Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 9:27

Тингир, Эрфуд, Мерзуга — Марокко Октябрь 2022

Мерзуга — спокойный и тихий городок в Сахаре, но он предлагает на удивление большое количество крутых развлечений. О кое-каких я уже написал в прошлом рассказе. В любом случае, туристы приезжают сюда из-за того, чтобы прикоснуться к краешку Сахары.

Пройти по краешку Сахары

Сахара — грандиозно обширная пустыня, известно, что она занимает территории нескольких стран на севере Африки, и городок Мерзуга является всего-навсего одними из многочисленных ворот в эту пустыню, но в Марокко самыми известными воротами.

Из всех песчаных дюн, которые можно увидеть из деревни, одна особенно выделяется. Она намного выше, длиннее всех остальных, выглядит как огромная песчаная цепочка холмов.

Пройти по краешку Сахары

Добраться до вершины этой громады из песка под названием Эрг-Шебби от отеля можно менее, чем за час.

На территории Эрг-Шебби создано много разных пустынных лагерей, дающих возможность туристам переночевать в достаточно комфортных для пустыни условиях, многие с протянутым водопроводом и электричеством. Здесь много посетителей. Но дюны имеют одну особенность, они очень быстро скрывают вас от цивилизации и других караванов. Перевалишь пару ближайших холмов и — ты один.

Пройти по краешку Сахары

Конечно, с приставкой «почти», ведь бредёшь в караване со своей группой.

Кусочек Эрг-Шебби мы захватили ещё во время джип-тура, после посещений деревни потомков негритянских рабов, вулканической пустыни и деревни берберов.

Пройти по краешку Сахары

Но самые яркий впечатления, конечно же, во время вечернего перехода в палаточный лагерь и утреннего обратно на верблюдах. Дюны Эрг-Шебби могут достигать высоты до 180 метров, лучший способ познакомиться с этими захватывающими дух пейзажами — прокатиться верхом на верблюде. Фантастический опыт.

Пройти по краешку Сахары

Усаживаемся. Мягкое похлопывание по коленке верблюда и «фучь-фучь», зверь в три позиции встаёт, и я внезапно нахожусь в двух метрах над землёй.

Первые метры кажутся немного неуклюжими и шаткими, но достаточно скоро привыкаешь. Наша процессия медленно уходит в пустыню. Вокруг нас только холмы песка и длинные тени, потому что солнце садится все ниже и ниже.

Пройти по краешку Сахары

Мы неторопливо покачивались на наших пустынных лодках и уже минут через 15 достигли первых дюн. Дюны становились все выше и выше, а песок отливал красновато-жёлтым в лучах вечернего солнца.

Пройти по краешку Сахары

Вскоре мы оказались в море огромных песчаных дюн. Поездка на верблюде была поистине потрясающе красивой.

Пройти по краешку Сахары

Мы едем, иногда кажется, очень медленно, через пустыню в течение двух часов. Погонщики очень умело выбирают трассу. Стараясь создать для нас почти полную иллюзию караванного перехода через пустыню, они планируют путь так, что очень редко натыкаемся на другие стоянки верблюдов или видим палаточный лагерь где-то в песчаной долине, хотя туристов в Мерзуге много.

Пройти по краешку Сахары

Верблюды медленно переставляли ноги, а мы наблюдали за тем, как солнце медленно садится, намереваясь вскоре исчезнуть за горизонтом.

Мы остановились на некоторое время на уровне одной из дюн, чтобы оттуда наблюдать за невероятно красивым закатом. В этот момент реально казалось, что мы со спутниками были там совсем одни. Вокруг нас было так тихо, это волшебные моменты. Я наблюдал один из самых красивых закатов в своей жизни. Видеть, как солнце постепенно исчезает между дюнами, раскрашивая засушливый пейзаж тёплыми оттенками, было великолепным зрелищем.

Пройти по краешку Сахары

Когда мы прибыли в наш палаточный лагерь, уже стемнело. Утром, на обратном пути, мы снова остановились на 15 минут, чтобы понаблюдать за рассветом. Рассвет в пустыне — тоже прекрасное зрелище, попутно и имеющее практическое значение. Так как первые лучи солнца начинают уменьшать ночную прохладу, и вы чувствуете, как воздух прогревается прямо по минутам.

Прибыв к отелю, мы практически сразу же, на бегу позавтракав, пересели в наш микроавтобус — началось движение обратно, в цивилизацию. На нашем пути не было больших городов, цивилизация была с традиционным мавританским многовековым уклоном, всё увиденное по пути было крайне интересно.

Пройти по краешку Сахары

Вначале мы остановились в центре города Эрфуд, совсем недалеко от Мерзуги. Он достаточно большой и оживлённый, но на осмотр его времени не было. Только пара кадров.

Пройти по краешку Сахары

Везде вдоль улиц продают финики, считается, что в Эрфуде самый богатый финиковый рынок в стране.

О разведении верблюдов мы узнали, заехав на одну из ферм.

Пройти по краешку Сахары

Одной из главных достопримечательностей этого региона является знаменитая «хеттара» или древняя ирригационная система, которая когда-то доставляла воду с гор Сагро в засушливую местность по подземным каналам.

Туннели с системой колодцев достаточно велики, по ним можно пройти, однако с земли они выглядят как огромное поле гигантских кротовых нор.

Пройти по краешку Сахары

Туннель не должен был быть параллелен земле, иначе будет невозможно обеспечить сток воды.

Чтобы построить эту систему, каждая семья в деревне должна была выделить одного мужчину для участия в строительстве. Если семья не участвует, она не получит свою долю воды, как только система заработает. Если в семье нет членов мужского пола или если есть какое-либо условие, которое делает невозможным работу мужчин в семье, то семья должна была заплатить денежную сумму кому-то другому, чтобы тот выполнил работу.

Пройти по краешку Сахары

За всем наблюдал специальный человек, которого звали «Шейх Эльгаба». Он отвечал за распределение воды, чтобы никто не брал больше, чем ему положено. Вся эта система была сделана вручную с использованием очень простых базовых инструментов. Теперь эти Хеттары не работают, они в основном просто остановка для туристов.

Следующая остановка была в Тингирском оазисе, названным по имени города, раскинувшегося на дне широкого каньона с отвесными стенами.

Пройти по краешку Сахары

По приезду в Тингир поражаешься великолепным пышным садам и бесчисленным финиковым пальмам, растущих в долине. Поражает контраст между красными скалистыми склонами вместе с причудливыми глиняными домами и пышными пальмовыми садами, которые создают идеальный фон.

Здесь есть захватывающие дух фотомотивы с разных точек зрения.

Пройти по краешку Сахары

Оазис Тингир с прекрасными пальмовыми садами образует входные ворота в знаменитое ущелье Тодра. Это место нельзя пропустить ни в одной поездке!

Тодра — впечатляющее скалистое ущелье, расположено в Атласских горах на высоте 1400 метров. На протяжении тысячелетий река Уэд-Тодра прорезала этот внушительный каньон в горной цепи на пути на юг.

Пройти по краешку Сахары

Особенно стоит посмотреть в этом районе последнюю часть каньона. Здесь скальные стены достигают 300 метров в высоту, а ширина каньона иногда составляет всего 10 метров.

Ущелье Тодра является одним из красивейших мест в Марокко и поэтому является очень популярным туристическим местом. К сожалению, это его минус.

Пройти по краешку Сахары

Столпотворение автобусов и машин, многие участки каньона испорчены бесконечными лотками с сувенирами и фруктами. Приходилось сильно изворачиваться, чтобы ни одно и ни другое не попало в кадр.

Примечателен этот отель на другой стороне ущелья. Не так давно сверху сорвался кусок скалы и упал на него. Погибли люди. Но хозяин рядом построил новый. Я, конечно, не знаю за других, но я бы в таком месте боялся заночевать.