Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была 23 апреля 15:48
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Дезенцано-Дель-Гарда — Италия Июнь 2016

В нашей коллекции путешествий по Италии одним из самых ярких и запоминающихся событий была поездка на озеро Гарда.

lago di Garda — самое большое итальянское озеро, расположенное вблизи южного подножия Альп. Здесь можно не только открыть для себя множество природных и исторических красот, но и вкусить все прелести курортной жизни. Собственно, ради этого мы и приехали сюда после двухнедельного вояжа. Как ни крути, а организм требует релакса и отдыха! А для этого все условия здесь есть: развитая инфраструктура, мягкий альпийский климат, обилие солнца и кристально чистая вода.

Озеро Гарда. Дезенцано

Великолепие здешних мест оценили по достоинству еще в глубокой древности. Между 2-м и 1-м веками до нашей эры на побережье Гарды поселились римляне и построили в этом районе дороги и замечательные виллы. Огромный водоём римляне называли «Бенакус» (Benacus Lacus). А своё нынешнее имя озеро получило в эпоху Средневековья, в честь городка Гарда, над которым возвышался древний сторожевой замок. Топоним Garda происходит от искажения немецкого слова «Warda», что в переводе означало «страж», «караул, охрана, или точнее, «сторожевое место».

Озеро Гарда. Дезенцано

Береговая линия тянется на 158 км и охватывает три региона: Ломбардию, Венето и Трентино-Альто-Адидже.

Вдоль всего побережья, именуемого не иначе как «лимонной ривьерой», разбросаны крохотные, переходящие один в другой многочисленные городки, ласкающие слух своими мелодичными названиями: Лимоне, Сирмионе, Мальчезине, Бардолино… Каждому из них можно посвятить отдельный рассказ, ибо в каждом есть что-то уникальное.

Озеро Гарда. Дезенцано

Все населенные пункты связаны между собой автобусами и корабликами (в летнее время). А вот добраться на поезде можно только до остановок Пескьера и Дезенцано, причем последний является самым доступным в транспортном отношении, так как там находится крупная узловая железнодорожная станция. От Дезенцано рукой подать до Вероны, а путь до Милана и Венеции займёт около часа. Поэтому неудивительно, что для проживания мы выбрали именно Дезенцано.

Desenzano del Garda веером раскинулся в юго-западной части озера, на берегу обширного залива, ограниченного на востоке полуостровом Сирмионе и отрогом горы Корно на западе.

Озеро Гарда. Дезенцано

Различные археологические находки убедительно доказывают, что первое поселение на данной территории существовало еще в конце бронзового века. Во времена Римской империи Дезенцано стал важным центром из-за близости к первой большой дороге, построенной римлянами в I веке нашей эры — виа Галлика (via Gallica), которая соединяла Верону с Миланом проходя через Пескьеру. В 1426 году Дезенцано был присоединен к Венецианской республике и благодаря торговле пережил экономический подъем. Однако, страшная чума 1630 года выкосила почти треть населения, что пагубно сказалось на развитии города. В последующие века Дезенцано страдал от войн между Францией и Австрией, боровшихся за влияние над этим поистине чудным краем. В 1859 году, после подписания Цюрихского мирного договора город вошел в состав Сардинского королевства, а в 1861 году, после объединения южных и северных итальянских земель в единое государство, присоединился к Королевству Италия.

Преодолев все испытания город выстоял и постепенно превратился в первоклассный курорт, привлекающий тысячи туристов со всего мира.

Озеро Гарда. Дезенцано

Прежде всего сюда едут ради спокойствия, умиротворения и сказочных ландшафтов, но в целом же здесь каждый найдет развлечение себе по вкусу. Dolce vita гарантирована всем: гурманам, любителям спорта, рыбакам и тем, кто предпочитает нежиться на пляже. Вот только жаль, что золотой песочек на озере не водится. Практически везде берег покрыт галькой, камнями или камышом.

Озеро Гарда. Дезенцано

Среди несметного количества предложений в Дезенцано можно найти жильё на любой вкус и кошелек — от скромных отелей до эксклюзивных апартаментов.

Мы остановились в уютной квартире обычного жилого дома. Приятным бонусом оказалась оборудованная на крыше открытая терраса, с которой открывался неплохой вид и на озеро, и на город.

На общем фоне выделяется колокольня церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Chiesa di Maria Immacolata S. Crocifisso), построенной между 1575 и 1593 годами,

Озеро Гарда. Дезенцано

и купол собора Св. Марии Магдалины (Duomo di Santa Maria Maddalena).

Собор Св. Марии Магдалины (Duomo di Santa Maria Maddalena)

Здание собора, которое мы видим сегодня, было построено архитектором Джулио Тодескини на месте более древней церкви. Новый храм был освящен епископом Вероны в 1611 году.

Колокольня собора Св. Марии Магдалины
Озеро Гарда. Дезенцано

За скромным фасадом, возведённым в классическом стиле с некоторыми барочными элементами, скрывается великолепный интерьер в стиле позднего Ренессанса. Стройные колонны, изготовленные из мрамора botticino, разделяют внутреннее пространство на три нефа.

Озеро Гарда. Дезенцано

Художественную ценность имеет настенная живопись. Картины на библейские сюжеты были созданы знаменитыми художниками своего времени: Д. Риччо (XVI в.), А. Челести (XVII в.), Зенона Веронезе, Д. Чиньяроли (XVIII в.) и др. Пристальный интерес как у туристов, так и у искусствоведов, вызывает произведение Джованни Баттиста Тьеполо «Тайная вечеря», написанное в 1738 году.

Еще одна архитектурная доминанта города — замок Дезенцано (Castello di Desenzano), возведенный в 10 веке на фундаменте прежней римской крепости. В 1480 году замок был значительно расширен, укреплен и долгое время служил убежищем для населения, пока окончательно не обветшал. В конце концов замок передали под опеку государства, и после реставрационных работ и капитального ремонта он стал использоваться для проведения выставок и всевозможных мероприятий.

Озеро Гарда. Дезенцано

К числу знаковых достопримечательностей относится Римская Вилла (Villa Romana et Antiquarium).

Этот необычный и во многом еще неразгаданный комплекс строился с 1-го по 4-й век нашей эры и, вероятно, принадлежал когда-то зажиточному римлянину Флавию Магнусу Децентиусу, подарившему своё имя городу.

Фрагменты виллы были обнаружены совершенно случайно при строительстве дома в 1921 году. В ходе раскопок было установлено, что вилла занимала площадь в один гектар и имела стандартный для римской усадьбы план: несколько помещений, сгруппированных вокруг просторного внутреннего двора. Самым важным археологическим открытием стали неплохо сохранившиеся полихромные мозаичные полы площадью 240 квадратных метров с изображениями охоты, рыбалки, бога любви Купидона и бегущих животных.

Озеро Гарда. Дезенцано

Ко входу в виллу примыкает музей, в экспозиции которого представлены найденные здесь артефакты.

Более подробно о древней истории озера Гарда можно узнать в археологическом музее, названном в честь Джованни Рамботти, мэра Дезенцано в 1860 -1862 годах. Самым ценным экспонатом считается деревянный плуг (самый старый в мире), датируемый примерно 2000  г. до н. э., добытый в районе Лаваньоне (к югу от Дезенцано).

Честно говоря, в музей идти не хотелось. Черепки, тарелки и прочую утварь мы променяли на знакомство с городом и просто бродили по улицам, разглядывая всё подряд.

Озеро Гарда. Дезенцано

Дезенцано — городок сравнительно небольшой. Заблудиться или запутаться в нем невозможно, так как планировка предельно проста. Достаточно взглянуть на карту и всё становится понятно. Старый город состоит из малоэтажных тесно прижатых друг к другу домов разных эпох и стилей, а ближе к берегу вольготно расположились утопающие в цветах и пальмах роскошные особняки.

Озеро Гарда. Дезенцано

Несмотря на свои скромные размеры, Дезенцано может похвастаться целым рядом выразительных монументов.

Памятник Alpini на Piazza Garibaldi. Альпини - это горнострелковые войска Армии Италии. Считаются старейшими горнострелковыми формированиями в мире. Оно было образовано в 1872 году для защиты рубежей королевства Италия от соседей – Франции, Швейцарии и Австро-Венгрии.

На набережной привлекает внимание Monumento ai valorosi Aviatori del «Reparto Alta Velocità». Памятник был установлен в 1967 году в память об авиаторах- испытателях так называемой Высокоскоростной школы гидросамолётов (Reparto ad Alta Velocità, RAV), которая работала близ Дезенцано в период с 1927 по 1936 гг., и была создана для обучения пилотов-спринтеров. 23 октября 1934 года в небе над озером Гарда был установлен один из самых захватывающих рекордов в истории авиации — летчик Франческо Аджелло (1902–1942), на самолете «M.C. 72» установил абсолютный мировой рекорд скорости в 709,202 км/ч, до сих пор непревзойденный для гидросамолетов с поршневым двигателем.

Мемориал антифашистскому Сопротивлению на Piazza Cappelletti призван помнить тех, кто пожертвовал собой ради мира и свободы. Бронзовую группу «Мученики» из двух мужчин в цепях и двух обнимающихся женщин выполнил скульптор Марио Гатти в 1964 году.

Озеро Гарда. Дезенцано

На рiazza Giuseppe Malvezzi высится статуя Анджелы Меричи (1474—1540 гг.). Она вошла в историю благодаря своему особому видению богопосвященной жизни женщин. В 1535 году, в возрасте 60 лет, Анджела Меричи основала «Общество Святой Урсулы» и написала для него устав. Первоначально урсулинки не являлись монашеским обществом и объединяли молодых девушек, посвятивших себя Богу, но оставшихся в миру. Вместо монашеских обетов урсулинки давали торжественное обещание жить в бедности и целомудрии. Главным направлением их деятельности было создание школ и приютов для девочек и девушек.

Анджела Меричи скончалась 27 января 1540 г. Её тело покоится доныне в хрустальном гробу в церкви св. Афры города Брешиа. 24 мая 1807 года Анджела была канонизирована римским папой Пием VII. В 1962 году уроженка Дезенцано была избрана небесной покровительницей города.

Памятник Св. Анджеле Меричи. Установлен в 1782 г. Скульптор Санто Калегари.

Сама же рiazza Giuseppe Malvezzi является главной городской площадью и носит имя партизана Джузеппе Мальвецци, убитого фашистами в 1945 году.

Во второй половине 16 века на площади Мальвецци архитектором Джулио Тодескини было построено торжественное и нарядное здание, названное впоследствии Палаццо Тодескини (Palazzo Todeschini). До 1970-х годов оно служило ратушей, а теперь здесь разместился торгово-выставочный центр.

Озеро Гарда. Дезенцано

Изящная аркада палаццо Тодескини выходит на крошечную лагуну старого порта, окруженную симпатичными зданиями, все первые этажи которых заняты кафе и ресторанами. Пожалуй, это самое очаровательное, самое популярное, и самое фотографируемое место в городе.

Старый порт (или Porto Vecchio) был построен для обслуживания процветающего зернового рынка во времена Венецианской республики и долгое время был деловым и торговым центром. Из северной части Ривьеры сюда приходили суда, груженные оливковым маслом, цитрусовыми, винами, тканями, и отчаливали с трюмами, полными зерна. С появлением автомобильного и железнодорожного транспорта порт в значительной степени утратил своё коммерческое значение.

Озеро Гарда. Дезенцано

Теперь в портовую гавань заглядывают катамараны, скоростные ультрасовременные катера на подводных крыльях и самые разные по размеру, цвету и форме яхты.

Озеро Гарда. Дезенцано

В этих краях просто обожают яхтинг, особенно парусный. А все благодаря подходящему для судоходства ветру, который дует здесь в большинстве случаев по расписанию: утром — северный «Пелер» 15–25 узлов, вечером — южная «Ора» 10–20 узлов. Недаром в яхтсмены прозвали озеро «фабрикой ветра». С 1951 года каждый сентябрь на озере организуется международная регата Centomiglia — самое известное соревнование парусников в закрытых водах. Около 100 яхт собираются на Гарде, чтобы преодолеть расстояние в 100 км. Кроме того, лучшие яхтсмены Европы принимают участие в соревнованиях Gorla, Yacht Racing Cup, Garda Trophy.

Озеро Гарда. Дезенцано

В 1887 году в порту Дезенцано была проведена масштабная реконструкция, в ходе которой был построен пирс и маяк в скандинавском стиле. До 1903 г. маяк работал на масле, а потом его перевели на электричество.

Озеро Гарда. Дезенцано

Понятно, что и порт, и набережная для отдыхающих особенно привлекательны. Сюда тянет как магнитом всех: местное население, понаехавших туристов, спортсменов, художников, пеших пилигримов и любителей приключений. Здесь же свободно расхаживают потешные утки и лебеди.

По обихоженной набережной Чезаре Баттисти (итал. Cesare Battisti) приятно гулять в любую погоду и в любое время суток. Но особенно прекрасно здесь вечером, когда солнце клонится к западу, а водная поверхность играет закатными бликами. Супервыдающихся закатов нам словить не удалось, но это обстоятельство не помешало прочувствовать жизнь в ярких красках и сполна насладиться невероятно живописными пейзажами.

Озеро Гарда. Дезенцано

Спасибо всем за внимание. Продолжение следует.

Цикл материалов "озеро Гарда"