Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была 22 апреля 20:36

Челябинск — Россия Март 2023

День выдался солнечный и ветренный. Зиму проводили, а она не торопится уходить. Вроде бы тепло, но ветер холодный и колючий. Март-первый весенний месяц, но… Пришёл марток, надевай семь порток! Такова народная мудрость.

От музея разведки до аптеки-музея

В такой замечательный день во дворце пионеров и школьников, что в парке «Алое поле», 6 марта прошло очень интересное мероприятие, посвящённое нашему земляку Исхаку Абдуловичу Ахмерову легендарному советскому разведчику. И я приняла участие в этом весьма интересном событии в качестве приглашённого гостя.

В челябинских школах был объявлен конкурс сочинений, посвящённый Ахмерову и работе службы внешней разведки. Конкурс завершился, торжественная церемония награждения победителей конкурса состоялась в символичном месте — в музее истории разведки, который находится во Дворце пионеров и школьников им. Крупской. Экспозиция называется «Без права на славу, во славу державы».

Название это дали не случайно: слова взяты из неофициального гимна разведчиков.

Ребят-победителей конкурса наградили почётными грамотами и подарками.

От музея разведки до аптеки-музея

А перед началом церемонии награждения для участников конкурса и гостей была экскурсия по экспозиции, которую провела представитель Фонда содействия исторического и культурного наследия имени святого благоверного князя Александра Невского, под эгидой Пресс-бюро СВР России.

Экспозиция была открыта в честь 100-летнего юбилея органов безопасности России 15 декабря 2017 года. Это первая экспозиция музея разведки и контрразведки «Щит и меч Отечества», по уникальности своей она не имеет аналогов в России. Центральное место занимают 29 портретов разведчиков.

Среди портретов — запечатленное лицо детской писательницы Зои Воскресенской. Детской литературой она занималась уже после того, как заслужила репутацию одного из мощнейших аналитиков отечественной разведки. Рядом с портретами — рассекреченные документы, награды и личные вещи разведчиков, художественные и документальные материалы.

Собраны фотографии визита в Челябинскую область легендарного Вильяма Фишера (Абель).

От музея разведки до аптеки-музея

Он в 1968 году приехал на Южный Урал, чтобы самому увидеть результат атомного проекта, в котором принял непосредственное участие.

Николай Иванович Кузнецов, Исхак Абдулович Ахмеров, Павел Иванович Фитин. Имена этих уральцев навечно вписаны золотыми буквами в историю разведки.

Николай Кузнецов с 1938 года под именем Рудольфа Шмидта занимался выявлением агентуры абвера и гестапо на Урале и Москве.

От музея разведки до аптеки-музея

В годы Великой Отечественной войны он уже обер-лейтенант Пауль Зиберт: вел разведывательную деятельность в Ровно, где располагался рейхскомиссариат Украины. Николай Кузнецов лично ликвидировал одиннадцать немецких генералов и высокопоставленных чиновников. В 1944 году он был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно… Существует известная легенда о том, что именно на подвигах Николая Кузнецова сформировался образ Штирлица.

Павел Фитин — пожалуй, самый уважаемый командир всей отечественной разведки.

Он был одним из тех, кто провел беспрецедентную по масштабу и сложности операцию под кодовым названием «Снег». Благодаря Фитину, Ахмерову и их ближайшим соратникам Япония отказалась открывать второй фронт в войне против СССР. Благодаря Фитину в США и Европе блестяще провели операцию по проникновению в ведущие научно-исследовательские институты.

От музея разведки до аптеки-музея

Секреты атомного оружия, охраняемые с неимоверной строгостью, были доставлены в Москву. 10 октября 2017 года на территории Пресс-службы СВР России в Москве был открыт памятник П. М. Фитину.

Исхака Ахмерова уже среди нескольких поколений отечественных разведчиков заслуженно называют человеком-легендой.

С начала 1930-х годов он работал по линии нелегальной разведки в Турции и Китае. В 1935 году командирован в США. Несколько лет, действуя под прикрытием, он прожил в США, отвечая за работу всей американской сети агентов и за сбор секретной информации по атомной тематике.

От музея разведки до аптеки-музея

Благодаря его работе, один только Абель передал нашим разведчикам порядка 7 500 копий сверхсекретных материалов и 2 500 микрофотопленок. Исхаку Ахмерову удалось избежать разоблачения и благополучно вернуться на Родину.

После награждения и экскурсии по экспозиции музея, все участники конкурса и гости мероприятия были приглашены к памятнику Исхаку Ахмерову для торжественного возложения цветов.

Памятник легендарному разведчику был установлен в апреле 2015 года около Дворца пионеров, теперь это место называется — площадь Разведчиков. Памятник И. А. Ахмерову в Челябинске — единственный в стране городской памятник разведчику-нелегалу. Автором памятника стал народный художник России Андрей Ковальчук.

От музея разведки до аптеки-музея

По завершении такого необычного мероприятия я прогулялась по парку и отправилась ближе к дому.

По этой части исторического центра Челябинска я не прогуливалась очень давно, от слова «очень», как-то не было пути. Здесь, на Васенко, где располагаются службы силовиков, привлекают внимание два потрясающих здания. Раньше я проскакивала мимо, а сегодня, в свете яркого солнца взгляд зацепил их конкретно. Пройти мимо не было возможности.

Одно из них- кирпичный дом с мезонином начала 20 века, усадьба Хованова.

От музея разведки до аптеки-музея

«Кирпичный стиль»-условное обозначение неоштукатуренных строений периода эклектики в России конца 19 века (с богатым декором). Этот роскошный дом построил не дворянин и не купец, а простой рядовой в отставке Дорофей Хованов, причём сам участвовал в строительстве. После смерти Хованова его вдова продала дом купцу Башкирову.

Уже после революции дом стал собственностью советской власти. ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ- вот что находилось в этом особняке. Силовики сохранили его почти в первозданном виде. Сейчас здание по адресу Васенко, 25 принадлежит управлению ФСБ, и является объектом культурного наследия.

И другое здание на Васенко, 37- Чаеразвесочная фабрика.

От музея разведки до аптеки-музея

Здание из красного кирпича построено в 1904 году, является одним из корпусов чаеразвесочной фабрики товарищества «Преемник А. Губкина А. Кузнецов и Ко». Это сейчас наш город ассоциируется с металлургией, а более ста лет назад все знали, что Челябинск — чайная столица России. В челябинских лавках чай появился в продаже уже в XVIII веке, а торговать чаем на Южном Урале начали в середине ХIХ века. Сегодня сложно представить, что производственный корпус может украшать улицу. Но тогда большое здание удивляло своими размерами и изяществом — уникальной кладкой из красного кирпича, множеством окон и, конечно, неповторимым чайным ароматом.

После революции в здании размещался Химфармзавод. В 2017 году права на исторический объект принадлежат Главному управлению МВД. Идёт реставрация.

На Кировке я случайно для себя обнаружила музей, мимо которого я проходила сто пятьсот раз и не обращала на него внимания. Это музей истории аптечного дела.

От музея разведки до аптеки-музея

Дом по ул. Кирова, 141 является зданием самой старой аптеки города. Вернее, времена менялись, но с момента постройки дома на первом этаже всегда располагалась аптека или аптечный склад. Первоначально это был самый большой в дореволюционном Челябинске аптечный склад Я. С. Плонского. С 1902 года и по сей день здесь продают лекарственные средства и медицинские товары. Сейчас это аптека № 1.

В декабре 2009 года в этом доме открылся первый в УрФО музей истории аптечного дела. Портрет Якова (Ицке-Янкеля) Соломоновича Плонского, его первого владельца, в его бывшем аптечном магазине висит на видном месте.

Из архивных документов известно, что 29 декабря 1898 года он приобрел у местного мещанина Ивана Андрияновича Самохвалова дворовое место с постройками на улице Уфимской (сейчас ул. Кирова). Так выглядело место постройки на старой фотографии

От музея разведки до аптеки-музея

В 1902 году, по другим данным в 1907-м, Яков Плонский открыл в своем новом доме на первом этаже аптечный магазин,

наверху было восемь комнат для семьи.

Экспонаты в музее самые что ни на есть подлинные — их собирали по всем аптекам, подведомственным складам и учреждениям.
Вдоль стен расположены шкафы с уникальной фармацевтической посудой:

От музея разведки до аптеки-музея

флаконы цветного стекла ручной работы с гербом Российской империи, клеймом мастера, бронзовые разновесы 1861 года,

фарфоровые чашки для реактивов, банки от простуды, ступки, глазные ванночки.

Здесь есть массивные чугунные весы с гирями, на которых отпускали оптовые партии препаратов,

телефонный аппарат 1910-х годов с отдельным рожком-трубкой,

«Реальная энциклопедия» (1909 год), «Экспериментальная фармакология» (1913 год),

изящные коробочки-бонбоньерки для таблеток. Все эти предметы были в ходу, когда еще был жив Яков Плонский. На витринах можно увидеть копии и оригиналы исторических документов, касающиеся организации аптечного дела в Челябинске, датируемые началом XX века, с характерными для того времени росчерками и завитушками.

На стенах и в шкафах — вымпелы, фотографии трудовых коллективов,

От музея разведки до аптеки-музея

учебники, аутентичные коробки с ампулами, упаковки бинтов, стеклянные шприцы, колбы, и прочий инструментарий фармацевтов, назначение которого знают только профессионалы.

Пока челябинская аптека-музей выглядит скромно. Но если вы, гуляя по Кировке, захотите показать детям, как лечились наши прабабушки и прадедушки, вам сюда.

Ну вот и всё. На сегодня мои приключения закончились. День удался!

В подготовке материала использованы: СМИ Уралым/Мой урал, сайт Управления культуры администрации города Челябинска, сайт объединённого Государственного архива Челябинской области.