Когда возникло желание спланировать тур в Марокко, мне совсем не пришло в голову, что в Марокко могут быть римские руины, хотя я, конечно, знал, что Римская империя простиралась в Северной Африке до самого океана.
Когда возникло желание спланировать тур в Марокко, мне совсем не пришло в голову, что в Марокко могут быть римские руины, хотя я, конечно, знал, что Римская империя простиралась в Северной Африке до самого океана.
Но когда я прочитал об остатках города Волюбилиса, недалеко от Мекнеса, я понял, что этот античный город должен стать частью нашего маршрута. Как человек, среди прочего, одержимый Древним Римом, следил при выборе тура, чтобы в нём обязательно присутствовал Волюбилис.
Сала, Ликс и Тингис (нынешний Танжер) на побережье океана, и Волюбилис, недалеко от города Мекнес — это четыре римских города в самой западной провинции Мавретания Тингитана. Волюбилис был-де-факто самым юго — западным поселением во всей Римской империи. Римляне не хотели углубляться в Африку через высокие горы Среднего Атласа.
Город не был основан римлянями, на его месте был карфагенский форт под названием Улили, в 40 году область была присоединена к Римской империи, и город стал её частью, изменив своё название на Волюбилис.
С тех пор Волюбилис быстро разросся до 40 гектаров, его защищала стена длиной 2,5 километра с восемью воротами и 40 башнями. Как утверждают историки, в III веке в Волюбилисе проживало 20 000 жителей. Именно в этот период было построено большинство зданий, общественных мест и резиденций с удивительными мозаиками.
Контроль Рима над городом закончился после хаотического кризиса третьего века, когда империя почти распалась, когда командиры легионов по очереди захватывали и теряли власть в результате гражданских войн, дворцовых переворотов и убийств. Около 280 года римское правление рухнуло на большей части Мавретании и так и не было восстановлено. В 285 году император Диоклетиан реорганизовал то, что осталось от провинции, чтобы сохранить только прибрежную полосу между Ликсом, Тингисом и Септой (современная Сеута). Хотя римская армия базировалась в Тингисе, было решено, что отвоёвывать уязвимый пограничный регион будет слишком дорого.
Но город продолжал жить ещё как минимум 700 лет, сначала как латинизированная христианская община, а затем как раннее исламское поселение. В конце 8 века он стал резиденцией Идриса ибн Абдаллаха, основателя династии Идрисидов. К 11 веку Волюбилис был заброшен после того, как центр власти был перенесён в Фес.
Большая часть местного населения переехала в новый город Мулай Идрис Зерхун, примерно в 5 км от Волюбилиса.
Интересен факт, что здания оставались практически нетронутыми, никто не использовал их в качестве сырья для новых зданий. Представьте, что в наши времена можно было бы посмотреть римский город, практически нетронутый. Это было бы фантастически! Но, природа распорядилась по-своему. Древний город был практически полностью разрушен сильным землетрясением в середине 18 века, всего 250 лет назад. Руины быстро занесло.
Только во второй половине 19 века это место было окончательно идентифицировано как место древнего города Волюбилис. Во время и после периода французского правления в Марокко около половины территории было раскопано, в результате чего было обнаружено множество прекрасных мозаик, а некоторые из наиболее известных общественных зданий и престижных домов были восстановлены или реконструированы. До сих пор открыто лишь около половины территории бывшего античного города.
Город Волюбилис был центром района — одной из житниц Римской империи благодаря успешному выращиванию зерновых культур и оливковых деревьев, угодья римляне постоянно увеличивали путём планомерной вырубки лесов в окрестностях.
И удивительно ощущение, что мы на время перенеслись в Италию.
Умели же римляне находить места, а частично и трансформировать окружающую природу, чтобы всё вокруг им напоминало о доме. По тем временам очень далёком и для многих недоступном. Да, здесь мы на пару часов забыли, что мы в Марокко.
Город Волюбилис можно смело назвать богатым и красивым. Богат потому, что его доход шёл от сельского хозяйства, которое процветало. Практически все дома в спальном районе недалеко от центра города имели собственный оливковый пресс или ручную мельницу.
А поскольку город процветал и даже со временем сумел освободиться от налоговых обязательств перед Римом, его жители предавались всему, что предлагала общественная городская жизнь того времени, — драматическим представлениям, спорту, походам в термы или просто посиделкам во внутреннем атриуме после плотного обеда.
От автостоянки мы после небольшого подъёма в гору вошли в основную часть руин Волюбилиса, при этом помня о том, что открыта только половина первоначальной площади этого места, но даже при этом руины простираются далеко и широко. За руинами видна долина с полями, которые, возможно, не так уж отличаются от тех, древних времен. Обширный город расположен вдоль хребта, и указатели закрепляют различные его районы. Гектары песчаных стен тянутся отсюда, поднимаясь к остаткам въездных ворот у главной дороги вдали.
Сначала мы заметили несколько низких стен и несколько невысоких колонн южной части квартала, когда-то населённого людьми победнее. Однако одно здание и здесь выделялось среди остальных строений. Это дом Орфея. Небольшой внутренний дворик, украшенный сложной мозаикой с изображением дельфинов, дал нам представление о богатстве, которое некоторые римляне, должно быть, накопили за свою жизнь.
Мы также могли разглядеть остатки систем канализации и водопровода, которые демонстрируют, насколько развитой должно было быть городское хозяйство в Римской империи того времени.
К счастью, в отличие от аналогичных мест в Европе, тропа является всего лишь ориентиром, и большую часть раскопок можно исследовать свободно, хотя не разрешается карабкаться по стенам.
Оставив дельфинов позади, мы прошли через здания. Большинство из них представляли собой лишь низкие разрушенные остатки стен, но кое-где целые дверные проёмы или более высокие стены давали хорошее представление о размерах и ширине жилищ или магазинов, которыми они когда-то были.
Это стало чем-то вроде игры: угадывать, для чего могло использоваться каждое здание, а затем проверять таблички, разбросанные по всему участку.
В промежутках между стенами также отчётливо сохранились остатки колонн и другие элементы архитектуры. Одним из самых впечатляющих предметов, которые мы нашли, был древний пресс для масла, окружённый чанами для хранения масла.
То, что осталось от жилых домов, свидетельствует о том, что во внутренних атриумах часто имелось что-то вроде небольших бассейнов, где люди садились, а слуги подавали им напитки и фрукты.
И хотя спальни были меньше по размеру, общая площадь домов была достаточно просторной, а пол был богато украшен мозаикой.
Именно эти мозаики часто являются единственным свидетельством того, какими были жители данного дома, чем они занимались и каков был их образ жизни.
Примером может служить Дом кавалера, он был назван в честь бронзовой конной статуи, обнаруженной в 1918 году. Дом имел площадь целых 1700 квадратных метров, его обитатели занимались производством и продажей оливкового масла.
Дом колоннады — классический дом в римском стиле с небольшим двориком с колоннадой, который использовался для приема посетителей.
Дом Акробата назван в честь мозаики, на которой спортсмен выиграл соревнование по верховой езде, во время которого ему пришлось спрыгнуть и снова сесть на лошадь.
Но самым красивым, безусловно, является Дом Венеры, в котором до сих пор сохранились прекрасные мозаики. Эти мозаики в основном представляют собой мифологические сцены Дианы во время купания, неожиданно увидевшей Актеона, который наблюдал за ней, впоследствии она в наказание превратила его в оленя. А также других изображений, включая Бахуса.
Большинство общественных зданий города были построены в старой части города. Декуманус Максимус (главная улица), которая делила пополам часть города римской эпохи, была вымощена, с обеих сторон были пешеходные дорожки, за ними были расположены портики с аркадами, за которыми находились десятки магазинов.
В центре города хорошо видны два крупных общественных здания — базилика и Капитолийский храм. Базилика использовалась для отправления правосудия и управления городом. Завершённая в начале 3-го века, это одна из лучших римских базилик в Африке и, вероятно, построена по образцу базилики в Лептис-Магна в Ливии. Здание первоначально имело два этажа. Внешняя стена базилики, облицованная колоннами, выходит на форум, где проходили рынки. Небольшие храмы и общественные учреждения также располагались на площади в 1300 квадратных метров.
Предполагаю, что кто-нибудь может задать вопрос — какая базилика с судом и офисами? Ведь это христианский храм. И так, и нет. Первоначально слово «базилика» в Риме означало просто общественное здание прямоугольной формы с несколькими помещениями, отделёнными колоннадами. Первые большие христианские храмы просто заняли в 4 веке некоторые такие здания, название трансформировалось в чисто религиозное.
Капитолийский храм стоит за базиликой внутри того, что изначально должно было быть двором с аркадами. Алтарь стоит во дворе перед 13 ступенями, ведущими к храму с коринфскими колоннами. Здание имело большое значение для гражданской жизни, поскольку оно было посвящено трём главным божествам римского государства, Юпитеру, Юноне и Минерве. Гражданские собрания проводились перед храмом, чтобы попутно просить помощи у богов или благодарить их за успехи в крупных гражданских начинаниях.
И закончим мы экскурсию около Арки Каракаллы, которая отмечает точку, в которой сливаются старый и новый города. Арка Каракаллы — одна из самых характерных достопримечательностей Волюбилиса, расположенная в конце главной улицы города, Декуманус Максимус. Сооружение было построено в 217 году правителем города Марком Аврелием Себастеном в честь императора Каракаллы и его матери Юлии Домны. Каракалла сам был выходцем из Северной Африки и предоставил римское гражданство всем жителям африканских римских провинций, независимо от народности, на основании лишь проживания в одном из римских городов.
Арка построена из местного камня и первоначально была увенчана бронзовой колесницей, запряжённой шестью лошадьми. Статуи нимф лили воду в резные мраморные чаши у подножия арки. Каракалла и Юлия Домна были изображены на бюстах-медальонах, они были испорчены мусульманами. Надпись на вершине арки была реконструирована по фрагментам, разбросанным по земле перед аркой. Её можно прочитать полностью.
«Императору Цезарю Марку Аврелию Антонину Каракалле, благочестивому, удачливому Августу, величайшему победителю в Парфии, величайшему победителю в Британии, величайшему победителю в Германии, Великому понтифику, занимающему трибунскую власть в двадцатый раз, императора в четвертый раз, Консула в четвертый раз, отцу страны, и Юлии Августе, благочестивой, счастливой матери сената и страны, за их исключительную доброту ко всем здесь живущим, построена эта арка, включая колесницу, запряжённую шестью лошадьми, и все украшения, Марком Аврелием Себастеном, прокуратором провинции, который глубоко предан божественности Августа.»
… Постоим немного рядом с Аркой. Подумаем о найденных здесь, в африканском углу, следах Империи, величайшей из всех, никогда не повторённой и не превзойдённой, знаменитой своим единичным и исключительным вкладом в развитии всей цивилизации от Атлантики до Индии… едем дальше.