Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 19:16
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Дибругарх — Индия Январь 2023

Предыдущая часть — Ветераны племенных войн

Обратный путь из Нагаленда был ожидаемо долгим.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Но, что особо важно, по горному серпантину успели пройти днём.

На обед остановились в уже знакомой кафешке неприметного городка.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Судя по всему, мы были в этой едальне первыми иностранцами. Народ с интересом изучал нас. Самые смелые просили о совместном селфи.

Далее за окном вновь мелькали речушки, деревни и посёлки. Отработавшие на полях крестьяне направлялись домой. Вечер плавно перешёл в ночь, а мы никак не могли добраться до желанного Дибругарха.

Крупные города всегда имеют пригород. Когда таковой начался, произошла неприятная история.

Стоим на перекрёстке, водитель пропускает встречных и поперечных, намереваясь повернуть. Когда образовалось окно, вместо ускорения ощутили удар. Пробуем тронуться, машина ни с места. Стали смотреть, левое заднее колесо в раскоряку — полетела опора.

Наша группа передвигалась на четырёх машинах. Пришлось перегружаться и уплотняться. Самое интересное, это произошло, когда до Дибругарха оставалось не более 10 км. Машина сломалась напротив индуистского храма.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Вот уж воистину, чужих богов лучше не злить и не ругать, даже мысленно.

С другой стороны, страшно представить, что было бы, если бы поломка произошла в горах.

На следующий день нам предстоял вылет в Дели. Принимающая сторона поселила нас неподалёку от аэропорта. Отель оказался достойным. Как семейной паре нам выделили роскошный номер.

С балкона открывался вид на чайные плантации.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Невозможно описать тот аромат, что витал в воздухе. Не скажу, что он быль пьянящий, но насыщенный и травянистый как минимум.

Помимо фруктов и печенюшек в каждом номере предлагалось несколько сортов чая. Решили заварить светлый. Он оказался очень крепким, отчего мне долго не удавалось уснуть.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Отель специализируется на гостях, приезжающих в Ассам для закупки чая.

Территория ухожена, персонал приветлив.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

На ужин нас пригласили в центральный ресторан. Январь для чайных брокеров не сезон и потому отель, чтобы не простаивать, разместил нас, большую группу военных и обычных индийцев.

Постояльцы вечером собрались в ресторане. Объединив несколько столов в один, местная семья справляла День рождения ребёнка. Спиртного не видел. Официанты приносили всевозможные закуски, и в итоге дошло до чая. Узнав, что мы из России, именинница передала на наш стол большой кусок торта.

Глядя на индийскую семью, я невольно отметил следующее:

Когда едешь по Индии, в глаза бросаются коровы, грязь и нищета. Между тем за 2014 г. Всемирный банк насчитал в Индии 120 млн. человек, принадлежащих к среднему классу с доходом домохозяйства от 4,5 до 22 тыс. долларов в год.

Любые цифры спорны, но средний класс в Индии по любому есть. Если учесть их численность, средний класс Индии превышает население России.

За месяц до этого мне довелось побывать в городе Шуя Ивановской области. Дважды наблюдал, как шуяне справляли День рождения. У кого сколько денег угадать невозможно, но одеждой и поведением наши мало чем отличались от дибругарцев.

Офицер Вооружённых сил Индии в среднем получает 1300 дол. Полицейские, врачи и инженеры по полному праву могут считаться представителями среднего класса.

Премьер Моди взял курс на модернизацию экономики. Я не хочу превращать рассказ в занудный доклад из цифр, но изменения есть. Зато аграрный сектор, как и во множестве стран, отстаёт.

Утром с первыми лучами я отправился гулять. На плантации пройти не получилось, территория оказалась огорожена. К отелю примыкала чайная фабрика, куда я с вечера начал проситься на экскурсию.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Тасан поговорил с руководством и организовал экскурсию для всей группы.

На момент визита на фабрике происходила реорганизация.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Рабочие приводили в порядок помещения, ремонтировали станки и машины, что-то где-то подкрашивали.

Управляющий иностранцам обрадовался. Он с удовольствием провёл нас по цехам, в краткой форме рассказав о технологии приготовления чая.

В кабинете, достав из ящика банки, показал разные сорта, и даже дал понюхать.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Фабрика основана более 150 лет назад. От предшественников остались старые весы и всевозможные пробники.

Запомнился сорт под названием серебряный. Он относится к белым чаям, среди которых является самым дорогим и наиболее ценным. Для производства используют нераскрытые листовые почки чайного куста (типсы).

Глядя на управляющего, мы все невольно отметили его напор и умение расположить клиента. Если в России в 90-х имели место быть «пальцевые дела», то для Индии это норма. О крутизне человека свидетельствуют перстни и печатки. Когда чаевед изъяснялся, он всякий раз дополнял себя жестами, отчего казалось, что рука движется управляемая перстнями.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Вести дела с индийцами непросто. Тут множество подводных камней. К примеру, Дмитрий Березин в Индии бывает часто. Ассам впервые посетил за десять лет до этого. Дмитрий рассказал следующее:

Если у нас человек приезжает в командировку на предприятие, он записывается на приём и отправляется обсуждать дела.

Увы, на Востоке не так. Если ты идёшь к боссу, ты должен прибыть с подарком, который будет соответствовать статусу. Презентовал, после этого сразу о делах говорить нежелательно. Нужно выдержать этикет с реверансами.

Понятное дело, в России, как и в Европе, менталитет другой, но здесь своя культура. Дабы соблюсти формальности, индийцы стараются помогать партнёрам. Встречают в аэропорту, везут в магазин и показывают, что купить шефу в подарок.

Таковым может быть чайный сервиз, парфюм, шкатулка для благовоний. Если начальник большой, цена подарка варьируется в районе 100 дол. Подобное осложняет ведение бизнеса, но, увы, на Востоке свои правила и отходить от них Восток не спешит.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

После фабрики нам разрешили прогуляться по плантации. Рабочий день сборщиц начинается с рассветом, о чём свидетельствовало множество платков и тканей, в которые женщины были закутаны.

Пока смотрел и фотографировал, появился трактор, и женщины, оставив работу, заспешили к его бочкам. Из одной им плеснули на руки, из другой нацедили по литру чая. Сделав пару глотков и закусив хлебом, бабоньки вернулись на плантацию.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

В общем, пить чай это одно, а собирать другое. Видя, что я расстроился, Тасан предложил съездить на берег Брахмапутры. Решив искупаться, я забежал в номер за плавками и полотенцем.

Подъезжаем к реке, натыкаемся на человека, который, сняв штаны, тужился в Брахмапутру. По идее, у нормального человека это должно напрочь отторгнуть идею купания. Но тут одно, Но! Нормальный человек в Дибругарх не полетит…

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Береговая линия оказалась укреплён плитами.

Затрудняюсь оценить ширину. Противоположный берег была где-то на грани горизонта.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Брахмапутра берёт исток в Гималаях, её длина 2896 км. Это крупнейший приток Ганга.

Река считается священной. Название обозначает «Сын Брахмы» (брахманы — члены высшей варны индуистского общества).

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Бассейн реки на территории четырёх стран — КНР (50,5%), Индии (33,6%), Бангладеш (8,1%) и Бутана (7,8%) На отдельных участках река называется по-разному: в Тибете — Маца́нг и Цангпо́, в месте прорыва через Гималаи — Сианг и Диха́нг, в Индии — Брахмапутра, в Бангладеш — Джамуна.

Течение быстрое, Брахмапутра в буквальном смысле бурлит. Впечатление такое, что она состоит из множества потоков, которые соревнуются между собой.

Возле берега были лодки, но я не представляю, как тут идти на вёслах? Захожу в воду, спотыкаюсь на мешок с песком. Хорошо не упал, иначе подхватило бы течение. В холодной воде окунаюсь несколько раз по плечи и выскакиваю на берег.

Прибрежная зона состояла из бедняцких домиков, арыков и дамб. Весной Брахмапутра выходит из берегов и затапливает огромные территории.

К этому моменту прятавшееся солнце решило показать себя. В его лучах всё вокруг засияло пестротой красок.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Проезжая через плантации, мы ещё раз остановились для фотосессии.

Разбитые на зоны кустарники любимое место коз.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Но меня более всего интересовали сборщицы чая.

Колоритные, собранные в бригаду, они поэтапно проходили участки.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

От фотоаппарата не прятались, точнее, на меня они не обращали внимания.

Поди знай кто я? Вдруг чайный воротила. Начнёшь скандалить, а он начальству пожалуется.

Другая Индия. Ч - 15. Ассамский чай и Брахмапутра

Из Дибругарха до Дели долетели без проблем. Единственное, если при полёте туда, после паспортного контроля, мы просто перешли в другой зал, то здесь нас доставили в терминал местных вылетов. До международного пришлось добираться на автобусе.

Аруначал-Прадеш и Нагаленд незабываемы, но у меня в мозгах занозой сидит дата на щелевом барабане коньяков. В августе 98-ого в России произошёл дефолт. Мне казалось, что всё рухнуло, жизнь никогда не наладится и мы самые несчастные на свете.

Оказывается, нет, даже в самой безвыходной ситуации всегда есть несколько решений.