Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Хайнань — Китай Январь 2009

Побывали на Новый (2009) год в самой южной точке Китая, в городе Санья. Город находится на острове Хайнань в Южнокитайском море. Привезли массу приятных впечатлений от поездки, хотя с некоторыми трудностями столкнуться пришлось.

Дорога всегда изматывает, а тот маршрут, который выбрали мы, исходя из удешевления поездки (36тыс рублей), нужно просто вытерпеть. Выезжали в пять утра из Владивостока, сонные, с сумками на автобус до границы. Перебрались на «ту сторону». Теперь уже на китайском рейсовом автобусе до Суй Фень Хе. Многое сразу умиляло, например, как молоденькая куня, взволнованная и разрумянившаяся, пыхтя всю дорогу, заботливо держала ребёнка, завёрнутого в огромное белое одеяло, перетянутое лентами. Она такая маленькая, а свёрток такой большой.

… Погуляли по Суй Фень Хе. Вечером на поезд до Харбина в плацкартном вагоне 12 часов (терпеть, не расслабляться). В купе (6 человек) спальные полки в три яруса с обеих сторон (дверей нет), постель, термос с кипятком, миска для мусора, от окна дует, всё как положено. Соседи – китайцы. Немолодая пара с маленьким ребёнком (года полтора) и молодая китаянка, которая работает в Суй Фень Хе и естественно, прекрасно говорит по-русски. Ребёнок с прорезью на штанах сиял голым задом, у нас это вызывало улыбку и недоумение.

Новогодняя Санья 2009

Попутчики произвели на нас приятное впечатление. И они очень старались, угощали нас мандаринами и конфетами, интересовались, куда мы едем?. С удовольствием отвечали на наши вопросы. Мы то волновались, «как-это, ехать с китайцами в одном купе?». Нормально! Больше неудобств, причиняли наши соотечественники, которые толпами носились в тамбур покурить, забывая закрывать двери. Китайские же мужички, утром, пропускали наших женщин в туалет без очереди. Ночью никто не шарился. Периодически прохаживались люди в форме, видимо следили за порядком.

Утром прибыли в Харбин, быстренько в аэропорт и на самолёт. На досмотре отбирают почти все жидкосте-содержащие ёмкости (зажигалки, лак для ногтей, лекарства в бутыльках, любую водичку). Всё подобное нужно сдавать в багаж. На борту нас приветствует компания «Чайна аэрлаинс». Самолёты (Боинг, Аэрбас) очень круто набирают высоту, аж в кресло вдавливает. Опять всё очень достойно.

Нам достались билеты врось, так китаец сам предложил (на пальцах) поменяться местами, чтобы мы сидели рядом. Никто не галдел, пассажиры как пассажиры, нажимали кнопку вызова стюардессы, та подходила, мило улыбалась, помогала решить проблему. Спиртное в самолётах не дают.... Одна дозаправка в Даляне, одна пересадка в Гуанжоу, три раза попили, два раза поели, пол раза заснули. Лёту часов восемь и мы в Санье (уже стемнело, всего то 40 часов как из дома вышли).

Новогодняя Санья 2009

Повеяло теплом - «тропики». Пальмы, зелёная трава, китайцы в рубашечках. Асфальт мокрый, был дождь, на небе ни звёздочки, значить облачно. Надеялись, что погода будет лучше. Поинтересовались у гидов, - какой прогноз?, ответ не добавил оптимизма, в ближайшие дни - облачно, временами дождь. Забегая вперёд, скажу – именно так и было, облачно и временами накрапывал совсем маленький дождик.

Купили у гидов сим карту (100юаней) (подходит к нашим телефонам), для связи, особенно с китайским переводчиком (гидом). Если случиться непереводимая ситуация с китайцами, можно позвонить гиду, объяснить по-русски, «что нужно», дать трубку китайцу, а гид переведёт. По карточке (ещё 100юаней) можно звонить в Россию (10мин).

По дороге в гостиницу, гиды нас сразу запугали, чтобы мы по вечерам из гостиницы не выходили-ограбят, в гостинице ничего ценного не оставляли-своруют, сумки на ремешке не носили-сорвут, на улице у торговцев ничего не покупали-обманут, даже запретили торговаться где бы, и что бы мы не покупали, в том числе и с таксистами. В добавок посетовали, мол новогодние праздники и цены сильно подскочили на всё примерно в два раза, но торговаться нельзя, ну или по крайней мере бесполезно.

Такой рассказ про Санью нас просто шокировал. Также по дороге выяснилось, что жить мы будем в районе «Санья бэй» (во Вл. в фирме, обещали Додунхай, красочно описывая прелести нашего будущего отдыха – прокатили). Автобус провёз нас по тёмным улочкам, остановился и нам указали на выход. Мы помитинговали, требуя Додунхай, но нас почти обманным путём вселили в гостиницу HAIXING PALM RESOT****. …Гостиница, находится в пяти минутах езды от аэропорта Феникс. Самолёты взлетали у нас с «носа», мы даже видели (из номера), как они двигались в очереди на взлёт, разгонялись и потом набирали высоту прямо перед нашими окнами.

Сама гостиница, нам понравилась, хотя многим она показалась бы слишком скромной. Комплекс из нескольких четырёхэтажных зданий огорожен забором. Вся территория покрыта тропической растительностью, заботливо превращённая в парк. Дверь из любого номера выходит на общий балкон, который тянется по всей длине здания. Мы жили на четвёртом этаже и кроны пальм доходили как раз до уровня нашей двери. Каждое утро птички устраивали многоголосое щебетание, мы слегка приоткрывали дверь и наслаждались близостью природы.

Новогодняя Санья 2009

У нас в номере жила ящерица размером с палец, но мы видели её только один раз, она выскочила из вазочки с цветком, наверное пить захотела, и «нырнула» за тумбочку. Однажды вечером, мы не закрыли окно, налетели комары (очень чесучие), пришлось включить «фумитокс». А мы поначалу подумали, - зачем он здесь..?

У нас был трёхместный номер (нас было трое) с душем и туалетом (полный гигиенический набор). Телевизор, кондиционер (мы его не включали), чайник, фен, качеля, трюмо, открытая вешалка для вещей (вместо шкафа), пара плетённых кресел, журнальный столик. Не было балкона, холодильника, - ни кофе, ни чая, ни воды в бутылках (всё приходилось покупать). Утюг вообще не нашли (на ресепшене сказали «нет»). Сервис в номере вполне удовлетворительный. Каждый день убирали и всё меняли. Однако, если мусора много и он лежит в пакете рядом с мусорной корзинкой, то к нему (пакету), на всякий случай, никто не притронется. Через пару дней, мусор выносили сами.

На территории имеется свой рыбный ресторанчик с аквариумами, свой бассейн с сильно-хлорированной, но очень прозрачной водой, фонтанарий с красными рыбками, магазинчик в котором есть буквально всё. Хозяин магазина единственный с кем, в гостинице мы, достаточно мило общались. Он вспомнил несколько слов по-английски (здоровался и прощался), и это было уже кое-что.

К сожалению в гостинице жили исключительно одни китайцы. Это плохо тем, что спросить, что ни будь, не у кого, попадаешь под полную зависимость гида, а он сам ничего толком не знает. И ресторан, как в самой гостинице, так и поблизости с истинно китайской кухней (жидкий рис, солёно-кисло-сладко-острая травка, пресные рисовые колобки, приготовленные на пару) на 90% есть это невозможно, ну или только один раз. Даже кофе нигде нет, оказывается, китайцы его не пьют. Зато везде вас готовы напоить зелёным чаем, иногда даже бесплатно (в лавках), иногда это будет просто горячая вода. Получается, с завтраками тоже прокатили.

…Завтракать и ужинать приходилось в номере в гостинице, что днём купили в универсаме в центре города. Наберём всего, а в номере половину выбрасываем – не съедобно (на вид – колбаса, а на вкус корень дерева со специями). Съедобного по большому счёту можно было купить: циплята-гриль, яйца варёные, кондитерская выпечка, варёная кукуруза (белая - вкусная, жёлтая –сладкая), сублимированная лапша в ассортименте, йогурт, кофе с кокосовым молоком из пакетиков (вкусный). На улице, на каждом шагу, торговки предлагают фрукты (10юаней за 500гр, можно сторговаться за килограмм, но подсунут «неликвид».

В Санья бэй, все гостиницы (их не меньше полусотни – две, три, четыре линии, 15км вдоль побережья) отделены от пляжной зоны дорогой (поговаривают, что её хотят сделать пешеходной). «Наша» гостиница находится на третьей линии от моря (150-200м). Для некоторых гостиниц выделены собственные пляжи, там более-менее чисто и для их постояльцев есть лежаки (бесплатно), а остальным за 15юаней-«можно». У ворот в постоянном ожидании, находились несколько моторикш. В других районах их нет. За рулём, в основном девушки. Можно прокатиться, с ветерком вдоль побережья.

На улице на каждом шагу «сифуд»: живые мурены, акулы (мини), рыбки помельче, скаты, змеи, черепахи, ежи, кальмары, осьминоги, крабики, креветки, омары, лобстеры и 100 видов разных ракушек и всякой нечестии в аквариумах в три-четыре яруса, но это не еда на каждый день, а скорее океанариум, интересно посмотреть. Желающие могут попробовать на вкус, но посетителей почти нет. Для китайцев – январь «не сезон» - холодно!...? Некоторые соседние гостиницы были в полузакрытом состоянии.

Китайские туристы ходят кучками, человек по десять, любопытствуют, но почти ничего не заказывают. В море они не суются. Они всё больше по экскурсиям, там их подавляющее большинство. Выглядят они «ностальгически» прикольно. Ходят группами в одинаковых для группы кепках, у всех серьёзные лица – передовиков производства, впереди очень горластая девушка–экскурсовод с мотюгальником в одной руке и с флажком в другой, разодетая в яркий, национальный костюм с множеством звякающих украшений.

Новогодняя Санья 2009

Для нас, гиды предлагают билеты на экскурсии с большой накруткой. Позже мы ездили без них, оказалось намного дешевле. Главное добраться (можно на такси) до места, а там очень просто купить билет. Если захочется послушать об экскурсии, можно пристроиться к любой русской группе с гидом. Гиды кстати не утруждают себя рассказами, потому что сами ничего не знают. Могут только перевести, то что написано на табличках (этому дереву 1000 лет.)

Из немногочисленных экскурсий более-менее запомнилась поездка на остров обезьян. Сам остров находится через пролив от материка, и к нему нужно добираться по канатной дороге в маленьких открытых вагончиках на четырёх человек. Вид сверху – захватывающий. Путь (около двух километров) проходит над рыбацкой деревней на воде. Поговаривают, что жители занимаются разведением аквариумных рыб. …Сразу по прибытию на остров, нас встретили несколько макак, которые рассматривали вновь прибывших, на предмет подачек, и были раздосадованы, что ничего мы им не дали.

Обезьян там много и они свободно обитают на острове. Нас предупредили, что обезьяны «дикие» и держаться от них нужно на расстоянии. Смотреть и фотографировать можно, трогать и гладить не желательно, кормить и угощать – можно, если осторожно (могут выхватить, что ни будь и убежать), дразнить опасно - могут укусить. За денежки можно было сфотографироваться с обезьянками в необычном ракурсе. Например, кому ни будь, на голову кидали орешки, обезьяна запрыгивала ему на голову. Нужно было быстро фотографировать.

Стали очевидцами происшествия, неформального общения с обезьянами. Собравшись на представление, народ разместился на скамейках под навесом, ожидая начала. Одна «вольная» макака обосновалась над головами под потолком, за ней приглядывал охранник, вооружённый длинной бамбуковой палкой. Многие обратили на неё внимание, кто-то угостил её мандаринкой. Обезьяна торопливо почистила мандарин, бесцеремонно бросая шкурки вниз на головы граждан, которые её угостили.

Съев угощенье, она стала внимательно смотреть, где ещё, чем можно поживиться. Вдруг начала быстро перемещаться под потолком, спустилась по столбу и оказалась в полуметре от нас. Перед нами сидела китайская семья с девочкой (годика три), обезьяна подскочила и выхватила булочку буквально изо рта ребёнка. Девочка испугалась и заплакала. Подскочил охранник, но дело было сделано, макака быстро убежала наверх с добычей. Охранник начал ругаться с китаянкой, которая была с девочкой. Ребёнку было уже не до представления. Семья встала и ушла. Вот такая «обезьянья морда».

Было несколько представлений, но там уже работали «ученые» обезьянки. Они показывали незатейливые цирковые номера, ездили на велосипедах, верхом на пони, бегали на ходулях, кувыркались и ложились по команде. Среди макак в представлении участвовал горный козёл. Он поразил всех своим умением. Поднялся по тонюсенькой лесенке на натянутую над землёй проволоку, прошелся по ней, развернулся (на проволоке), взобрался на крохотную, размером с пол-ладони, площадку и повернулся на ней к зрителям. В завершении макака, которая всё время сидела у него на спине, сделала стойку на руках, держась за козлиные рога. Вуаля!. Когда выступали обезьянки, все смеялись и хлопали. Когда по проволоке ходил козёл, стояла тишина, ну а потом грянул грохот аплодисментов восторженных зрителей. Ну поразил.!!

В хорошую погоду обезьяны плавают в маленьком бассейне, ныряют за орешками, возлегают в купальниках, очках и шапочках на миниатюрных шезлонгах.

Новогодняя Санья 2009

На обратном пути заехали на горячие источники. Напоминает здравницу-лечебницу. Источники - это маленькие бассейны с достаточно горячей водой. Над некоторыми стоит пар. Как утверждают рекламные буклеты, источники горячие от природы и бьют из под земли, ну и конечно «очень полезные». В жаркую погоду их популярность, наверное, не велика, но в без солнечную в них было очень хорошо. Китайской фантазии нет предела. Были бассейны с зелёным чаем, с лепестками роз, с кокосовым молоком, с белым вином, с разными (64 наименования) наполнителями. Но наибольшим успехом у посетителей пользуется бассейн с рыбками.

Множество маленьких (5см) рыбок обтыкают тело, как только ты погружаешься в воду. Они откусывают (отщипывают) микроскопические кусочки отмершей кожи. Это совсем не больно, а скорее приятно. Мы просидели около часа, и получили только удовольствие. Есть большой бассейн, для взрослых, он с прохладной освежающей водой. Для детей имеется небольшой аквапарк с фонтанами, водяными пушками и водяными горками. Есть и забавы. В бочку, прикреплённую повыше, медленно наливается вода, когда бочка наполняется, она переворачивается и потоп обрушивается на головы зазевавшихся граждан (которые в бассейне). За две экскурсии мы отдали по 500юаней с человека.

Самостоятельно съездили в центр буддизма. Вышли на дорогу, остановили такси, показали рекламку, и поехали (по счётчику 68юаней). По приезду купили билеты (по150юаней). По территории (50га), ходят авто-поезда (ещё по15юаней). Чтобы, побольше увидеть, да и ноги поберечь, мы пользовались их услугами. Поезд останавливается около каждой «достопримечательности», можно выйти, посмотреть, потом сесть на следующий. Красивый парк, с храмами, со святынями буддизма из бронзы, из золота, из камня, с изображениями в камне великих гуру.

Китайцы покланяются им, зажигают чадящие дымом свечи. Важно расхаживают остриженные монахи в красно-жёлтых одеяниях, звучат удары в гонг, звенят колокольчики-бубенчики. Заглянули в храм (по20юаней), где за стеклом находится золотая (150кг золота) статуя восьмирукой богини Гуаньинь. Она украшена драгоценными камнями и стоит на постаменте в виде цветка лотоса, изготовленного из белого нефрита. По словам экскурсоводов - в ней находится прах Будды. Стены от пола до потолка украшены статуэтками богини.

Новогодняя Санья 2009

Некоторых верующих пускают за стекло поклониться божеству. Всё очень трогательно. Пожалуй, главной фигурой центра буддизма является статуя-монумент богини, высотой 108 метров и вынесенной более чем на 100 метров в море на рукотворный остров, соединённый с материком огромным мостом. Памятник впечатляет своими размерами, однако он является творением современных скульпторов и исторической ценности не имеет (пока). На территории парка имеется вегетарианский ресторан, но мы туда не попали (не смогли понять, как купить входной билет?). Назад с экскурсии вернулись на рейсовом автобусе (№16 по8юаней). Без гида - на троих сэкономили почти 400 юаней.

Побывали в ущелье бабочек в заливе Ялувань. Сначала прошли через зал, где выставлена коллекция бабочек и других насекомых со всего света (их очень много). Есть весьма удивительные экземпляры и по форме и по расцветке. Затем посетители проходят в настоящее ущелье, где под натянутым сетчатым куполом, «порхают» бабочки. Ожидали, что их будет много, но увы их было мало, и они почти не летали, а сидели на искусственных подслащенных цветах. Хотя само ущелье очень красивое.

По ущелью протекает ручей, который местами перегорожен запрудами из камней образуя заводи. Над ними, среди переплетающихся, самых причудливых форм, стволами деревьев и тянущимися лианами, прокинуты деревянные мосточки, подвесные бамбуковые дорожки, каменные лесенки-ступеньки. Тропические - джунгли. Среди растений попадаются и «наши» домашние: дефенбахия, драцена, сенсиверия, однако несколько боольших размеров. Экскурсия для «ботанов». На каждом шагу, китайские фотографы щёлкают перед посетителями фотоаппаратами.

Предлагают сфотографироваться в окружении павлинов, под аркой из цветущего кустарника, на качеле с крылышками в виде бабочки. Результатом «фотосессии», явилась серия готовых снимков, которые ждали нас на выходе (по 20, а поторговавшись по 10юаней). По желанию, изображение могут перенести (по 10юаней) на футболку, кружку, тарелку, брелок, значок, да хоть на всё... Есть на выходе магазин сувениров, где продают засушенных бабочек и изделия с их изображениями на бумаге, на ткани, на фарфоре, на металле.

Возвращаясь с «бабочек», поглазели на пейзажи залива Ялувань. Китайцы этим местом очень гордятся и дорожат. Рассказывают, что все ручьи, стекающие в залив с сопок, останавливают и воду откачивают, чтобы в море не попадал мусор, листья, ил и другая дрянь. В Ялувани самые шикарные гостиницы. Самые чистые пляжи. Самая прозрачная вода. Соответственно самые высокие цены. Ну и конечно самые крутые «челы».

Не смогли попасть в «океанариум», все гиды твердили, что дельфин умер, а больше там смотреть не на что.

Гиды предлагают много бесплатных поездок на обзорные экскурсии. То есть входные билеты покупать не надо, только 50юаней за транспорт.

В медицинских центрах (центр китайской народной медицины и долголетия), с бесплатным массажем ног и с незатейливо-навязчивым лечением. Театрального вида китайский доктор (белый халат, седые волосы, седая бородка), наскоро (по пульсу, по глазам и по языку), назначит курс лечения и выпишет несколько рецептов китайских лекарств. Тут же вырастут горы коробок, которые нужно купить. Сумма не оставит равнодушным никого (тысячи… юаней). Доктор с недоумением будет спрашивать: - «Почем, ты не хочешь –это покупать? Это, тебе нужно! Ты, что не понимаешь?». На помощь, прибегут молоденькие фельдшерицы, которые попытаются помочь, ему, убедить «бестолкового».

Предлагают и иголки и банки и огонь для похудания. Как гласит китайская народная мудрость - «главное в это верить!». Хорошо если это безобидные лекарства и не более того. …Однако массаж в центре мы оценили, и потом ездили с удовольствием. 90юаней 40минутный курс обще-оздоровительного массажа с массажем ног. Если желающих больше трёх, то по телефону можно заказать бесплатную машину в центр. Машина (микроавтобус) придет за клиентами в гостиницу. Обратно не предлагают.

В змеином питомнике (бесплатно) покажут представление с ползучими «гадами» (поцелуй кобры), предложат сфотографироваться с питоном (бесплатно). Затем продемонстрируют «чудодейственные» лекарства из змеиного яда и желчи, различные мази и крема в действии. Лекцию читает «русский Вася Теркин по ушам». Китайцы дадут попробовать спиртосодержащих настоек на змеях. Предложат купить понравившиеся образцы. Цены начинаются от 300юаней за пузырёк.

Новогодняя Санья 2009

На чайной церемонии (бесплатно) расскажут историю чая, поучат правильно его заваривать и пить, дадут продегустировать несколько сортов бодрящих, тонизирующих, лечебных напитков. И зелёный, и красный, и чёрный, и с цветами, и с персиком, и с кокосовым молоком. В итоге за набор из шести коробочек (как две пачки сигарет каждая), попросят 1000юаней.

На фабриках (бесплатно) шёлка, латекса, жемчуга, акулий жир, кофейная плантация и др., краткий курс в историю производства, обзор экспонатов, выставочный павильон с ценами. Красиво конечно и интересно, но на самом деле это просто втюхиванье лекарств и разных товаров по дорогой цене, «русским тавалищям». За руки, конечно никто не хватал, но китайцы потом сильно обижались (на лицах обиженные гримасы), если мы ничего не покупали или отказывались принимать наскоро назначенные продседуры и лекарства (за денежки конечно). А мы и покупали, и шёлк и жемчуг и чай. Конечно, всё можно купить в городе и подешевле, и выбор есть и качество не хуже, но если никто не будет покупать на «фабликах», то «бесплатные» экскурсии нужно будет закрывать. А как же тогда с историей, демонстрацией и дегустацией?

Побывали на двух концертных программах. На «шоу трансвеститов» (160юаней) много музыки, танцев, песен, яркого света и безупречно-идеальных женских тел. Скальпель хирурга – всесилен. Звучал единственный вопрос: «А что правда, что все переделанные мужчины?». Да! Женщин в труппе нет. Все артисты – трансвеститы. Тайские танцевали в шикарных блескучих нарядах, украшенных огромными перьями, а первый и пока единственный китайский трансвестит, пел как Мама и Папа протифу, что он-она стало трансвеститом. Мама и Папа простите его…!

Несколько притомляет китайский конферанс. Приходиться слушать полчаса «байки» на китайском. После концерта, «мистер фото-плиз» с трансами, за денежки – конечно. В близи на них лучше не смотреть, слегка испортят впечатление от концерта. Из под слоя «штукатурки», проглядывается «нелёгкое прошлое». И басок – выдаёт.

На программе «романтические девушки» (185юаней), несколько коротеньких представлений свели в единый спектакль-концерт. Сначала представлялся подводный мир морепродуктов. Девочки-рыбки, мальчики-кальмарчики, тётеньки-медузы, дяденьки-осьминоги, черепахи, коньки и креветки трогательно дефилировали под музыку моря (шелест волн, акустик). На сцену, из ниоткуда, выплыла ракушка. Раковина раскрылась и из неё поднялась девушка-жемчужина (в платье цвета жемчуг).

Потом древние танцы (на новый лад) охотника и оленёнка, металла и оружейника, огня и глиняной посуды. Танцы народов мира «шёлкового пути». Пластика тела, китайская акробатика, представление команды на палубе корабля на огромных вращающихся «шаробанах». В конце современные бальные танцы и песня – гимн Санья. Все представления – понравились. После концерта артисты пригласили зрителей на сцену, фотографироваться с ними (бесплатно). Китайский «конёк», единение народа с богемой.

Шопинг в Санье, тоже имеется. Есть вещи, подешевле с распродаж, есть подороже из бутиков. Размеры, однако маловаты, не на русских «богатырей». Ассортимент в основном летний, но есть и магазин «шуб». Есть в центре города «торговая», она же «пешеходная» улица. Три этажа бутиков, лавочек, аптек и пр. Излюбленное место русских шоперов. Место их встречи изменить нельзя. Когда погода не ахти, а экскурсии изнурили, на «торговку»!!! …На входе есть «Мак Дональс» и на четвёртом этаже - «шведский стол» с барбикю (68юаней). Если понадобиться поменять доллары или евро, то в пятидесяти метрах от «Мак Дональс», есть банк. Рубли в Санье поменять проблематично.

Новогодняя Санья 2009

Оказалось торговаться можно и с уличными торговцами, и в бутиках, и в магазинах (но не в универмагах). А с таксистами, даже если счётчик включён и будет 50 юаней можно сторговаться, за ранее, за 25-30юаней. Вообще нужно проявлять выдержку. Выходим мы, к примеру, из гостиницы, к нам подлетают сразу три такси и спрашивают, куда? Нужно, или промолчать, или ответить – «не надо». Когда первый пыл пройдет (три секунды), можно поговорить и о цене и куда нужно ехать. К концу путешествия мы удивились, как много мы переплачивали в первые дни.

Подпортил настроение новогодний вечер, за который, вопреки ожиданиям, нам пришлось заплатить за билеты по 780юаней за человека. В турфирме во Вл. нам обещали «бесплатный новогодний и рождественский ужин» - прокатили... Так и за 120$ ужин был не ахти. Единственное впечатление, что ужин был под пальмами на берегу моря (напротив Холидей), а всё остальное, включая «шведский стол», который русские обчистили за 5 минут, почти убивая друг друга, китайские напитки – самые отвратные (100грамовая самогонка за 5юаней), хорошая (китайская) шоу программа, но только на час, и «смешные» конкурсы от русских затейников (кто быстрее выпьет бутылку пива, съест банан и надует шарик, тот получит прыз)-позаруха, …вспоминать не будем. Многие, кто были без детей, уходили почти сразу после НГ. Детям же разрешили болтать в микрофон. Они и рады, и пели, и стихи говорили и плясали, их выстроилась целая очередь… Они резвились всю ночь, это был их праздник!

На пятый день пробилось солнце (спасибо богу!), и сразу начался пляжный отдых. Благо, что у нас было ещё семь дней отдыха. Температура воздуха подпрыгнула с 20 (первые дни) до 27 градусов. Сразу на пляже появился народ, лежаков стало не хватать. Солнце очень активное. Можно сгореть за 30 минут, и 25 единиц не помогают (желательно 40). Соотечественники сразу стали похожи на «розовый» сорт помидор, но от солнца не прятались, а наоборот всячески стремились подставить ему свои животики. В целом в январе в Санье погода хороша для тех, кто плохо переносит жару. Меня вполне устраивали шорты и футболка, в том числе и по вечерам.

«Мерзляки» же натягивали на себя джинсы, кофты и куртки-ветровки, даже днём, стоило солнцу спрятаться за облачко. Не душно, нет влажности, одежда не липнет, дышится очень легко, нет стремления побыстрей добраться до кондиционера. В номере мы его даже не включали, тим более, что некоторые боятся простудиться от кондиционера. Особенно после купания, может надуть ухи. Море очень чистое (нет ни травы, ни мусора). Температура воды 22 градуса. Не парное молоко, но вполне приемлемо. Все купались, и взрослые и дети. Дно песчаное без камней и ракушек. Пляж почти чистый с почти белым песком. Под ноги лучше не смотреть - следы цивилизованных варваров – окурки и различные обёртки.

На берегу пальмы, заросли цветущих кактусов, кустарников и алоэ (всё очень колючее). За кусты лучше не заглядывать, …«цивилизация» (горы мусора). На «нашем» «полудиком» пляже кроме волейбола и квадроциклов, развлечений больше не было, но мы и не искали их. Хотя на протяжении много-километровой пляжной полосы из развлечений можно найти всё (катер для прогулки и рыбалки, водник, скутер, парашют, банан, сёрфинг, акваланг, дайвинг, подводная лодка и тд.). В Санья бэй, вдоль побережья можно перемещаться на мото-рикше (2-5юаней). Часам к трём-четырём на море поднимался ветерок и народ «сваливал». Я бы рекомендовал перебираться к бассейну при гостинице, там нет ветра, а солнце ещё палит во всю (если, конечно к хлорке отношение спокойное).

Новогодняя Санья 2009

В первый солнечный день нам повезло ещё раз, мы познакомились с супружеской парой, которая отдыхала в Санье не первый раз («закинули» их, по случайности, в Санья бэй). Они «открыли» нам район Додунхай и составили нам хорошую компанию. Там всё для активного отдыха и для туристов, желающих отдохнуть на «все сто»... Сверкающие рекламными огнями, великолепного вида гостиничные комплексы, утопающие в тропическом ландшафте. Китайские архитекторы украсили их: то водопадом с гротом на входе (Гюст Хаус), то эскалатором до самого пляжа (Сад жемчужной реки). Каждый с «претензией» на оригинальность.

Настежь открытые лавки, магазины, разукрашенные светящейся рекламой универмаги, медицинские центры, рестораны на любой вкус с китайской («Утка по-пекински», «Харбин»…), с русской («Байкал», «Трактир»…), с русско-китайской («Женя Лена»…), с европейской («Мак Дональс», «Пицца»…) кухней. У входа (иногда) стоит зазывала (иногда русская девушка) – «заходите к нам покушать, у нас очень вкусно кормят, мы сделаем вам скидку!». Напитки, вполне хорошего качества и полно (и водка всех марок (Абсолют, Финляндия, Столичная) и Советское шампанское и ликёры и коньяки (китайский «Хенеси-vsop» (0,7) в лавке можно сторговать за 100юаней).

В магазинах сигареты только с китайскими названиями, однако «из под полы» достанут любые. Очень вкусные китайские чокопайки, огромный ассортимент. В рестораны можно приносить напитки с собой (не всегда). Не скромно поужинать в скромном ресторане обойдётся: салат 15-20юаней, борьщец 15-20юаней, жаренные баклажаны со сладким перцем 35юаней, пельмени 20-30юаней, жаркое 35юаней, креветки 100юаней (400гр), пиво Харбин, Тайгер (бутылка 630мл. литра)15-20юаней (на улице 5юаней), свежевыжатые соки (15-20юаней).

На улице около открытых «рыбных» ресторанчиков, морские деликатесы в аквариумах и на лотках, ещё шевелятся. Кое что мы попробовали. С пивом, половину - можно, а остальное, - только с «покрепче». Цена за любое блюдо из морепродуктов (включая всеми любимые креветки) около 100 юаней за пол-кило. Креветки готовят на углях обмазывая соусом по хайнаньски (наносят кисточкой масленичную жидкость). Получаются, хоть и не солёные внутри, как у нас, но очень вкусные. Покупая морепродукты «на развес» заметили, что у китайцев мера веса 1дзянь, соответствует нашему 500грам. Если на весах «3», это значит 3дзянь, то есть 1.5кг.

За мурену отдали 300юаней (на весах 3дзянь), принесли одно блюдо весом не больше 300гр. С креветками явно обвесили (куда «народный китайский контроль» смотрит?), …ну не было на тарелке 1дзянь (пол-кило). Лучше брать поштучно (мелкая-8юаней, тигровая (крупная-15юаней). Скандалить, мы не стали, но на следующий день, как «китайский-зазывала» нас не уговаривал, демонстративно сели в соседнем ресторанчике! Он сделал обиженную «физию», и больше нас «в упор» не замечал, даже когда мы проходили мимо в последующие дни.

…В Додунхае в ресторанах, народу битком, не всегда есть свободный столик. Именно в них мы и стремились попасть, раз народу много, значит место – облюбовано. В Санья бэй, народу однозначно – меньше! Русских подавляющее большинство. Наверное, поэтому очень много названий на русском языке, в том числе и меню в ресторанах. Персонал, худо-бедно тоже говорит по-русски. С таксистами сложней, нужно везде, где бываешь, брать визитки, потом проще договариваться, куда ехать. Ресторанные визитки часто дают скидку в10%.

В ресторанчиках бывали и курьёзы – обхохочешься…! …По залу, если можно назвать залом - штук двадцать столиков под открытым небом?, курсировали парой две девушки-китоянки с гитарами, микрофонами и колонкой-усилителем на колёсиках и предлагали спеть (за плату) для посетителей. Одна группа товарищей, сидящих за соседним столиком, заказала песню. Девчонки заиграли и запели. Всем нравилось, и все с удовольствием их слушали, как вдруг в пяти метрах, от первой пары затянула свою песню вторая (третья) певичка-музыкантка. А у обеих (троих) микрофоны и колонки. Соответственно произошла накладка двух музыкальных произведений. Стало просто ничего не разобрать.

В первые секунды все растерялись, поглядывая в стороны на обеих (трёх) исполнительниц, потом все слушатели начали похахатывать, посматривать друг на друга и в недоумении, слегка покачивать головами, все, кроме артисток, которые как ни в чём не бывало, отрабатывали bэто время у многих уже слёзы были на глазах от смеха. Второй из заказчиков всё-таки притормозил свою исполнительницу. Она подумала, что её пение не понравилось клиенту, и ей не заплатят. Певичка скорчила недовольную гримасу, показывающую своим видом, «не понимаю, чем ты не доволен?». …Но заказчик только установил очерёдность исполнения. Дожидаясь своей очереди, куня с укором озиралась по сторонам.

В этом зале, только она не понимала, «почему её остановили?». Пели девчонки хорошо, но посмешили просто феноменально. …В тот-же раз… Было Рождество мы засиделись всего-то часов до двух ночи, сидим песни под гитару поём. Подходит официантка, пора говорит закрываться. А нам кайфово под пальмами… Я достаю 100 юаней, говорю мы мол скоро закончим. Она берёт деньги, говорит спасибо, кладёт себе в карман…, и как ни в чём не бывало, вторит: «пора закрываться». Так и вытурила нас. Куда ушли мои 100 юаней…? И зачем я их отдал…?

Новогодняя Санья 2009

В другой раз. Заходим в случайный ресторанчик – чуть в стороне от туристического центра. Китайского народу – полно. Сидят, кушают… Садимся и мы. Официантки посмотрели на нас, как на инопланетян, типа мы с луны свалились, и к нам не подходят – боятся. Понятно, обслуживание, только для китайцев (персонал по-русски ни бум-бум). Ладно, раз гора не идёт к Магомету…, пошла моя жена, как-бы на пальцах объясниться, что нам нужно. Решила начать с чая. В зале, на отдельном столике стоял огромный самовар, а вокруг него несколько заварничков.

Жена поймала куню, показала на заварничек и показала на наш столик. Казалось – чего проще? Китаянка истолковала всё по-своему. Она сполоснула заварничек кипятком (оказывается они были с остатками выпитого чая), набрала кипятка, поставила перед нами по стакану и наполнила их доверху. Ушла и даже заварничек унесла. Вот Вам картинка: сидят три инопланетянина с кипяточком и соображают на троих. Минуты через три мы пришли в себя и покинули «кипяточную». Она наверное подумала, что мы хотим кипяток пить…? В памяти откладываются – особые, курьёзные случаи, и они самые любимые.

Я интересовался у старого китайского партийца (профессионального переводчика), и он объяснил, что города очень бурно развиваются и из деревни молодёжь едет в город на заработки. Образования никакого…Парни идут на фабрики. Девчонок берут в официантки и в горничные в гостиницы. Зарплаты копеечные (30дол в мес) (я сам не верю), живут и питаются при гостиницах на кухне. Администрация держит в постоянном страхе. За косяки штрафуют и выгоняют. Какая там сообразительность или английский. Со страху бы не умереть. Если на каплю сообразительней уже на ресепшене или администратором (своих гонять). А мы именно с ними и общаемся.

Кафе на пляже в Додунхае - «открытые», под пальмами, утопают в зелени. Они примыкают друг к другу и соединены одним деревянным тротуаром, поэтому, прогуливаясь, проходишь через них насквозь. По вечерам каждое кафе очень красиво освещается, в некоторых играет музыка, в некоторых играют русские «кенты», в некоторых поют караоке, в некоторых танцуют. До кромки воды – метров 30-50. Слышен плеск волн. Куни предлагают пляжный массаж. Пляж усыпан лежаками с грибочками, вечером они пусты... Днём здесь яблоку негде упасть. Народ со всей северной части континента. Китайцы, корейцы, русские, якуты, казахи и т. д. Очень много детей.

Есть в Додунхае, весьма скромный парк аттракционов, но мы в них не участвовали. Одни слишком детские (карусели), другие слишком адриналиновые. Тарзанка выстреливает кресло с двумя испытуемыми метров на двадцать вверх. Останавливается кресло, натянув резинки в воздухе. Опускаясь вниз летит в свободном падении, почти долетев до земли, снова повисает на резинках, и снова вверх, пока на успокоится. При этом кресло свободно вращается вокруг оси в горизонтали, иногда люди в кресле, находятся вниз головой. Затем клиентов опускают на землю.

Нашли домик ужасов. Шоу организованно русскими шоуменами. За 150 юаней с человека нас пугали минут 15. Завели в тёмный лабиринт, включили кричащий-вопящий-воющий-плачущий звук и водили по комнатам страха, где «трупы» протягивали к нам руки, а палачи замахивались своим жутким инструментарием. Кто-то в страшной маске сгорбившись, в кромешной темноте плёлся за нами по лабиринту и трогал нас за ноги. В нишах при слабом освещении виднелись висельники, распятые, обезглавленные с потёками крови. В клетках заточённые с криками кидались к нам. Иногда возле уха, хлопала какая то дверца. В комнате, похожей на псих-палату, пациенты вставали с коек и тянулись к нам (на лицах маски сумасшедших демонов). Было жутковато, но прикольно..

Новогодняя Санья 2009

В Додунхае можно вечером погулять по красивым и главное безопасным улицам, по кафешкам на пляже (там не страшно). …В Санья бэй, где мы жили - однозначно – нет! Додунхай - это «туса» в курортном городе Санья. Один таксист, который вёз нас из Додунхая в Санья бэй (начал с 50, повёз за 30юаней), с пафосом заявил: «Санья бэй – пухо (плохо), Додунхай – хо (хорошо)». Ну и бесспорно, «слов нет», про тишину Ялувань.

К концу отдыха в Санье пропало мерзкое чувство опасности, которое в нас вселили в первый день горе-гиды, и остались только самые тёплые воспоминания об отдыхе. А что мы хотели за «такие» деньги? - Только тёплые воспоминания…! Ставим четвёрку!

Это Китай - какой он есть…, любите его. Мы снова и снова делаем – это!!!

Улетали через аэропорт Хайкоу (столица провинции Хайнань). Это в пяти часах езды от Саньи. Водимо, так улетать – есё осень дёсево (выезжали из отеля в 2часа ночи). Как добрались до Харбина, попали в 20ти градусный мороз, чуть дуба не дали, сразу захотелось обратно. Поужинали в ресторане «Ханс» (шведский стол-38юаней), почти в два раза дешевле, чем в Санье. Зимний Харбин запомнился вечерним освещением ледяных городков, дворцов, горок, ледяных зверей, сказочных персонажей и всякого такого. В автобусе мы только и успевали, вертеть головами и кричать смотрите как красиво. Вокзал. Поезд. Утром приехали в Суй Фень Хе, и поверили ну вот всё закончилось и теперь мы дома. Две недели (вместе с дорогой) пролетели, как один миг. Поездку можно повторить.

© Евгений Литвиненко. Материал размещен с разрешения автора.