Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был вчера 22:47
Лучший материал
недели

Вышний Волочек, Тверь, Кимры, Калязин, Кашин + 1 город — Россия Январь 2023

В этом году в зимние каникулы поехали в Тверскую область. За пять дней посетили Вышний Волочёк, Тверь, Кимры, Калязин, Кашин и Торжок. Общий пробег 1560 км.

На отрезке Тверь — Калязин — Торжок заправки встречаются редко. Следите за уровнем топлива. На этом о дорогах всё, поехали.

Вышний Волочёк.

Новогодний пробег 2023

Из названия понятно, что в этих местах волоком перетаскивали суда из одной системы рек в другую. Первое официальное упоминание города в летописи — 1471 год. Сам волок существовал здесь с 12 века. Грузы со стороны Волги поднимались по реке Тверца до этих мест, разгружались и на телегах перевозились до реки Цна. Далее следовали в Великий Новгород.

По распоряжению Петра I, в 1702 — 22 годах в Волочке голландскими специалистами строится Тверецкий канал, соединивший Тверцу и Цну. Это первый искусственный водный путь в России! Так соединили Каспийское море с Балтийским. Затем, инженером-самоучкой М. Сердюковым, строится Цнинский канал и целая водная система, вокруг которой разрастается торговый город. Гидротехническая система частично действует до сих пор.

Новогодний пробег 2023

Но зимой каналы не увидеть. Смотрим то, что доступно. В старом центре сохранилось несколько дореволюционных зданий, напоминающих о времени расцвета города.

Жалко, что гостиные ряды находятся в очень печальном состоянии и не восстанавливаются. В Суздале мы видели, что подобные здания можно успешно использовать и содержать в красоте. Надеюсь и здесь отреставрируют.

Новогодний пробег 2023

На небольшом живописном островке между рекой Цной и Обводным каналом расположен Богоявленский собор — главный храм Вышнего Волочка. Чистый белый фасад, сверкающие на солнце купола-маковки и малиновый звон колоколов, если повезёт услышать.

Собор знаменит своими чудотворными иконами Богородицы и уникальной резной скульптурой святителя Николы Можайского 16 века.

Службы в соборе сопровождаются пением одного из лучших в Тверской епархии церковного хора.

В экспозиции музея валенок впечатляет двухметровой высоты царь-валенок, валяные картины, игрушки, и старинные станки.

Новогодний пробег 2023

Интересен рассказ экскурсовода про сложность изготовления валенок ручной валки и отличия их от валенок машинной валки.

Завершаем прогулку по городу посещением Казанского общежительного монастыря. Он интересен Собором Казанской иконы Божией Матери. Внутри почти ничего исторического не сохранилось. Снаружи постепенно восстанавливается. Главная особенность собора — 15 глав.

Новогодний пробег 2023

При этом, при завершении строительства, было установлено 19 крестов. Сосчитать сколько же всего глав и крестов тот ещё квест.

Тверь.

Новогодний пробег 2023

Обычно Тверь проезжают транзитом по пути из Москвы в Петербург. Как и Вышний Волочёк. В этот раз мы решили познакомится с этими транзитными городами. И даже остановились на ночёвку, чтобы осмотреть всё не торопясь.

Тверь один из древнейших городов России. В 1247 году она уже столица княжества. Первым тверским князем был Александр Невский. Но родоначальником тверской княжеской династии стал правивший после него брат Ярослав Ярославович. До 1488 года Тверское княжество успешно сопротивлялось Орде, Москве, Литовцам. Затем, после многолетнего соперничества за роль политического центра Северной Руси, было подчинено Москвой.

Новогодний пробег 2023

К сожалению, от древней Твери ничего не сохранилось. Всё было уничтожено двумя большими пожарами в 18 веке.

После них город застраивался каменными домами по регулярной планировке. Некоторые примеры барокко и классической архитектуры дожили до наших дней.

Новогодний пробег 2023

Это и церкви, и путевой дворец, и купеческие дома вдоль ныне пешеходной улицы, и построенная в «сплошной фасад» набережная Степана Разина. Набережная действительно уникальная.

Есть в центре и интересные здания более поздней постройки. Например, полосатая Соборная мечеть в неомавританском стиле 1906 года.

Новогодний пробег 2023

Очень симпатичная церковь в стиле модерн.

Необычен памятник советского авангарда — кинотеатр «Звезда».

Новогодний пробег 2023

Неожиданно оказалось, что при строительстве Нового Волжского моста в 1953 году использовали чугунные пролёты 19 века от Благовещенского моста из Ленинграда.

Завершили знакомство с Тверью осмотром Морозовского городка.

Новогодний пробег 2023

Несколько жилых кварталов в неоготическом стиле было построено в начале 20 века для работающих на Морозовской мануфактуре и их семей. Эти «казармы» частично заброшены, частично заселены. Блуждать там и интересно, и немного страшновато.

Самый известный дом района казарма № 70 — Париж. Дом построили в 1910–1913 годах, он стал первым пятиэтажным зданием в Твери.

Новогодний пробег 2023

Его название отсылает нас к Всемирной Парижской выставке, где проект Морозовского городка для рабочих получил Гран-при. Современное название этого района — Двор Пролетарки. Для любителей шансона сообщаю, что Двор Пролетарки — родина Михаила Круга.

Кимры.

Новогодний пробег 2023

По пути из Твери в Калязин заезжаем на часик в Кимры. Уже в 17 веке это было крупное село. Во времена Петра I Кимры становятся центром сапожного промысла Российской империи. Обувные магазины есть и сейчас.

Но нас интересовало другое — деревянный модерн.

Новогодний пробег 2023

В Кимрах сохранилось несколько зданий купеческой застройки конца 19 — начала 20 века.

Провинциальный модерн всегда вызывает интерес. А уж выполненный в дереве и подавно.

Новогодний пробег 2023

К сожалению, почти все здания в запущенном состоянии.

Поэтому общее впечатление грустное. Едем дальше.

Калязин.

В этот древний город мы приехали уже в темноте. Быстро заселились, забронировали столик в ресторане и поспешили посмотреть на знаменитую колокольню в вечерней подсветке.

Новогодний пробег 2023

Ради этих кадров в общем-то и была задумана вся поездка. Колокольня находится на маленьком острове, который образовался при организации Угличского водохранилища на Волге. Часть города ушла под воду, а вот колокольня оказалась над водой. Только зимой, когда Волга скована льдом, можно пешком подойти прямо к колокольне.

И мы подошли, и кругом обошли, и фотографировали, и просто смотрели. Необычно. Немного мешала метель, но мы были довольны.

Новогодний пробег 2023

А утром, морозным утром, когда мы уже двинулись в обратный путь и тормознулись сделать несколько дневных кадров колокольни, были просто шокированы неожиданно красивым, волшебным рассветом.

Вся Волга была покрыта густым туманом. И из этой пелены поднималось здание колокольни, освещённое лучами восходящего солнца.

Новогодний пробег 2023

Ни льда, ни острова не было видно. Колокольня парила в воздухе. Потрясающая картина!

Бегали и фотографировали вокруг как малые дети, пока туман не растаял.

Новогодний пробег 2023

Только после этого, купили в сувенирном магазине местный наивкуснейший мармелад, и поехали завтракать на улиточную ферму.

Ферма совсем рядом — стоит только переехать речку Жабня. При посещении можно выбрать просто экскурсию, или экскурсию с дегустацией. Конечно мы выбрали с дегустацией. Где ещё попробуешь улиток? И уж тем более, ни в одном ресторане вам не расскажут такие подробности о жизни этих маленьких животных и способе их приготовления в пищу.

Должен сказать, что блюдо это экзотическое. Каждый день есть не будешь. Ну и основная цель улиточных ферм не пищевая, а парфюмерная. Как оказалось.

Кашин.

По пути в Торжок заглянули в Кашин. Один из древнейших городов (13 век) Тверской области примечателен не только названием. Его центральная часть расположена на полуострове в форме сердца. Ну как на такое не посмотреть?

Новогодний пробег 2023

Сейчас в городе есть музей каши. Как и на ферме улиток, здесь есть просто экскурсия, а есть экскурсия с дегустацией. На дегустацию надо бронировать место за несколько дней, так как правильная каша варится 16 часов и ровно по количеству ожидаемых посетителей. Увы, мы этого не знали.

Попали просто на экскурсию. Она хоть и интересная, но очень подробная. Да ещё детям дают возможность помолоть зерно и т. п. Понятно, почему она рассчитана на два часа. Мы столько ждать не могли и ушли раньше. Немного прогулялись по центру и сфотографировали красивую церковь на высоком берегу.

Новогодний пробег 2023

Возможно в Кашине надо провести времени побольше. Всё-таки это бывшая столица Удельного Кашинского княжества. Тверское было Великим княжеством, где правили старшие братья Кашинских князей. Сейчас Кашин единственный в Тверской области город-курорт с санаторием лечебной воды.

Торжок.

Дата возникновения последнего в нашем путешествии города пока не известна. Предположительно, по найденной древнейшей деревянной набережной, это рубеж 10 -11 веков. Первое упоминание в летописи 1139 г. Торжок находился на пересечении древних водных и пеших торговых путей, что способствовало его росту и быстрому восстановлению после пожаров или разрушений. Здесь даже печатали свою монету, как и в Твери и в Кашине. Но, в отличии от них, столицей Торжок никогда не был.

Новогодний пробег 2023

Вообще город многострадальный. Разорялся Суздальскими, Тверскими, Московскими князьями, татаро-монголами, литовскими войсками. Несколько раз полностью выгорал. Более-менее спокойная жизнь началась только после входа в Московское государство.

Визитной карточкой Торжка считается Тверецкая набережная, застроенная вплотную трехэтажными купеческими особняками 18 века. Честно говоря, зимой не впечатлила. Да и вообще в городе не сохранилось цельного исторического ядра. Имеющиеся здания оторваны друг от друга и их мало.

Интересно было посетить реконструкцию кремля.

Новогодний пробег 2023

С этой высокой точки Торжок как на ладони.

А в сторожке можно попробовать взмахнуть средневековым мечом и представить, на сколько взмахов у тебя хватит сил.

Новогодний пробег 2023

Рядом с кремлем расположен Новоторжский Борисоглебский монастырь — один из древнейших российских православных монастырей, основанный около 1038 года во времена княжения Ярослава I Владимировича.

А если пройти немного дальше вдоль реки Тверцы, то вы увидите деревянную церковь Тихвинской иконы Божьей Матери постройки 1653 года. И она действующая с момента основания, за исключением советского времени.

Новогодний пробег 2023

Что хорошо сохранилось в городе — так это появившийся ещё в 13 веке промысел торжокское золотое шитьё.

То самое, которым были расшиты туфельки и пояса столичных дам 18–19 века и царская мебель в императорских дворцах. Сейчас золотошвеки выполняют закзы министерства иностранных дел. Золотая нить идёт только сверху и она действительно золотая. К изделию она пришивается обычной ниткой.

Новогодний пробег 2023

Музей и магазин золотого шитья очень впечатлили. Есть вещи дорогие, а есть и по доступной цене. Но все красивые.

На этом наше путешествие закончилось. Если у вас есть вопросы по этим местам, задавайте их в комментариях.

Карта маршрута

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия