Турист Елена (apreleva1409)

Псков. Упоение русской стариной… День первый

Святыни земли Псковской: Печоры и Изборск

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Ну, как и обещала — обед)))

Впрочем, по пути к полюбившемуся «обеденному» местечку, можно, пожалуй, показать несколько интересных зданий, мимо которых ходила почти каждый день. Так, например, попадая с улицы Красных Партизан (где находится мой отель «Колос») на Карла Маркса, всегда радовалась, глядя на ярко-желтый с белой отделкой замечательно отреставрированный дом, скорее всего купеческий, явно позапрошлого века.

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

А рядом с ним и вовсе прелесть: весь верх этого тоже двухэтажного здания в деревянных кружевах! Внизу там, кстати, кафе «Моя Италия» с симпатичной летней террасой, украшенной цветами.

Деревянных кружев во Пскове вообще-то видела не слишком много, потому поделюсь еще одной подобной находкой: Дом № 8 на улице Некрасова, снабженный охранной табличкой как объект культурного наследия регионального значения, построен в начале 20-го века и принадлежал частному землемеру, прапорщику запаса Александру Николаевичу Хитрову.

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Кстати, владел Хитров и соседним домом 10 по бывшей Губернаторской улице (а я-то удивлялась, что на Некрасова делают городская дума и администрация — историческая тяга, видимо))), который внешне вроде как ничем не славен, зато примечателен тем, что в ноябре 1899 года в одну из его квартир переехал капельмейстер Абель Зильбер с женой Анной, известной псковской театральной деятельницей, и детьми. И уж одного из этих детей (хотя талантами бог никого из них не обидел) знают все, кто родом из СССР: это писатель Вениамин Каверин.

Да, но вернемся все же на Карла Маркса (бывшую Новгородскую улицу) — без храмов снова никак! Ибо на пересечении ее с улицей Некрасова стоит очень с виду скромная церковка с шатровой колокольней над притвором.

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Я даже не сразу к ней подошла, а когда через пару дней все же сподобилась и прочитала табличку, была приятно удивлена: оказывается храм Покрова Пресвятой Богородицы от Торгу относится к подворью Псково-Печерского монастыря. Упоминание о Печорах теперь, наверное, всегда в душе особым теплом будет отзываться…

А возведена была Покровская церковь в 1522 году по указанию великого князя московского Василия III в. благодарность за избавление от морового поветрия, свирепствовавшего в тот год во Пскове. Причем больше всего пострадавших от эпидемии было как раз в этом районе города, т. к. скопление народа «на торгу», насчитывавшем порядка 1700 помещений, распространению заразы само-собой способствовало…

Территория подворья обнесена забором, и домик охранника при входе имеется. Вокруг не было ни души, но как не попытаться проникнуть?.. Интересно же! На счастье никто моему любопытству препятствовать не собирался. В результате обнаружила еще один храм: Николы Явленного с туями и ромашками у крыльца. (XVII век, и тоже объект культурного наследия федерального значения). Сейчас церковь целиком белая, однако когда-то в углублениях над входом и боковых стенах были фрески…

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Цветничок здесь разбит даже у домика охраны, и не абы какой, а с бонсаями из голубых елей!

На елочке же самой обычной не иначе как с Рождества остался жить золотой олень…

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Очень мне нравились в Пскове дома из красного кирпича, с одним из таких, 1864 года рождения, на углу Красных Партизан и Карла Маркса, «здоровалась» каждое утро:

Когда-то в нем располагался «Псковский губернский дом крестьянина». Особенно хороши «наличники» окон бельэтажа и кованый балкончик.

Свернув вскоре на Пушкина, через пару минут выхожу на площадь, которую хочется назвать Театральной, однако на карте города таковой нет: пересечение улиц Пушкина и Ленина вовсе безымянное…

Ну, и как раз вот здесь, в кафе-столовой «Бульвар» можно быстро, вкусно, недорого и — если повезет и будет место у окна — с видом на Театр драмы им. Пушкина пообедать. Заведение действительно очень симпатичное, с яркими желтыми столиками, и всяческим креативом на стенах.

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Есть в кафе «стена отзывов и предложений» с письменами вроде таких: «Греча супер» или «Сочники огонь!»

Ни сочников, ни гречу не пробовала, но то, что брала — нравилось. И выпечка там недурственная, прихватить с собой для завтрака или вечернего чая милое дело.

А к зданию театра нужно, конечно же, подойти поближе (неплохо бы и внутрь, но увы, июль — не сезон), и оно тоже «объект», и тоже федерального значения. Построено оно в начале прошлого века для Народного дома. Модерн во всей красе, начиная со шрифта надписи на фронтоне «Дом имени А. С. Пушкина».

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Про всяческие растительные детали, круглое окно и деву в «небесах» и говорить нечего — бальзам на душу почитателям ар-нуво.

Участок улицы Пушкина от не театральной не площади до пересечения с Октябрьским проспектом — пешеходный; по сути это красиво озелененный бульвар (может потому и полюбившееся мне кафе называется «Бульвар»?) В начале его стоит еще одно, снаружи уже прекрасно отреставрированное здание из красного кирпича с кремовым декором.

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Это бывший доходный дом Гельдта (один из! в конце 19-го века Карлу Гельдту принадлежало самое большое количество недвижимости в Пскове), который в настоящее время переоборудуется под бутик-отель «Россия».

По улице Ленина можно выйти на главную городскую площадь, где мне уж точно в голову бы не пришло интересоваться памятником вождю мирового пролетариата, зато мимо вот такой скамеечки, облегчающей жизнь влюбленным парочкам, пройти не смогла:

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Неожиданный уголок тишины на огромной (действительно огромной!) площади — дворик церкви Михаила Архангела, еще одной из десяти храмов Псковской архитектурной школы, что внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Увы, часть храмовых стен укрыта зеленой сеткой — толком не рассмотреть, не говоря уж о том, чтобы сфотать. Так что — вид сбоку, зато с березкой…

Храм окружен стеной, будто мини-монастырь какой-то, к тому же стеной толстой, это не просто ограда, в стене расположено несколько небольших залов, в которых даже и выставки иногда проходят. Религиозной направленности конечно.

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Вот после обеда отправлюсь на выставку и я. Еще в Москве попался мне на глаза анонс, обещающий встречу с русским художественным фарфором из собрания Нижегородского музея-заповедника, которая как раз в «мои» дни проходила в псковских палатах Постниковых. Ну, а фарфор для меня примерно то же, что для мышки «сыыыыыр»!

Расположены палаты на улице Олега Кошевого, идти от площади Ленина недалеко: по Троицкому мосту (надеюсь, его уже отремонтировали) на Леона Поземского и направо. Здание палат 17-го века, принадлежавших некогда богатым псковским купцам Постниковым прекрасно отреставрированы, радуют белоснежными стенами и яркой черепицей крыш. Про историю палат совсем недавно рассказала Наташа Семчина — рекомендую!

Я же в историю поначалу вообще вникать не собиралась — мне бы фарфоровых «куколок»))) Но неожиданно окунулась в старину еще во дворе, застав репетицию какого-то народного ансамбля. Атмосферно, что и говорить!

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Еще здесь понравились изделия местных кузнецов: гигантская пчела и — вот же юмористы! — качели из … жестяной «полуванночки». Назывался сей аттракцион «Воздушная ванна» — ну, логично)))

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Тетушки на кассе мое стремление увидеть «только фарфор» не оценили: «Да там же всего ничего! А у нас тут столько интересного, хоть иконы посмотрите!» Уговорили…

И ведь оказались правы! Иконы, и не только — также деревянные скульптуры и лицевое шитье из фондов Псковского музея (подозреваю, что из закрытых покуда Поганкиных палат) — действительно стоило увидеть!

Называлась экспозиция «Лики прошлого. Возвращение» и была посвящена работе реставраторов, возрождающих к жизни древние шедевры. Подробно и с замечательным погружением в тему показано все это в альбоме Наташи.

А еще здесь сказочно прекрасные печи! Есть ли на свете люди, равнодушные к изразцовым печам? Я каждый раз обмираю от восторга, «встречаясь» с ним! Палаты Постникова порадовали несколькими и в образцовом состоянии:

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

А что же фарфор? А фарфор в итоге несколько разочаровал… Наверное, я ждала чего-то другого… Нет, о том, что предстоит увидеть не посуду, а именно фигурки, разумеется, знала. Но представляла их изготовленными более тщательно, а не с размытыми лицами и грубовато «вылепленными» рукам-ногами.

Скульптура "Девушка с цветами", завод братьев Новых, Московская губерния, 1818-1830; скульптура "Охотник с зайцем", первая половина 19-го века; композиция "Свидание", конец 19-го века, Дулевский завод Кузнецова

Причем, это тем удивительнее, что многие статуэтки изготовлялись на основе гравюр из «Волшебного фонаря» (журнала, тексты и иллюстрации которого показывали уличные сценки, в которых участвовал «простой люд» — разносчики, дворники, маляры и трубочисты), странички которого также были представлены в витринах. И вот там-то все персонажи как раз изображены подробно и без всякой небрежности.

Страничка из Волшебного фонаря
Страничка из "Волшебного фонаря"

Тем не менее, серия скульптур завода Гарднера начала 19-го века, посвященная различным народным образам, имела большую популярность и тиражировалась не одно десятилетие. Вероятно, в то время именно такой «наив» особенно ценился.

Мне же куда больше понравились гарднеровские фигурки конца 19-го века. Вот тут и детали проработаны, и лица не расплываются. Жаль, что таких статуэток на выставке было всего штук пять.

Из палат путь мой лежал снова в Завеличье, только теперь уже по Ольгинскому мосту. А это просто симпатичный уголок возле какого-то кафе — глазу приятно!

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

И современный, но под стать старинному окружению дом:

С моста открываются картинные виды Кремля, жаль только, что колокольня Троицкого собора в лесах…

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

На западном берегу Великой, справа от моста привольно расположилась церковь Успения с Пароменья со Звонницей. 1521-й год…

К датам этим привыкнуть невозможно… «С пароменья» потому как поблизости находилась долгое время паромная переправа через Великую.

Звонница этого храма, наверное, самая монументальная во Пскове. Колокола, слава Богу, все на месте. Но — увы! — радостно было встрепенувшись, услыхав звон, тут же поняла, что это запись… Ох, не всегда технический прогресс во благо…

При всей своей основательности и «широте» — приделы храма действительно очень вольготно на лугу расположились — выглядит церковь легкой. Может быть, тонюсенькие, очень высокие шейки главок приделов этому способствуют, а может, и небо в тот день помогло: облака над храмом расступились, так и казалось, что он весь в эту небесную синеву устремлен…

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

С другой стороны моста тоже на травке, но как-то неприкаянно, стоит крохотная часовенка Святой Анастасии Римлянки.

Неприкаянность эта вполне объяснима — не на своем месте бедняжка сейчас… Самая первая часовня в честь чтимой итальянской целительницы была построена у переправы через Великую в 1710 году, когда со стороны Прибалтики пришло в город очередное «моровое поветрие». Место выбрали не случайно: в начале дороги на Ригу, чтобы «запереть» ее.

Когда же в 1911-м появился здесь Ольгинский мост, решено было обветшавшую часовню заменить новой, но, однако возвести ее точно над фундаментом прежней. Получилось, как мне кажется, замечательно:

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Да и как иначе, если проект был разработан самим академиком Щусевым? Росписи же интерьера часовни выполнены были по эскизам Николая Рериха: «Внутреннее убранство отразило идею заступничества святых и Небесных сил за Псков. По сторонам от входа, на откосах помещены фигуры святых покровителей Пскова князей Всеволода-Гавриила (XII в.) и Довмонта-Тимофея (XIII в.). Они изображены коленопреклоненными, с мечами в руках на фоне архитектурных построек: трехглавого и пятиглавого Троицкого собора. Над аркой входа — композиция „Спас и ангелы“. Два ангела в золотых одеждах поддерживают убрус с образом Спаса Нерукотворного».

После 1917-го года часовню закрыли, живопись забелили, главку и барабан срезали… А в 1969-м, когда старый Ольгинский мост собрались заменить новым, более широким, часовня оказалась в самом центре проезда к строительной площадке и решено было ее снести. К счастью, псковским архитекторам-реставраторам Э. М. Петуховой и Н. С. Рахманиной удалось доказать культурную значимость Анастиевской часовни. В Русском музее отыскались эскизы росписей вода и стен неизвестной часовни, созданные Н. К. Рерихом. И вот, при температуре около 20 градусов ниже нуля (доказательства нужно было предоставить срочно, стройка не ждет!) новгородскими реставраторами были проведены пробные расчистки стен часовни, которые подтвердили соответствие эскизов Рериха росписям.

Казалось бы памятник спасен? Да! Но, тем не менее, его надо было переместить, дабы не мешал возведению моста. В итоге часовню распилили на две части и перенесли вниз, на берег Великой. Детектив да и только! Не знаю, бывает ли часовня открыта, внутрь, увы, попасть не удалось. Сейчас, кстати, решается вопрос о ее дальнейшем местопребывании. Надеюсь, будет оно достойным этой многострадальной, но такой красивой крошки…

А вообще берег Великой вокруг неплохо обустроен, есть прогулочные дорожки, в перспективе — одно из зданий Псковского университета, определенно представляющее интерес для любителей современной архитектуры.

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Мне же куда интереснее старина, потому направляюсь в противоположную от моста сторону, взглянуть на еще одну часовню — Ольгинскую. Княгиню Ольгу во Пскове испокон веков почитают как основательницу города. По преданию, уже приняв крещение, посетила она родные места (а происходит Ольга из селения Выбуты, расположенного примерно в 12 километрах от нынешнего Пскова), и, остановившись на левом берегу реки, увидела, как три солнечных луча сошлись в одной точке на высоком, поросшем лесом скалистом мысу противоположного берега, сказала: «На месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик зело и славен будет». Мало того сказала, но и все для этого сделала: и денег дала, и людей выделила для строительства города и первой христианской церкви.

Там же, где случилось чудесное видение, Ольга повелела поставить дубовый крест, который впоследствии был перенесен в Троицкий собор. А вместо креста псковичи возвели часовню во имя Святой Ольги Российской. Увы, в 1960-е годы она была снесена. Та, которую мы видим сейчас, построена в 2000-м году неподалеку от месторасположения прежней, где чуть раньше, в 1991-м, в память о знаковом для города событии был установлен символический «Ольгин Крест».

С балкончика вокруг нынешней часовни открывается замечательный вид на Кремль.

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Собственно, вариации этого вида буду я видеть и дальше в своем походе на север берегом Великой. Берегом — буквально: по совершенно деревенской тропочке, среди июльского разнотравья. Постоянно «подвисая», т. к. панорамы хороши несказанно…

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Еще и небесная канцелярия способствовала, то и дело меняя «декор» из облаков…

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

В итоге забрела я и вовсе в какой-то непролазный бурьян.

Хорошо, что отыскалась все же вдоль забора частного дома дорожка, по которой удалось вернуться в цивилизацию, на улицу Максима Горького, которая и привела меня в итоге к конечной цели этого дня — собору Рождества Иоанна Предтечи.

И он тоже из той самой «десятки» ЮНЕСКО, хотя вообще-то для меня это совсем не критерий ценности. Куда важнее то, что от древней этой красоты (1140-й год…) сердце ёкает и мурашки по спине …

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Почему-то про шлемы русских воинов подумалось при взгляде на главки храма, хотя тихий летний вечер и обрамленная цветами дорожка от ворот к дверям церкви, настраивали на восприятие скорее идиллическое. Цветник Иоанновского собора один из самых красивых во Пскове, как мне кажется. Чего тут только нет — флоксы, лилии, ромашки, розы, турецкая гвоздика, высоченные мальвы! А главное все цветочки заботливо обихожены, что меня всегда особенно радует.

Когда-то собор был главным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря, славного и богатого, чему немало способствовали щедрые вклады князей и бояр. Именно в этом монастыре нередко принимали постриг представительницы княжеских псковских семей.

Конечно, беды революционных лет обитель не миновали. Летом 1925 года по «просьбе» рабочих завода «Пролетарий» монастырское кладбище сровняли с землей, а здание собора передали под заводской клуб. Довершили разорение монастыря уже в послевоенные годы — из-за расширения улицы Горького снесли ограду и каменную надвратную колокольню. Счастье, что устоял собор…

И пусть от всей территории остался теперь лишь небольшой садик, но как же в нем хорошо! Тихо, спокойно, флоксы благоухали вовсю… Жаль только, что не время звучать колоколам… Звонница здесь псковская классическая, то есть веревки от колокольных языков тянутся вниз, внизу же и звонарь располагается. Возле этого храма и специальное возвышение, обнесенное ажурной решеткой, для него устроено.

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Я к этому возвышению подошла посмотреть, нельзя ли хотя бы в самый малый колокол тихонечко ударить?.. Но нет — привязаны веревочки были накрепко…

Хотя, может оно и к лучшему, что «нет»: беспокоить почем зря колокола грешно. Ведь перед началом любого звона звонарь должен получить благословение священника и совершить молитву…

Ну да ничего: просто полюбоваться звонницей, чуть голубоватыми в вечернем свете стенами и шлемовидными главками храма, сидя на скамье, окруженной роскошными ромашками, тоже очень даже неплохо…

Псков. Упоение русской стариной. День второй продолжается...

Букет этих ромашек дарю всем, кто разделил со мной этот длинный летний день в древнем Пскове…