Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:31
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Смоленск — Россия Январь 2023

Смоленск хотя и находится от Москвы в 370 км, здешняя жизнь от столичной довольно сильно отличается. Близость к Белоруссии сказывается, и потому на целый ряд товаров цены ниже. Многие рестораны работают по принципу самообслуживания, что опять же влияет на ценник.

В советское время Смоленск стал одним из центров огранки камней и производства ювелирный украшений. В 1963 г. здесь появился первый в СССР завод Кристалл. В России он до сих пор остаётся крупнейшим и имеет сеть магазинов.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Впрочем, расслоение в Смоленске чувствуется, как и в любом другом городе.

Гастарбайтеров из Средней Азии не видел, как и кавказцев. Зато прямо в центре обнаружил магазин, торгующий… самогонными аппаратами.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

В годы войны Смоленск оказался основательно разрушен, после освобождения отстроился заново, что отразилось на архитектуре.

Нет, дореволюционные здания есть, но их не так много, как хотелось бы.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

В любом случае, по городу побродить интересно.

Главный недостаток января — это короткий световой день.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Смоленск на холмах, дороги извилисты, с большим количеством подъёмов и спусков. Забронированный отель Аврора располагался на ул. Багратиона. По карте это почти в центре, но, как далее выяснилось, город оказался более большим, нежели мы представляли.

По последним данным население 312 тыс. Ещё, для меня стало открытием, что уроженцем Смоленщины является Анатолий Папанов.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

В 10 утра на пересечении ул. Ленина и Глинки мы встретились с гидом. Вадим Морозов в очередной раз оказался пунктуален и повёл нас по городу.

Между ул. Глинки и Большой Советской короткий отрезок Ленина является пешеходным. Здесь интересно здание Исторического музея, где вход охраняют старинные пушки.

По соседству с музеем целый ряд других построек.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Дом № 12 в настоящем спортивная школа, а в прошлом католическая кирха.

За ней справа превращённая в музей кузница XVII века — самое старое светское здание города.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Не будем углубляться во дворы, вернёмся на Ленина. На момент нашего визита здесь были стенды с фотографиями Смоленска довоенного и пострадавшего во время Великой Отечественной.

На пересечении с Большой Советской дом № 17/16, смоляне называют его «дом с часами». В 1900 г. здесь останавливался Ленин. В Смоленске Ильичу бывать более не приходилось, но улицу в советское время переименовали в его честь. До этого она успела побывать Блонной, Кирочной, Пушкинской.

В 90-х Смоленск входил в так называемый «красный пояс». Возвращение дореволюционных названий обошло город стороной.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

По другую сторону улицы угловое здание — библиотека им. А. Т. Твардовского. Оно тоже историческое, о чём свидетельствуют мемориальные таблички. По словам гида, с его балкона в феврале 1919 года была провозглашена Литовско-Белорусская ССР.

Хотя Литбел провозглашалась преимущественно на территории белорусских губерний (Виленской, Гродненской и Минской), в руководстве преобладали поляки и литовцы. Белорусов представлял только один человек. Рабочими языками были — польский, русский и литовский.

По мере наступления польских войск столица Литбела перемещалась: Вильно, Минск, Смоленск.

С августа 1919 г. Литовско-Белорусская ССР уже была государством-фантомом, потому что к лету 1919 года советское руководство в условиях концентрации сил перед лицом наступлений и интервенций поставило задачу избавиться от любых проявлений национального сепаратизма и начать объединение советских территорий по принципу федеративного устройства.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

После пересечения с Большой Советской ул. Ленина продолжается дальше.

Здесь любопытно на первый взгляд вполне обычное двухэтажное здание детского сада. В народе его называют — детский сад им. Медведева.

Когда Дмитрий Анатольевич выполнял обязанности президента, он посетил Смоленск. Глядя на покосившийся детский садик, Медведев спросил: «А это что за развалюха?»

Развалюху снесли, в темпе вальса построив новый садик, что и определило народное название.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Возвращаемся на Большую Советскую, и направляемся вниз по улице. Большая Советская одна из главных транспортных артерий. Долгое время по ней ходил трамвай, в 2001 г. рельсы были демонтированы.

Нельзя пройти мимо дома № 12/1. Особняк 1889 г. постройки в прежние времена принадлежал купцу Павлову.

Здание является образцом смоленского направления историзма второй половины XIX века, с характерным для этого периода фасадами, насыщенными декором стилизованным под барокко (необарокко).

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

В 1918 г. здесь появился книжный магазин. В читальне Дома выступали со своими стихами А. Т. Твардовский и М. В. Исаковский. Здание сильно пострадало в годы ВОВ, но было восстановлено в 1955 году с перепланировкой.

Дом Павлова д. № 1 по ул. Козлова. Она небольшая и упирается в Вознесенский монастырь.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Вечером нам довелось пройти рядом. Монастырь основан иезуитами в 1630 г. во времена польской оккупации.

После вхождения Смоленска в состав Московского государства в него были переведены старицы Оршанского Кутеинского монастыря, а сам он преобразован в женский православный монастырь.

По преданию, в 1660-е годы в монастыре воспитывалась мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина, дочь переведённого в Смоленск полковника Кирилла Полуектовича Нарышкина.

Судя по всему, это действительно так. Вознесенская церковь возведена в камне по личному указанию Петра I. Деньги для строительства были выделены из казны.

К сожалению, на территорию мы не заходили, и потому вернёмся на Большую Советскую, где по адресу д. 9–11 Свято-Троицкий женский монастырь. Он тоже основан поляками, в 1669 г. переосвящен из униатского.

Каменный Троицкий собор воздвигнут между 1672–1675 годами по инициативе смоленского митрополита Варсонофия Еропкина на средства из казны.

Здание монастыря является самым древним из сохранившихся сооружений на Большой Советской улице. По другую сторону улицы можно видеть колокольню.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Петр I, посетивший Смоленск в 1709 г., приказал проложить от Днепра на юг более просторную улицу. Прежняя дорога проходила по оврагу и была неудобна. Так монастырь оказался разделен: Троицкий собор и постройки на восточной стороне улицы, а колокольня на западной.

В конце XVIII века монастырь обнесли каменной стеной, частично перестроенной в следующем веке.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

В советские годы обитель не действовала. Возвращение в родное лоно РПЦ состоялось в 2008 г. В монастыре 10 насельниц. Думаю, летом территория утопает в цветах, а зимой оставляет желать лучшего.

Выходим за монастырскую ограду и направляемся по Большой Советской дальше, где дом № 5 последнее строением по нечётной стороне.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Большая Советская, в прошлом Большая Благовещенская, устремлена к Днепру. Берём правее и переходим на тихую улочку Соборная Гора, что огибает одноимённую гору. Её и Успенский собор смоляне считают духовным центром города.

Я об этом уже писал Сердце Смоленска

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Что касается улицы Соборная Гора, на ней почти нет зданий.

Во время Великой Отечественной её дома пострадали и их решили не восстанавливать. Как и что здесь было раньше, мы видели на стендах на ул. Ленина.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Исключение составляют Гостиные палаты 1780 г. постройки и Благовещенская церковь. Гармонично вписанная в гору, она представляется ровесницей Владимира Мономаха, но это не так.

Каменный храм в стиле барокко в честь Благовещения Пресвятой Богородицы построен на северном склоне Соборной горы в 1779 году на средства купца Феодора Щедрина.

В 1943 г. храм пострадал, и в последующем оказался разобран. В 80-х началась частичная реконструкция, которая полностью завершилась в 2011 г.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Спускаясь ниже, доходим до памятника М. И. Кутузову. Михаил Илларионович воздвигнут по проекту скульптора Г. И. Мотовилова и архитектора Л. М. Полякова. Открытие состоялось 20 июня 1954 года.

Создавая статую, скульптор вдохновлялся толстовским образом полководца, известным по роману «Война и мир».

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Памятник представляет собой бронзовую фигуру фельдмаршала во весь рост на постаменте из розового гранита. Его непокрытая голова слегка приподнята, а взгляд устремлен вперед. Наблюдается портретное сходство с работами художников, писавших Кутузова с натуры.

Возвращаемся на Большую Советскую и попадаем на перекрёсток, где она сходится со Студенческой, Соболева и Беляева. Последняя до 1934 г. именовалась Староленинградской. Переименована в честь писателя-фантаста, уроженца Смоленска, Александра Романовича Беляева (1884–1942).

Башни кремля и значительная часть стены на этом участке не сохранились.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Улица Беляева продолжается Успенским мостом, ведущим на другую сторону Днепра. В 1941 г. он был взорван отступавшими советскими войсками, восстановлен в 1944 г.

Долгое время Смоленские мосты не имели названий. Этот в народе называли Центральным.

В октябре 2018 года администрация Смоленска на своём сайте запустила интернет-опрос по выбору названия каждому из трёх мостов через Днепр. По итогам опроса голоса распределились следующим образом: Успенский (33.7%), Соборный (29.4%), Советский (8.8%). В итоге было выбрано название Успенский, по расположенному поблизости Успенскому собору.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Возвращаясь к теме войны, хочется вспомнить замечательный фильм «Война на западном направлении», по роману Ивана Стаднюка «Война».

Генерал Чумаков, которого сыграл Виктор Степанов, образ собирательный. Осознавая, что контрнаступление невозможно, а враг может запросто перейти на другую сторону Днепра, генерал приказывает взорвать мосты, не смотря на приказ Ставки.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Днепр тоже участвовал в Смоленском сражении. Река, как это часто бывало в истории, помогла задержать противника.

Вдоль крепостной стены гуляем дальше по набережной.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

На этом участке интересна Пятницкая башня, она же: Пятницкие водяные ворота, Водяная, Воскресенская. Выделяющаяся по форме и по цвету, она в буквальном смысле напитана историей.

Первоначальный облик башни не сохранился, но Водяной её называли не просто так! Под башней существовал тайный ход, по которому в город поступала днепровская вода.

После освобождения от поляков Смоленская крепость была реконструирована. Угроза нападения постепенно отодвигалась, в 1765 г. башню перестроили под церковь. В 1806 г. рядом появился острог, после чего Пятницкая церковь стала острожным храмом.

В 1812 г. отступавшие войска Наполеона Пятницкую церковь взорвали. Через четыре года она была восстановлена в стиле ампир. В 20-х годах прошлого века внутри расположился Музей революции. Когда съехал, пространство поделили под коммуналки. В 90-х в башне квартировал цех по производству плитки. Его сменили Музей водки и ресторан.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Наша экскурсия завершается возле памятника князю Владимиру. Решение о его установке принято в 2013 г. Автор заслуженный художник России, скульптор и преподаватель одного из местных университетов Валерий Гращенков.

Бронзовая четырёхметровая фигура возвышается на пятиметровом каменном пьедестале. Когда князь крестил смолян, ему было около 30 лет.

Распростёртая в сторону Днепра правая рука великого князя словно приглашает всех пройти обряд крещения. Шестиконечный крест, прижатый к груди левой рукой, символизирует обретение нового мировоззрения. Меч, заткнутый за пояс, — не что иное, как символ княжеской власти.

Пешком по Смоленску_Маршрут второй

Благодарим Вадима Морозова за прогулку, переходим на Студенческую улицу, ловим такси и отправляемся в мемориальную музей-квартиру А.Твардовского.