Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 16:00
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Тамбов — Россия Август 2021

Первый раз я попал в Тамбов осенью 1990 г. Приезжал навестить брата, который учился в лётном училище. Визит был однодневным, но запомнился надолго.

Иду по улице, жена на базаре осталась одежду присматривать, подходит ко мне цыганка и начинает обрабатывать: «Я вижу, ты не местный. По делу приехал, но своего дела ещё не сделал…»

Как это она меня вот так запросто вычислила? В мозгах переклинило, соображала отключилась, всеми своими деньгами позолотил ручку. Хорошо, половину жене отдал, а то и пообедать не смогли бы.

В общем, брата навестил и в тот же вечер домой уехали. Что касается Тамбова, на тот момент город показался необычайно серым и запущенным. На мне была кожаная куртка, по которой цыганка меня вычислила. Местные попроще…

В общем, Тамбов перестроечный коренным образом отличается от нынешнего. Нет, найти недочёты можно, но я цели не ставил.

Как на Черноземье образовался город, я уже писал — Маленький кусочек великого прошлого

Пешком по центру

Постараюсь не повторяться, уделив внимание центральной части Тамбова.

Известный российский поэт и просветитель Гавриил Романович Державин указом императрицы Екатерины II стал первым губернатором Тамбова. Он пробыл в этом статусе с 1786 по 1788 год. По времени немного, но именно при Державине город отошёл от хаотичной застройки. Стали появляться улицы и проспекты, был учреждён театр, типография, учебные учреждения.

Пешком по центру

Одним словом, тамбовчане Державина не забывают. В городе есть сквер, названный его именем и там же памятный мемориал.

Сквер Г. Р. Державина запомнились скульптуры итальянского художника Владимира Амодео. Все три небольшого размера и поместились бы на ладони. У человечков нет лица, при этом позы заставляют задуматься о человеческих ценностях.

Пешком по центру

В 2018 г. в Тамбове проходила выставка Владимира Амодео. По окончании мероприятия художник часть работ подарил городу. Для фигурок устроили постаменты и они украсили сквер.

Краеведческий музе занимает большое и основательное здание, и выходит фасадом на сквер Г. Р. Державина.

Пешком по центру

К моему большому сожалению, на момент визита музей на час раньше закрылся. Мне удалось в фойе сфотографировать макет центральной части города, куда предлагаю далее виртуально переместиться.

Украшением Тамбова можно по праву назвать Спасо-Преображенский собор с его высокой и стройной колокольней.

Пешком по центру

На соборной площади интересен памятник Питириму Тамбовскому.

Епископ Питирим, в миру Прокопий, родился в 1645 г. в Вязьме. Выбрав монашеский путь, в 1677 г. удостоился звания архимандрита.

15 февраля 1685 года архимандрит Питирим в Успенском соборе в Москве был хиротонисан Патриархом Иоакимом во епископа Тамбовского.

Местное население по большей части исповедовало язычество. Вклад Святителя по установлению Веры Христовой на Тамбовской земле переоценить сложно.

За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми. Это количество хотя и невелико по сравнению с количеством церквей в других епархиях, но оно служило доказательством, что христианство в крае стало преобладающим.

В связи с бедностью епархии средства на строительство церквей епископ Питирим приобретал только за счёт благотворителей и своих собственных.

Пешком по центру

Епископ скончался 28 мая 1698 г. 28 июля 1914 года решением Святейшего синода епископ Питирим причислен к лику святых. После Революции мощи Святителя объявили фальсификацией. Раку и другие ценности изъяли в помощь голодающим Поволжья.

Мощи чудотворца были торжественно возвращены церкви в 1988 г. В 2014 г. на соборной площади был торжественно открыт памятник Питириму Тамбовскому работы скульптора Александра Рукавишникова.

Пешком по центру

По соседству с собором Вечный огонь,

а также стела Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы.

Пешком по центру

Какой была Тамбовская крепость, краеведы до сих пор спорят, но располагалась она именно здесь.

Теперь на месте бывшей крепости Спасо-Преображенский собор и городской парк.

Пешком по центру

Через Тамбов протекает Цна.

Своим становлением город во многом обязан реке.

Пешком по центру

Цна приток Мокши, на ней стоят Котовск, Тамбов, Моршанск, Сасово. В прежние времена река была полноводней, о чём свидетельствует высокий левый берег.

В любом случае, Цна живописна!

Пешком по центру

Набережная популярное место для прогулок и её вантовый пешеходный мост является доминантой.

Набережная идёт параллельно Советской улице, одному из главных проспектов города.

Пешком по центру

По другую сторону реки поля, благодаря чему здесь всегда чистый воздух.

Местные предприниматели предлагают катание на катере. Услугами воспользоваться не довелось, о чём позже жалел. В любом случае, не объять необъятного.

Пешком по центру

На набережной есть площадь Музыки, где в тёплое время года проводятся концерты.

По соседству с площадью один из символов Тамбова — С. В. Рахманинов.

Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.

Отец композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов (1842―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным.

Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― единственная дочь генерал-майора П. И. Бутакова, преподавателя истории Аракчеевского кадетского корпуса.

Деревня Ивановка Уваровского района Тамбовской области для Сергея Васильевича стала «местом силы».

Про Тамбовщину и Ивановку Рахманинов часто вспоминал, когда жил за границей.

Пешком по центру

Русско-советский писатель С. Н. Сергеев-Ценский (1875—1958 гг.) ещё один выдающийся уроженец Тамбовщины.

В 1904–1905 годах принимал участие в русско-японской войне, в 1905 был демобилизован в запас. В 1906 купил участок земли на Орлиной горе в Алуште. С этого времени литература стала его главным делом.

В 1914 году с началом Великой войны был мобилизован в штаб ополченческой дружины в Севастополе, откуда позже был переведён в запасной 3 очереди 400-й пехотный Хортицкий полк, в 1915 году уволен в запас по болезни в чине поручика. За границей не был. С конца Первой мировой войны жил в Крыму.

Пешком по центру

Говоря о Тамбове, невозможно обойти вниманием Казанский Богородичный монастырь.

Колокольнями, золочёными крестами и главками он хорошо видел с ближних улиц и с набережной.

Пешком по центру

Монастырь основан старцем Иосифом в 1670 году. Монастырская церковь Казанской иконы Божией Матери построена по образцу Успенского собора, освящена в 1796 г.

Церковь известна как единственная православная церковь расписанная в технике «Гризайль». По преданию, именно здесь в 1793 году был рукоположён в иеромонахи преподобный Серафим Саровский.

Пешком по центру

У монастырской ограды можно видеть памятник крестьянам, погибшим во время восстания на Тамбовщине. Одним из его лидеров стал бывший начальник Кирсановской милиции Александр Антонов.

Антонов и его брат Дмитрий спецгруппой ОГПУ оказались убиты и тела их для обзора были выставлены в Казанском монастыре. По этой причине можно считать, что восстание закончилось здесь.

Пешком по центру

Кому интересно, в рассказе Антоновщина и Тамбовщина более подробная информация.

У входа в монастырь с винтовкой за спиной застыла вечно молодая Зоя Космодемьянская, ставшая символом героизма и самопожертвования.

Пешком по центру

Первая женщина красноармеец, удостоившаяся звания Героя Советского Союза, родилась 13 сентября 1923 г. в тамбовском селе Осино-Гай. Тамбовчане своей землячкой гордятся.

Автор памятника известный советский скульптор Матвей Манизер.

Пешком по центру

В Тамбове интересных мест много. К моему большому сожалению, дождь нарушили планы. Пришлось срочно искать укрытие, а после отправиться на вокзал.