Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 9:57

Калязин — Россия Февраль 2023

Мысль побывать в Калязине роилась в моей голове давно, хотелось увидеть знаменитую колокольню. Сергей Василец своим рассказом открыл для меня Америку, точнее удивил, что колокольню прекрасно видно с набережной, а в зимнее время к ней можно еще и подойти поближе.

С тех пор меня одолевало желание отправиться в Калязин самостоятельно.

Изначально продумывала прямой маршрут поездом, но хорошо, что подвернулся тур в Калязин на масленицу, иначе бы заскучали в городе. Возможно такое мнение сложилось у меня из грязных окон автобуса, но Калязин с архитектурной точки зрения произвел немного унылое впечатление.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

За день до главных масленичных гуляний подруга предложила куда-нибудь отправиться автобусным туром, и мы быстро сошлись на однодневном туре «На масленицу к бабе Яге в Калязин».

Отправлялись мы со станции Свиблово, подали замызганный автобус, явно сэкономив на мойке. Сопровождающий гид оказался тоже своеобразным, путевой информации практически не было, поэтому всю дорогу мы проспали, зато время в пути пролетело незаметно.

В Калязине мы подхватили местного гида, вот тогда-то и началась полноценная экскурсия. Замызганные окна водителю пришлось побрызгать из пульверизатора и грязь растереть шваброй. Не скажу, что стало чисто, но все-таки лучше.

Первая остановка в городе после дороги — сантехническая. Городской туалет платный — 10 рублей с весьма аскетичными условиями. Ну да ладно, после горных будочек вполне себе.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Теперь можно отправиться и в гости к Баба Яге на Масленицу. Для этого вовсе не обязательно следовать за клубком в гущу леса. Современная Баба Яга вместе с местной Кикиморой Болотной открыли свою резиденцию в Калязине. А помог им местный житель села Солоновка.

Резиденция окружена мощным частоколом с острыми зубцами, чтобы ни один непрошенный гость не смог проникнуть и нарушить покой местных жителей.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Ну, а мы прошенные и проплаченный, так что нас с порога встречали с караваем. Каждый гость отломил кусочек каравая, посолил и угостился.

После того, как группа отгадала загадку, мы проследовали за Бабой Ягой исследовать ее территорию. Весь процесс сопровождался шутками, да прибаутками. Территория большая, летом говорят особенно красиво, ну, а в разгар зимы все розарии и клумбы укрыты снежной пеленой.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Ягушечка показала нам свои хоромы на курьих ножках,

парковочное место для саней,

баньку

и пригласила пройти в трапезное помещение.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Кто пошустрее, тот успел занять места за широким дубовым столом, ну, а те, кто любит приотстать от группы и сделать кадры без людей, тем пришлось постоять. Думаю, вы поняли о ком я. Зато мы с удовольствием приплясывали.

Каждого участника угостили пирожками, да не простыми, а с предсказаниями. Мне достался пирожок вечной молодости «от старушки-молодушки» с рисом и яйцом — любимый вкус детства. Да и предсказание мне понравилось. А запить угощение можно было местными настоечками.

«По усам текло, да в рот как раз попало», как говорится…поэтому вскоре вся группа с удовольствием распевала частушки, а потом пустились в пляс, хороводы. Тут уж, простите, мне было не до фото, так что наш банкет остался лишь в памяти.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

И как положено в масленицу чучело мы сожгли, зиму отпустили и весну встретили.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Интерактивная программа пролетела быстро, феерично, зажигательно и все остались довольными, было жалко покидать владения Бабы Яги, но новая группа уже наступала на пятки, пришлось распрощаться с гостеприимными хозяевами.

Комплекс расширяется, уже скоро будет больше места и пространства для развлекательной программы.

Проект финансирования носит название «По сказочным тропам»: согласно его плану, к лету вдоль реки Волги построятся домики сказочных героев, появится амбар рядом с мельницей, где гостям расскажут, что такое «Калязинская гуля». Нам секрет не открыли, так что буду ждать от вас рассказы.

Вы можете и самостоятельно погулять по территории, стоимость небольшая, только уточняйте расписание заранее.

Кстати, в роли Кикиморы выступала руководитель ансамбля «Волжанка» Раиса Смирнова.

А мы отправились дальше осматривать город. За окнами автобуса мелькали небольшие одноликие здания, местами чудесные деревянные дома с огородами, но в целом картина у меня сложилась грустная.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Пока едем к следующей точке на карте города, немного узнаем или повторим его историю.

Первое известное нам поселение в устье реки Жабня образовалось в XII века и называлось Никола-на-Жабне. В 1134 году князь Юрий Долгорукий в устье реки Нерль основывает город-крепость Кснятин (Константинов), который был полностью уничтожен во время княжеских междоусобиц. Письменное упоминание 1238 года гласит, что татаро-монголами сожжен монастырь Никола-на-Жабне.

В XV веке в Калязинские края приходит монах Кашинского монастыря Макарий и основывает на левом берегу реки Волги Троицкий Калязинский мужской монастырь, который постепенно становится центром духовной и экономической жизни города.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Немного прервемся, сделаем остановочку возле Вознесенского храма 1783 года постройки.

Каждый турист невооруженным взглядом может заметить сходство затопленной колокольни и колокольни Вознесенский храм, и верно стиль общий, только количество ярусов разное.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

По указу Екатерины хоронить в центре стало запрещено, поэтому новое кладбище вынесли за пределы города, на его территории появилась Вознесенская церковь, приписанная к Никольскому собору. Здесь хоронили именитых выходцев Калязина, территория была всегда ухожена и озеленена.

Одной из храмовых святынь является икона преподобного Макария Калязинского, на ней прописаны 24 эпизода жизни святого от рождения до смерти.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Советский период наложил грустный отпечаток, внутренние интерьеры были полностью уничтожены. В стенах храма расположили хлебокомбинат, местное кладбище снесли, а на его месте построили стадион.

С 1990 года началось постепенное восстановление.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

В 2009 году рядом с церковью появился памятник в память о героической победе русского полка под руководством Михаила Скопина-Шуйского под Калязином над польско-литовским войском в 1609 году. Открытие памятника приурочено к 400-летнему юбилею победы.

Пока мы слушали нашего экскурсовода, к нам пришла поластиться очаровательная мама-кошечка.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

С XVII века Калязин стал славиться народными промыслами: сапожным, гончарным, кузнечным, особую популярность получило плетеное калязинское кружево на коклюшках. Вот и сейчас торговля бойко идет, палаточки растянулись вереницей перед купеческими домами вдоль улицы Карла Маркса.

Чем только не удивляют туристов, сошедших с автобусов: ручные изделия, лакомства, одежда на любой вкус и кошелек.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

И мне достался миниатюрный символ города, но не будем забегать вперед, к цели нашей поездки мы скоро подойдем.

Эффектное краснокирпичное здание Общественного дома с обветшавшей смотровой башенкой 1881–1883 годов постройки притягивает взгляд. Раньше под его крышей размещались административные учреждения, земская управа, школа, городское училище. Смотровая вышка выполняла роль пожарной каланчи, а сейчас подъем на нее запрещен по технике безопасности. В настоящее время здесь находится городская школа № 2.

В 1775 году по приказу Екатерины II Калязину присвоили статус города. А значит и потребовалась новая планировка. Тогда все главные улицы также по приказу ее величества велено было прокладывать вдоль реки-матушки Волги. С тех пор так и тянутся главные артерии города улицы Коминтерна, Ленина, а перпендикулярно им улица Карла Маркса.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Как раз по улице Карла Маркса мы пришли к набережной, встретив на пути памятник святому Макарию. В 1402 году в селе Грибовка вблизи Кашина появился на свет преподобный Макарий (в миру Матфей). В детстве он любил проводить время за чтением духовных книг, мечтая служить Господу. Но, не желая огорчать родителей и повинуясь их воле, в более зрелом возрасте женился на Елене Яхонтовой. Потеряв со временем родителей и жену, поступил в Николаевский Клобоков монастырь.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Позднее молодой монах удалился в пустынь, что в 18 верстах от Кашина, срубил себе келью и принял отшельничество. К нему постепенно потянулись иноки, и обитель стала разрастаться. Это сильно напрягло боярина Ивана Колягу, опасаясь посягательства на свое имение, он даже задумал убийство. Но судьба покарала его: погибла его семья, и сам боярин сильно заболел. Но после покаяния получил чудесное исцеление и передал Колягинские земли монастырю.

В 1483 году старца не стало, его похоронили рядом с деревянной церковью, построенной им, затем его нетленные мощи перенесли в новый каменный храм.

В 2012 году мощи преподобного Макария были торжественно перенесены в храм Вознесения Господня.

Шаг в сторону и перед нами открывается великолепный вид на красавицу колокольню и изящные особняки по бокам небольшой площади.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Ниже дом купцов Семеновых, крупнейших землевладельцев Калязина, им принадлежал крахмальный завод. Сейчас на его фасаде красуется надпись «продается». Никто не хочет спасти потрясающий особняк XIX века с видом на Волгу и колокольню?

Практически напротив расположен дом семьи Рыжковых в стиле раннего классицизма и барокко. Великолепное сочетание резных наличников, фантазийно украшенного мезонина, въездной арки вызывают восхищение.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Ради такого вида не жалко было проехать сотни километров и потрястись несколько часов в автобусе. Было сложно устоять возле гида и слушать историю, хотя и безумно любопытно,

но мы ослушались запрета ходить по льду и сразу устремились к колокольне поближе.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Вот она, белоснежная, возвышается по серединке реки Волги. Зима — уникальное время, когда вы можете прикоснуться к истории и повнимательнее разглядеть детали.

О разрушении монастыря и погружении под воду близлежащих деревень я вам поведаю в другой раз, а пока расскажу легенду «О затопленном колоколе».

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Когда пытались безуспешно взорвать колокольню, с его предпоследнего яруса упал колокол и провалился в подвал. Поднять восьми тонный колокол не успели, в 1940-х годах вода стала медленно подниматься, а о колоколе забыли. Пока однажды в 1941-ом году мальчишки во время рыбалки не услышали звон, раздающийся где-то со дна. Они прибежали домой, рассказали родителям, и уже на следующее утро жители города, стоя на берегу, слышали удары колокола из-под воды.

Старики покачали головой и сказали «Быть беде! Когда звонит упавший колокол — жди беду!» И она случилась, в июне 1941 года началась Великая Отечественная Война.

А что случилось с колоколом в действительности?! Со слов гида: его успели снять, и легенда остается лишь легендой.

Отсюда видно так называемое «Калязинское узо», точнее радиотелескоп РТ-64 или ТНА-1500. Калязинская радиоастрономическая обсерватория исследует внегалактические и галактические объекты.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Отсюда мы направились на осмотр еще одного музея — «Волжанка». Это новый частный проект, совсем юный, рассказывающий о прошлом города и его современной жизни. О нем я вам постараюсь поведать в ближайшее время.

В Калязине не было боевых действий, но на фронт ушло четырнадцать тысяч солдат, вернулись, увы, далеко не все.

Мы подъехали к центральной площади Ленина, здесь расположены все главные здания администрации, а за площадью начинается Парк Победы, где на аллее Славы увековечены имена героев Великой Оотечественной Войны.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

На главной площади до недавнего времени стоял памятник Ленина, но после всеобщего голосавания в рамках проекта по улучшению города на его месте появился светомузыкальный фонтан. В летние вечера площадь стала местом притяжения молодежи.

Здесь же приютился уютный и добрый музей «Дом ремесел», о котором я вам успела рассказать.

Щедрая на угощения и впечатления Баба-Яга в Калязине

Вот и подошел к концу наш насыщенный день в Калязине. Осталось только прикупить всем нам понравившиеся наливки. На главной площади находится фирменный магазин «Вереск». Вся наша группа затарилась основательно, и обратно мы ехали под звон «бокалов».

Наверное в Калязин в ближайшее время я не вернусь, хотя с удовольствием бы прокатилась на теплоходе по Волге, проплыла мимо колокольни, полюбовалась с борта на набережную Калязина. Местные жители многое делают для своего города, с любовью отзываются, стараются поддерживать его, создают новые арт-объекты и музеи для туристов, надеюсь и администрация поможет добрым делом и финансами.

А масленица в очередной раз прошла зажигательно. Так что Весне дорогу!

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия