что никогда в своей бессмертной жизни он больше к нему не обратится ни с одной просьбой. Сказано — сделано.

С женой всё решилось быстро: она под разными предлогами демону не давала, а он был темпераментный парень, и от безысходности сгонял по-тихому в гарем, Паравати об этом узнала и быстренько отбыла на гору Кайлас к любимому Шиве. Ну, так и было задумано в общем то.

Один из мудрецов по имени Нарада сообразил, что демон приобретает невероятную силу, и решил как-то этому помешать. Он обратился за помощью к богу Вишне и к сыну Шивы Ганешу, и придумали они такую авантюру.

Постигая Карнатаку, начало

Ганеш превратился в обычного мальчика, Вишна подговорил бога солнца Сурью остановить временно сияние. А демону с наступлением темноты нужно было исполнить ряд религиозных обрядов — почитать Шиву он не перестал кстати, но в руке то камень, он мешает, а на землю поставить нельзя. И тут он видит мальчика (который на самом деле Ганеш) и просит его подержать камень. «Мальчик» согласился, но с условием: если он позовет демона трижды (камешек то тяжеленький, может не удержать), а тот немедленно не явится к нему — то он оставит камень на земле.

Трижды мальчик-Ганеш позвал Равану, но очень негромко. Дело то происходило на пляже под шум волн, да еще и Равана в нирване пел мантры. Короче говоря, ничего Равана не услышал, и Ганеш с радостью «уронил» атма-лингам в песок, где он и врос намертво.

Постигая Карнатаку, начало

Как ни пытался демон сдвинуть камень с места — ничего у него не получилось. Тогда он с досады стукнул кулаком по атама-лингаму и тот развалился на 5 частей. В месте падения каждого из артефактов и был построен храм, и пример тому храм в Мурдешвар.

Вокруг статуи Шивы раскинулся парк, наполненный различными статуями.

Мне больше всего понравился священный бык Нанди — преданное ездовое животное Шивы, способное в любое мгновение перенести его в любую точку мира.

Постигая Карнатаку, начало

Кстати, именно эта статуя Шивы, высотой 57 метров, считается самой большой в мире посвященной этому богу.

Ровно напротив статуи мы видем по-настоящему древнюю постройку — башню Гопурам.

Постигая Карнатаку, начало

Её высота 75 метров и по сути она — ворота храмового комплекса. В основании она квадратная, а к вершине сужается, вся украшена резьбой и изображениями индуистских божеств. При входе стоят два бетонных слона в натуральную величину Внутри башни есть лифт, который за 10 рупий поднимает туристов на последний 18й этаж, площадку с несколькими смотровыми окошечками. Именно из такого окошечка и открывается чудесный открыточный вид на статую Шивы и на саму бухту.

Наконец мы входим в сам храм. Как и во все другие индийские святыни туда можно войти только босиком. От большого количества позолоты и яркого солнца всё блестит. В Индии такое количество религий и течений, что мне с первого раза не удалось уложит всего в голове- имена богов и богинь, которые еще и перевоплощаются и имеют собственные аватары с разными именами.

Местное население как то с этим уживается, всё принимает и всё понимает. Так что храм мы осмотрели с большим любопытством, но, если честно, в детали особенно не вдавались. Я только следила за тем, чтобы Давида не умыкнули очередные местные группы туристов, чтобы с ним сфотографироваться. Для них просто с белым человеком рядом постоять уже честь, а с ребенком, да еще и лучезарным, да еще и таким, которого можно взять за ручку или погладить по щеке! К этому храму приезжают туристы со всей страны, для многих из них это первое путешествие в жизни.

Водопады Джог Фоллс

Ну, у нас путешествие не первое, поэтому мы едем дальше знакомиться со штатом Карнатака. Следующей нашей остановкой был фантастически красивый водопад Джог Фоллс. Он считается самым высоким вертикальным водопадом Индии. Собственно говоря это не один водопад, а комплекс из четырех водопадов. Каждый из них имеет своё название — Раджа, Ракета, Горлопан и Рани.

Постигая Карнатаку, начало

Каждый из них имеет свою особенность и свой характер. Раджа — самый высокий — 253 метра свободного падения, Ракета — мощный и скоростной, он вытекает из небольшого отверстия и потоком срывается вниз. Горлопан с шумом грохочет по нагромождению камней. Рани — похож на танец индийской женщины — такой же переменчивый и извилистый. С этим водопадом связана легенда: бедный юноша влюбился в дочь раджи. Поскольку кастовое неравенство для Индии непреодолимое препятствие (о кастах я уже рассказывала) , то влюбленный юноша даже приблизится не мог к своей мечте. Он очень тосковал и мечтал о своей возлюбленной (как вообще можно полюбить на расстоянии того, кого совсем не знаешь — для меня загадка). В итоге судя по всему клиническая депрессия прогрессировала, и однажды он пришел на скалу и в отчаянье прыгнул вниз, превратившись в такой красивый водопад. Поэтому название водопада переводится как «падающий человек».

Вообще, то, что увидели мы — не идет ни в какое сравнение с тем, что я видела в интернете до поездки на эту экскурсию. Надеялась я увидеть вот что (фото из интернета)

Постигая Карнатаку, начало

А всё потому, что ехать на него нужно не в декабре, а в сезон дождей, летом, ну или ранней осенью. В сухой сезон он весьма посредственный, но… как сказала экскурсовод — нам еще повезло. Бывает, что там вообще несколько тоненьких струек.

На территории есть парк, местная кафешка, душ/туалет

и… много диких обезьян.

Конечно, не такое количество, как у водопада Дудхсагар, но эти были ближе и чуть ли не ручные. Очень забавно было их кормить почти с рук.

Постигая Карнатаку, начало

Интересно, что водопад Джог, второе название которого Герсоппа или Джерсоппа (интернет так и не определился) используется не только в качестве приманки для туристов, а и для снабжения электричеством достаточно большой части страны — там построена самая крупная и мощная электростанция в Индии. И в связи с этим власти имеют обыкновение открывать дамбу посильнее на выходные дни, когда на водопад приезжает максимальное число туристов, а в будни вода используется для работы электростанции.

Лагерь слонов

Дальше мы следуем в лагерь Sakrebyle elephant camp — это один из старейших лагерей для слонов в Индии, недалеко от заводей реки Тунга. Название «Сакребайл» означает сахарное поле, а все знают что слоны любят сахарный тростник. Этот лагерь находится посреди леса, в абсолютно дикой природе. Изначально он был разбит для дрессировки диких слонов в те дни, когда эти они играли ключевую роль в перемещении огромных деревянных бревен из труднопроходимой лесной местности. Теперь такие методы под запретом, а недавних пор в Индии приняли закон, по котором слонов запрещено использовать для катания и забавы. Поэтому лагерь был преобразован в центр спасения, реабилитации и обучения, а также в зону экотуризма.

Мы в похожем центре реабилитации слонов были в Тае. В настоящее время в этом лагере находятся 16 слонов самцов и четыре самки. Ими управляют 40 погонщиков кавади (так называются традиционные погонщики слонов). Эти погонщики кавади как правило принадлежат племенной общине Джену Куруба, именно они обладают традиционными знаниями о поведении слонов и умением обращаться со слонами. Некоторые сотрудники лагеря — из мусульманской общины, традиционно они тоже хорошо разбираются в обращении со слонами.

Как ни странно — погонщики со своими подопечными разговаривают — на хинди, бенгали, урду и каннада, т. е. слон по факту способен воспринимать несколько языков. Всем известно, что у слонов самый большой мозг среди наземных животных, но не всем известно, что сам объем коры головного мозга слона позволяет осуществлять широкий спектр когнитивной обработки, она наиболее близка по структуре к человеческой и имеет столько же, сколько у человека, нейронов и синапсов. Фактически, эксперты полагают, что у слонов есть нейронная способность, превосходящая любого примата или китообразного. Помните, если в детстве читали Беляева «Хойти-Тойти»? Да, интеллект слонов находится на одном уровне с интеллектом дельфинов и шимпанзе. Оказалось, что слоны превзошли всех других животных в умственных способностях и остроумии. Несколько исследований подтверждают, что эти животные испытывают психологическую боль после потери любимого. Слоны могут подражать жестам, звукам, понимать не только несколько языков, а и участвовать в играх. А еще слоны очень любят купаться)

Нам вывели одного большого слона для взрослых и маленького для детей. Взрослым вручили половинки кокоса и слоника нужно было чистить мохнатой стороной, а дети это делали просто руками. Не без сюпризов…

Центр разведения слонов, Карнатака

Давид купает слона

При этом слонёнок явно улыбался и лениво поигрывал хоботом) По просьбе погонщика не только Датошка купал слона, но и слон Датошку)

Постигая Карнатаку, начало

После ванны слонам разрешается пастись в лесу. По словам погонщика, который работает в лагере более 15 лет, им также предлагается питательная еда, состоящая из риса, соли, кокоса, джаггери и рисовой соломы, а также шариков раги. После купания со слонами нам разрешили сделать с ними пару кадров

Постигая Карнатаку, начало

И мы отправились дальше, в удивительное, мистическое и загадочное место, где с нами произошла необъяснимая для меня история. Но об этом я расскажу в следующий раз.