Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 10:18
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Смоленск — Россия Январь 2021

Наша встреча с гидом произошла ровно в 10 утра в саду Блонье возле оленя. Вадим Морозов оказался на редкость пунктуален.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Про родной город Вадим может говорить часами. Благодаря ему мы узнали много интересного о Смоленске.

Посетили несколько музеев, прогулялись по саду Блонье.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Я об этом частично уже рассказывал. Теперь хочется поделиться впечатлениями пешеходного маршрута первого дня.

Имеющий прямоугольную форму сад в западной части упирается в улицу Октябрьской революции. Здесь интересен д. 8 — одно из старейших зданий в городе. В доме останавливался Наполеон во время своего похода в Россию.

По легенде, последний русский царь Николай тоже здесь ночевал и Наполеон ему приснился. В настоящее время внутри Художественная школа им. М. К. Тенишевойй.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

По улице Октябрьской Революции поворачиваем налево. С правой стороны остаётся парк Дружбы.

За ним возвышается четырехъярусная Громовая башня.

В XIX в. здесь размещался губернский архив, бойницы были превращены в широкие окна. В 1932 г. тут открылся музей социалистического строительства. В сер. XX в. башня использовалась под жилье в разоренном второй мировой войной Смоленске. В 1977 г. был открыт музей, посвящённый боевой истории Смоленска. Спустя десять лет он получил название «Смоленск — щит России».

С 25 сентября 2017 г. в башне располагается Музей военной истории Российского военно-исторического общества «Башня Громовая».

Башня многократно перестраивалась и во время нашего визита тоже находилась на ремонте.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

В сторону ул. Дзержинского не идём.

Башня остаётся за спиной. Движемся вдоль Кремлёвской стены по скверу Памяти Героев.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Здесь целый ряд стел, памятников и монументов.

По примеру Москвы, в Смоленской крепостной стене тоже есть некрополь. Точнее, подобных захоронений в России всего два: в Москве и в Смоленске.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Свою историю он ведёт с 1943 г., кода в освобождённом городе решили торжественно похоронить советских солдат и офицеров, отдавших за него жизни.

Нынешний вид некрополь начал обретать после реконструкции 1968 года. Напротив башни Донец вспыхнул Вечный огонь.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Возле могил Героев Советского Союза появились бюсты.

Легендарный М. А. Егоров (1923–1975), вместе с Мелитоном Кантария водрузивший знамя Победы над Рейхстагом, стал последним, кого захоронили в Смоленской стене.

Вернувшись после войны в родной город, Егоров долгое время вместе с семьей жил в землянке. В последующем городские власти выделили квартиру и машину Волга. Именно на ней он попал в аварию и погиб.

Между улицей Октябрьской Революции и башней Донец уже не хватало места. Егорова похоронили за башней, в другом прясле стены.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Двигаясь далее проходим по Аллее городов-героев. Можно сказать, что сквер условно разделён на две части и эта более древняя. В 1912 г., в честь столетия Отечественной войны 1812 года, городские власти решили разбить сквер.

Вместе со сквером появилось Городское начальное училище памяти 1812 года. Его внешний вид напоминал средневековой замок, и был встроен в крепостную стену символизируя воинскую доблесть и древность.

В настоящем внутри музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».

Напротив музея один из красивейших памятников России — Мемориал войны 1812 года. Закладка произведена 6 августа 1912 г. Торжественное открытие состоялось 10 сентября 1913 г. в присутствии Николая Второго.

Помимо «Памятника с орлами» (именно так смоляне именуют Мемориал войны 1812 г.) композицию дополняют бюсты Героев 1812 года: Неверовский, Дохтуров, Раевский, Барклай де Толли.

В 1920-х сквер утратил былое название. Его стали называть «Кутузовский садик» (из-за бюста М. И. Кутузова), а официально — сад «Динамо». В наши дни помимо бюста Кутузову, установлен монумент «Письмо Кутузова смолянам».

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Генерал-фельдмаршал скончался в 1813 г. во время Заграничного похода. На первых порах Кутузова похоронили в польском Болеславеце, после торжественно перезахоронили в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Смоляне взяли жёлудь дуба возле первой могилы полководца, и посадили неподалёку от бюста Михаила Илларионовича. Теперь молодой дуб одна из главных святынь города.

По скверу проследуем в обратном направлении и остановимся возле Громовой башни. Неподалёку от неё памятник архитектору Смоленской крепости Фёдору Коню.

Смоленск во все времена являлся западным форпостом России. Весной 1554 года по приказу Ивана Грозного начались работы по закладке крепости. Через десяток лет усовершенствованная артиллерия стала разбивать деревянные стены. В конце XVI века было принято решение о возведении каменной цитадели на месте.

Строительством руководил Фёдор Савельевич Конь, автор Белого города в Москве. Образцом послужил Московский Кремль, а также кремли Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Зарайска, Серпухова.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Далее крепостную стену сопровождает Аллея Мира. Её заложили 12 октября 2011 г. в честь 50-летия Российского фонда мира.

Здесь интересна скамейка с зачёткой. Местные студенты приходят посидеть перед экзаменом. По сложившемуся поверью, о зачётку необходимо потереть руку.

Протяжённость Смоленской стены составляла 6,5 км. К примеру, стена Московского кремля 2235 м. По площади Смоленский кремль почти в три раза превосходил Московский, но если в Москве Кремль сохранился идеально, Смоленский пострадал во время войны 1812 года. От былого величия осталось 3,3 км. стен. На отдельных участках их полностью разобрали.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

(Макет Смоленского Кремля в Историческом музее)

В нашем случае, после башни Бублейка цитадель вновь выглядит грозной. Исторический облик восстановили, включая ров.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Возвращаясь к теме строительства, отмечу, указ о возведении каменного кремля был издан в декабре 1595 г. Со всех краёв Руси в помощь Фёдору Коню прибыли мастера.

Новая стена почти полностью повторила конфигурацию прежней крепости. Строительство потребовало затрат и продвигалось сложно. В 1597 г. всё лето шёл дождь. Вода залила рвы и траншеи. Грунт пришлось укреплять сваями.

В 1599 г. из-за тяжёлых условий поднялся бунт. Чиновникам пришлось пойти мастерам навстречу. На следующий год случился голод, но работы не останавливались и 1602 году были закончены.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

С 1609 по 1618 г. разыгралась очередная Русско-Польская война. Смоленск в течении трёх лет держал оборону.

По словам нашего гида, одним из местных изобретений было распыление горячего песка. Его нагревали до неимоверного состояния и сыпали на врага по ветру. Если вода и масло стекали рядом, то песчинки летели на большее расстояние, проникая под доспехи.

Копытенскую башню сделали непроездной во времена Екатерины Второй.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

От неё по пешеходному мостику можно попасть в сквер имени Пушкина. Думаю, здесь особенно хорошо летом. Зимой сквер, не смотря на прилежность дворников, выглядит неприветливо.

Крепостная стена поворачивает направо.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Здесь, как это обычно бывает в городах, жанровая инсталляция — я люблю Смоленск.

Рядом перевёрнутый с ног на голову домик.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Итак, мы пришли в одно из самых исторических мест крепости под названием Королевский бастион. В настоящем бастион довольно сильно осыпался. По незнанию его можно принять за натуральную горку. Между тем, история бастиона интересна.

В ноябре 1610 г. поляки прорыли подкоп и взорвали Грановитую башню. Смоляне, применяя перекрёстный огонь, брешь перекрыли.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

В любом случае, Смоленск пал. Польский король Владислав IV понимал, что русские захотят город отбить, решил укрепить слабое место, построив бастион по типу Антверпена. Возведение насыпи началось в 1626 г. и закончилось в 1632 г.

Польская оккупация продлилась 43 года. В 1654 г. русские войска начали штурм с бастиона. Многие погибли, но город оказался взят. Поляки сдались и были отпущены в Литву.

Это пространство, где каменная стена имеет разрыв, долгое время называли Королевской крепостью.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

В последующем территория стала Марсовым полем. При архитектурном планировании, установке дорогих монументов местность приобрела черты известных «Марсовых полей» европейских городов.

К 100-летию войны 1812 г. на празднествах при открытии памятников присутствовал Николай II со своей семьёй.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Позднее, повторяя традицию захоронений участников революции в Ленинграде, на «Марсовом поле» в Смоленске при плаце были устроены захоронения местных революционных деятелей, что продолжило принятую традицию увековечивания значимых людей в торжественном месте.

В советское время на Марсовом поле собиралась молодёжь, отчего «Марсово поле» трансформировалось в «Массово поле». Многие смоляне с подобным не согласны, но на картах отображён второй вариант.

Как бы там ни было, Массово поле плавным образом переходит в Лопатинский сад. В 1874 году по приказу губернатора А. Г. Лопатина на этом месте обустроили сад, впоследствии названный его именем.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

По Горбатому мосту пересекаем одноимённый пруд.

Он появился благодаря полякам, бравшим землю для бастиона. При Лопатине яму переделали в водоём.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

За мостом хорошо знакомый каждому смолянину 26-метровый Памятник защитникам Смоленска 1812 года.

Официально монумент называется — «Памятник защитникам Смоленска 4—5 августа 1812 года». Автор проекта — Антонио Адамини.

Это первый монументом в честь Отечественной войны 1812 года в Смоленске. Открытие состоялось в день 29 годовщины освобождения города от французских завоевателей — 5 ноября 1841 года.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Фотографирую в Лопатинском саду жанровую скульптуру ёжика.

Выходим на улицу Пржевальского.

Пешком по Смоленску_Маршрут первый

Чуть дальше, свернув на ул. Октябрьской Революции, завершаем маршрут на пл. Ленина возле главной новогодней ёлки Смоленска.

Большое спасибо Вадиму Морозову за экскурсию!

По заданной теме предлагаю посмотреть рассказы: