Турист ER-suratgir
ER-suratgir — был 5 февраля 10:33
Зовут меня Егор. Родился и вырос в Нуреке, Таджикистан. Путешествия, фото, авиация - это моё.

Нурек — Таджикистан Май 2021

Путешествовать приходилось и приходится мне довольно часто. Обычно связаны поездки были с отдыхом, иногда работа способствовала. Весной 2021 года нужно было съездить в город моего детства и юности — Нурек. Обстоятельства были не самые радостные — предстояло продать мамину квартиру и проведать родительские могилы на городском кладбище.

Небольшая справка. Город Нурек находится в Республике Таджикистан примерно в 70 километрах на юго-восток. Своим появлением он обязан всесоюзной стройке — Нурекской ГЭС. Там в Пулисангинском ущелье была построена самая высокая из каменно-набросных плотин в мире высотой 300 метров (рекорд не побит до сих пор), а Нурекская ГЭС является самой мощной в Средней Азии. Большей по высоте и мощности должна быть Рогунская ГЭС, но её ещё достроить нужно. Город Нурек довольно небольшой, в советское время насчитывалось около 30 тысяч населения, сейчас народа побольше стало проживать, поскольку в городскую черту включили бывшие пригороды.

Путешествие начиналось трудно. Вовсю бушевала эпидемия COVID-19, поэтому с прямыми рейсами из Новосибирска в Душанбе дело обстояло туго. Единственная возможность попасть туда являлся полёт из Ташкента. Авиакомпания «SOMON AIR» милостиво разрешила приобрести билеты по довольно гуманному тарифу, вокруг этого и закрутилась интрига. Теперь нужно было прилететь в Ташкент точно к среде 21 апреля, поскольку сертификаты о иммунном состоянии действовали 72 часа. Прямой из Новосибирска не позволял уложиться в сроки — полетели через Москву. Авиакомпания «UZBEKISTAN AIRWAIS» также предложила выгодные тарифы, правда без багажа, а за три дня до вылета ещё сбросили цену. Большое им спасибо! До Москвы добраться было попроще (корпоративный тариф — не зря в S7 тружусь). Обратный путь был покруче, поскольку из Душанбе прямой рейс был по космическим ценам. Внезапно удалось найти недорогой вариант от «FLY DUBAI» Душанбе — Дубай — Москва. Только успел взять билеты по 26 тысяч — через три часа ценник вырос в два с половиной раза. Повезло…

В общем, прыг-скок по любимому «Толмачёво», где ещё снег и лёд имелись — и здравствуй, родимое «Домодедово». Поскольку прилетели туда утром, а улетать пришлось из «Внуково» — сняли квартирку неподалёку от аэропорта и провели время за просмотром ТВ и периодическим поеданием пищи.

Полёт до Ташкента не вызвал сложностей. по прилёту нас не сильно потревожила узбекская таможня, поскольку рейс из Стамбула с нами параллельно прибыл — они более предпочтительнее были. Давненько не был я в Ташкенте — потому и местность не сразу опознал. С 1996 года всё там сильно изменилось. Поскольку выходить в город смысла не было — коротали время в своеобразном «зале ожидания». Теперь большую часть аэропорта в Ташкенте занимают разные спецслужбы — а пассажирам остаётся совсем немного. Через четыре часа ожидания нас позвали на регистрацию. Прошли все формальности предполётные — и как говорят в Таджикистане «ба пеш», то есть «вперёд».

На фото аэропорт Ташкент-Южный

Так выглядят с высоты вершины Зарафшанского хребта

Примерно через полчаса полёта самолёт начал снижение с эшелона. Вскоре можно было разглядеть знакомый с детства пейзаж. Вот она, столица солнечного Таджикистана.

Под крылом дома 32-го микрорайона

В прошлом Набережная, а теперь улица Сохили

Поездка в город детства

Вышли к торцу ВПП аэропорта Душанбе. Когда-то здесь был «старый аэропорт», до сих пор это название осталось

Вот и посадка в аэропорту Душанбе через 45 минут полёта. Здесь был раньше вертолётный участок и стоянки самолётов Ан-2

Здание аэропорта Душанбе

Дальнейшее путешествие было продолжено на автомобиле, благо нас встречали. По дороге остановились для обмена валюты в одном из банков, как обычно в Вахдате взяли лепёшки — у них там самые вкусные. Поскольку был самый разгар священного месяца Рамадан — торговля всякими вкусностями была на минимуме — национальный колорит, ничего не поделаешь.

Поездка в город детства

В прошлом автовокзал города Орджоникидзеобада (позже переименованного в Кофарнихон, а теперь называемый Вахдат). Можно изучать местную топонимику:-)

Сейчас дорога из Душанбе в Нурек стала короче за счёт построенного тоннеля. Раньше ездили почти два часа на автобусе, поскольку он по правилам должен был ехать по «старой» дороге. Эта дорога изобилует поворотами и несколько длиннее. Но во время строительства Нурекской ГЭС возникла необходимость строительства другой дороги, поскольку крупнотоннажные и негабаритные грузы по «старой» не проходили. В результате была построена дорога, получившая название «новой». Количество поворотов на ней стало гораздо меньшим, но перепады высот были довольно значительными. Спуск по данному маршруту разрешался легковым и малотоннажным автомобилям. За этим в былые времена следили и даже выставляли мобильный пост ГАИ. Водители, тем не менее, старались сократить время в дороге и нарушали предписание, иногда такое лихачество закачивалось плачевно. В данный момент построен тоннель, количество крутых спусков уменьшилось, кроме того ушло в прошлое понятие «закрытый» перевал Чормагзак, когда из-за непогоды зимой движение по трассе ограничивалось. Кроме того время на поездку уменьшилось и стало составлять 45 минут.

Поездка в город детства

Проехали тоннель, спускаемся в долину. Надпись на плакате означает — «Нурек — источник света»

Надо сказать, что качество дорожного полотна весьма впечатляет. Умеют китайские рабочие строить дороги, нечего сказать. Полотно стало заметно шире, нет различных неровностей

До Нурека около 10 километров

Развилка у Чашмы, отсюда до Нурека 7 километров

А так эта развилка выглядела в начале 80-х

Стела с указанием названия города

Поездка в город детства

В 1987-м стела выглядела практически также, только буквы другие и я совсем юный, осваиваю вождение велосипеда «Урал»

Приехали, въезд в город

Водитель довёз нас до нашего дома, после недолгих манипуляций с замком открыл до боли знакомую дверь. Внутри почти ничего не изменилось, да только встречать некому теперь нас, увы…

После начались рутинные будни, поскольку предстояло вступить в наследство и оформить документы и все связанные с этим формальности. Попутно удавалось пощёлкать затвором моего бессменного спутника — фотоаппарата «NIKON 5100».

Один из символов города — гора Пятая Ступень или Кухи Нор, если по-таджикски

Так цветёт гранат

Поездка в город детства

Площадь, когда-то носившая имя Ленина. В соответствии с новыми традициями обязательный памятник И.Сомони — основателю таджикского государства.

Река Вахш (в переводе с таджикского — «бешенный») по прежнему катит свои бирюзовые воды. Водичка весьма прохладна, поскольку река горная и температура воды вне зависимости от времени года примерно 10 градусов по Цельсию. Летом немножко потеплее, зимой, понятное дело попрохладнее. Тем не менее, для купания требуется некоторый навык.

Поездка в город детства

Иногда солнечные дни сменялись ненастьем

Центр города, вид с площади на гору Ленина. Ильич по прежнему являет свой профиль, правда надписи «Ленин с нами» больше нет

Когда-то так выглядела гора

Ещё один из символов города — фонтаны. К сожалению на момент нашего визита они не работали — выполнялось ТО оборудования. Но когда включаются насосы — зрелище красивое, тем более, что сейчас дополнили фонтаны подсветкой.

Раньше так выглядели, фото 1976 года

Вид на центральную часть города, улица Калижнюка, одна из немногих, сохранившая первоначальное название

Поездка в город детства

Во дворах довольно зелено, бассейны для детворы (отличная штука летом) поддерживаются в рабочем состоянии

Благодаря большому количеству зелёных насаждений город по прежнему выглядит весьма красиво

После напряжённых рабочих дней внезапно пришли выходные. Органы власти также сказали, что у них «истирохат», то есть выходной, делать нечего. Решили в очередной раз совместно с супругой покорить Пятую Ступень. Гора не самая высокая, всего лишь 1745 метров. Подробный отчёт о походе будет выпущен отдельно. По завершении похода, поступило предложение посетить плотину Нурекской ГЭС, что было полной неожиданностью. Также будет отдельный пост, посвящённый данной поездке.

Далее начались дни, наполненные обыденностью. Походы к нотариусу сменялись походами в БТИ и налоговую. Поскольку покупатель квартиры был нам известен заранее — становилось проще и в сроки убытия мы вполне укладывались. Поскольку наш визит превышал положенные 10 дней пришлось оформить регистрацию. Сейчас с этим гораздо проще, можно всё сделать в городском отделе милиции, которая зовётся там «милитсия». Всё утрясли за полдня и 120 сомони.

Для справки: таджикская валюта носит название сомони. Один сомони — примерно 7 рублей российских. Обмен валюты не представляет труда — любой банк выполнит, мы по старой памяти ходили в бывшую сберкассу на Ленина (теперь Рудаки) дом 24. Единственный нюанс — обмен делать часов до 4 вечера, в противном случае это негде сделать будет. Правда если сильно прижмёт — можно подойти в магазин «Пур-Нур» возле базара. Тамошние продавцы по тихому поменяют, но лучше действовать официально.

Поездка в город детства

Фото отделения банка, где обмен валюты производят и различные платежи принимают

Старое и новое. Справа — один из первых многоэтажных домов города, построенный в 1962-м. Слева — новый дом, который сдан в эксплуатацию в 2019-м.

Поездка в город детства

Эти же дома, но с другой стороны

В городе продолжается строительство многоэтажных зданий, но совсем в небольших количествах. Гораздо сильнее развито строительство коттеджей, которых стало довольно много за последние 15 лет. Кроме того, на ход строительства новых домов оказывает сильное влияние порядком изношенная коммунальная инфраструктура. С электроэнергией особых проблем нет, поскольку в городе и рядом две ГЭС — Нурекская, а также Байпазинская. Остальные составляющие благоустроенной жизни так и не пришли в норму после первой половины 90-х. Водопровод худо-бедно работает, хотя и случаются аварийные отключения. Горячего водоснабжения нет, поскольку изначально в городе для этого работали котельные с мазутным питанием. После событий 1992 года мазут перестали завозить — с тех пор никаких изменений. Электрокотельную запустить не удалось, несмотря на большой процент её готовности. Постепенно в негодность пришли теплоузлы, а радиаторы отопления в квартирах попросту срезали для увеличения полезной площади. Хорошо, что зима в этих краях довольно мягкая и пиковые морозы (не более минус 5 иногда 7 градусов по Цельсию) можно пережить. Хотя были периоды, когда в Нуреке холодало довольно сильно, например в 2008-м температура падала до минус 24 — но это редкое исключение. Такая же участь постигла газовые сети. Раньше город снабжался сжиженным газом, который завозили из Душанбе (а туда из соседнего Узбекистана). После гражданской войны в 1992 года отношения между соседями сильно разладились, поэтому газа не стало. Летом 1994 года ещё можно было газовую плиту зажечь, а после всё прекратилось. Газовые хранилища во дворах местами присутствуют, а вся арматура в квартирах убрана за ненадобностью. Лифтовое оборудование в многоэтажных домах советской постройки также работает на пределе. Поэтому время работы лифтов регламентировано и нередки случаи застревания кабин.

Поездка в город детства

Так выглядит обычный двор многоквартирного дома. Спутниковые «тарелки» теперь практически не используются, поскольку в городе имеется оптоволоконная сеть. Соответственно, кабельное телевидение вытеснило спутниковое, хотя в 2008-м году спутниковое ТВ было очень популярно. Мы пользовались мобильным интернетом, поскольку заново подключать на две недели смысла не было.

В Таджикистане работают три основных оператора мобильной связи — «Megafon», «Tcell», «Babilon». В принципе, все они работают примерно одинаково и предоставляют различный спектр услуг мобильной связи. Для подключения требуется паспорт гражданина РТ, поэтому мы попросили нашу хорошую знакомую и оформили SIM-карту от «Mefafon» на неё.

Немного о транспорте. Основным способом перемещения в пределах города является легковой автомобиль (реже велосипед или мотоцикл), либо собственные ноги. Общественный транспорт перестал работать в 1992-м (летом, насколько помню ещё автобусы ездили). Была попытка запустить движение по маршрутам в 1993-м — но ничего не вышло.

Поездка в город детства

Остановка «НурекГЭССтрой» раньше называлась. Теперь в некоторых остановочных павильонах открыты торговые точки, некоторые просто заброшены.

На переднем плане квадратной плиткой выложена, а на противоположной стороне в качестве стоянки для минивэна, бывшая остановка «Электрон», точнее всё. что осталось от неё

Поездка в город детства

Утром жители пригородов (среди которых много школьников) стараются доехать до города на служебных автобусах Нурекской ГЭС. Мы, помнится в детстве, примерно также делали — нередко нас ругали за это водители, но не выгоняли.

Городской автовокзал теперь является стоянкой такси. Оттуда всегда можно уехать в Душанбе, Бохтар (так теперь Курган-Тюбе называется), Куляб или в другие населённые пункты. Цены договорные. Кроме того, такси всегда можно найти неподалёку от городского рынка. Междугороднего сообщения на автобусах нет с конца 90-х, поскольку проще получается взять такси вскладчину. Говорили, что ведутся переговоры о возобновлении таких перевозок, но пока никаких подвижек, хотя по маршруту Душанбе — Куляб автобусы курсируют

Поездка в город детства

Бывший автовокзал, теперь после реконструкции торговый центр и аптека. Правее от него имеется отличная кондитерская

Так автовокзал выглядел в конце 80-х

Поездка в город детства

По прежнему в городе работает гостиница, которая теперь называется «SAYORA.S» (насколько знаю, названа в честь дочери владельца). Раньше гостиница называлась «Нурек», и находится она рядом с площадью Неподалёку, в здании бывшего «Универмага» был мини-отель, но работает он или нет — не знаю.

Ну и какой же восточный город может обойтись без базара? Нурек — не исключение, городской рынок находится на своём месте довольно давно, примерно с середины 60-х. Неоднократно власти пытылись перенести его, но попытки не увенчались успехом. По сравнению с былыми временами рынок сильно расширился и занял практически всю территорию «Казанского вокзала». Так молодые строители в шутку прозвали место, куда их привозили в 60-е годы. Тогда город ещё начинал строится и местом сбора была чайхана рядом с огромными чинарами. Позже перекрёсток обустроили, а название сохранилось.

Перекрёсток на «Казанском»

Сейчас рынок разделён на торговлю дарами природы и различными промтоварами. Здесь же находятся салоны мобильной связи, а также многочисленные заведения общепита. Поскольку в городе находится войсковая часть ВС РФ, некоторые магазины ориентированы на российского потребителя. При планировании покупок следует учитывать, что самое базарное время — примерно до полудня. После обеда торговля затихает и сворачивается ближе к вечеру. Единственным долгоработающим является довольно большой торговый центр под названием «Пур-Нур». Цены на продукты не сильно от российских отличаются. Очень дорогое растительное масло, куриные яйца также к дешёвым не относятся. Мясо (говядина) примерно 350–400 рублей в персчёте на российскую валюту. Правда вкусовые параметры местных овощей и фруктов совершенно другие, сказывается выращивание в открытом грунте. А лимоны таджикские — всегда были желанным подарком. Поскольку май только начинался свежих фруктов не было — успели полакомиться тутовником и клубникой и местным ревенем, который называют «кислячкой» или «чукури».

В связи с менталитетом местных жителей продажа алкоголя (в том числе пива) производится в некоторых магазинах, точнее в трёх. Один из них находится рядом с базаром, два других возле площади. Основным напитком, который мы периодически дегустировали был коньяк местного (точнее Худжандского) производства под названием «SUMMIT». Цена литровой бутылки — 80 сомони (примерно 550 рублей). Винная продукция, к сожалению не вызвала восторга. В былые времена было гораздо качественнеее и вкуснее вино местного производства.

Тем не менее время не собиралось нас ждать, дни проходили, дела решались. Седьмого мая были выполнены все формальности, деньги перечислены. Несколько раз посещали городское кладбище, которое остаётся довольно ухоженным. Также посетили музей Нурека, который теперь находится в здании бывшего кинотеатра «Вахш», где посмотрели стенд, посвящённый памяти моего отца. Я успел заказать стенд в 2020-м году, а увидеть удалось в этот раз. Спасибо работникам городского музея за сохранённую память! Также раздали знакомым вещи мамины и книги из нашей библиотеки, которая довольно обширной была. Везти печатные издания смысла не было, я забрал себе несколько редких экземпляров, в том числе фотоальбом «Свет Нурека».

На следующий день прошли ПЦР-тесты, и получая результаты разговорились с ещё одним посетителем лаборатории. Оказывается они с отцом были знакомы и меня он помнит, правда я его не признал. Он поведал, что летит в Москву прямым рейсом «Utair». Выяснилось, что цена такого перелёта примерно 80 тысяч рублей. Вот это да…

Открытка на память

Вечером 8 мая посмотрел на родительский дом, попрощался, поскольку не знаю, когда в следующий раз получится приехать и помчались мы в аэропорт Душанбе. Особенных сложностей с прохождением таможни и погранкотроля не было и через четыре часа мы были в Дубае. Поскольку до вылета в Москву времени было предостаточно, решили по городу погулять. благо, что местность знакомая. Но не тут то было. Оказывается, что для выхода в город требовался новый ПЦР-тест, по результатам которого пустят на вылет. А если результат не придёт — соответственно не повезло. Я посмотрел ценник на ближайшие числа и объявил супруге, что лучше мы с тобой, дорогая, в терминале побудем. В общем время провели, посмотрели аэропорт Дубай, а то всё наскоком. Пандемия привела к значительному снижению числа пассажиров даже в таком огромном аэропорту, поэтому мест для отдыха было в избытке. Правда ценники в магазинчиках не сильно радовали.

Вид на перрон

И вновь вечер, и вновь «Welkome to the plane!»

Выруливаем на исполнительный

Под крылом — Дубай

Через пять с небольшим часов полёта наш В-737-800 коснулся ВПП аэропорта «Внуково». На календаре 8 мая, приехали. Довольно быстро прошли пограничный контроль, а вот на таможенном посту произошёл небольшой казус. Поставил я чемодан на ленту и молодому человеку в форме стало интересно, что же там внутри. Ничего понять не могу, поскольку с правилами перевозок на воздушном транспорте знаком хорошо и вольностей в этом плане не позволяю. А когда они узнали, что мы транзитом из Душанбе следуем — ещё сильнее оживились. Несколько раз наш чемодан катался туда-сюда через интроскоп. Самое интересное, что я никак не пойму — чего им нужно от нас? В конце концов отпустили, и после переодеваясь в зале ожидания, мы сообразили откуда столько внимания было к нам. В чемодане лежали пакетики с приправами, которые мы в Нуреке приобрели. Вот они и высвечивались на экране. Ну да ладно, служба у них такая.

До утра мы пробыли в зале ождидания аэропорта «Внуково» и на первом автобусе отбыли в город. Довольно удивительно было наблюдать бомжей рядом с аэропортом, в том числе одного чернокожего, который матерился на русском в совершенстве. У нас в «Толмачёво» такой публики давно нет, а тем более чернокожих:-)

Далее переехали в «Домодедово», места в самолёте были и вечером мы прибыли восвояси. Такая вот история с картинками.