Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 10:56
Мы будем путешествовать!

Пармская обитель по дороге к мечте

Модена, Пьяченца, Парма — Италия Апрель 2023
12 38

Почему «По дороге к мечте»? Потому что мы ехали в точку, куда я не могла попасть несколько лет — постоянно что-то мешало. Но не собрать по дороге, пересекая Альпы, хотя бы несколько швейцарских, а затем итальянских мест и местечек, я не могла. Уже писала про две ломбардийские крошки на озере Лугано, про суворовско — вильгельмтеллевский Альтдорф, и вот, Парма!

2
Пармская обитель по дороге к мечте

Я думаю, что при слове «Парма» у 100% людей возникает одна ассоциация — Пармская обитель, и все вспоминают историю любви и интриг, описанную Стендалем. У 99% наверное всплывет еще одна ассоциация: пармезан и пармская ветчина. У некоторой части людей, наверное, всплывут имена Тосканини и Верди. Мне нужен был Пармиджанино, точнее — его фрески. И я их получила! А помимо этого, бонусом, много всего другого. Мы погуляли здесь половинку дня, и остались ночевать, чтобы «догулять» утром.

3
Пармская обитель по дороге к мечте

Второй по величине город Эмилии-Романьи расположен по берегам реки Пармы, притока По. Река служит условной границей между старой и новой частями города. Город очень старый, он был основан римлянами в 183 году до н. э. и при императоре Августе достиг своего наибольшего расцвета. После распада Западной Римской Империи, в период Раннего Средневековья, Парма находилась под протекторатом Папской Области.

Император Фридрих Барбаросса завоевал Парму, выстроив в 12 веке укрепленный замок с античным амфитеатром.

В 13 веке в городе уже возникло общественное самоуправление — Коммуна. Любой желающий стать гражданином Пармы должен был внести в общественную казну не менее десятой части своего дохода. В Парме появились новые оборонительные укрепления, обозначившие границы города, сохранившиеся вплоть до 20 века. Планировка средневековой Пармы складывалась в зависимости от прокладки осушительных каналов, образовавших сложную систему для отвода грунтовых вод в реку По.

В 14 веке Коммуну сменила новая форма правления — Синьория. Это когда Верховный Комитет из представителей наиболее сильных местных кланов Росси, Санвитале, Корреджо, Паллавиччино. Пару лет городом владели миланские Висконти, полвека — миланские Сфорца, а с 1545 года — Фарнезе.

4
Пармская обитель по дороге к мечте

В первой половине 16 века Парма и ее окрестности превратились в арену жестокой борьбы между светскими, императорскими и папскими властями. В это время здесь укрепился бенедиктинский орден: в провинции Парма были основаны 4 женских и один мужской монастыри ордена.

С кончиной Рануччо Фарнезе в 1622 году завершился Золотой Век Пармы. Последний представитель рода Антонио Фарнезе умер в 1731 году, не оставив наследников, и его место занял Карл Бурбон, сын Елизаветы Фарнезе и Филиппа Пятого Бурбона. Через три года он покинул Парму и отправился в Неаполь — столицу нового королевства Неаполя и Сицилии, прихватив самое ценное, что было собрано прежними правителями.

В середине 18 века власть оказалась в руках принца Филиппа, который женился на дочери французского короля Людовика Пятнадцатого. Для Пармы начался весьма плодотворный «французский» период. Когда в 1796 году Наполеон захватил Парму, он оставил правителю города Фердинанду Бурбону право управлять подвластными ему землями, как и прежде.

Венский Конгресс 1815 года постановил передать Пармское герцогство второй жене Наполеона Марии-Луизе, дочери австрийского императора, с условием, что после ее смерти владения будут возвращены Бурбонам. При Марии-Луизе город был благоустроен, создано много новых институтов искусства и науки.

3
Пармская обитель по дороге к мечте

В 1861 году Парма присоединилась к Объединенному Королевству Италия. До начала ПМВ Парма изменилась до неузнаваемости — мэр Мариотти реализовал свою программу «Новый Взгляд».

В период Муссолини и ВМВ Парма была одним из важнейших центров антифашистского движения Сопротивления, за что город по окончании войны удостоился золотой медали «За Доблесть».

3
Пармская обитель по дороге к мечте

Парма сильно пострадала от бомбежек и артобстрелов, но к 1970 году город восстановили.

1 из 2
Пармская обитель по дороге к мечте
 

В старой части Пармы гармонично сочетаются постройки разных исторических эпох. На каменной брусчатке мостовой кое-где отчетливо видны направляющие для проезда античных колесниц и повозок. Мастера Средневековья и Эпохи Возрождения возводили здания из розового веронского мрамора, светлого песчаника и обожженного кирпича. Отштукатуренные фасады желтого цвета — дань французской и австрийской моде 19 века.

Каменный мост, называемый Мост Лапидис, был построен в эпоху Августа. С одиннадцатью неравными арками, его длина составляла 140 метров. От первоначальной конструкции остался только конгломерат фундаментов. Полуразрушенный наводнением, он был восстановлен Теодорихом Великим в 493 году, из различных материалов. В 1177 году сильное наводнение отвело воды реки Пармы из западных районов Пармы, оставив район моста сухим. Две арки были заново открыты в 1966 году во время реставрационных работ над подземным переходом на площади Пьяцца Гиайя. А в сотне метров от старого Римского моста выстроили более современный переход через реку.

1 из 2

Перейдя через мост мы подходим к историческому комплексу Пилотта. Эта часть была повреждена во время бомбардировок 1944 года и потому, немного перестроена. Сейчас в едином с 2016 года комплексе находятся Палатинская Библиотека, Археологический музей, Национальная галерея, Театр Фарнезе, и музей Бодоне. Плюс, часть Пармского Университета, Художественного института (в финале прогулки мы подойдем к нему), и Управлению Культуры Пармы и Пьяченцы.

5
Мост Верди
Мост Верди

Первая часть 1583 года — работа Франческо Пачотто, по приказу герцога Оттавио Фарнезе, который хотел, чтобы галерея с аркадами соединила два герцогских дворца, один в Роккетте, а другой в парке (про парк — в финале рассказа). Его название происходит от баскской игры «пелюта», в которую играли во дворе по случаю праздников.

4
Пармская обитель по дороге к мечте

Главное здесь, пожалуй, Театр Фарнезе. Снаружи — простое каменное здание. Но внутри… деревянная работа Джована Баттиста Алеотти, была заказана Рануччо Первым Фарнезе в 1618 году для празднования Козимо Вторым Медичи и был размещен внутри Пилотты в Зале Армии. Это был первый современный театр на Западе с инженерной системой для передвижных декораций. В 1732 году, после последнего спектакля, в театре начался медленный упадок, вплоть до его почти полного разрушения во время ВМВ. Восстановленный в наше время, он показывает одну из самых необычных архитектур 17 века. Но! У меня случилось «горе». Я пошла в театр, а муж — машину перепарковать, и… с моим телефоном, который я «на минутку» сунула ему в карман, пока в кассу заходила! После этого я капитулировала перед телефонным шнурком на шее, а фото из интернета.

2
Пармская обитель по дороге к мечте

Второй после театра объект Пилотты — Национальный Археологический музей, созданный на базе Герцогского Музея Древностей. Это один из старейших археологических музеев Италии, был открыт в 1760 году доном Филиппо ди Бурбоне для хранения находок, сделанных в результате раскопок, начатых в Велее, в Пяченце. В первой половине 19 века он обогатился за счет приобретения нумизматических коллекций и египетских, греческих и этрусских артефактов. В нем иллюстрируется история от палеолита до Раннего Средневековья.

5
Пармская обитель по дороге к мечте

Третий объект комплекса — Национальная Галерея. Место картинной галереи в эпоху Фарнезе, она была основана в 18 веке герцогами Пармскими Доном Филиппо и Доном Фердинандо ди Бурбоне, а затем пополнилась Марией Луизой Австрийской, создав ценную коллекцию. В галерее хранятся работы Ганса Гольбейна Младшего, Корреджо, Пармиджанино, Каналетто, и «Голова Девы», предположительно Леонардо да Винчи. Но, галерея в другой раз, в этой поездке Парма — на сутки по пути.

1
Пармская обитель по дороге к мечте

Следующий, четвертый объект Пилотти — историческая Палатинская Библиотека, основанная в 1761 году Филиппом Бурбоном и открытая для публики в 1769 году. Она разделена на три зала: Галерея Петито, в которой до сих пор сохранились оригинальные стеллажи 18 века; Зал Данте, украшенный фресками Скарамуццы со сценами из «Божественной Комедии»; и Большой Читальный Зал, основанный в 1834 году Марией Луизой. Сегодня он насчитывает около 800 тысяч томов, из которых 6600 рукописей, многие из которых с богатой иллюстрацией, 3000 инкунабул, 75 тысяч писем, 50 тысяч гравюр 15–19 веков — богатейшее бесценное сокровище!

1
Пармская обитель по дороге к мечте

Пятое здание комплекса — Бодонский музей, старейший музей книгопечатания в Италии, открытый в 1963 году по случаю 150-летия со дня смерти Джамбаттисты Бодони, типографа из Пьемонта, сделавшего Парму мировой столицей книгопечатания со второй половины 18 века. Внутри музея хранятся оборудование, пуансоны, оригинальные матрицы, футляры для букв, архивные документы, и предметы книгопечатания. Общее количество экспонатов достигает 80 тысяч штук.

2
Пармская обитель по дороге к мечте

Шестой объект Пилотты — Корте дель Гуаццатойо, история которого переплетается с Палаццо делла Пилотта. Его строительство началось в конце 16 века, и стало активным благодаря Рануччо Первому Фарнезе, в начале следующего века. Имея размеры, аналогичные главной площади, Корте дель Гуаццатойо был соединен с соседними конюшнями и использовался как школа верховой езды и для купания лошадей. Из-за своего расположения он оставался уединенным и исторически использовался в военных целях до 1960-х годов. Затем это было передано Министерству Культурного Наследия и предназначено для музейного использования.

2
Пармская обитель по дороге к мечте

Седьмым пунктом следуют Герцогские конюшни, расположенные на первом этаже северного крыла Пилотты, занимающие площадь около 1500 кв.м. Построенные примерно в конце 16 века и соединенные с Корте дель Гуаццатойо, они сохранили древние каменные кормушки для лошадей. Недавно восстановленные, они предназначены для проведения выставок, учебных и исследовательстких мероприятий, связанных с культурным наследием, и открыты для студентов и публики.

1
Пармская обитель по дороге к мечте

И, финальный объект — Сад Каваллерицца, появившийся после войны на руинах древней герцогской Каваллериццы. Недавно был отреставрирован фасад бывшего Счетного Двора 18 века, и другие внутренние стены двора, восстановлены газон и высажены деревья.

5
Мост Верди
Мост Верди

Во дворе комплекса самая внушительная постройка — памятник Джузеппе Верди. Центральная гранитная стена с бронзовыми рельефами скульптора из Палермо Этторе Ксименеса выходит на площадь Фердинанда. На второй стороне Джузеппе Верди в окружении Муз, которые нашептывают ему мелодии. И здесь же, присоединение к Королевству Италия 12.09.1859 год, встреча Верди с Витторио Эмануилом Вторым, присоединение к Пьемонту провинции Эмилии. Правда, с одной стороны к памятнику сложно подобраться, это слишком популярное место отдыха и пикников местных студентов, неудобно было, сбоку сфотографировала.

1 из 2

По заказу Марии Луиджи и по проекту Николо Беттоли между 1821 и 1829 годами был построен театр Реджо. Фасад в неоклассическом стиле имеет портик с десятью ионическтими колоннами, двойной ряд окон и украшения по обеим сторонам тимпана, представляющие аллегории Славы и Лира. Неоклассический атриум ведет к эллиптическим киоскам, украшенным Джироламо Маньяни в 1853 году, окруженным четырьмя ярусами лож и галереей. Занавес в зале — Боргезе. Люстра изготовлена в Париже и весит одну тонну. Театр «Реджио» был официально открыт 16 мая 1829 года опреой «Заира», специально написанной Беллини. Здесь проходит ежегодный фестиваль Верди, в котором принимают участие всемирно известные артисты. Он считается одним из самых известных оперных театров в мире.

1 из 2

Ворота Санта-Кроче, встроенные в городскую стену, отмечают границу Старого города.

1 из 3

Дворец Губернатора был построен в 12 13 веках, и это была резиденция Капитана Народа — Капитано дель Пополо. Башню пристроили во второй половине 17 века по проекту инженера Джузеппе Баратьери, в стиле барокко. В ней сохранен оригинальный колокол гражданской башни, рухнувшей в 1606 году. Нынешний вид обусловлен реконструкцией 1760 года, проведенной все тем же французским архитектором Эннемоном Александром Петито, работавшему при дворе Филиппа Бурбонского, которому Парма «должна» ее нынешним видом. Статуя Богоматери, защитницы города, работы францкзского скульптора Жана-Батиста Будара. А солнечные часы (2) изготовил Лоренцо Феррари в 1829 году. Дворец сегодня является местом проведения временных выставок, всевозможных мероприятий, встреч и мастер — классов. Ну, а памятник перед дворцом, конечно, Джузеппе Гарибальди, один из итальянских объединителей. Собственно, и площадь названа его именем.

1 из 3

Массивное кирпичное здание городского Муниципалитета, стоящее на южной стороне площади Гарибальди, было спроектировано пармским архитектором Джоаном Батистой Маньяни в 1623 году, и завершено через 50 лет. В нем сейчас, помимо Ратуши, расположено Информационное бюро для туристов, и где можно разжиться картой города. Здесь же, предлагаются различные буклеты об историко-художественном развитии Пармы, мероприятиях и экскурсиях, проводимых в городе, различных туристических маршрутах. Памятник в нише — Антонио Аллегри ди Корреджо, работы Агостино Феррарини, воздвигнутый в 1870 году. На противоположной стороне — фонтан 19 века, спроектированный Паоло Тоски, увенчанный бронзовой группой 17 века, работы фламандского скульптора Теодоро Ван дер Стурка. Возле него втихаря дымили старшеклассники близлежащей школы. Надгробия принадлежат первым итальянским колониальных походам в Восточную Африку в конце 19 века. В бою при Адуе в 1896 году и при Догали годом позже итальянская армия потерпела два тяжелых поражения и потеряла тысячи человек. Во время открытия надгробий 1 марта 1903 года, городские власти были освистаны демонстрантами, выступавшими против колонизации. Мемориальная доска, посвященная павшим при Адуе, выглядит как надгробный памятник, наполненный рельефами и скульптурами: наверху жаровня, под которой дубовые ветви, символизирующие силу в битве, а у основания надгробия, представляющего Африку, театр битвы, находится крылатый сфинкс, на котором стоит флаг, переплетенный с пальмой, символом мученичества за страну.

1 из 4

Еще один городской дворец — Палаццо Весковиле — Епископский, был впервые построен в 11 веке, но после этого неоднократно перестраивался. Как следствие, внутренний двор был пристроен в 16 веке, а фасад восходит к началу 20 века. Работы придали ему вид средневекового замка с нижними аркадами, круглыми арками, замурованными и увенчанными двумя рядами арочных окон. Кроме того, недавние реставрационные работы вновь выявили средневековые элементы над входом.

3
Пармская обитель по дороге к мечте

С конца 15 века по 1926 год, это восхитительное здание (а внутри оно именно такое) находилось в ведении больницы Пармы, одной из старейших больниц в Италии. Основанная в 1201 году Родольфо Танци, который использовал соседний дом в качестве приюта, около 1250 года для подкидышей была основана новая больница. Она постепенно приходила в упадок и во второй половине 15 века началось возведение первой части здания, которое мы и видим сегодня. Старая часть принадлежала Антонио да Эрба, руководившему работами. Позже здание было расширено, и окончено во второй половине 18 века по заказу Фердинанда Первого Бурбона. Сегодня в нем располагается, помимо часовни и галереи, Государственных архив и Городская Библиотека.

1 из 7

Молельня, расположенная внутри исторического комплекса Госпитале Веккьо, посвящена святому покровителю города Святому Иллариону. В 1663 году, благодаря реставрации молельни 15 века, по заказу отца Францеско Ронкалья, были выполнены колонны, отделанные лепниной, с «фарнезийскими» капителями Доменико Рети., и живописное украшение Джованни Марии Конти делла Камера, которому помогали Франческо Рети и Антонио Ломбарди. Храм состоит из трех нефов, одного главного и двух малых боковых, отмеченных колоннами с украшенными капителями; своды нефов полностью расписаны фресками и изображают святых и блаженных, связанных с историей города. Погребальный каменный ковчег 15 века в конце нефа украшен лепными скульптурами Доменико Рети, а деревянный, над алтарем, датируется концом 18 века. В боковых проходах стоят деревянные хоры сол строгим декором 17 века. В левом проходе установлен бюст в память о Родольфо Танци, который основал больницу.

1 из 5

Немного о городских церквях. Их в городе огромное множество и все они прекрасны.

Базилика Санта-Мария-делла-Стеката заслуживает отдельной оды. Образец Эпохи Возрождения в Парме, была построена в 1521 году Бернардино и Джованни Франческо Дзакканьи и освящена в 1539 году для размещения образа Мадонны, кормящей Младенца, работы 14 века, пришедшей из небольшой молельни под названием «делло стеккато», для защиты ее от постоянного наплыва паломников.

Интерьер расписан фресками Бернардино Гатти в 1560 году. В арке над главным алтаренм можно полюбоваться работой Пармиджанино «Девы Разумные и Неразумные». Две органные двери по бокам от входа также принадлежат Пармиджанино, а Коронация Марии — Микеланджело Ансельми. Ризница — шедевр краснодеревщика, созданный Джан Баттистой Маскерони с 1665 по 1670 годы. Склеп, построенный по заказу Марии Луизы в 1823 году, для размещения оснаков Фарнезе и Бурбонов, роскошен. Но склеп и ризницу можно увидеть только с экскурсией по музею Базилики — Музею Константина и не фотографируя. Для того, чтобы сфотографировать все остальное, надо бросить монетки в автомат, чтобы зажегся свет, иначе в базилике царит полумрак.

1 из 19

Купол принадлежит Антонгио да Сангалло Младшему, работавшему в Парме с 1526 года.

1 из 6

На площади перед церковью установлен памятник великому уроженцу Пармы и великому мастеру — Пармиджанино.

4
Пармская обитель по дороге к мечте

Вторая по важности церковь, пожалуй, Кафедральный Собор Богоматери. Это, пожалуй, один из лучших образцов романской архитектуры в Италии. Начатый в 1059 году, он был освящен в 1159 году. Фасад выполнен из блоков песчаника и украшен рядом лоджий и двумя ярусами галерей. Фасад первоначально был спроектирован как современный собор Фиденцы; сегодня есть только одна из двух проектных башен, конца 13 века. Вход главной двери поддерживают львы, построенные в 1281 году мастером — камнерезом Джамбоне да Биссоне. Интерьер Собора выполнен в виде латинского креста. Потолок и стены расписаны фресками в стиле маньеризма. Лестница из красного веронского мрамора 16 века ведет к трансепту, где справа находится знаменитый рельеф Бенедетто Антелами «Низложение», один из лучших образцов романской скульптуры. Большая пустота купола была расписана Корреджо между 1526 и 1530 годами Успением Богородицы. Концентрические круги облаков и небесных воинств вдохновили большую часть работ в стиле барокко следующего венка, благоджаря своему иллюзионистскому стилю, опередившему свое время. Смелое использование Корреджо ракурса заставляет фигуры в облаках реалистично вступать в зрительное пространство. Антонио Аллегри да Корреджо — еще один великий пармский художник. Стендаль писал: «Дивные фрески Корреджо задержали меня в Парме, городе, впрочем, достаточно скучном.». К сожалению, в Парме сохранилась лишь небольшая часть его работ, а основная часть перевезена в Неаполь.

1 из 6

Восьмиугольный Баптистерий Иоанна Крестителя из розового веронского мрамора с четырьмя ярусами открытых лоджий, увенчанных рядами глухих арок, и венчающих их вершин, безусловно, является самым выдающимся примером перехода от романского к готическому искусству в Италии. Бенедетто Ангелами руководил его строительством и выполнил почти все декоративные скульптуры, типичные для средневековой иконографии. Нижняя часть баптистерия окружена барельефными скульптурами животных, сказочных зверей, существ из Ада, морских чудовищ, кентавров, русалок, единорогов и знаков Зодиака.

4
Пармская обитель по дороге к мечте

Несмотря на свой не очень бросающийся в глаза фасад, церковь Сант-Алессандро заслуживает внимания. Она датируется 837 годом (!!!), но в 1527 году была перестроена архитектором Бернардино Закканьи. Спустя еще сто лет Джоан Баттиста Маньяни полностью изменил интерьер, и сделал его одним из самых значительных произведений позднего маньеризма в Парме, придав ему Триумфальную арку и украсив драгоценными мраморами, в которых архитектурная функция сливается с изобразительной. С этой точки зрения главный алтарь особенно важен благодаря оригинальности дизайна и использованию большого разнообразия мрамора. Колокольня 1626 года — его же творение. А фасад был переделан в 1784 году в неоклассическом стиле Антонио Беттоли. Интерьер с одним нефом Микеле Колонны 1625 года имеет довольно смелые архитектурные перспективы (для того времени), из которых появляются фигуры и ангелы на центральных площадях. Внутри главного алтаря, в ракии, находится тело святого Алессандро, а медно — серебряная скиния, предположительно, работы самого Маньяни. Купол был расписан фресками в 1627 году Алессандро Тиарини.

1 из 4

Церковь Святого Петра впервые упоминается в документе от 26 апреля 955 года. Она была полностью перестроена в готическом стиле в 15 веке под руководством Кристофоро Занески. Первоначально церковь обслуживали два священника, но в 1516 году она была передана коллегиальному капитулу Сан-Джероламо. В 1707 году каноники приказали снести здание, чтобы построить новое, спроектированное Петито, и завершенное в 1762 году. Его повторно освятил Алессандро Пизани, епископ Пьяченцы. В 1978 году на фасаде было открыто окно по оригинальному проекту Петито. В церкви один неф; фасад украшен папскими символами тиары, ключей и фестонов, спроектированных тоже Петито, и смоделированных лепниной Бениньо Босси. На главном алтаре находится картина Алессандро Маццолы, изображающая Богоматерь с младенцем, и святыми Петром и Павлом.

1 из 7

Церковь Санта-Кроче древнего романского происхождения стоит на пути древней Виа Францигена. Датой постройки здания принято считать 1210 год, а годом освящения — 1222 год. Но, как и все церкви, здание претерпело многочисленные переделки. Вначале оно было поднято, потом закрыто куполом, а позже дополнено замечательной часовней под названием Сан-Джузеппе, которая и сформировала сегодняшний вид. Следы первоначального строения все еще можно увидеть в капителях колонн трех нефов, которые отчетливо демонстрируют средневековые сюжеты и представляют собой ценные декоративные детали. Внутри часовни Святого Иосифа находится примечательная деревянная группа, созданная Анджело Фонтаной во второй половине 18 века. Запрестольные образы относятся к эпохе барокко.

1 из 13

Фрески в церкви восхитительные! Центральный неф был расписан Джованни Мария Конти делла Камера около 1635 года.

1 из 9

Церковь Санта — Лючия, впервые упоминаемая в документах в 1223 году, была перестроена в конце 17 века по проекту Мауро Одди. Фасад украшают статуи Святых Иллариона, Лючии, Бьяджо, и мраморный медальон с фигурой святой Лючии, сделанный Джакомо Барбьери в 1691 году. Внутри один неф с двумя часовнями по бокам и куполом над главным алтарем. Свод нефа разделен на три прохода фресками Филиппо Мария Галлетти, который также создал купол. На втором алтаре младенец Иисус и святые Антонио и Магдалена, работы Франческо Монти, известного как Брешианино. Резные и позолоченные хоры относятся к первой половине 18 века, а орган был спроектирован Антонио Брианти. С правой стороны Вознесение Иисуса пармской школы 16 века. В центре, за современным (относительно, ему всего сто лет) полихромным мраморным алтарем 1929 года, запрестольный образ 18 века Виатикум Санта Лючия, написанный Себастьяном Риччи в 1730 году.

1 из 7

Внушительная монастырская церковь Сантиссима-Аннуциата была построена в районе густой городской застройки, в котором жили простолюдины. Она была построена в середине 16 века, герцогом Оттавио Фарнезе, работы были поручены архитектору Джоану Баттисте Форново. В грандиозном интерьере центральная часть отделена от хора триумфальной аркой с лепными украшениями. Среди картин особого внимания заслуживает большой запрестольный образ в апсиде — Мадонна с младенцем и святые, написанный в 1518 году. А монах перед входом приглашал народ на празднование (именно потому, что в городе через несколько часов должны были начаться массовые гуляния, мы сбежали как можно быстрее).

1 из 7

Следующие два здания имеют одинаковое происхождение. Бывшая церковь Минимини Паолотти Сан-Франческо-ди-Паола. Минимини означает «Милейшие» и это была ветвь монашесклого ордена францисканцев. Они отделились в 1436 году, а были признаны отдельным орденом в 1474 году. К 18 веку орден расширился до 450-и монастырей, в которых проживали 25 тысяч братьев — монахов. Помимо обычных монашеских обетом орден запрещал употребление животной пищи, они были полные веганы.

В 14 веке на этом месте находилась церковь Сан-Джованни Баттиста, принадлежавшая Мальтийскому ордену, который в 1574 году уступил ее религиозному обществу Паолотти, названному так по имени его основателя Сан-Франческо ди Паола. В 1625 году Миними решили построить новую церковь и новый монастырь, работа над которыми закончилась в 1632 году, за исключением фасада церкви в стиле барокко с характерными двумя башнями, который был завершен в 1689 году архитектором из Пьяченцы Карло Вирджинио Драги на щедрые пожертвования графа Стефано Санвитале. В 1818 году по указанию Марии Австрийской монастырь использовался как психиатрическая лечебница «Госпиталь Паццарелли», а запущенная церковь пришла в упадок и была снесена, за исключением художественного фасада. В 1872 году, когда приют был перевезен в герцогскую резиденцию Колорно, комплекс использовался как детская больница. В 1936 году старинный монастырь перешел к университету, который разместил в нем гуманитарные факультеты, и по сей день в здании обитают студенты Неплохая замена — монахов на студентов.

1 из 3

Бенедиктинский монастырь Сан-Паоло был основан около 1000 года епископом Пармы Сигефредо Вторым. Его расцвет пришелся на рубеж 15–16 веков, при аббатисах Сесилии Бергонци и Джованны Рьяченцы (она родом из Пьяченцы). Они сделали монастырь одним из самых значительных культурных центров Пармы. Сегодня это огромный комплекс, с библиотекой, пинакотекой, выставочным центром в бывшей церкви Сан-Людовико, музеем, комнатой аббатисы, украшенной фресками Корреджо и ее кабинетом с фресками Аральди.

1 из 2

К монастырю принадлежит и Исторический Институт Сопротивления:

1
Пармская обитель по дороге к мечте

Мне в Парме повезло — церкви были открыты почти все (в Италии у меня традиция — «целовать» замки закрытых церквей — или на перерыв, или на совсем). И, единственная не работающая, оказалась церковь Святого Виталия. Первое упоминание о религиозном здании, посвященном святому Виталию, относится к 9 веку, и традиция гласит, что оно было заложено королем франков Пипином. В 1651 году оно было снесено, чтобы построить на его месте большую церковь. Нынешняя форма латинского креста с одним нефом, большая пресвитерия с куполом в стиле Виньолы и 10 часовен, разделенных колоннами, принадлежит архитектору Кристофоро Рангони, известному как Фикарелли. В ракии под алтарем хранится тело святого Виталия. И все это осталось мною не увиденное. А элегантный фасад по двум заказам скульптора Феличе Паскетти может похвастаться шестью статуями, приписываемыми Пьетро Сбравати, изображающими Сан-Витале и его невесту, детей по бокам и в нишах по направлению к центру Сан-Грегорио-Маньо и Сант-Амброджо.

2
Пармская обитель по дороге к мечте

Национальная Академия Искусства была создана в 1757 году, Филиппом Бурбонским и почти сразу в ней начали проходить конуцрсы живописи и архитектуры, точнее — работ и проектов. В 1711 году в когнкурсе участвовал Франсиско Гойя, но проиграл Паоло Боррони (и как их можно сравнивать сегодня?). После прихода французов в 1802 году, Академия была закрыта, как только Наполеон потерпел поражение, в 1816 году Мария Луиза, вторая жена Наполеона, ставшая Герцогиней Пармской, вновь открыла Академию. Последний устав этого прекрасного учебного заведения был написан в 1973 году, и как сказано в нем: «Цель Академии состоит в повышении художественной культуры и искусства». В ее залах хранится архив пармских художников 19 века, и картины других мастеров.

Пармская обитель по дороге к мечте

Палаццо делла Провинсия, основанное в 1833 году по проекту архитектора Никола Беттоли и оно было соединено с палаццо ди Ризерва. внутри сохранилась мебель из герцогской резиденции Бурбонов и фрески Армандо Пиццинато.

1 из 2

Первая часть здания Палаццо ди Ризерва было построено в 1764 году по проекту Петито. Начиная с 1849 года, архитектор Паоло построил здесь апартаменты герцога Карла Третьего Бурбонского. С 1961 года здесь находится Музей Глауко Ломбарди, который родился из частной коллекции.

Пармская обитель по дороге к мечте

И, в превый день мы запарковались возле Герцогского Сада, я только заглянула внутрь и точно решила, что утром продолжим прогулку в нем, оставшись ночевать в Парме. Вот здесь понимаешь, как удобно, когда ты просто едешь к цели, не бронируя отели, и решение о месте ночевки приходит на месте.

Герцогский сад был заказан Паоло Третьим Фаренезе в 1545 году. В парке был построен Герцогский дворец и Палаццетто, построенные в стиле ренессанс в 1520 году Джоржио да Эрба. Палаццетто дошел до наших дней нетронутым, с 4-мя угловыми башнями и лоджией с 5-ю арками на фасаде. А сам Дворец Дуков, в 18 веке был модифицирован Петито, который добавил 4-е угловых павильона и изменил украшения и лепнину. Ныне это штаб — квартира карабинеров (сидят там между фресок 16 века!).

Парковый театр — это историческое здание, построенное в 1930-х годах для проведения торговых ярмарок. В 1987 году, по соглашению с муниципалитетом Пармы, он стал постоянной резиденцией Театро делле Брициоле.

В первой половине 19 века и парк был перепланирован, а в 20 веке была снесена городская стена вдоль сада и в 1960-е годы он получил новую планировку с центральной клумбой, шестью фонтанами, и новыми аллеями. Одним из наиболее характерных вариантов реставрации было удаление асфальта и замена его дробилкой, стабилизированной разной степенью уплотнения. На главных аллеях и по периметру было положено плотное покрытие, на боковых дорожках — тот же материал, но без плотного укатывания. Главная задача смены — спасти деревья, так как асфальт не дренируется, и влага собиралась местами в большом количестве, а другие места оставались полностью сухими.

1 из 9
Пармская обитель по дороге к мечте
 

В первом саду Фарнезе росли живые изгороди из розмарина и мирта, затем дубы, платаны, фруктовые деревья и овощи, и даже цитрусовые в горшках. С приездом герцога Филиппа Бурбонского задумались об очередной реконструкции парка, поручив это задание молодому французскому архитектору Эннемону Александру Петито, его проект классического дизайна преобладал над проектом позднего барокко Пьера Констана Дальври. При Бурбонах сад принимал не одну герцогскую свадьбу, и постоянно дополнялся вазонами и скульптурами авторства Жана Батиста Будара. Позже Мария Австрийская оборудовала его теплицами.

Малый храм Аркадии — небольшой храм, спроектированный Эннемоном Александром Петито по случаю свадьбы Фердинандо, сына дона Филиппа Бурбонского и Марии Амалии Австрийской в 1769 году. Это было место отдыха, и несколько раз он становился местом проведения конкурсов и небольших представлений.

Между 1754 и 1765 годами Жан Батист Будар создал ираморные произведения для Сада, в том числе Вакха, Ариадну, Флору, Зефира, Апполона, серию из пяти ваз, и группу Силена и Эгла.

1 из 9
Пармская обитель по дороге к мечте
 

Рыбный пруд снабжал герцогский двор свежей рыбой. В 1690 году Рануччо Второй устроил на пруду наумахию — гладиаторское морское сражение — в честь свадьбы своего старшего сына Эдуардо с дочерью курфюрста Палатина. Фонтан «Трианон» хоть и был создан в начале 18 века, на свое нынешнее место попал только в 1920 году. Скульптура представляет собой реки Парму и Таро, олицетворенные по бокам ее центральной раковины. Название происходит из Версаля, где Мансаром (это от которого слова «мансарда» был создан фонтан с таким названием, вдохновивший Моццани.

1 из 5

После объединения Италии парк открыли для горожан, но он постепенно приходил в упадок (всегда требуется хозяин). И только в 2000 году, благодаря решающему финансовому вкладу Фонда Карипарма, начались реставрационные работы, завершившись 6 октября 2001 года. И, пока мы гуляли, я увидела радующую мою душу картину: группа подростков с учителями убирала парк — ходили и собирали мусор в пакете. Кстати, в парке очень чисто.

Пармская обитель по дороге к мечте

А что с сыром, называемым нами на французский манер «Пармезан»? А с ним все в порядке, свое имя он получил по месту рождения — Парме и Эмильи-Реджо, и называется «Пармиджано-Реджано». Считается, что его изобрели монахи — бенедиктинцы, которым был нужен рецепт, обеспечивающий длительное хранение. Уже в 13 веке это название встречается в рукописях. В «Декамероне» Боккаччо в 3-й новелле восьмого дня описывается удивительная область «живи-лакомо»: «… есть там гора вся из твердого Пармезана, на которой живут люди и ничем другим не занимаются, только как готовят макароны и клецки…». Пармезан не только вкусен, но и питателен, многие биографы Мольера рассказывают, что под конец жизни великий драматург питался только пармезаном, а в наши дни этот сыр входит в рацион питания космонавтов на МКС. С 2008 года постановлением Европейского суда пармезаном можно называть только сыр, произведенный в исторической области Реджо-Эмилья.

Пармская обитель по дороге к мечте

(фото из интернета).

А пармская ветчина — это нежнейшее тончайшее сыровяленое мясо, производимая в деревне Лангирано, неподалеку от Пармы. Если вы купили оригинал этой закуски, она обязательно должна маркироваться короной Пармского герцогства. Подают ее, как правило, с дыней.

Пармская обитель по дороге к мечте
(фото из интернета).

И, на набережной, мы закончили свою прогулку, отправившись дальше. Спасибо за внимание.

3
Пармская обитель по дороге к мечте

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии